Реферат по предмету "Педагогика"


мини-исследование по тесту Рокича

одержание: Задачи, цель и методы исследования… 2 Проведение исследования….3 Результаты исследования… 5 Приложение… 10 Задачи, цель и методы исследования. Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". На систему ценностей оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д.

При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию. Цель исследования - выявить ценности ориентации современных студентов, иерархию этих ценностей. Основные задачи: определение студентами собственных жизненных приоритетов и принципов; определение ценностно-ориентационного единства группового коллектива; выявить различие в ценностных ориентациях юношей и девушек; Методы: наблюдение; метод обобщения; анкетирование; беседа.

Методики: проведение методики «Ценностные ориентации» Рокича (заполнение таблицы); беседа с классным руководителем; Проведение исследования Исследование развития коллектива в группе в колледже xxx и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился анализ различных источников литературы по теме исследования, определялись объект, предмет и цель исследования, подбиралась соответствующая методика.

Также была проведена беседа с классным руководителем, для того чтобы получить общие представления о группе, о каждом студенте. Поскольку ценностные ориентации как результат приобщения к культуре являются характеристикой зрелой, сформировавшейся личности, то исследование целесообразно проводить с учащимся старших курсов. Кроме того, сам характер заданий, предлагаемых в подобного рода исследованиях, предполагает определенный уровень развития абстрактного, понятийного мышления, осознанности целей и ценностей, сформированности

социальных установок личности. Студенты группы учатся последний год, они взрослые люди, у которых уже сложилась определенная система жизненных принципов. На втором этапе была проведена методика исследования ценностных ориентаций учащихся. В исследовании приняли участие 14 человек (13 девушек и 1 юноша). На третьем этапе проводилась обработка полученных результатов, формулировались выводы.

Для определения ценностных ориентаций учащихся им была предложена методика Рокича, которая выявляет 2 класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Была предложена следующая инструкция: «Ваша задача – определить ценности по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой.

Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.» Список А (терминальные ценности): – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); – здоровье (физическое и психическое); – интересная работа; – красота природы и искусства (переживание прекрасного

в природе и в искусстве); – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); – наличие хороших и верных друзей; – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); – развитие (работа над собой, постоянное

физическое и духовное совершенствование); – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); – счастливая семейная жизнь; – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); – творчество (возможность творческой деятельности); – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности): – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – воспитанность (хорошие манеры); – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); – жизнерадостность (чувство юмора); – исполнительность (дисциплинированность); – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); – непримиримость к недостаткам в себе и других; – образованность (широта знаний, высокая общая культура); – ответственность (чувство

долга, умение держать свое слово); – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); – честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); – чуткость (заботливость). Результаты исследования Анализ полученных результатов позволил нам дать ответ на вопросы, поставленных в начале нашего исследования: каковы ценностные ориентации отдельных учащихся, каковы жизненные приоритеты юношей и девушек и чем они отличаются. Так как в группе xxx всего один юноша, и он один соответственно принимал участие в исследование, то мы сможем дать объективную среднюю оценку ценностных ориентаций

только девушек. Ценностные ориентации юношей, таким образом, будут характеризоваться по ответам одного человека. Для анализа ценностных ориентаций студентов мы внесли все ценности по их значимости для каждого студента в таблицу. Затем по отдельно взятому принципу (активная жизнь, жизненная мудрость, здоровье и т.д.) был найден средний показатель для девочек и юношей соответственно. Затем для получения конечного результата было проведено ранжирование в порядке среднего показателя.

Промежуточные результаты отражены в Таблице 1 (Приложение). Конечные и наиболее наглядные результаты исследования отражены в Таблице 2 и 3 для двух списков ценностей соответственно. Таблица 2 Список предложенных жизненных ценностей Ранг  Терминальные ценности для юношей для девушек

Активная жизнь 2 4 Жизненная мудрость 10 11 Здоровье 1 1 Интересная работа 11 9 Красота природы и искусства 17 13 Любовь 15 3 Материально обеспеченная жизнь 5 7 Наличие хороших и верных друзей 3 6 Общественное признание 13 18 Познание 16 15 Продуктивная жизнь 9 14 Развитие 12 10 Развлечения 6 16 Свобода 4 5 Счастливая семейная жизнь 18 2

Счастье других 8 17 Творчество 14 12 Уверенность в себе 7 8 Таблица 3 Список предложенных жизненных ценностей Ранг Инструментальные ценности для юношей для девушек Аккуратность 9 3 Воспитанность 7 4 Высокие запросы 8 14 Жизнерадостность 1 1 Исполнительность 18 17 Независимость 2 6 Непримиримость к недостаткам в себе и других 3 18

Образованность 10 9 ответственность 17 5 Рационализм 15 7 Самоконтроль 11 8 Смелость 4 10 Твердая воля 5 11 Терпимость 13 16 Широта взглядов 12 15 Честность 6 2 Эффективность в делах 16 13 чуткость 14 12 Проанализировав результаты Таблицы 2 (терминальные ценности), мы пришли к следующим выводам: наиболее значимая ценность для студентов, причем как для юношей, так и для девушек – это здоровье.

Это и понятно, так как без него все остальные цели и средства достижения были бы невыполнимы; интерес к семейной жизни и любви для девушек стоит на 2, 3 месте соответственно. Здесь данные с юношей значительно разняться – для него ценности семьи брака, любви далеко не определяющие (18 и 15 место); важную роль для студентов играют такие показатели как: активная жизнь, свобода, наличие верных друзей (4, 5, 6 места для девушек и 2, 4, 3 для юношей).

Причем и для тех и для других эти параметры существенно не отличаются; что касается сферы развлечений, то она занимает одно из важнейших мест в жизни юношей (6). В то время как для девушек это одна из последних составляющих жизненных ценностей (16); стремление к творчеству, креативность, духовное удовлетворение, познание, красоты природы и искусства имеют небольшое значение для большинства студентов; далеко не последнее место занимает материально обеспеченная жизнь

(7 и 5 место); примерно на одной ступени как для юношей, так и для девушек находятся такие ценности как уверенность в себе (8, 7), которая неразрывно связана с интересной работой (9, 11); серьезные разногласия между юношами и девушками наблюдаются по таким показателям как счастье других, продуктивная жизнь. Для юношей эти параметры оказались более значимыми в иерархии ценностей, чем для девушек (8, 9 и 17, 14 соответственно); общественное признание для девушек находится на последнем месте, для юношей также занимает

одну из последних позиций. Это объясняется тем, что студенты находятся на последнем курсе и заняли уже определенное место в группе, сложился определенный круг общения, т. е. студент уже признан своими сверстниками и другими людьми. Таким образом, можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин или для женщин. Так, для ребят выше значение самостоятельности, независимости, множества друзей, финансовой независимости, а для девушек более значимы такие ценности как "любовь, семья, друзья", т.

е. духовная жизнь. Проанализировав результаты Таблицы 3 (инструментальные ценности), можно сделать выводы: несущественно разняться и у юношей и у девушек следующие ценности: жизнерадостность, честность, воспитанность (эти ценности занимают лидирующие места в иерархии ценностей-средств); все студенты являются очень позитивными людьми, они умеют себя вести должным образом в различных ситуациях; следующие места в этой системе занимают ценности: образованность, терпимость, широта взглядов, эффективность в делах, заботливость; серьезные

разногласия между юношами и девушками по таким качествам как: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, твердая воля (3, 8, 5 и 18, 14, 11 места соответственно). Таким образом, видно, что юноши ставят для себя в жизни очень высокие цели, хотят стать независимыми и осуществить это посредством твердой воли, смелости, честности. Тогда как для девушек высокие запросы далеко не так важны в жизни, а определяющими являются этические

ценности – аккуратность, воспитанность, честность. Необходимо отметить также, что рамки исследования ограничены определенными этическими требованиями. При изучении ценностных ориентаций важны такт и корректность исследователя, понимание того, что в напряженной и противоречивой жизни есть запретные области, которые нельзя затрагивать и обсуждать с учащимися. И результаты подобного исследования не должны стать поводом для обвинительного приговора студенту,

но послужить началом серьезных размышлений о тех сложных проблемах и задачах, которые ставит сегодня жизнь перед каждым педагогом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.