Реферат по предмету "Экономика"


Теория несовершенной конкуренции

ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы- Теория несовершенной конкуренции. В работе дается краткий анализ рыночной организации и функций рынка, а также обращается особое внимание на типы несовершенной конкуренции Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или мной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем- то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного сточки зрения прибылей и убытков.
Поэтому изучать сложные процессы, происходящие как в отдельных компаниях, так и в экономике в целом необходимо таким способом, который одновременно развивает теорию и позволяет использовать ее на практике. В работе использованы переводные зарубежные и отечественные источники. В основном все они построены на принципе «от теории к практике», а не «от практики к теории», т.е. реально существующий рынок рассматривается в рамках данной теоретической модели. Цель работы- проанализировать теоретические модели различных типов рынков и проверить возможность применения их на практике. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические положения конкуренции и проследить ее генезис. 2. Проанализировать различные типы рынков. 3. Используя данные о реальных рынках, выявить теоретические модели, которые им соответствуют. Четко поставленная тема курсовой работы подразумевает следующую структуру: работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе содержатся основные теоретические аспекты конкуренции, во второй главе рассматриваются такие формы рыночных структур как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Третья глава представляет практическую часть курсовой работы и содержит анализ конкурентных отношений на реальных рынках. В работе также использованы графики, схемы, таблицы, которые дают наглядное представление об изучаемом предмете. 1. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ 1.1. Строение рынков В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают «совершенную конкуренцию», когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и «несовершенную конкуренцию», когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью. Это подразумевает, что фирма способна воздействовать на цену путем изменения количества предлагаемого товара. Несовершенно конкурентными рынками принято считать монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка- продавцам или покупателям- poleo (продаю) и psoneo (покупаю) и их численность- mono (один), oligos (несколько) и poly ( много). Комбинируя их попарно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка. В таблице 1.1 приведена такая классификация, предложенная в 1934 г. Известным немецким экономистом Г. Фон Штакельбергом. Эту классификацию ( с несущественными изменениями) можно и сейчас встретить в курсах микроэкономики ( преимущественно немецких). Таблица 1.1 Типы строения рынков по Штакельбергу Продавцы Покупатели много несколько один много Двусторонняя полиполия Олигопсония Монопсония несколько Олигополия Двусторонняя олигополия Монопсония, ограниченная олигополией один Монополия Монополия, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия Источник: Гальперин В.М. Микроэкономика: в 2-х т. – СПб.:экономическая школа. 1997 г. Т.2., С. 13. Характерная особенность приведенной в таблице классификации в том, что в ней не нашлось места для хорошо известных из англо- американской литературы типов строения рынка- рынков совершенной и монополистической конкуренции. Это легко объяснимо. Ведь и на этом, и на другом рынке много покупателей и продавцов, и поэтому и тот и другой могут быть отнесены к двусторонней полиполии. Разница же между ними состоит лишь в характеристике товара, обращающегося на том или ином рынке. Если товар однороден, то двусторонняя полиполия имеет характер совершенной конкуренции. Если же товар неоднороден, то двусторонняя полиполия приобретает характер монополистической конкуренции. В 50-60 гг ХХ в. Гарвардский экономист Э.Чемберлен предложил иную, основанную на трех поддающихся количественной оценке параметрах, формализованную классификацию типов строения рынка. Согласно взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии ( покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма добившись некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке сбыта. Однако увеличение цен на ее продукцию необязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене.
Под именами совершенной и монополистической конкуренции, монополии и олигополии рассматриваются не реально функционирующие рынки, а их «чистые формы», идеальные модели или теоретические конструкты рынков разного строения. Совокупность этих моделей образует теоретический инструментарий для анализа конкретных реальных рынков и разработки мер по их регулированию или, напротив, дерегулированию.
1.2. Понятие конкуренции и соперничества Субъекты рынка могут находиться в отношениях конкуренции или соперничества, соответственно быть конкурентами или соперниками. Союз «или» выражает здесь нетождественность, а различение связываемых им понятий. В экономической теории, в отличие от обыденной речи, термины «конкуренция» и «соперничество» не синонимичны, они имеют разное содержание. Слово конкуренция происходит от латинского concurro – сбегаться, сталкиваться. А вот соперничество происходит от несохранившегося пьря (прения, спор). В самом общем виде содержательное различие этих терми- нов заключается в следующем: термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Можно сказать, что поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия. С другой стороны, поведение монополиста не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала. Таким образом, обусловленная недостаточностью ресурсов конкуренция между альтернативными целями их использования может принять форму соперничества субъектов рынка, в которых эти цели персонифицированы. Среди продавцов (производителей) соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих товаров, специальных мерах по продвижения их на рынок и т.п. Среди покупателей (потребителей) соперничество может принять характер поиска более выгодных (во всех отношениях) поставщиков, стремления получить ценовые скидки, предложения более высокой цены за дефицитные блага, попытки подкупа должностных лиц, представляющих интересов контрагентов, и т.д. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами, как например, крупнейших автомобилестроительных компаний. Но и, наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где такое явное соперничество отсутствует, например, среди фермеров или крестьян- соб- ственников. Из вышесказанного очевидно, что различение конкуренции и соперничества могло возникнуть лишь с появлением и развитием теории строения рынка, его морфологии. Действительно, экономисты- классики не различали этих понятий, говоря обычно просто о свободной конкуренции. Именно свободная конкуренция в ее противопоставлении монополии и была стержнем парадигмы классиков. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели в виду соперничество. Адам Смит прямо отождествлял конкуренцию с «опытом» или « обострением соперничества». Следствием становления и развития этой теории стало очищение понятия конкуренции от каких- либо элементов соперничества, что теперь глагол конкурировать(to compete),если он используется не в отношении таких видов деятельности, которые в некотором смысле являются монополистическими, не имеет никакого содержания в экономической теории. Более того, в той обособившейся от основного корпуса микроэкономической теории науке (и учебной дисциплине), центром внимания которой является поведение предприятий, в той или иной мере обладающих рыночной или, если говорить о товарных рынках, монопольной властью, и которую называют организацией или экономикой, промышленности стандартом стало использование термина соперничество и производных от него, а не термина конкуренция. 1.3. Организация теории Вопрос, в какой последовательности лучше изучать типы строения рынков по-разному решался крупнейшими экономистами XIX в., заложившими фундамент современной экономической теории. Дилемма, с которой им пришлось столкнуться при построении основанной на последовательном использовании математических моделей экономической теории, заключалась в следующем: должна ли эта теория быть организова- на по принципу восхождения от простого к сложному или общего к особенному. Первый путь от монополии к конкуренции избрал А.Курно в опубликованном в 1838 г. «Исследовании математических принципов теории богатства». Он считал, что при всяком построении необходимо исходить из какой- либо простой предпосылки. Наиболее простой гипотезой, по его мнению, является гипотеза монополии, понимая ее в абсолютном смысле, т.е. предложив производство товаров сосредоточенным в руках одного лица. Противоположный путь - от неограниченной конкуренции к монополии- избрал другой экономист Л.Вальрас. В опубликованных в 1874г. «Основаниях чистой политической экономии» он прямо противопоставлял свою программу программе Курно, предлагая начать с неограниченной конкуренции как общего случая и затем идти в сторону монополии как особому случаю. Последующее развитие экономической политики, да и сам ход событий привели экономистов к отказу от попыток построить теорию путем восхождения от одной нереалистической модели к другой, будь то от монополии к совершенной конкуренции, как это делал Курно, или в противоположном направлении, как это делал Л.Вальрас. В середине 30-х гг. ХХ в. после Великой депрессии фокус исследований быстро сместился к лежащему между этими двумя гипотетическими крайностями центру- к рынкам монополистической конкуренции и олигополии. Их субъекты, во-первых, находятся в состоянии соперничества, а во-вторых, в той или иной степени обладают рыночной (монопольной) властью. Импульсом, вызвавшим этот резкий сдвиг, стал выход в 1933 г. Книг Э.Чемберлина, Дж. Робинсон и Г. Фон Штакельберга. Поэтому изучению этих промежуточных ( с точки зрения морфологии рынка), но наиболее близких к реалиям типов строения рынка должно предшествовать изучение природы, особенностей и инструментов реализации рыночной власти. В этих целях им предпосланы гипотетические модели совершенной конкуренции, где какие-либо элементы монопольной власти совершенно отсутствуют, и монополии , где такая власть проявляется наиболее полно. Эта последовательность представления материала практически традиционна для подавляющего большинства курсов микроэкономики. Обладая абсолютной рыночной властью, предприятие- монополист может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, но не то и другое одновременно, ведь комбинация цена-выпуск однозначно задана функцией спроса на его продукцию. На практике почти все такие предприятия выбирают в качестве независимой переменной цену, предоставляя рынку возможность определить величину выпуска. Поэтому их часто называют ценообразователями или ценоустановителями. В теории же в качестве независимой переменной в модели монополии обычно принимают величину выпуска, оставляя рынку право определения соответствующей цены. Оба эти подхода эквивалентны, хотя второй обладает некоторыми практическими удобствами.
Наконец, на рынке олигополии предприятие является , скорее всего, ценоискателем. Хотя олигополист и обладает в известной степени рыночной властью, он не может установить цену столь простым образом, как это делает монополист. Ему приходиться думать о том, как на его ценовое решение будет реагировать соперник. Мир олигополии подобен играм, в котором за каждым ходом одного игрока, следует ответный ход соперника, так что, в конечном счете, исход игры не предопределен. Отсюда множество моделей олигополии, использование при её изучении теории игр.
Предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать, принимая свои решения, предполагаемые реакции на них со стороны множества конкурентов. В отличие от олигополистов монополистические конкурентные предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем поведение олигополистов. Неоднородность продукции дает таким определенную степень рыночной власти при назначении цен. Таким образом, различия между монополистической и совершенной конкуренцией не сводится лишь к однородности-неоднородности товара в глазах покупателя, а предполагает отсутствие в первом и наличие во втором рыночной власти. 2 НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 2.1.Монополия Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия- монополиста, исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства? Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие- монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. 2.3. Монополистическая конкуренция Модель и само понятие «монополистическая конкуренция» обязаны своим происхождением выходу в 1933 г. Книги Чемберлина «Теория монополистической конкуренции». Однако представления Чемберлина о монополистической конкуренции со временем изменились, неизменным осталось лишь то, что монополистическая конкуренция представляет некую комбинацию сил монополии и конкуренции. 2.3.1. Условия возникновения Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя и пр. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам и т.д. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т.д. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, не велик. Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие- либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки. Однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары- субституты. 2.3.2. Определение цены и объема производства Степень эластичности спроса в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель. В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена выше. 2.3.3. Неценовая конкуренция. Реклама Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Покупатель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама, которая является важным инструментом неценовой конкуренции. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене. Реклама необходима, поскольку стимулирует изменение продукта, ослабляет монопольную власть, усиливает конкуренцию. Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность, высокие расходы, засорение средств массовой информации и т.д. 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ 3.1. Рынки напитков «Кола» и кофе. Каждый рынок напитков и кофе заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт напитков «Кола», например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных. (Почти никто не может указать разницу между «Кокой» и «Пепси», между «Кокой» и «Колой-лайт».). А все сорта молотого кофе слегка различаются по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои вкусы. Некоторые предпочитают кофе «Максвелл Хаус» другим сортам и регулярно покупают его. Однако приверженность тому или иному сорту имеет свои пределы. Так если цена на «Максвелл Хаус» значительно возрастет по сравнению с ценами других сортов, то большинство любителей этого сорта кофе, вероятно, перейдет на другой, более дешевый.
Постараемся определить на сколько эластичен спрос на «Максвелл Хаус» или какую монопольную власть получает «Дженерал Фудс» (производитель данного кофе). Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки напитков «Кола» и молотого кофе эксперимент проводился в розничной торговле, чтобы определить, как измениться доля каждого сорта на рынке в результате изменения цен. В таблице 3.1. обобщены результаты исследований, показывающие эластичность спроса на различные марки товаров. (В проведенных экспериментах потребители должны были выбрать марки товаров, которые они предпочитают из множества различных сортов. Эти эксперименты повторялись несколько раз при различных ценах товара.).
Таблица 3.1. Эластичность спроса на некоторые виды напитков «Кола» и кофе Сорт продукции Коэфф. эластичности Напитки «Кола» «Кола-лайт» -2,4 «Кока» -5,2 до-5,7 Молотый кофе «Хиллс Бразерз» -7,1 «Максвелл Хаус» -8,9 «Чейз и Сенборн» -5,6 Во-первых, отметим, что среди напитков «Кола» и «Кола-лайт» значительно менее эластичен по цене чем «Кока». Хотя на рынке напитков «Кола» он занимает небольшую долю, по вкусу он заметно отличается от «Коки», «Пепси» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие «Колу-лайт», пристрастны к нему. Но хотя «Кола-лайт» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это еще не означает, что первый более рентабелен. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. При более низкой средней прибыли «Кока» принесет большую совокупную прибыль, так как имеет большую долю на рынке. Во- вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем спрос на напитки «Кола». Среди потребителей кофе меньше любителей той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками напитков «Кола», потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Хиллз Бразерз» и «Максвелл Хаус». За исключением «Колы-лайт», спрос на все сорта напитков «Кола» и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от -5 до -9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Чтобы определить к какому типу рынка относится рынок напитков и кофе воспользуемся таблицей 1.1. Продавцов-много, покупателей-много. Получается, что наш рынок принадлежит двусторонней полиполии. Значит это либо монополистическая, либо совершенная конкуренция. Но товар на данном рынке дифференцирован, т.е. представлены различные сорта напитков и молотого кофе, что позволяет сделать вывод: строение рынка соответствует монополистической конкуренции. 3.2. Рынок мобильной связи Сотовые сети вышли из стадии научно-технических разработок на коммерческий рынок, привлекая различные слои пользователей. Уже сейчас в мире беспроводной связью пользуются сотни миллионов человек. Сотовый телефон перестал быть символом престижа и стал инструментом, позволяющим более эффективно использовать рабочее время, оперативно управлять технологическими, экономическими и другими процессами. Бурно развивающийся рынок сотовой связи привлекает внимание многих компаний. В России в этот бизнес вовлечено около двухсот фирм-операторов, несколько холдинговых компаний и каждый стремиться быстрее окупить свои затраты и получить прибыль. Сервис и услуги. Современная конкуренция вынуждает компании диверсифицировать свою деятельность в сторону предоставления богатого и качественного ассортимента сервисных услуг. Ведь клиента интересует не только стоимость минуты эфирного времени, но и зона охвата данной сотовой сети, возможность использования мобильного телефона при поездках по России и за рубеж (роуминг) и др. Поэтому основная борьба компаний ведется в этой сфере. Сегодня пользователю предоставляются всевозможные тарифные планы, возможность выхода в Интернет для передачи данных- мобильный офис, SMS, голосовая почта и т.д. Практически все компании позволяют пользователям навести справки, вызвать службу спасения, заказать авиационные и железнодорожные билеты и даже записать на прием к любому врачу. Некоторые компании предоставляют гибкую систему тарифных планов, что немаловажно для регионального пользователя, не обремененного московскими доходами. Анализ развития современных средств связи показывает, что уже сегодня мы стали свидетелями повсеместного и повседневного применения мобильной связи. Рынок подвижной радиосвязи переживает во всем мире стремительное развитие. Глобальной стратегией совершенствования мобильной связи является внедрение единых международных стандартов и создание на их основе региональных, федеральных, международных сетей общего пользования. Для определения типа рыночной структуры обратимся к таблице 1.1. 75 % рынка контролируют три крупных компании (т.е. несколько продавцов), сервисными услугами которых пользуются большое количество покупателей. Тип строения рынка- олигополия. Отличительной чертой олигополии является то, что несколько крупных компаний удовлетворяют основную долю спроса и они велики по сравнению с размером совокупного рынка, который они обслуживают. Данное утверждение, подтверждается данными, представленными в таблице 3.2. и в таблице 3.1. Таблица 3.2. Крупнейшие операторы сотовой связи России Компания Город Количество абонентов МТС Москва 1190000 Вымпелком Москва 81000 NW-GSM С.-Петербург 253329 Кубань-GSM Краснодар 106233 МСС Москва 100500 Дельта Телеком С.-Петербург 78000 СМАРТС Самара 91000 Би-Лайн Самара Самара 37900 Татинком Казань 30500 НСС Н.-Новгород 32000 Таиф-Телком Казань 32340 Источник:www.sotovik.ru: крупнейшие операторы России по размеру абонентской базы. Ключевым признаком олигополии является то, что действия одной фирмы прямо влияют на остальные. Это простирается на все сферы конкуренции: услуги покупателям ( роуминг, переадресация, определение номера, голосовая почта и т.п.), инновационная деятельность (видеотелефония, беспроводной доступ в интернет), объем продаж, долю рынка, стратегию стимулирования сбыта.
Приведенные выше факты доказывают, что рынок мобильной связи является олигополией. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Зарождение теории конкуренции произошло в девятнадцатом веке. Основоположниками данной теории были известные ученые- экономисты А.Курно, Л.Вальрас, занимавшиеся организацией теории, Дж.Робинсон, Г.фон Штакельберг, Э.Чемберлин и др. Теория развивалась и без претензий по поводу отрыва от практики, просуществовала вплоть до 50-60 гг. На данный момент чистая теория конкуренции существует в качестве необходимого инструмента экономического анализа, который используется для решения широкого круга задач. В какой мере можно применять теорию на практике и в какой мере она соответствует реальной действительности и являлось целью работы. Для этого рассмотрели теоретические положения и проследили становление теории конкуренции, проанализировали типы рынков несовершенной конкуренции и пришли к выводу, что монополистическая конкуренция и олигополия наиболее реальные типы строения рынков. И большинство примеров, которые были рассмотрены, действительно описывают эти рынки. В работе были проанализированы рынки напитков и кофе и рынок мобильной связи, так как они наиболее точно удовлетворяют теоретическим положениям. На мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка. Важно отметить, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию. Структура и развитие экономики, и способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества и максимальной прибыли, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание этих предпосылок служит основой, на которой базируется вся наука конкуренции. Развитие рыночной экономики идет полным ходом и сейчас очень важно регулировать рыночные отношения, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут пагубно сказаться на экономическом состоянии отдельных отраслей, да и всей страны в целом. Здесь важную роль играет государство, которое ныне пытается создать необходимые условия для нормального функционирования новой экономической системы. Было предпринято много положительных шагов в этом направлении, к примеру, создание антимонопольных комитетов и многое другое. Встречаются и ошибки. В данный момент мы как нельзя лучше должны смотреть вперед, не делать ошибок, ведь именно от нас зависит судьба нашей Родины, судьба наших детей и внуков. Поэтому нам необходимо, перенимая опыт других стран, выбирать только лучшее и прогрессивное. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник- М.:ИНФРА- М, 2000. 2. Булатов А.С. Экономика. Учебник для ВУЗов- издание 3-е. М.,2001. 3. Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т./ общая редакция В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа.1997. 4. Суржиков Е. «Труба» - не роскошь, а средство общения.//Экономика и жизнь.- 2001.- № 3-4.- С.27. 5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.- практ. Пособие. М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :