Контрольная работа на тему: «Особенности патриотического воспитания в современной школе» Содержание Введение… 3 Глава I. Сущность, содержание, методы формирования патриотического воспитания детей. 1.Понятие и аспекты патриотизма… 2. Нормативно-правовая база патриотического воспитания…3. Методы формирования патриотических качеств личности….9 Глава II. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников
с учетом их возрастных особенностей. 1.Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе… 2. Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе… … 3. Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе… 4. Тамбова как мощное средство патриотического воспитания школьников…14
Заключение….…16 Библиографический список….…17 Приложение…18 Введение Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня,
ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения.
Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий,
методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С, Т.А.Орешкина и другие 3. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение
многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства
было характерно для России на протяжении веков 5. В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше
всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним». В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваровым провозглашена формула: «Православие, Самодержавие, Народность», символично отражавшая российскую национальную идею того времени.
Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За Веру, Царя и Отечество». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!» Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы
Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы. Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников на современном этапе. Задачи исследования: 1. Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе 2.
Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образо- вания в целом. Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося. Глава I. Сущность, содержание, методы патриотического воспитания детей 1.Понятие и аспекты патриотизма
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой
информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся 1. Патриотизм включает в себя 4: • чувство привязанности к тем местам, где человек
родился и вырос; • уважительное отношение к языку своего народа; • заботу об интересах Родины; • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; • гордость за социальные и культурные достижения своей страны; • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; • уважительное отношение к историческому прошлому
Родины, своего народа, его обычаям и традициям; • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Различают несколько уровней патриотизма 6: • биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-
клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь. • психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте. • Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида.
Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим». • Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением. Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое
явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие) [6]. 1.2. Нормативно-правовая база патриотического воспитания К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся
молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997
года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 де¬кабря 1999 года. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой
организации деятельности с детьми [6]. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. 1.3. Методы формирования патриотических качеств личности В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский,
А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.И. Лутовинов и др.[1], [9]. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить группы методов, которые представлены в таблице: № п/п Группа методов Методы Свойства методов I. Методы формирования сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера
Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. II. Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов
Необходимо создавать ситуации, в которых школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. III. Методы стимулирования деятельности и поведения
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры
дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Глава II. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей 2.1. Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие
как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе 2 можно определить следующие: •
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости
Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного
долга. • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских
традиций. • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите
Родины. Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. 2.2. Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность 1. Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание
исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия.
Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. 2.3. Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного
развития обучающихся 6. • В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины. • У учащиеся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии
страны, рост национального самосознания народа • В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной
России. Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах педагогического анализа: параметрическом; тематическом; итогом. Учебных планах, разрабатываемых в школе: перспективном, годовом, текущем. Рассматриваются на педагогическом совете школы, на совещаниях при заместителе директора. 2.4. Единое образовательно - воспитательное пространство г.
Тамбова как мощное средство патриотического воспитания школьников В едином образовательно - воспитательном пространстве в г. Тамбова в процессе формирования патриотизма вовлечены не только школы города, но учреждения дополнительного образования - Пост №1 у монумента "Вечной Славы" Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Центра детского творчества «Юность». Штаб Поста №1 активизирует военно-патриотическое воспитание во всех образовательных учреждениях города, согласно программе развития Поста № 1 8, программы «Никто не забыт и ничто не забыто» 7. Согласно данным документам работа по патриотическому воспитанию школьников проходит в тесном контакте с администрацией города, комитетом образования и школами города
Тамбова, в тесной связи с комитетом и советами ветеранов Великой Отечественной войны, российским советом ветеранов Афганистана, ООО «Молодежные инициативы», музеями «Боевой славы», музейно-выставочным комплексом, воинскими частями, кадетским корпусом им. Л.Демина, поисковым отрядом «Альтаир», училищем ТВВАИУР и муниципальными образовательными учреждениями.
Ежегодно в воспитательно-образовательный процесс патриотического воспитания на Посту № 1 включаются свыше 1,5 тысяч школьников г.Тамбова. Анализируя программное обеспечение 7, 8 можно утверждать, что работа на Посту №1 заключаться не только в несении Вахты Памяти, но и в проведение исследовательско - поисковых работ, экскурсий, акций, встреч, конкурсов
патриотической направленности, работе с ветеранами. Оказывается методическая помощь заместителям директоров, педагогов-организаторов, учителям. Пост №1 за годы своего 30 летнего существования стал центром патриотической работы в городе, школой нравственности, патриотизма. Заключение Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс.
Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его
включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими
Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Библиографический список 1.
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. 2. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М 1991. 3. Интернет ресурсы: • /Rambler/Образование/@. ru • //http://www.patriotika.ru/node/20 • //http://www.fadm.gov.ru/projects/280/ • /5-ballow /Военное и патриотическое воспитание/@. ru • /vertikal.lang-
sch4.edusite.ru/p7aa1.htm l. 4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. 5. Никитин, Н. Биография патриотизма/ Н. Никитин// Патриот. – 2003. № 34. 6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт. Сост. И.А. Пашкевич. –
Волгоград: Учитель, 2008. 7. Программа «Никто не забыт и ничто не забыто» МОУ ДОД ЦДТ «Юность» г. Тамбова. 8. Программа развития Поста № 1 «Мемориала вечной славы» г. Тамбова. 9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская М.:
Педагогика, 1990.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |