Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-психологическая адаптация к несению дорожно-патрульной службы стажерами в должности инспектора ДПС

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРАПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Отчетная документация по комплексной
психолого-педагогической практике
Вологда
2011

Заключение покомплексному психолого-диагностическому обследованию
 
Испытуемый -  Ярослав А.,стажер в должности инспектора ДПС.
Возраст — 23 года
Дата –  04 апреля 2011г.
Цель:
-исследовать эмоциональноволевые возможности,
-исследоватьинтеллектуальные возможности,
-изучить индивидуальнуюстепень выраженности личностных качеств.
Запрос напсиходиагностику обусловлен изучением индивидуальных особенностей стажера в должности инспектора ДПСи его адаптации к работе в данной организации, составление заключения.
При проведении исследованиииспытуемый проявлял активность, заинтересованность, внимательно слушалинструкцию. Эмоциональное состояние и отношение к исследованию положительное.
Методикииспользованные в комплексной психолого-диагностическом обследовании:
1. 16 факторныйличностный тест – опросник Р. Кеттела,
2. Цветовой тест М. Люшера,
3.Экспресс диагностикахарактерологических особенностей личности (Г. Айзенк в модификации Т.В. Матолиной),
4. Самооценка формагрессивного поведения (Модифицированный вариант Баса – Дарки),
5. Тест-опросник Шмишека«Выявление акцентуаций».
 

Заключение попсиходиагностическому обследованию
Обследуемый Ярослав предрасположен к эмоциональнойхолодности, скептицизму и отчуждению, утомляемости, раздражительности,эмоциональной неустойчивости, пессимистичности. Возможно подавленноенастроение, раздражительность. Эти лица обычно хорошо адаптированы, деловиты,практичны, активны, предприимчивы. В выполнении повседневных обязанностей могутпроявлять небрежность и незаинтересованность, но в критических ситуацияхэффективность их деятельности резко возрастает. Боится, что ему могут помешатьдостичь желаемого. Это заставляет его мобилизовать все свое обаяние вотношениях с окружающими, т.к. он надеется, что это облегчит ему достижение егоцели.
По типу поведения стремится к лидерству, но предпочитаетработать один, вещи его привлекают больше чем люди, избегает компромиссов,переменчив в отношениях. Способен руководить окружающими, стремится имикомандовать. Осмотрителен в действиях, мало заботится об окружающих, плохоработает в группе, сознательно лояльный в ситуации выгоды. Большое стремление ксамостоятельности. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когдавстречает сильное противодействие, терпит неудачи. Стремится к признанию.Воспринимает настоящее как временное, переходное состояние и надеется, что спомощью определенных усилий и большего усердия выдвинется на первый план.
По даннымпсиходиагностики обследуемого Ярослава можно предположить о наличии такиххарактерологических свойствах личности как низкая самооценка, некоммуникабельность, подозрительность, деловитость, практичность, предприимчивостьимпульсивность. Эмоционально неустойчив. Может быть критично настроенным,непреклонным, боязливым, медлительным, сдержанным в выражениях своих чувств.Обычно испытывает необоснованное чувство неполноценности.

Рекомендации в работе:
1. Способствоватьсозданию условий для личностного развития.
2. Создавать ситуацииуспеха.
3. Работать попрофессиональной ориентации.
4. Способствоватьсозданию атмосферы принятия и психологической поддержки.
5. Развивать навыкисаморегуляции, произвольности познавательных процессов.
6. Оказыватьсвоевременную помощь в адаптации к жизни в новом коллективе.
7. Нуждается всистематических индивидуальных занятиях с психологом по отработке психотравмирующихпереживаний.
8. Включать в различныевиды деятельности, предусматривающие возможность эмоциональной вовлеченности ирасширению социальных связей.
Рефлексивный отчет покомплексному диагностическому обследованию
При подготовке кдиагностическому обследованию мною были внимательно изучены методики, которыенеобходимо было использовать при обследовании испытуемого. Я попыталась создатьдоверительную атмосферу, чтобы Ярослав чувствовал себя комфортно и раскованно.Инструкции к выполнению предлагаемых заданий были четко сформулированы ивовремя озвучены.
При психодиагностическомисследовании испытуемый проявлял активность, заинтересованность, внимательнослушал инструкцию. Эмоциональное состояние и отношение к исследованию являлисьположительными, что в свою очередь и облегчило проведение диагностическихметодик по изучению его личностных особенностей.
Во время проведения обследованияя чувствовала себя уверенно. Иногда приходилось отвечать на вопросы, возникающиеу Ярослава при непонимании каких-либо формулировок. В целом работа была оченьинтересной, полученный опыт работы оказался полезным для меня, как для будущегопрофессионала своей практикующей деятельности.
Информационное сообщениедля инспекторского состава ДПС.
(Проводилось совместно с ХисамовойН.С.)
Тема сообщения: «Что такое “активное слушание” и какнадо слушать собеседника?».
Сообщение предназначенодля старших групп инспекторского состава ДПС.
Время проведения:вечерний развод (19.00).
Цели сообщения:
— познакомить участниковс понятием «активноеслушание»;
— изучение правил активного слушания;
— раскрытие результатов,которые даёт «активное слушание»;
— применение новых знанийна практике.
План сообщения:
1. Приветствие и вводнаячасть (актуальность, виды слушанья);
2. Раскрытие определения«активное слушание»;
3. Методы и приёмы«активного слушания»;
4. Требования и сложности«активного слушания»;
5. Набор правил по использованию «активногослушания»и подведение итогов беседы.
Конспект сообщения:
Добрый вечер! Сегодня мыхотели бы обратиться к теме слушания. Каждый день нам приходиться общаться смножеством людей и некоторые из них обращаются к нам со своими проблемами, подолгу службы ли, дружеских связей или как к специалистам. И не всегда выслушав,их мы можем помочь, но задумывались ли вы когда-нибудь, что эта неспособностьможет исходить от нас самих, быть может, мы просто не умеем правильно слушать.Теперь я расскажу вам, какое вообще бывает слушание.
Существует нескольковидов:
1. Вообще не слушаетсобеседника (активное «неслушание»);
Взгляд мимо, ответыневпопад, занят своими делами. Все слова собеседника пропускает мимо ушей.
2. Демонстрирует,что слушает собеседника (псевдослушание);
Делает вид, что слушает,как бы поощряет собеседника говорить, но на самом деле пропускает все мимоушей. Тупо на автомате повторяя «ясно», «понятно», «да-да, говорите».
3. Слышит то, чтохочет услышать (избирательное слушание);
Слышит не все, а толькочасть сказанного. Не внимает собеседнику, а скорее выискивает в его словах то,что нужно ему. Выхватывает отдельные фразы или слова из контекста сказанного,криво интерпретируя или понимая суть сказанного.
4. Слушает и слышитсобеседника (Активное слушание).
Поддерживает ссобеседником зрительный контакт. Выразительно реагирует мимикой и телом насказанное (откликается эмоционально). Кивает, одобряет, «угу-кает» и«ага-кает», давая понять собеседнику, что есть интерес к разговору. Задаётуточняющие вопросы. Дословно повторяя или перефразируя собеседника. Выражаетпонимание. Подытоживает основные мысли собеседника в процессе разговора.
Сегодня мы будем говоритьименно об «активном слушанье».
Итак «активное слушанье»- это способ ведения беседы в личных илиделовых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит ипонимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника — означает:
· Дать понятьсобеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
· Сообщать партнеруо его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
В результатеиспользования «активного слушанья»:
1. Собеседникначинает относиться к вам с большим доверием.
2. Партнер пообщению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычнойситуации.
3. Вы получаетевозможность понять собеседника и его чувства.
4. Если партнер пообщению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогаетбезболезненно «выпустить пар».
Отсюда следует, что цель«активного слушанья» — поддержать и создать доверительную атмосферу в разговоре.Для этого мы должны быть принимающими и заботливыми и, одновременно, уважающимиговорящего.
«Я о'кей. Выо'кей». «Все, чем вы поделитесь со мною, останется в тайне».«Я хочу понять вас». Мы должны искать информацию и слушать, чтобыпонять, без выдвижения гипотез и действий.
«Я буду думать ичувствовать с вами — а не о вас и не для вас». Это значит — обрабатывать ивозвращать обратно то, что мы услышали, чтобы прояснить смысл сказанного.«Я надеюсь, что пояснения, которые я у вас попрошу, помогут вам самомулучше понять то, о чем мы говорим».
Что же необходимо дляиспользования «активного слушания»?
Чтобы обеспечитьподдержку собеседнику, используйте:
· подлинный интереск тому, что Вам сообщают;
· минимальнуюподдержку, «знаки» понимания: короткие вербальные высказывания — «Да», «Угу» и т.п.
· выражениеподдержки, более длинные вербальные «связи» — «Я с вами»,«Я вас слышу», «У меня много времени. Я никуда не спешу»
· валидизацию:давайте чувствам говорящего статус нормальных и естественных, имеющих право насуществование — «Я могу понять то, что вы испытывали именно такие чувства.Если бы подобное случилось со мной, я бы тоже чувствовал злость».
Чтобы получитьдополнительную информацию, используйте:
· повторение — повторять сказанное дословно;
· парафраз — новыеслова с тем же смыслом, особенно в связи с чувствами, которые необходимопрояснить — «Я слышу, что вы говорите… », «То есть вы хотитесказать, что… „
· открытые вопросы- вопросы, требующие ответа без “нет» или «да». Вопросы,начинающиеся на «Что… », «Кто… », «Как… »,«Когда… »;
· рефлексию — вашиинтуитивные догадки и эмоциональные ощущения, которые не выражаются словами.«Выразите, как вы ощущаете это, по другому»;
· метафоры исравнения — используйте сравнения с реальным, чтобы помочь лучше определитьчувство или ощущение. «Это похоже на ощущения маленького ребенка, которогобросили одного на вокзале».
Когда же надлежитиспользовать «активное слушанье»? В принципе было бы не плохо, если бы вы незабывали о нём никогда, но вот несколько примеров, когда оно будет особеннополезно:
· когда вамнеобходимо проверить, верно ли вы воспринимаете эмоциональное состояние другогочеловека;
· когда вы имеетедело с сильными эмоциями;
· когда проблемадругого человека эмоциональна по своей сути;
· когда собеседникпытается вынудить вас принять то же решение, что и он сам.
С помощью «активногослушания» вы сможете:
· прояснить длясебя чувства другого человека,
· структурироватьсложные эмоциональные состояния,
· определитьпроблему более точно,
· позволить клиентурешить проблему или понять, в каком направлении ее нужно решать,
· повыситьсамооценку клиента.
Но не стоит забывать отребованиях, которые стоит выполнять, чтобы продуктивно пользоваться «активнымслушанием»:
· искренний интереск человеку и желание помочь;
· большое вниманиек малейшим проявлениям эмоционального состояния собеседника;
· временноотбросить любые мнения, суждения;
· верить вспособность человека самому принять решение и справиться со своей проблемой,давая ему время и создавая благоприятные условия.
Существует рядсложностей, о которых так же не стоит забывать при использовании «активногослушания»:
1. Ответ собеседника«да» с последующей паузой. В этом случае задайте информационныйвопрос (Что – Где – Когда – Как), дабы побудить его говорить дальше.
2. Ответ собеседника«нет». Если собеседник не дает пояснений, задайте информационныйвопрос. Если вы получили ряд ответов «нет», то, видимо, собеседник нежелает говорить о своей проблеме или же не старается тщательно разобраться вней.
3. Вы шагнулислишком далеко вперед, выразив свой анализ, а не чувства собеседника. Вернитесьв ситуацию общения и проследите за состоянием собеседника.
4. Собеседникговорит, говорит и говорит. Если он выражает очень сильные чувства, слушайтеего не прерывая, даже ради выражения своих мыслей, чувств.
5. «Активноеслушание» заканчивается, когда проблема определена или достигнуто решение,собеседник на определенное время сосредоточился на данной проблеме, диалогстановится цикличным и повторяется.
Ряд коммуникативныхбарьеров также может помешать правильно использовать «активное слушание»,постарайтесь избежать их:
1. Давать советы- предлагать другому человеку решение его проблем. Советы редко бывают приняты,предполагают превосходство советчика, лишают человека возможности взять на себяответственность за принятое решение.
2. Анализ илиинтерпретация — объяснения собеседнику, что же на самом деле представляет изсебя его проблема. Объяснение, почему он чувствует или почему он имеет тупроблему, которую имеет. Часто интерпретация создает новую проблему, вызываетзащитные реакции, часто не принимается, мешает пониманию, даже если ваш анализправилен. Вопросы «Почему?» обращены не только на поиск информации,но и ведут к оправданиям, порождающим защитные реакции, побуждают человека крационализации (движению от выражения чувств к выражению мыслей), уводятсобеседника от реальной ситуации, требуют информации, которой он часто неимеет; лучше использовать вопрос «Зачем?».
3. Логическоеубеждение — использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы,направляющие собеседника, который испытывает сильные эмоциональные переживания,к вашему решению или совету. Людям несвойственно рационально размышлять, частоони неспособны следовать логике, собеседник чувствует, что вопросами егозагоняют в ловушку. Этот метод уводит собеседника от его чувств, порождаетзащиту, фрустрацию, чувство обиды.
4. Наставления ирезонерство — объяснения собеседнику, насколько хорошо или плохо согласуетсято, что он делает с вашей системой ценностей, обычно начинающееся словами«надо бы», «следовало бы». Это порождает защитные реакции,чувство вины, если принимается; чувство обиды, если отвергается;подразумевается превосходство «проповедника».
5. Угрозы — намеки и прямое заявление, что собеседник испытает тяжелые последствия, если непримет определенное решение. Порождает защиту, враждебность, обиду, уводит отпроблем.
И подводя итоги, я хотелабы дать вам несколько советов, следуя которым вы сможете стать «активнымслушателем»:
1. Доброжелательныйнастрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личныхоценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивайтерасспросы. Стройте предложения в утвердительной форме.
3. Делайте паузу.Дайте собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делатьошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что нетак, собеседник поправит вас.
5. Зрительныйконтакт: пусть ваши глаза находятся с глазами собеседника на одном уровне.
6. Если выпонимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьтеего в покое.
Рефлексивный отчет поинформационному сообщению для инспекторского состава ДПС
Во время подготовки кинформационному сообщению мы опирались на то, чтобы тема была актуальной иинтересной для старших групп инспекторского состава ДПС. Небольшой сложностьюявилось структурирование времени на подачу материала.
При подготовке янесколько раз прочитала весь текст и прорепетировала его вместе с НаталиейСергеевной, чтобы чувствовать себя увереннее и определить временные рамки.
Во время выступления, ячувствовала себя уверенно и свободно. Было очень приятно, что аудитория задавалавопросы, то, что была обратная связь, что означало, тема была подобранаправильно, и нам удалось заинтересовать слушателей.
В целом я получила оченьважный для себя опыт профессионального общения, структурирования материала ивремени, что очень пригодится мне в дальнейшей профессиональной деятельности.
Конспект занятияобучающего характера на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуацийв деятельности инспектора ДПС с участниками дорожного движения»
1. Предмет:Психология.
2. Аудитория – стажерыв должности инспектора ДПС.
3. Тема занятия: «Предупреждениеи разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ДПС с участникамидорожного движения».
4. Цели занятия:
1). Образовательная:
— познакомить инспекторовДПС с таким понятием как: «конфликт»;
— изучить характерныеособенности стадий зарождения и развития конфликтных ситуаций;
— раскрыть рольпрофессионально-грамотного разрешения конфликтных ситуаций с участникамидорожного движения.
2). Развивающая:
— развитие уменийрассуждать;
— применение новых знанийв практической деятельности дорожно-патрульной службы;
3).Воспитывающая:
— воспитание активнойжизненной позиции;
— развитие способности ксотрудничеству, общению.
5. Используемыеметоды:
— словесные (рассказ,объяснение, беседа);
— наглядные (записи надоске).
6. Оборудование:мел, доска, памятки с рекомендациями по подготовке к экзаменам.
7. Литература:
1) Примак Л.П. Общение с собой. М., 1991. С.175, 183;
2) Краткий психологический словарь/Под общ. Ред.А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.,1989;
3) Козловская Е.А., Антонов С.М., Белов В.Н., Сатлейкин П.И.Решение оперативно-служебных задач инспектором дорожно-патрульной службыГосавтоинспекции. М., 1989;
4) Материалы Интернет-сайтов.
8. План занятия:
18.45-18.50 – организационный момент;
18.50-19.10 – основная часть (изучение материала);
19.10-19.25 – закрепление изученного материала;
19.25-19.30 – заключительная часть.
9. Содержание:Время Деятельность педагога Деятельность учащихся
18.45
19.10-19.20
19.20-19.30
Организационный момент
Основная часть.
Введение.
Конфликты в деятельности инспектора, как показывает практика, вполне закономерное явление и чаще всего бывают обусловлены:
— личностными особенностями и культурой поведения, как инспектора, так и участника ДТП. Со стороны инспектора это могут быть грубость, бестактность, отказ представиться и предъявить удостоверение.
— ошибочным приписыванием каждой из сторон конфликта мотивов поведения в конкретном ДТП, которые не всегда соответствуют действительности и нежеланием разобраться в случившемся.
— употреблением как инспектором, так и участником ДТП жаргона, жестов, взаимно оскорбляющих достоинство личности каждого.
— нежеланием или неумением инспектора четко и доходчиво объяснить участнику ДТП суть допущенного им нарушения и доказать его вину.
— предвзятым отношением, отсутствием умения грамотно составить протокол, оформить материалы расследования ДТП…
Итак, что же лежит в основе зарождения конфликтов?
В основе всегда лежит столкновение противоположных мнений, позиций, взглядов. Готовность к конфликту ощущается инспектором ДПС и участником ДТП в психическом напряжении, состоянии дискомфорта. Момент перехода от этого состояния к конфликту – труднопредсказуем и зависит от множества факторов. Важную роль при этом играют индивидуаьные психологические особенности каждой из конфликтующей сторон.
Условно развитие конфликта может иметь следующие стадии:
1.  Конфликтующие стороны не намерены уступать друг другу в спорном вопросе, каждый настаивает в своей правоте действий.
2.  Бурное развитие конфликта, когда действие принимает неуправляемый характер, происходит потеря причинно-следственных связей. Конфликт переходит от предмета разногласий на личности.
3.  Конфликт достигает своего максимума, переходя от скрытого раздражения к открытому возмущению.
Каждая конфликтная ситуация уникальна. Однако какой бы она ни была, инспектору необходимо научится регулировать свои взаимоотношения с участниками дорожного движения, быть инициатором в устранении возможных противоречий и окончательном разрешении конфликта.
Поделитесь своим практическим опытом в устранении конфликтных ситуаций, возникших когда-либо с участниками дорожного движения. Много ли их было? Как вы устранили данные противоречия?
Сейчас я хочу вам предложить следующие методические рекомендации, направленные на предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций с участниками дорожного движения.
1.  Предупреждение конфликта в стадии зарождения.
В любой конфликтной ситуации инспектору необходимо быть сдержанным. Всякие попытки призвать нарушителя к порядку, например повышением голоса, только разжигают конфликт. Поэтому действовать нужно корректно, решительно, обосновывая свои действия не личными соображениями, а требованиями правовых норм, действующих в сфере дорожного движения.
2.  Компромисс как способ разрешения конфликта.
Необходимо объективно оценить ситуацию и прийти к согласию обеих сторон, к их уступчивости. Когда согласие будет достигнуто, только тогда можно приводить аргументированные доводы и обстоятельно объяснять нарушителю, как следовало действовать в конкретной ситуации, т.е. прийти к компромиссу.
3.  Прием свободного развития и разрешения конфликта.
Суть приема заключается в том, что агрессивному конфликтному нарушителю следует дать возможность высказаться, не перебивая, даже если претензии неприятны инспектору. Возражения или попытки что-либо объяснить возбужденному участнику ДТП только повышают накал его эмоций и мешают разобраться в сложившейся ситуации. Необходимо дать возможность высказаться.
4.  Использование психологической защиты в конфликтной ситуации.
В целях психологической защиты в ситуации возникновения и развития конфликта инспектору следует удерживать свою доминирующую роль, используя перечисленные ранее психологические приемы.
5.  Соблюдение межличностной дистанции.
При конфликтах, связанных с психологической несовместимостью участников дорожного движения, их нежеланием уступать, инспектор может предъявить соответствующие требования к правонарушителю, четко аргументируя свои действия.
6.  Посредничество в конфликте третьего лица.
Такой конфликт происходит, когда к первоначальному столкновению интересов инспектора и нарушителя добавляется взаимная личная неприязнь, где арбитром может быть посторонний водитель, пассажир и т.д. Посредничество третьего лица может помочь в разрешении конфликта на месте и предотвратить написание жалобы на инспектора.
7.  Индивидуальный подход к участникам ДТП.
В целях индивидуального подхода к участникам дорожного движения инспектору следует знать наиболее часто встречаемые типы их поведения в конфликтных ситуациях, что позволяет целенаправленно выбрать адекватные меры психологического воздействия на правонарушителей и грамотно применить административные санкции.
Типы поведения правонарушителей:
1. Водитель – грубый, бесцеремонный, убежденный в своей правоте и вседозволенности. Задачей инспектора служит подавление агрессивности не проявлением собственных эмоций, а констатацией факта допущенного им нарушения, разобрав при этом все действия водителя.
2. Водитель – испуган, беспомощен, но внешне демонстрирует свою вспыльчивость и негодование произошедшего. Задачей инспектора является дать возможность высказаться, «выпустить пар», при этом, не прореагировав на эмоциональный всплеск, а правомерно совершать последующие действия исходя из административных санкций.
3. Водитель – жалобщик, считающий, что его вина связана с неправильными действиями других водителей. Следует внимательно выслушать, не акцентируя внимание на (не)правильности сказанного, а переключить его с жалоб на конкретный разбор собственных действий, объяснить как следовало поступить, в чем состоит его вина и почему необходимо применить к нему административную санкцию.
Подумайте, какой алгоритм принятия решения инспектором в конфликтной ситуации на дороге будет более продуктивным?
 Для работы разделитесь на 2 группы. Каждой группе я предлагаю ситуации для обсуждения.
Постарайтесь составить алгоритм решения выхода из конфликтной ситуации:
1.  Инспектор остановил автомобиль, следующий с превышением предельно допустимой скорости движения, нарушением правил маневрирования. Признаков опьянения у водителя нет. При проверке водительских документов нарушитель раздраженно показывает визитную карточку известного руководителя государственной власти. При этом обвиняя инспектора в придирках, указывает на бесполезность его действий, угрожает возможным наказанием.
2.  Во время беседы инспектора с водителем по факту нарушения правил дорожного движения пассажир, сидящий в автомобиле, сделал замечание за излишние замечания к водителю и угрожает инспектору неприятностями по службе и его наказанием.
3.  Инспектор ДПС прибыл на место ДТП, где имеются погибшие и раненные. Место происшествия окружено людьми, находящимися в крайне возбужденном состоянии. Высказываются неодобрительные заявления о работе ГАИ, которые находят одобрение у окружающих. Складывается конфликтная ситуация.
4.  Водитель-нарушитель беседуя с инспектором, открыто демонстрирует неприязнь, не слушает объяснений, перебивает и пытается создать конфликтную ситуацию.
 Постарайтесь работать продуктивно, возможность высказаться должна быть у каждого. На обсуждение дается 10 минут.
 По окончании обсуждения высказывается представитель от каждой группы. Каждое предложение фиксируется на доске и обсуждается всеми участниками.
Далее – предоставляется экспертная оценка.
Закрепление изученного материала
 Итак, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: как вы поняли, что такое конфликт? При каких условиях он может возникнуть? Назовите известные вам стадии развития конфликтной ситуации?
Заключительный этап
 Спасибо за работу! Если у кого-то возникли вопросы, вы можете их задать. Я надеюсь, это занятие поможет вам в дальнейшем разрешить возникающие спорные моменты и не допустить развитие конфликтной ситуации с участниками дорожного движения, а найти компромисс и взаимопонимание!
Слушают, делают записи
Отвечают на вопрос.
Слушают, делают записи.
Отвечают на вопрос.
Слушают, делают записи.
Слушают
Участники делятся на группы и выполняют задание.
психологическая адаптация патрульнаяслужба инспектор

Рефлексивный отчетзанятия обучающего характера по психологии на тему: «Предупреждение иразрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ДПС с участникамидорожного движения»
Мною было проведенообучающее занятие на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций вдеятельности инспектора ДПС с участниками дорожного движения» для стажеров вдолжности инспектора ДПС ГИБДД УВД по Вологодской области.
При проведенииорганизационного момента была визуально проверена готовность к активномуслушанию и установлен первый эмоциональный контакт.
На протяжении всегозанятия я занимала активную позицию, постоянно удерживала внимание инспекторовпо изучаемой проблеме. Кроме того, стимулировала их мыслительную деятельность,используя метод эвристической беседы: приводила примеры, задавала вопросы.
Время от времени яакцентировала внимание на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайтепоподробнее», «Это очень важно». Таким образом, обращала внимание на значимые,ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы.Это способствовало выработке умению выделять главные мысли, существенныестороны изучаемого материала, обучало стажеров-инспекторов мыслитьаналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.
В ходе занятия былииспользованы проблемные и поисковые задания, осуществлялись индивидуальные игрупповые формы работы.
Оценивая занятие в общем,можно сказать, что поставленная мною цель была достигнута, план реализован,расчетное время этапов занятия совпало с реальным. Общая доброжелательнаяатмосфера урока позволила инспекторскому составу изучить проблему,активизировать мышление и воображение. Изложение было четким ипоследовательным. Предназначенная для запоминания информация включалась вактивную интеллектуальную обработку. Для активизации мышления использоваласоздание проблемных ситуаций; чёткую постановку вопросов; организацию операцийанализа, обобщения; побуждение к самостоятельным выводам.
Вцелом, можно сделать вывод о том, что занятие прошло хорошо, я получилаудовлетворение от работы с инспекторами ДПС, видела их активность,заинтересованность, получила обратную связь.
Коррекционно-развивающаяпрограмма с элементами тренинга на тему: «Социально-психологическая адаптация кнесению дорожно-патрульной службы стажерами в должности инспектора ДПС»
Пояснительная записка:
Одной из важных проблем в условиях современной сложнойкриминогенной обстановки в стране является пополнение органов внутренних делквалифицированными кадрами.
Согласно Закону «О милиции» на сотрудника дорожно-патрульнойслужбы возложен широкий спектр обязанностей по осуществлению государственногоконтроля и надзора за соблюдением правил, стандартов и других нормативныхдокументов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Для профессионального исполнения возложенных обязанностейсотруднику должны быть созданы необходимые условия и оказана соответствующаяпомощь в развитии ключевых компетенций на различных этапах освоения профессии,в том числе в процессе адаптации к службе .
Профессиональная адаптация к службе в подразделенияхГосавтоинспекции как определенный этап в становлении молодого специалиста имеетособое значение, так как именно на этом этапе во многом определяется основноенаправление его дальнейшей жизнедеятельности как человека и профессионала.
Адаптационный процесс является наиболее сложным именно напервых месяцах службы. Новые условия жизнедеятельности оказывают сильноедезадаптивное воздействие на молодых сотрудников, вызывают глубокиепереживания, сомнения в правильности выбора жизненного пути. Не случайноколичество отчисленных стажёров после трех месяцев составляет от 13 до 31%. Отрудностях в адаптации можно судить и по причинам отчисления. В строевыхподразделениях МВД России было отчислено: по собственному желанию – 46%; поотрицательным мотивам – 32%; как не справившихся с первоначальным обучением –14%; по здоровью и семейным обстоятельствам – 8%.
На основании этих данных можно предполагать, что главнаятрудность в адаптации стажеров – личностные качества: мотивация, ценностныеориентации, дисциплинированность, взаимоотношения в коллективе, неспособностьсправиться с программой обучения, повышенная конфликтность, непонимание своейсоциальной роли.
Поэтому столь важнымоказывается вопрос об оказании помощи молодым сотрудникам в процессесоциально-психологической адаптации, которая включает в себя сознательнуюперестройку стереотипов поведения и ценностной структуры, повышениеэмоциональной устойчивости, ответственности, выносливости, готовности работатьс полной отдачей и умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке,принимать адекватные ситуации решения, переносить экстремальные нагрузки инапряженные условия службы.
Для решения обозначенныхвыше проблем мы разработали программу «Социально-психологическая адаптация кнесению дорожно-патрульной службы стажерами в должности инспектора ДПС».
Предлагаемая программаносит преимущественно практический характер и включает разнообразныепсихологические упражнения и игры. Познание самого себя, умение видеть ипередавать эмоциональное состояние партнеров по общению, умение управлять своимповедением, контролировать свою речь и поступки, сконцентрироваться навысказываниях собеседника, создание моделей желаемого поведения с опорой на определениечерт характера поможет заложить у начинающих специалистов госавтоинспекциинавыки ориентации в профессионально-жизненных ситуациях.
Групповая форма работыдает возможность каждому участнику получить обратную связь, поделиться личнымопытом, пополнить свои знания о проблеме, а также способствует созданиюблагоприятного психологического климата, сплочению и организационному развитиюгруппы.
Программа реализуется наоснове принципа добровольности, активности, уважительного отношения к личностикаждого сотрудника.
Цель программы:
Создание условий оптимизациипрофессиональной адаптации к несению дорожно-патрульной службы стажерамигосавтоинспекции.
Задачи программы:
1.Осуществление комплекса организационных мероприятий направленных на содействиеруководящему составу в создании соответствующего психологического климата дляблагоприятного протекания социально-психологической адаптации стажеров.
2. Активизированиепотребностей и способностей личности инспектора корректировать собственнуюжизнедеятельность, изменяя обстоятельства и развивая самого себя, снятиебарьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
3. Осуществлениекомплекса организационных просветительских и профилактических мероприятий дляинспекторов ДПС, направленных на предотвращение стрессовых состояний и состоянийнервно-психического напряжения.
4. Формирование активнойжизненной позиции, правовой культуры, ответственности за свои действия,поступки и судьбу.
5. Сплочениеинспекторского коллектива.
Адресат: стажеры в должности инспектора ДПС.
 
Содержание программы:
1. Вводный этап
(1,5 часа)
Вводное занятие:
«Мое «я» в личной жизни: мое имя – мой характер»
2. Основной этап
(350 мин)
Занятие 2. «Я и другие»
Занятие 3. «Приемы волевой мобилизации и совладания со своими чувствами»
Занятие 4. «Самоконтроль и релаксация»
Занятие 5. «Потребности и социальные роли»
Занятие 6. «Поверь в себя»
3. Заключительный этап
(1 час) Заключительное занятие. «Рефлексия тренинговых занятий».
Организационныеусловия проведения занятий.
Форма проведения занятий:групповая.
Количество и возрастучастников: 14 человек, 22-25 лет.
Продолжительностьпрограммы: 7 занятий общей продолжительностью 9 часов 30 минут.
Для занятий необходимааудитория, доска, мел, листы бумаги А4, цветные карандаши, маркеры, фломастеры,памятки и другие практические материалы для упражнений.
Структура занятия:
1. Приветствие, целямикоторого является сплочение группы, создание доверительной атмосферы, настрояна работу.
2. Основная часть –совокупность упражнений и заданий, направленных на решение задач.
3. Рефлексия (оценказанятия в эмоциональном и смысловом аспектах, ритуал прощания).
Результатомэффективности работыпрограммы будет гармонизация и оптимизация эмоционального состояния и системысамоотношения участников социально-психологического тренинга, овладениеспособами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижениевнутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышениестрессоустойчивости и уверенности участников в себе. Данный результат отсроченво времени, по окончании программы его показателем будет обратная связь состороны стажеров: какую пользу принесли им эти занятия и будут ли они применятьполученные знания и навыки, произошли ли какие-либо изменения в когнитивной,эмоциональной и поведенческой составляющей.
Список литературы,использованный при разработке программы:
1. Психологическаякоррекция эмоциональной сферы учащихся юношеского возраста: Учебно-методическоепособие/Т.Н. Карпович, И.М.Павлова — Мн.: РИПО, 2009. — 68 с.
2. Рудестам К.Групповая психотерапия.- СПб, 1998.
3. МатериалыИнтернет-сайтов.
4. Практическаяпсихология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук,профессора С. В. Кондратьевой. — Мн. 1997г.
5. Федосенко Е.В.Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика,тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
Содержание программы:
Занятие 1.
Вводное занятие: «Мое «я» в личной жизни: мое имя – мойхарактер»
Цели занятия:
— создать благоприятные условия для снятия тревожности,знакомства участников друг с другом и с ведущими.
— создание доверительных отношений в группе, для самораскрытияи саморефлексии.
— формирования уверенного поведения, желания сотрудничать спедагогом-психологом.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Упражнение 1.«Имя –движение»(5 мин)
Цель: знакомство сгруппой, а также получение дополнительной информации друг друге.
Ход упражнения: Участникивстают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперёд, произносит своёимя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя.Группа повторяет имя, сопровождая его таким же движением.
Обсуждение и принятие правил (3-5 мин.).
Ведущие записывают правила на доске
Правила:
— Не опаздывать;
— Не перебивать;
— Не оценивать;
— Возможность помолчать;
— «Здесь и сейчас»;
— Больше контактов;
— Конфиденциальность;
— Активность;
— Правило поднятой руки;
— Правило «Стоп»;
Упражнение 2. «Паутина»(3-5 мин)
Цель: сплочение группыинспекторского состава.
Ход упражнения:Выбирается один водящий, который выходит за дверь. Участники становятся в круг,держась за руки, и начинают запутываться, создавать «паутину». Задача водящегораспутать участников, но так чтобы получился такой, же полноценный круг,который был в самом начале.
2. Основная часть.
Беседа (2 — 3 мин.).
Цель: дать представление о имени человека и его влиянии наличностные особенности.
План беседы:
· Исследованиефеномена имени П.А. Флоренским;
· Влияние имени наличностные особенности человека (теория психолога В.Г. Щепкина).
Древняя мудрость гласит: «Судьба человека, города и дажегосударства предначертана его именем». Так выдающийся русский философ ибогослов П.А. Флоренский разносторонне исследовал феномен имени, что и отразилв своем фундаментальном труде «Имена». Он полагал, что имя определенным образомсвязано с личными особенностями человека: его характером, темпераментом, егообразом жизни. Об определенном влиянии имени на становление характера пишет иизвестный украинский психолог Г.В. Щекин. По его мнению, каждое имя несет в себеопределенную информацию о характере человека, позволяет проследить, какойотпечаток накладывает на каждого наследственность, какие черты характеранаследуются от отца, а какие — от матери. Фамилия и имя могут многое поведатьоб образе жизни предков, о профессиональных наклонностях, образе жизничеловека. Обобщив данные исследования в направлении именологии, Г.В. Щепкинразработал психологический справочник наиболее употребляемых имен. Например,Антон – очаровательный ребенок. Обаяние, располагающее к нему людей, онсохраняет на всю жизнь, немного ленив, уроки делает «из-под палки»… Или Андрей– обладает сложным, но богатым разнообразием красок характером и интереснойсудьбой… Иван – человек с «загадочной душой», богатая натура которого сочетаетв себе силу и добро… Игорь – соткан из противоречий, упрям и в тоже время легконаходит общий язык с разными людьми… и т.д.
Упражнение 3. «Три имени» (5 — 7 мин.)
Цель: развитие саморефлексии, формирование установки насамопознание.
Инструкция: каждому участнику выдается по три карточки. Накарточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называютродственники, сверстники и близкие друзья). Затем каждый член группыпредставляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера,которая соответствует этому имени, а может быть послужила причинойвозникновения этого имени.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 4. «Хвастовство» (10 – 15 мин.)
Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия,совершенствование навыков группового выступления.
Инструкция: участники садятся в большой круг и получаютзадание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастатьсяперед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать освоих сильных сторонах — о том, что он любит и ценит в себе».
На выступление отводится — 1 минута.
По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения,возникшие в процессе выполнения упражнения.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 5. «Контраргументы» (30 мин.)
Цель: создание условий для самораскрытия, умение вестиполемику и контраргументацию.
Инструкция: каждый член группы должен рассказать остальнымучастникам о своих слабых сторонах — о том, что он не принимает в себе. Этомогут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось быизменить.
Остальные участники внимательно слушают и по окончаниивыступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, чтоможно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что нашислабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 6. «Внутренний луч» (3 — 5 мин.)
Представьте движение такого луча. Пропустите его по всемдеталям своего внешнего облика, повторяя про себя:
· Мои глаза сияют.
· Выражение моеголица становится спокойным, уверенным, доброжелательным.
· Моя улыбкаприветлива и привлекательна.
· На моем лице«играет» румянец.
· Моя прическаделает меня красивее.
· Мои жесты идвижения ловки и изящны.
· Мой голосстановится спокойным и располагающим к общению особенно, когда меня называют поимени.
· Мое имя прекрасномне подходит, я принимаю свое имя, я люблю свое имя.
· Мое имя делаетменя лучше и привлекательнее для окружающих людей.
· Я горжусь своимименем.
Внутренний луч как бы формирует новую внешность человека,который становится довольным не только своей внешностью, именем, но и жизнью вцелом. Поэтому мы можем повторить:
· Я стал(а) новымчеловеком.
· Моя внешностьудовлетворяет меня.
· Мое имя радует ивдохновляет меня.
· Мои чувства тожеизменились.
· В моей душе неосталось тех чувств, которые беспокоили меня.
· Мне легко,радостно!
Обсуждение. Впечатления.
3. Подведениеитогов. Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 2.
«Я и другие»
Цели занятия: способствовать развитию навыков саморефлексии и самоанализа;помочь участникам разобраться в своих особенностях.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Упражнение 1. «Встречавзглядами»(2 мин)
Цель: развить навыкимежличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности, настрой на дальнейшуюработу.
Ход упражнения: Участникисидят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимаютголовы, их задача – встретиться с кем-нибудь взглядом. Кому удалось выполнитьзадание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение.
2. Основная часть.
Упражнение 2 — интервью: «Немного о себе» (7 – 10 мин).
Цель: создание условий для дальнейшего знакомства, развитие исамораскрытия, саморефлексии.
Инструкция: представьте каждый себя знаменитой личностью. Квам пришел корреспондент популярной газеты или журнала, чтобы взять у васинтервью. На доске записаны предложения, которые необходимо закончить. Укаждого из вас есть право пропустить ход, т.е. не зачитывать ответ на какое-тоодно или два предложения. Но желательно быть предельно откровенным с группой.Вы можете отвечать с места либо же выходить к доске. Кому как удобнее.
Итак, начинаем:
· Больше всего ялюблю…
· Я хотел бы…
· Я хотел бы быть…
· Я чувствую себясчастливым, когда…
· Мое будущеекажется мне…
· Я надеюсь, чтокогда-нибудь…
· Я хотел бы бытьболее…
· Мне оченьгрустно, когда…
· Я хочупознакомиться с…
· Я хотел бы большеузнать о…
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 3: «Кто я?» (2 – 3 мин).
Цель: самоанализ и осознание инспекторами стратегии поведенияв трудных жизненных ситуациях.
Инструкция: Существует два типа людей:
· «бревна», которыеплывут только по течению жизни, потому что не хотят или не могут плыть противнего, т.е. преодолевать трудности;
· «рыбы», плывущиекак по течению, так и против него, способные преодолевать преграды на своемпути.
А теперь подумайте иответьте каждый себе на вопрос: «Кто я: «бревно» или «рыба»?».
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 4. «Всеобщеевнимание» (15 мин).
Цель: развитие умениясоединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыковакцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Инструкция: всемучастникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу — любымисредствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь вниманиеокружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют всеучастники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и засчет каких средств. На упражнение отводится — 15 минут.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 5. Игра«Прорвись в круг» (7 – 10 мин.)
Цель: стимуляциягрупповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: члены группыберутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогампрошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себяменьше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться висполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самоеможет проделать каждый участник.
Обсуждение. Впечатления.
3. Подведение итогов.Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 3.
«Приемы волевоймобилизации и совладения со своими чувствами»
Цели занятия:
— Знакомство участниковтренинга с некоторыми приемами волевой мобилизации.
— Развитие навыковсамообладания.
1. Вводная часть.
Вступительное слово: Наэтом занятии мы разберем приемы волевой мобилизации, которые вы можете применятьв каких-либо стрессовых ситуациях. Эти приемы позволят включиться в работу,совладать со своими эмоциями, настроиться на рабочий лад.
Упражнение 1. «Повтори замной» (2 мин)
Цель: отвлечься отпроблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию«здесь и теперь».
Ход упражнения: Участникистоят в кругу. Каждый по очереди здоровается со всеми любым способом, неповторяя использованные ранее. Остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
2. Основная часть
Упражнение 2.«Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» (35 – 40 мин.)
Цель: формированиебесконфликтного поведения и адекватных реакций в различных ситуациях, а такженеобходимых «ролевых» пристроек.
Инструкция: каждому членугруппы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный,уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
• Друг разговаривает свами, а вы хотите уйти.
• Ваш товарищ устроил вамвстречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
• Люди, сидящие сзади васв кинотеатре, мешают вам громким разговором.
• Ваш сосед отвлекает васот интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
• Преподаватель говорит,что ваша прическа не соответствует внешнему виду учащегося.
• Друг просит васодолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком неаккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участникаиспользуется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах.Группа должна обсудить ответ каждого участника.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 3. «Спящиельвы» (5-7мин)
Цель: развитие навыковсамообладания в различных ситуациях.
Ход упражнения: Сидящиеучастники изображают спящих львов: «Как известно, львы спят с невозмутимымвидом, но с открытыми глазами – вдруг обнаружиться какая-то опасность?» Задачаводящего – вывести спящих с открытыми глазами львов из состоянияневозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Для этого можноделать всё, что угодно, но не касаться физически других участников и неупотреблять в и адрес оскорбительных, нецензурных выражений. Как только уводящего удалось вызвать эмоциональную реакцию у кого-то из участников,играющих роли львов, тот встаёт со своего места и присоединяется к водящему,теперь водящих двое и т.д. Выигрывает тот, кто дольше всех останется«невозмутимым львом».
Вопросы для обсуждения:
— какие способысаморегуляции вы использовали?
— пригодиться лисохранение спокойствия и такие способы саморегуляции при несениидорожно-патрульной службы?
Упражнение 4.«Одновременные действия»(3-5 мин)
Цель: тренировкарешительности, умения интуитивно понимать намерения других людей икоординировать с ними своё поведение.
Ход упражнения: Участникисидят в кругу. Ведущий, разжимая кулак, показывает какое-либо количествопальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцевпродемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнениянельзя.
3. Подведение итогов.Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 4.
«Самоконтроль ирелаксация»
Цели занятия:
-Тренировка уменияпроизвольно регулировать своё состояние в различных ситуациях.
-Обретение способностиуверенно вести себя в эмоционально напряжённых, стрессогенных условиях.
1. Вводная часть.
Упражнение1. «Грани сходства» и «Грани различия». (5 мин)
Цель:Активизация навыков рефлексии, внимания к себе и к другому, сплочениеколлектива.
Ходупражнения: В первом случае каждый участник ищет и называет какую-либо чертусходства между собой и своим соседом. В группах, где участники знают другдруга, лучше акцентировать внимание на чертах характерах, хобби, способностях.Затем таким же образом ищутся различия.
2.Основная часть.
Упражнение 2:«Самопрезентация инспектора ДПС в воображаемой аудитории»(30 мин)
Цель: тренировкарешительности, самоанализ и осознание участниками своих целей, принятие себя.
Ход упражнения:Вообразите, что вы находитесь в актовом зале на пресс-конференции для юныхинспекторов ДПС и выступаете в роли специалистов, имеющих успешный опыт адаптации.Пресс-конференция начинается с представления каждого из вас. Подумайте, как бывы хотели, чтобы вас представили стажерам первого года работы в данномподразделении. Озвучьте свой вариант самопрезентации.
Члены тренинговой группыактивно воспринимают ситуацию самопрезентации, рефлексируют воспринятое, задаютвопросы на уточнение автору.
Упражнение 3. «Изменисвой пульс» (10 мин)
Цель: обучение способусамоконтроля психологического и физического состояния через направленноевоображение.
Ход упражнения:Участникам предлагается замерить свой пульс: нащупать на запястье место, гдебиение сердца ощущается отчётливее всего, сосчитать количество ударов в течение15 секунд и для вычисления числа ударов в минуту умножить полученную сумму на4. Потом участникам предлагается закрыть глаза и, расслабившись, в течениеминуты вспомнить и во всех деталях представить себе ситуацию, когда они оченьсильно радовались. После этого вновь определяется пульс. Далее таким же образомучастники вспоминают ситуации, когда они сильно боялись, испытывали обиду,чувствовали себя счастливым. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс иотмечается, насколько он изменился по сравнению с предыдущими изменениями.Интересно также вычислить и сравнить средние значения пульса в целом по группепосле воспоминания каждой из ситуаций.
Упражнение 4: «Чтоделать?» (30 мин)
Цели:
— развитие навыковуверенного поведения во время экзамена.
— стимулированиепознавательной активности учащихся.
— обмен личным опытомучащихся.
Оборудование: карточки сситуациями, которые могут возникнуть при аттестации стажера на должностьинспектора ДПС.
Ход занятия: Каждомуучащемуся предлагается вытащить карточку с ситуацией, которая может возникнутьпри аттестации на должность инспектора ДПС. И разработать свои советы, каквести себя в этой ситуации и огласить их для всех.
Ситуации:
— Если вдругобнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать оченьнемного.
— Если вы вообще ничегоне знаете.
— Если вы на полусловезабыли, о чем надо говорить.
— Если вы уже почтизакончили отвечать и тут, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когдапотеряли мысль или о чем забыли сказать.
— Если вас не слушают.
— Если аттестационнаякомиссия в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить,повторить или отпускает неприятные реплики.
— Если вы оговорились ивсе стали смеяться.
— Если вам задаютдополнительный вопрос.
— Если вы ошиблись.
— Если вам поставили отметку,ниже той, на которую вы рассчитывали.
— Если при аттестации вамстало плохо.
— Если аттестационнаякомиссия заметила, что вы списываете.
Вопросы для обсуждения:
— какие открытия высделали для себя во время наших занятий?
— что вы возьмете навооружение и будете использовать в дальнейшем?
Упражнение 5: Дыхательнаярелаксация (10 мин)
Цель: тренировкарегулировки эмоционального состояния, релаксация.
Ход упражнения:
1) Сядьте в удобнуюдля вас позу. Вдох — предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надуваяв животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимоменять). Пауза (задержка дыхания). Выдох — предлагается втянуть живот как можносильнее. Пауза.
При вдохе губывытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2) Дыхание толькочерез левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрюзакрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левуюноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыханиетолько через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головногомозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрюактивизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решениюрациональных задач.
3. Завершение занятия.Подведение итогов.
Упражнение 6. «Ааааа»
Цель: поднять настроениеучастникам, задать позитивное настроение в конце занятия.
Участники стоят в кругу.
Инструкция: Я хочу помочьвам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох,выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойтево все время выдоха долго «Аааааа». Представьте себе, что при этом из васвытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, чтовдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохеповторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость не покинутвас полностью.
Занятие 5.
«Потребности и социальныероли»
Цели занятия:
1. Знакомство инспекторовДПС с понятием «социальная роль» и «социальный статус»
2. Примерение участникамина себя различных ролей.
1. Вводная часть.
Беседа (10-15 мин):
Человек ежедневновзаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда онполностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но онв то же время может быть и членом трудового коллектива, общественныхорганизаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимаетв каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями сдругими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различныегруппы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используютсяпонятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычноопределяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющееспецифические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладаетопределенным престижем.
Все социальные статусыможно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивидуобществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которыеличность достигает своими собственными усилиями.
Итак, человек имеетосновные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на деталиповедения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
За каждым статусом —постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальнаягруппа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основныестатусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновныестатусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило,носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и невзаимодействуют.
Люди обладают множествомстатусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых вобществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих;мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность ктитульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность кнациональному меньшинству, и т. д.
Со временем вобщественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, какправило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальныхгрупп, где одних ценят и уважают больше других.
Несовпадение статусоввызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, котороевозникает при двух обстоятельствах:
-когда индивид занимает водной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
-когда права иобязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав иобязанностей другого.
Хотя статусы вступают всоциальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), ониглавным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир иотносится к другим людям в соответствии со своим статусом.
Социальная роль — этоповедение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивидуобществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающийданный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычноподчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению кпоследним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана сриском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иногоповедения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, иокружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с даннымистатусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: еслистатус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль —действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная рольсостоит:
-из ролевого ожидания(экспектации) и
-исполнения этой роли(игры).
Институционализированные:институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные:принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культурыусваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающийроль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам,характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всемичленами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или инойличности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым длядругого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способами методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обученияролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частьюобщества.
2. Основная часть.
Упражнение 1. «Дайяблоко» (5-7мин)
Цель: снятие напряжения,настрой на работу.
Ход упражения:
Разбейтесь на пары, вамнеобходимо у вашего напарника попросить яблоко, после того как попросил один извас, поменяйтесь ролями:
— как у друга;
— как будто умираете с голоду;
— словно делаете одолжение;
-как будто стоите перед зеркалом;
— как у собаки;
— как будто вам неприятно говорить с этим человеком;
-как у врага.
Упражнение 2. «Стулпрезентации» (40-50мин)
Цель: Расширениепредставлений о себе, самоанализ.
Ход упражнения:
Сейчас по желанию каждыйможет сесть на стул стоящий в центре круга. Остальным я предлагаю представитьсебя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма,разумеется, нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или инойроли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения иречи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коеймере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилась бы, скажем,замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Такимобразом, вам нужно просто определить, какая роль по внешним признакам человекаи особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени емусоответствует. Роль может быть реальной, т.е. из известных произведений. Аможет, вы снимаете совершенно новый фильм по собственному сценарию? Тогдаопишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендоватьчеловек на «стуле презентации», его возраст, социальный статус,профессию, другие его характеристики, время действия фильма и тому подобное.Пожалуйста, кто первый?
Обсуждение. Рефлексия –вопросы участникам:
· Были ли, на ихвзгляд, точные попадания?
· Какие роли,«увиденные» в их исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение илидаже протест?
· Что чувствовалчеловек, сидя на «стуле презентации»?
· Трудно ли, будучикинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
· В каких случаяхэто удавалось достаточно легко? Почему?
Упражнение 3. «Ветердует» (10 мин)
Цель: способствуетподчёркиванию сходства участников (что повышает сплочённость группы), даётвозможность больше узнать друг друга, способствует мобилизации внимания группы.
Ход упражнения: Участникисидят в кругу. Водящий говорит: «Ветер дует на того, у кого…» — ипоследовательно называет какие-либо признаки некоторых участников. Это могутбыть как внешние признаки, так и психологические качества, какие-либо умения,жизненные события и т.д. После того как назван очередной признак, участники,которые обладают и, сразу выходят в центр круга и возвращаются на место, но нена то, на котором стояли, а на любое другое свободное. Замешкавшийся участник,которому не хватило стула, сам становится водящим.
Упражнение 4: «Зеркало»(2-3мин)
Цель: Способствуетмобилизации внимания, повышает настроение
Ход занятия:
Группе предлагаетсяразбиться на пары и по очереди быть человеком смотрящимся в зеркало и егоотражением.
3. Подведение итогов.Прощание, пожелание успехов.
Занятие 6.
«Поверь в себя»
Цель: Повышение уверенности в себе,самоисследование, познание своего не выявленного потенциала.
1. Вводная часть.
Упражнение 1. «Весёлыймячик» (5 мин)
Цель: разминка, выработкаумения говорить и выслушивать комплименты.
Ход упражнения:
Бросая по очереди, другдругу мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того,кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.
2. Основная часть.
Упражнение 2. «Интонация»(10мин)
Цель: коррекциязамкнутости.
Ход упражнения:
На маленьких клочкахбумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются,перетасовываются и раздаются вновь.
Каждому участнику покругу выдаётся строчка стихотворения «У лукоморья дуб зелёный»
После этого участники поочереди произносят свою фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, чтозаписано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какойинтонацией была произнесена фраза.
Обсуждение – у всех липолучилось изобразить правильную интонацию, сложно ли было.
Упражнение 3. «Я такой!»(30-40 мин)
Цель:
-формирование установокна выявление позитивных личностных и других качеств;
-Умение представить себяи войти в первичный контакт с окружающими
Ход упражнения:
Каждый участник по кругудолжен представить себя. В представлении вы должны постараться отразить своюиндивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили вас.Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меняобыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что являетсяпредметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить вашевнимание – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило,играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская,способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, можетбыть лучше других и готова посвящать все свое время – это вкусно готовить иугощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».
Обсуждение – чточувствовал, когда говорил.
Упражнение 4. «Фигурныепостроения» (3-5мин)
Цель:
-сплочение группы,формирование взаимопонимания.
-обучение уверенномуповедению в условиях необходимости принимать решения при ограниченностидоступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общейработе.
Ход упражнения:
Участники хаотичноперемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаютсяпостроиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг,треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбываетиз игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открываютглаза и смотрят, что в итоге получилось.
Обсуждение:
· Насколькоуспешным участники считают построение разных фигур?
· Что требуется отучастников, чтобы справиться с таким заданием?
· Что жеобеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если уучастников закрыты глаза?
Упражнение 5. «Подарок»(2 мин)
Цель: коррекциязамкнутости, создание хорошего настроения.
Ход упражнения:
Сейчас каждый по кругуподарит соседу воображаемый подарок. Это необходимо сделать без помощи слов.
3. Подведение итогов.Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 7.
Рефлексия тренинговыхзанятий
Цели занятия: измерение психологическогосодержания и динамики развития мыслительных операций, стабилизация позитивнойсамооценки.
1. Упражнение: «Мои цели»(15-20 мин.).
Некоторые из нас считают,что человеку для жизни нужно очень многое, даже трудно все перечислить, для этогопотребуется не один час. Другие люди думают, что человеку нужно совсем немного,но зато очень ценное… (для кого-то это любовь, для кого-то это здоровье и т.д.)
В заключение нашихзанятий, я попрошу вас сделать две вещи:
1.  Выберите для себя одну из этих двухкрайних позиций и попробуйте перечислить, что вам необходимо для жизни всоответствии с вашей позицией.
2.  Письменно сформулируйте свои цели напредстоящий год. При этом помните, что представление создает действительность.Вспомните, что человек, который постоянно думает о чем-то, в итоге добиваетсяосуществления своей мечты. Но для начала нужно понять, чего ты хочешь.Используя предлагаемую таблицу, сформулируйте свои ближайшие цели и подумайтенад тем, что нужно сделать для достижения этих целей (запишите их в правомстолбике таблицы).
«Мои цели»№ Цель Что нужно для ее достижения Сколько времени понадобится для достижения цели 1. 2. И т.д.
2. Упражнение: «Я –первый!» (7 – 10 мин.).
Цель: саморефлексия исамоанализ инспекторами своей личности.
Инструкция: Каждыйчеловек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность? В чем высчитаете себя первым? В какой области деятельности? Только нужноаргументировать свое утверждение, например, «Я первый в знании компьютерныхтехнологий». Вам необходимо за 1 минуту написать небольшие тезисы для выступленияперед своей группой. А затем выступить перед всеми, рассказывая о своихспособностях. Члены группы имеют право в тактичной форме задавать любыевопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требовать аргументов в пользутого или иного утверждения. Затем группа оценивает выступление участников по10-балльной системе, ориентируясь на следующие критерии:
· убедительностьвыступления;
· егоаргументированность.
Те участники, у кого с первойпопытки не получился положительный результат, т.е. оценка группы – 0, может ещераз попробовать доказать свою уникальность в той или иной области. Те, ктоотказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла и переходят внаблюдатели.
Обсуждение. Впечатления.
3. Подведение итогов.Прощание. Пожелание успехов.
Рефлексивный отчет попрограмме развивающих занятий
Программа развивающихзанятий с элементами тренинга была рассчитана на определенное количество дней,поэтому при подготовке мы постарались подобранный материал структурировать встрогой логической последовательности. Мы тщательно изучали разные упражнения,для того что бы подобрать для начинающих инспекторов ДПС самые интересные иполезные. Также было заранее продумано время, которое отводилось на выполнениекаждого упражнения. Сложно было подбирать именно такие упражнения, которыеточно соответствовали цели занятия.
Программа состоит из 7занятий, мы провели 1, 2 и 7. При подготовке старались прорепетировать ходкаждого занятия, для того, чтобы чувствовать себя уверенней и спокойней.
В начале каждого занятиястремились создать доверительную дружескую атмосферу в аудитории, что бы всечувствовали себя комфортно. Мне очень понравилось, как прошли все занятия. Намой взгляд, нам удалось создать в группе благоприятный психологический климат.Мы постарались организовать работу таким образом, чтобы каждый участник получилобратную связь, поделился личным опытом, пополнил свои знания о проблеме.
За период подготовки и проведения развивающих занятий яполучила опыт планирования и структурирования материала, организации группыучастников при выполнении различных упражнений, быстро реагировать на нестандартныеситуации, а так же мне удалось не только уделять внимание к участникамтренинговой группы, но и выслушивать мнение каждого.
Программа развивающихзанятий получилась довольно интересной и прошла достаточно легко. Данный опытработы мне очень понравился и как для будущего профессионала, оказался оченьполезным.
Общий рефлексивный отчетпо практике
Комплекснаяпедагогическая практика оказалась очень интересной и полезной для меня. Когда ятолько пришла на практику я чувствовала себя не совсем уверенно, не вполнепонимая, что буду делать. Однако, Наталия Сергеевна смогла настроить меня нарабочий лад и вся практика прошла незаметно и очень продуктивно.
Я получила возможностьразвить свои навыки практического психолога. Я получила опыт овладения методамиэкспериментально — психологического исследования, профессионального общения синспекторами дорожно-патрульной службы, попыталась применить своипрофессиональные знания в процессе практической деятельности.
Особенно мне понравилосьвзаимодействовать со стажерами в должности инспектора ДПС – я провела у нихлекцию, развивающее занятие и комплексную диагностику личности одного из них.Мне было легко найти общий язык, создать доброжелательную обстановку, яиспытывала положительные эмоции, когда получала обратную связь с аудиторией.
При подготовке к развивающимзанятиям я столкнулась с трудностью отбирать и структурировать материал в такомобъеме, чтобы он укладывался во временные рамки занятия.
Самой большой трудностьюбыло проведение комплексного диагностического обследования сотрудника ДПС исоставление заключения, т.к. это совершенно новый для меня опыт работы и былисложности с поиском правильных методик. Однако я считаю, что мне это удалось, ия приобрела новый и очень полезный опыт для дальнейшей профессиональнойдеятельности.
Приложение
По результатам работы с тестом-опросником у респондента былиполучены следующие данные.
СТЕНЫ
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
2 5 1 8 2 7 1 7 8 5 8 9 1 10 3 10
ГРАФИКСТЕНОВ
10… .
 9… .
 8… .
 7…
 6… .
 A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
 5…
4… .
3…
2… .
1… .
В отрицательном полюсе профиля личности находятся факторы:A, C, E, F, H, Q1, Q3.
Фактор A-2: склонен кэмоциональной холодности, скептицизму и отчуждению. Вещи его привлекают большечем люди. Предпочитает работать один, избегает компромиссов. Склонен к точности,ригидности в деятельности и личных установках. Может быть критично настроенным,непреклонным.
Фактор C-1: переменчивв отношениях, избегает требований действительности, утомляемый,раздражительный, эмоционально неустойчивый. Может иметь невротическую симптоматику(фобии, нарушение сна)
Фактор F-2:молчаливый, пессимистичный. Возможно подавленное настроение, раздражительность,страхи.
Фактор H-1: боязливый,медлительный, сдержанный в выражениях своих чувств. Обычно испытываетнеобоснованное чувство неполноценности. Предпочитает иметь 1-2 близких друзейвместо большой группы.
Фактор Q1-1: радикальнонастроенный, вольномыслящий, решительный, независящий от группы
Фактор Q3-3: импульсивный,неорганизованный.
В положительном полюсе профиля личности находиться факторы: E, G, I, L, N, O, Q2, Q4
Фактор E-8:доминирующий, утверждающий себя, самоуверенный, напористый. Склоненруководствоваться собственными правилами поведения, не признает авторитетов.Способен руководить окружающими.
Фактор G-7:добросовестный, настойчивый, обязательный.
ФакторI-7: чувствительный,зависимый, недостаточно самостоятельный.
ФакторL-8: подозрительный,сомлевающий, упрямый, ревнивый, заинтересован во внутренней психической жизни.Склонен фиксировать свое внимание на неудачах раздражает превосходство других.Осмотрителен в действиях, мало заботиться об окружающих, плохо работает вгруппе.
ФакторN-8: искушенный,сознательно лояльный в ситуации выгоды.
ФакторO-9: обвиняющийсебя, неуверенный, обидчивый.
Фактор Q2-10:предпочитает собственные решения, самодостаточный.
Фактор Q4-10:напряженный, озабоченный планами, усталый.
«Цветовой тест МаксаЛюшера».
Результат диагностикиинтерпретируемого.
Тянется ко всему новому,современному, интригующему.
Стремиться к признанию.Воспринимает настоящее как временное, переходное состояние и надеется, что спомощью определенных усилий и большего усердия выдвинется на первый план.
Чувствует, чтопрепятствия стоят на его пути, что обстоятельства заставляют его идти науступки и отказаться в настоящее время от удовольствий.
Боится, что ему могутпомешать достичь желаемого. Это заставляет его мобилизовать все свое обаяние вотношениях с окружающими, т.к. он надеется, что это облегчит ему достижение егоцели.
Опросник Айзенка поопределению темперамента.
У испытуемого по шкаледостоверности норма превышена (более 6 баллов), поэтому следует считать, чтоответы не достоверны.
Тест Баса – Дарки повыявлению агрессивности.
Результат работы сопросником интерпретируемого.
Высокий уровеньфизической агрессии. Использование физической силы рассматривается каквозможный способ решения спорных вопросов.
Средний уровень косвеннойагрессии.
Средний уровеньраздражения.
Высокий уровеньнегативизма. Поведение, направленное против авторитета или руководства,принимающее формы от пассивного сопротивления до активной борьбы противустановившихся обычаев и законов.
Средний уровеньвраждебности.
Средний уровеньподозрительности.
Средний уровеньвербальной агрессии.
Низкий уровень чувствавины. Отношение к жизни без сожаления об упущенных возможностях или совершенныхошибках.
Тест-опросник Шмишека«Выявление акцентуаций».
Результаты респондента.
Гипертимный тип (24 балла) – обычно гипертимныеличности отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью,чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувствадистанции в отношении к старшим по возрасту или службе. С первых лет жизни онивезде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать.Их главная черта почти всегда приподнятое настроение, что гармонично сочетаетсяс хорошим самочувствием. Большое стремление к самостоятельности часто можетбыть причиной конфликтов, приводит в подростковом возрасте к побегам иотлучкам. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда встречаютсильное противодействие, терпят неудачи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат отчет
Реферат Применение векселя в хозяйственном обороте
Реферат Право и концепции его происхождения и развития
Реферат Стратегическое управление персоналом 2
Реферат Деятельность международных организаций по вопросам унификации бухгалтерского учета и финансовой
Реферат Каковы же основные характеристики массовой ментальности?
Реферат Миграции населения в современном мире
Реферат "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Реферат Підвищення рівня фізичної підготовленості дітей молодшого шкільного віку засобами ігрової спрямованості
Реферат «Отдел Мохообразные. Разнообразие мхов. Сфагновые мхи»
Реферат Разработка приложения представляющего собой компьютерную игру Змейка
Реферат Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия Орион
Реферат Приватизация в РФ
Реферат Форма государства
Реферат Newspapers