1.Дети-инвалиды как объект социальной работы. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей особенно матерей , ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов
ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия инвалид , инвалидность . Ш Согласно Декларации о правах инвалидов ООН , 1975 инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно
обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и или социальной жизни в силу недостатка , будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей 26, 211 . В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие инвалида инвалидности , которое было связано с потерей трудоспособности . При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении термина ребенок-инвалид .
К этой категории относятся дети , имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем 2 , 6 . А инвалидность в детском возрасте можно определить , как состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями , резко ограничевающими
возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы , в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре 27 , 282 . Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке термин инвалид вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями , вместо него по
отношению к детям используется дети с неспособностями . Избегают так же употреблять следующие наименования слепой , глухой , заика заменяя их такими словосочетаниями как человек с ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием . Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины идиотия , имбецильность , умственная неполноценность . Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания
дети с нарушениями , дети с образовательными трудностями . В белорусской дефектологии так же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований. Определение инвалидности детям до 16 лет в Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная экспертная комиссия в соответствии с разделом 3 Определение инвалидности детям Инструкции по определению инвалидности 1993 год .
В соответствии с законодательством с 1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья. Их четыре степени 1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет 2 степень утраты здоровья
устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем , которые , несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка соответствует 3 группе инвалидности у взрослых 3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого 4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных
мероприятий соответствует 1 группе инвалидности у взрослого 3 , 1 . Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы 1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в Республике Белорусь в структуре детской инвалидности занимали второе место 32,8 , а до 1991 года были на первом месте . Среди детей с данными болезнями 82,9 составляют дети с умственной
отсталостью . Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности , болезнь Дауна, аутизм . Все эти болезни объеденены в одну группу, однако, следует умственную и психическую неполноценность, на этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся
изучением этой категории людей и или оказанием им помощи . Термин умственная неполноценность включает в себя два значимых компонента, которые должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возроста значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества 30 .
У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации соответственно педагогов и социальных работников в тесном контакте с семьей.
Термин психическая неполноценность употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным а не отсутствующим пониманием и коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом
биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин . В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения . Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные , социальные или личные трудности . Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-нических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение .
При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии . Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-хической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности при диагностике заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже .
Можно выделить следующие причины их появления плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к которым они особенно привязаны и т.п. 2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в струтуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями . Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации
. В эту группу заболеваний входят различные заболевания , паталогические состояния и пороки развития органов дыхания в том числе и хронический туберкулез легких , почек и органов мочевыделения , желудочно-кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей циррозы печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п сердечно-сосудистой системы в том числе пороки сердца и крупных сосудов , системы кроветворения лейкозы , болезнь
Верьегофа , лимфогранулематоз и т.п опорно-двигательного аппарата полиартриты и т.п Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры . Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации . Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах,
санаториях , где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми . Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка 26 , 151 . 3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях.
На 1.01.1997г. дети с заболеваниями этой группы в Республике Беларусь составляли 20 от общего числа детей-инвалидов . Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это психического развития дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.
Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке . 4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего
радикальную операцию неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза , печени и других органов. В последнее время число онкологически больных детей увеличивается довольно быстро. Для этого существуют различные причины в нашей республике, например, это связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим фактором, по мнению руководителя
Радиологического госпиталя профессора Ольснеса С является генетическое накопление дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием наследственного материала 10 , 82 . При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут возобновляться или прерываться более или менее длительными периодами стабилизации , во время которой производится реабилитация больного . Особенности методов лечения в сочетании с возростными и межличностными особенностями ребенка ведут
к возникновению изменений сначала в физическом, а затем и в психическом его состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в детском саду 270 г. Минска , было выяснено, что более половины 56 родителей отмечают ухудшение характера своих детей в результате болезни, у 62 родителей появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость 25 , а так же раздражительность , агрессия
и другие проявления невротического характера 56 . У таких детей практически нет друзей , кроме таких же больных ребят , как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от внешнего мира , что вызывает задержку в развитии социальных навыков , социальную дезадаптацию 8 . Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли приводят к летальному исходу . Это так же вызывает определенные трудности в общении и оказании помощи таким детям .
До некоторых пор считалось, что дети, особенно маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не так. Исаев Д .Н который занимался изучением этой проблемы , подробно описывает чувства и переживания детей в раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие , окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими переживаниями и страхами . 5.
Поражения и заболевания органа слуха . По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи . Число детей с этим заболеванием относительно невелико , они составляют около 2 всех детей-инвалидов . Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения . Например , у детей с ранним ограниченным повреждением мозга
дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые , странные , как бы пребывающие в своем мире дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность , двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность 17 , 100 . 6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации . 7. Эндокринные заболевания . Таким образом, можно было убедиться , что существует довольно большой
перечень заболеваний, приводящих к инвалидности . Эти болезни, несомненно оставляют свой след на поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные барьеры на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни , к их интеграции в общество . В рамках программы Выход , осуществляемой Центром реабилитации молодых инвалидов Next Stop New Life , в малых группах проводились дебаты на тему
Общество и инвалид - несостоявшийся диалог В ходе дебатов были выделены следующие проблемы барьеры , с которыми стал-кивается семья с ребенком -инвалидом и сам ребенок в нашей стране - социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов - при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо расподается , либо усиленно опекает ребенка , не давая ему развиваться - ведется слабая профессиональная подготовка таких детей - трудности при передвижении по городу не предусмотрены
условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п что приводит к изоляции инвалида - отсутствие достаточного правового обеспечения несовер-шенство законодательной базы в отношении детей с огра-ниченными возможностями - сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам существование стереотипа инвалид - бесполезный и т.п отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики .
Итак, Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом обусловлено тем , что больное общество стремится к тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу . Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка -инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно
опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям . Когда же наступает время прекращения социальных программ , инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя 20 . Такое отношение к детям с ограниченными возможностями свойственно не только нашему обществу. Однако, за рубежом делается все возможное для решения этой проблемы.
Для этого разработаны программы Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении ООН и Инклюжен США . Но одно дело - на бумаге, а другое - в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения
до принятия и признания их прав, достоинства и полезности обществу. Ш Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей - инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер , она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка 12. Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами .
Вопрос об оказании помощи и обучении детей -инвалидов был поставлен довольно давно. На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах , воспитательных домах , богадельнях . Изучением исторического опыта работы с детьми-инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она указывает на то, что первые упоминания о благотворительности в отношении
ребенка-инвалида относятся к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей . Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по свету , существуя на подаяния . Хотелось бы отметить , что до второй половины 20 века системы оказания помощи этой категории детей не было , да и позже она не сложилась . Однако , общественные организации и частные лица стали больше
внимания и материальных средств отдавать решению этого вопроса. Стали открываться спецприюты , школы , больницы , училища для различных категорий детей-инвалидов кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно ,содержались в домах для умалишенных , а так же в заведениях больничного типа . По мнению Григорьева А.Д большую роль в оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло
Мариинское попечительство о слепых , функционировавшее с 1881 года в России и на территории Белоруси. Одним из первых его шагов стала перепись слепых в стране . В результате деятельности этого общества появилось несколько школ , приютов и училищ для слепых детей, было издано несколько книг с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию .
В нашей стране существовало так же несколько спе-циальных заведений для детей с нарушениями слуха . Первая школа для них была организована в Вильно в 1823 году Маклаховцом К Надо заметить , что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский , Берлинский , Лейпцигский и Парижский институты глухонемых и т.д
Интересен опыт работы частного Минского училища для глухонемых и заикающихся еврейских детей 1888 г , т .к . там впервые было применено обучение на двух языках русский и еврейский . Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых 1898 г в ходе которой было открыто несколько учебных заведений , выдавались пособия семьям , воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей , а так же
были созданы курсы для обучения специалистов по работе с этими детьми . Итак , система оказания помощи детям-инвалидам не была создана до 1917 года не была она создана и за время советской власти , когда помощь ребенку со специфическими нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе интернаторного типи , поэтому, по нашему мнению , при организации помощи таким детям в настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к зарубежному опыту .
В развитых странах за рубежом уже сложились опре-деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать при создании системы
оказания помощи таким детям . Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь в том числе и интегрированное обучение . Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье . В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение . В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и абилитациии ребенка в каждом конкретном случае
. В настоящее время создается , разрабатывается ряд программ , учитывающих данные тенденции . Одна из таких программ , предложенная ООН это Реабилитация , базирующаяся на непосредственном окружении РНБО . Она определяется, как стратегия развития общества , проводимая с целью реабилитации , уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели изменить положение дел в этой области, проводить обучение , с вовлечением правительства и общественности
разработать систему , способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам 18 , 113 . Суть РНБО заключается в том , семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки , а так же сам инвалид способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно , им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения , образования , занятости и социальной защиты . В США действует программа
Инклюжен . Ее основы были заложены Реабилитационным Актом закон 93-112 , 1973г. и законом об обучении детей-инвалидов 1974-1975 гг в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем . В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов . Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и
, в то же время , налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов . Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кам-пания в средствах массовой информации и т.п большую роль в этом сыграли и религиозные организации . Таким образом инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества , при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми .
По всей стране стали появляться общественные орга-низации и клубы для инвалидов , а так же различные фонды . Хотелось бы отметить , что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг , положенных человеку со специфическими потребностями по закону , за финансовые средства , предоставленные муниципалитетом . Что касается интеграции в обучении , то трудности возникли с разработкой программ , подготовкой персонала , разработкой психологических моделей восприятия детей
-инвалидов здоровыми детьми и наоборот . Модель Инклюжен подразумевает , что даже ребенок с сндромом Дауна может обучаться с нормальными детьми . Конечно , для него разрабатываются отдельная программа , свои облегченные задания . Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя . В поддержку этой модели обучения было снято не-сколько фильмов об успешном обучении детей с ограничен-ными возможностями . Однако , в США не тказываются и от специальных школ , но помещение туда ребенка
осуществляется лишь в крайних случаях 32 . Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах , необходимо отметить , что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание , выплата пособий и компенсаций , жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п которую осуществляют социальные службы . Используется и такой вид социального обслуживания , как на-домные услуги 28 . Итак , можно было убедиться , что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам
, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможнойинтеграции человека с особыми по-требностями в общество , а так же обеспечивает принятие таких людей общесвом . Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ . В Великобритании помощь имвалидам , в том числе и детям-инвалидам , оказывают 3 группы организаций
частные владельцы домов , обеспечивающих уход за определенную плату общественный сектор местные власти , которые обеспечивают большую часть социальных услуг . Социальные службы оказывают помощь на дому , в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения , правилам поведения на улице , в общественных местах , для чего организуются
специальные прогулки . Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки . Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии . Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической , психической и социальной 28 , 182 . Социальный работник из Департамента социальных служб в
Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации , которые согласовываются с клиентом и его семьей организуют нормальную , интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи . В Великобритании так же существуют частные реаби-литационные фирмы,
которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование . Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то иртеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности .
До поступления в школу в большинстве регионов Англии , а так же в некоторых других странах , достаточно эффективно используется система Потедж педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии , которая зародилась в 1970 году в США . В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей . Для работы с детьми с нарушенниями интеллекта в ряде стран , преймущественно
Скандинавских , организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка , максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми , определяют методы лечения и реабилитации , разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов , в основном , осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то , чтобы создать условия
для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий . Таким образом , в настоящее время в большинстве стран идет переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции , если это возможно . Этот переход регулируется законодательством стран . Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации
обучения детей-инвалидов 1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности необ-ходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ. 2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе , ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса индив-идуальные или в группах . 3. Дети с серъезными умственными и физическими недо-статками
могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками . При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отда-ется возможностям для детей получить образование , а не неудобствам администрации . 4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педогогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей среды .
5. При организации обучения сознательно планируется само-стоятельность 6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками , которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде домашний быт , профессиональное обслуживание , транспорт и т.п 7. Обучение , взаимодействие между людьми должно быть га-рантией того , что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружениии .
Интересен опыт работы за рубежом с онкологически больными детьми . Почти во всех западноевропейских странах и в США функционируют Хосписы , некоторые из них оказывают помощь детям с определенными заболеваниями , другие - всем нуждающимся умирающим людям . В Королевстве Норвегия ,где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах , но основную заботу об онкологически больных берут на себя общественные и частные
организации . Самая крупная организация , решающая все психосоциальные проблемы , связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых это Норвежское общество борьбы с раком НОБР . Помощь в основном ока-зывается в окружных больницах НОБР их пять , где работают психолог , специально обученнная медсестра с подготовкой семейного терапевта , специалиста -соционома социальный работник со пециальной подготовкой , в том числе и юридической ,
подготокой и , при необходимости , другие специалисты . В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа максимальная открытость , полное информирование о заболевании , его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи . Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами родные братья и сестры больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа
специалистов, в том числе и соционом , проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи. Деятельность социального работника , в основном , направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи , помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий , страховых выплат и т.п При необходимости он помогает в улучшениии жилищных условий , санитарного состояния жилья , транспортном обслуживании и т.д При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов
письма , результаты обследования жилищных условий, заявление родителей , ответы официальных органов и др полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи 10 . Широкое распространение при работе с онкологически больными детьми во всем мире получила Клоунотерапия . Так же активно используется Арттерапия в оказании помощи как детям , так и взрослым с огрниченными способностями . Но особенно важно это для детей , т.к. в детстве и юности закладываются
манеры и особенности поведения , формируется взгляд на мир , выявляются пристрастия . Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие , самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них , т.к. здесь важно только наличие дара , через который общность между детьми проявляется быстрее
. В России Институтом развития личности РАО Москва при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана Игротерапия .Она рекомендована для использования психологами , социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями 3-9 лет . Игротеропия применяется для предупреждения и коррек-ции невротических реакций , утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей . Она может быть групповой и индивидуальной , может носить
личностный характер игры с предметами или личностный характер игры с людьми . В игру включаются средства Арттерапии . Параллельно с работой с детьми проводятся семенары , консультации с родителями . Таким образом , в рамках Федеральной программы Дети России на основе русских народных сказок Репка , Гуси-лебеди и другие были разработаны и опробированы в реабилитационном центре
Сломанный цветок игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенностью разработанных атракционов является активное использования игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны 25 ,
59 . За рубежом получила распространение и другая методика , разработанная российскими исследователями это игра Ринго -надежда . Аргун Л.Е один из авторов методики , предложил использование распространенной игры Ринго для людей с ограниченными возможностями . Для каждой катего-рии инвалидов разработана своя методика проведения . Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние 3 ,
43 . Для детей с ДЦП английская фирма Рэхаб энд медикал предлагает программу Развитие основных навыков движения через обучения РОНДО . Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам , необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе . Курс обучения учитывает естественную механику тела , рассматриваемую совместно с учебным процессом
.Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн Англия . Фирма Рехабс энд медикал занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии 27 , 55 . Эрик Шоплер , Маргарет Ландзинд , Лезли Ватерс предла-гают программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в раз-витии детей. Эта программа включает 1. Исследование,ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности
и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития . 2. Индивидуальная программа развития с тренировочными зада-ниями, специально приспособленные к каждому ребенку , является основной линией работы с ним . В рамках данной программы родители рассматриваются как сотерапевты , а не как причина такого состояния ребенка 6 . Сотрудниками Университета Маккуэри Сидней была разработана программа ранней педагогической помощи детям
с отклонениями в развитии Маленькие ступеньки 22 . В России была разработана комплексная инновационная модель Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями . Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания , создает режим равных
возможностей для детей с особыми проблемами . Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи беседы , семенары , творческие кружки , исследования, проведение различных меро-приятий , создание служб например От родителя к родителю , обучение родителей , представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. 24 . Участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер , который
предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием . Учитывая, что деятельность социальных служб основывается на заканодательстве , регулируется им , мы считаем необходимым обратиться к этому вопросу . 1.3. Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами .
Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство , в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее
незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети - инвалиды . В основу законодательства Республики Белорусь в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы ООН ,гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов , как и для некоторых других малозащищенных слоев населения,предусматри-вается ряд специфических прав и льгот,учитывающих их особые нужды и положение .
В числе основных международных документов,защищающих и гарантирующих права этой категории детей,можно назвать следующие Всеобщая Декларация прав человека , Декларация о правах инвалидов , Декларация о правах умственно отсталых лиц , Конвенция о правах ребенка , Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов . Для детей-инвалидов, согласно Конвенции о правах ребенка , предусматривается приоритетное удовлетворение
особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье статья 23 . На удовлетворение тех же нужд направлен закон О правах ребенка 1993 г. .Он определяет правовой статус этой категории детей,как самостоятельных субъектов,и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания
на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам,с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях . Как и все другие дети , ребенок со специфическими по-требностями имеет право жить и воспитываться в семье , которое закрепляется Кодексом о браке и семье .
Родители , соответственно , должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее,если ребенок в этом нуждается. Однако,особое внимание уделяется и людям,воспиты-вающим ребенка-инвалида его родителям,опекунам . Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми,независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей который осуществляет уход в стаж работы для получения трудовой пенсии.
Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет,ежемесячно получают оплачиваемый свобод-ный день Постановление Совета Министров РБ 533 от 27.05.1997г Кроме того, родители инвали-дов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию Закон РБ О пенсионном обеспечении . Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии,которая зависит от его ребенка степени нарушения здоровья.
Так, дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150 от минимального размера пенсии по возрасту,второй степени - 175 , третьей степени - 200 , четвертой степени - 250 19 . Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикоментов, а так же предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно 23 . Важным документом в сфере организации помощи детям с ограниченными способностями являются
Основные направления в государственной семейной политике 1998 г Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры - предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи , услуг - развитие сети дошкольных учреждений различных форм соб-ственности с гибким режимом работы , различного типа и назначения в том числе и для
детей с особенностями развития - предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно -воспитательных учреждениях общего типа - развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов - формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество - совершенствование системы социальной защиты семей , воспиты-вающих детей -инвалидов .
В Республике Беларусь утвержден так же ряд других документов, гарантирующих права и льготы детей с особенностями развития закон О здравоохранении 1993 г закон О социальной защите инвалидов 1991 г Постановление Совета Министров РБ О соврешенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей за пределами РБ 1997 г Постановление Совета Министров РБ О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 18
лет 1998 г закон О социальной защите граждан, пострадавших в следствие катастрофы на ЧАЭС 1991 г Постановление Совета Министров РБ Об утверждении перечня технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях , а так же информационный бюллетень 8 Центра гендерной информации и политики Министерства социальной защиты РБ Правовые гарантии социаольной защиты семей, воспитывающих ребенка инвалида .
Особо важен, на наш взгляд, приказ Министерства социальной защиты РБ от 18 августа 1995 г. Об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе и Инструкции по оргазизации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с особенностями психофизического развития и детей инвалидов 1995 г как явный прогресс в сфере обеспечения образования детей с ограниченными возможностями.
Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к категории необучаемых , а детей с особенностями развития определяли в специальные школы-интернаты. Изменения в социальной политике в отношении детей со специфическими потребностями влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов Постановление Совета Министров
РБ Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания семьи и детей , приказ Министерства образования Об утверждении временного положения о дефектологическом пункте , примерное положение О диагностико-реабилитационном центре в РБ , Постановление Кабинета Министров О создании Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии . Важную роль в оказании социальной помощи детям с ограниченными возможностями играет
Президентская программа Дети Беларуси и, в частности, ее подпрограмма Дети - инвалиды . Ее возникновение связано с неразвитостью сети восстановительного лечения, неудовлетворительная оснащенность медицинских учреждений современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Все это приводит к несвоевременному выявлению врожденных и наследственных заболеваний и недостаточной реабилитации детей - инвалидов. Данная подпрограмма ставит перед собой следующие задачи в области работы
с детьми - инвалидами - повышение эффективности профилактической работы по предупрежедению детской инвалидности - создание предпосылок для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей - инвалидов - обесчпечение их техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое обслуживание - повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных учреждений для внедрения совеременных методов лечения и реабилитации детей - инвалидов - организация научных исследований, научно-методическое
и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности - подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми этой категории. Таким образом, можно сказать, что законодательство Республики Беларусь направлено на создание условий, обеспечивающих жизнь семьи с ребенком - инвалидом. Однако, инвалиды и их семьи относятся к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся в стране ситуации, пенсии и пособия на детей инвалидов не могут обеспечить такому ребенку
и его семье достойную жизнь. Следует также учесть, что забота о таких детях отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не могут работать в полную силу , что так же создает определенные материальные трудности. Также хотелось бы отметить, что законодательство не предусматривается архитектурной нормой, необходимые для свободного передвижения инвалидов. По нашему мнению, социальной политикой в сфере оаказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению
общественного мнения относительно этой категории населеничя, что немаловажно. Выводы. На основе проанализированной литературы можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям-инвалидам 1. Оказание помощи этой категории детей может осу-ществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье . 2. Использование командного подхода , который предполагает профессиональный , системный подход
к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно. 3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции самопомощи при работе с этой категорией людей. Она положена в основу рассмотренной нами программы РНБО . 4. Многичисленные исследования заболеваний, приводящих к инвалидности, содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывают поторебности
ребенка и пожелания семьи. На наш взгляд это будет содействовать более эффективному оказанию помощи. 5. Система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жихни. 6. Особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов.
Это должно являться первостепеной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания. 7. Одним из самых важных, на наш взгляд,является обеспечение полноценного образования для детей - инвалидов. Особую роль в этом играет интегрированое обучние, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач образовательных, формирования отношений здорового ребенка к больному и наоборот и т.п. 8. Большее внимание следует уделять ранней диагностике и началу
реабилитации абилитации. Эта проблема особенно остро стоит у нас, где слабость диагностической базы и поздняя выявляемость нарушений приводят к росту числа патологий с возрастом. Так, если в возрасте от 0 до 4 лет удельный вес детей с особенностями развития составил 5221,2 на 10 детей, то в период 10-14 лет он вохзрастает в 2,3 раза 18 . 2.Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в
Республике Беларусь. Для выявления проблем и особенностей социальной работы с детьми с ограниченными возможностями в нашей стране нами было опрошено 30 респондентов работники и волонтеры различных общественных организаций г. Минска , занимающихся оказанием помощи детям-инвалидам адаптационно-оздоровительное предприятие Остров Надежды , Белорусский Детский Хоспис , Центр реабилитации молодых инвалидов организации Next Stop - New Life , Ресурсно-адаптационный центр
Открытые двери , суполка Мiласэрднасць . При опросе нами была использована анкета Приложение 1 , разработанная нами для социальных работников, работающих с этой категорией населения. Анкета направлена на изучение проблем и особенностей работы с детьми-инвалидами и их семьями и включает следующие блоки вопросов 1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами. 2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида 2, 4, 5, 6, 11, 12 .
3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов 3, 7, 8, 9, 10 . 4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения 13, 14 . Среди респондентов основную группу составили женщины 18-45 лет около 82 . Большинство из них около 50 с педагогическим образованием, психологи и социальные работники составляют по 16 . 1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-инвалидами.
В результате исследования нами были выявлены следующие причины, побудившие респондентов заняться оказанием помощи детям-инвалидам 1. Возможность и желание помогать зтой категории населения, сострадания около 33 . 2. В связи с переживанием рождения ребенка с особен-ностями развития или приобретением им инвалидности около 20 . 3. Возможность применить свои знания и умения на практике около 20 . 4. Необходимость и интересность работы около 13 . 5.
По приглашению администрации организации около 13 , Однако, это лишь причины, приводящие людей в организации. Сострадание, милосердие, желание помочь одной из самых незащищенных категорий населения заставляют их остаться и, несмотря на проблемы и сложности, оказывать помощь детям-инвалидам и их семьям . 2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида 2, 4, 5, 6, 11, 12 .
В результате анализа анкет нами были выделены следующие основные функции социального работника - организаторская информативная в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи посредническая осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи диагностика и коррекция особенностей ребенка . Таким образом, можно говорить о многофункциональности социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков .
Среди основных, респондентами были выделены следующие знания - психолого-педагогические в том числе, и в области специальной педагогики медицинские знания в области дефектологии знания в области законодательства . Основные умения, выделенные респондентами - тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения эмпатия умение сопереживать работать в команде гибкий подход к решению проблем . В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие навыки, необходимые
при оказании помощи детям -инвалидам - организаторские коммуникативные работы с детьми оказания первой медицинской помощи . Кроме профессионадльных качеств работники выделили ряд личностных, необходимых для работы с этой категорией детей отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость и, что интересно, чувство юмора возможно оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса .
Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов около 33 указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.
Что касается работы с семьей такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам 1. Психологическая помощь индивидуальные и групповые консультации, тренинги . 2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. в том числе, и образовательные конференции и семинары . 3. Материально-бытовая помощь . А также, в некоторых организациях проводятся праздничные мероприятия.
В Хосписе большое место в работе с семьей занимает программа Горевание , проводимая с родителями и сиблингами после смерти ребенка. Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены - гуманистические - командный подход - психологические теории - концепция самопомощи - интегративный - эклектический - подход к ребенку-инвалиду как к равному уважение личности ребенка .
То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос. Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены - игровые игротерапия - арттерапия - метод интерактивной работы, взаимодействие - беседа - наблюдение - клоунотерапия - трудотерапия
. Были даны и другие ответы, но они для нас малоинформативны. Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка. 3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов 3, 7, 8, 9, 10
. Что касается проблем, с которыми сталкиваются работники организаций, то они разнообразны и сугубо индивидуальны. Среди них были названы такие как - ограниченность доступа к информации - недостаточная компетентность в определенных вопросах, недостаток опыта - нехватка времени для своей семьи и личной жизни - недостаток материалов, средств, специального оборудования а также, некоторые другие проблемы. Особое место занимают психологические трудности, которые, как показало исследование, испытывают около 60
респондентов. Среди них выделяются и непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой категорией детей. и неприятие отдельными родителями детей инвалидов особенно папами или негативное отношение к работникам организации. В Хосписе к этим проблемам относится также переживание смерти ребенка. Анализ ответов показал, что наличие или лтсутствие таких проблем во многом зависит от заболевания ребенка, личностных качеств работника, а также, от длительности срока работы с этой категорией детей.
Особое внимание стоит уделить проблеме сгорания специалиста , наличие которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6 респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые интересные предложения по преодолению этой ситуации.
Итак, респондентами было предложено 1. Самовнушение постоянно убеждать себя в нужности и полезности своего дела . 2. Обращение к методам релаксации и т.п. 3. Метод абсолютного переключения при возникновении стрессовой ситуации резко переключиться , отвлечься на другой резко противоположный вид деятельности . 4. Раннее выявление симптомов сгорания и индивидуальный подход при снятии проблемы.
5. Групповая и индивидуальная терапия, тренинги. 6. Проведение кругловых столов. 7. Организация сети служб для решения этой проблемы. Таким образом можно говорить об остроте этой проблемы в нашей стране, необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при возможном использовании их предложений. 4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи этой категории населения 13, 14
. В ходе исследования нами была также выявлена пролема повышения квалификации. Как оказалось, в нашей стране не существует системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами. Основными источниками повышения квалификации были названы - различные конференции и семинары по обмену опытом и, в первую очередь, с зарубежными коллегами - через накопления собственного опыта в процессе работы - обучение за рубежом - изучение новой методической литературы .
При изучении предложений относительно своей работы в будущм нами были выявлены следующие пожелания - видеть свою работу углубленной в профессиональном плане - работать в системе т. е. работа должна быть более организованой - достаточное материальное обеспечение - научная обоснованность подходов к работе - активное участие государственных структур в системе оказания помощи детям-инвалидам и их семьям - видеть свою работу полезной и интересной . Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной
социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения, плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на эффективности социальной работы с детьми-инвалидами. Выводы В результате исследования нами было выявлено следующее 1. В сфере оказания социальной помощи преимущественно работают женщины, чо является особенностью социальной
работы в нашей стране. И так как социальная работа появилась относительно недавно у нас, то это, в основном, люди с педагогическим образованием. 2. Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует о необходимости функционирования системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, которая в нашей стране организована недостаточно.
3. Теоретические подходы к оказанию соцмальной помощи детям-инвалидам и их семьям и методы работы с ними, в основном, соответствуют мировым страндартам, так как являются адаптированным зарубежным опытом. 4. Выявленные в ходе исследования проблемы указывают на несовершенство законодательной базы и социальной политики в области социальной работы с детьми с особеностями психофизического развития. 5. Особую проблему составляет отсутствие служб по оказанию психолого-педагогической помощи работникам
организации, опрошенных нами. Заключение В теоретическом плане нами были исследованы следующие проблемы 1. Историко-теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам. 2. Особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями и работы с ними. 3. Проблемы барьеры, препятствующие нормальной интеграции инвалидов в общество. 4. Особености законодательной базы в области социалной работы с этой категорией детей и их семьями
в нашей стране. Нами были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения. Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза Эффективность социальной помощи различным категориям детей-инвалидов обусловлена особенностями государственой
политики социальной защиты в Республике Беларусь, а также уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами специалиста по социальной работе подтвердилась . Методические рекомендации В результате исследования нами были разработаны следующие рекомендации для повышения эффективности социальной работы с детьми со специфическими потребностями 1. Необходимо создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием
помощи детям-инвалидам. 2. Необходимо создание организованной системы оказания социальной помощи всех видов этой категории населения так как в настоящий момент помощь оказывается стихийно, в отдельных организациях . 3. Учитывая пожелания респондентов, следует увеличить долю участия государственных структур в области социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, обеспечить большую поддержку с их стороны. 4. Необходимо расширение сети учреждений, занимающихся оказанием социальной помощи и поддержки этой
категории населения. 5. Следует создать систему учреждений по повышению квалификации кадров, расширить доступ к зарубежному опыту оказанию помощи, создать свои исследовательские группы по разработке и изучению методик работы и т.п. в этой области. 6. Необходимо улучшение материальной базы организации, занимающихся социальной работой с этой категорией населения. 7. Необходимо расширение информационной сферы, обеспечить доступ к необходимой информации специалистам
и родителям, а также всему обществу в целом что будет содействовать изменению общественого мнения в отношении инвалидов . 8. Следует также совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям. Литература 1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида Перевод с английского. М. Педагогика, 1991 88 с ил. 2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной
защиты детей с отклонениями в развитии. Дефектология 1997 1 С. 3 -10. 3. Аргун Л.Е Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра Ринго - Надежда . Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1997 2 С. 43-50. 4. Бобла I. M. Гісторыя станаўлення практыкі выхавання і навучання дзяцей з асаблівасцямі развіцця у Беларусі
Дасавецкі час Дэфекталогія 1996 3 С. 8-18. 5. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. Социально-педагогическая работа 1998 6 С. 59-63. 6. Бубен С.С. Интеграция проблемы и перспективы. Дэфекталогія 1996 5 С. 5-9. 7. Ватерс Л Ланзинд М Шонглер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей
Сборник упражнений для специалистов и родителей. Мн. Издательство БелАПДИ, 1997 18 с. 8. Гимельштейн Е.Э Мицкевич Л.Н Ящук Е.С. Реабилитация онкобольного ребенка в детском саду. Социально-педагогическая работа 1998 6 С. 41-44. 9. Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на
Беларуси. Мн. Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998 221 с. 10. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. Социально-педагогическая работа 1998 5 С. 81-90. 11. Дементьева Н.Ф Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М. Институт социальной работы Тюменской области,
1995 108 с. 12. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии. Материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 июня 1996 г г. Минск. 13. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка Лекции. С-Пб. Издательство ППМИ, 1993 76 с. 14. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии Пер. с нем. Мн. Белорусский Экзархат - Белорусской православной церкви,
1999 г 32 с. 15. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. Дефектология 1996 1 С. 83-85. 16. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями Книга для родителей. М. Педагогика - Пресс, 1996 80 с. 17. Мастюкова Е.М Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М. Педагогика, 1991 160 с. 18. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов
Материалы международной научно-практической конференции 29 - 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского Мн. Товарищество Хата , 1998 352 с, графики, табл фото. 19. Методическое письмо по определению степени утраты здоровья детям-инвалидам Министерство здравоохранения РБ. 8.10.1999. 20. Общество и инвалид - несостоявшийся диалог?
Дебаты в малых группах. Программа Выход Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация Next Stop - New Life . 27.11.1998. 21. Основы социальной работы Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М. ИНФРА - М, 1998 368 с. 22. Питерси М Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии
Маленькие ступеньки . Мн. Издательство БелАПДИ, 1999 150 с. 23. Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о правах ребенка. Адукацыя і выхаванне 1999 6 С. 3-45. 24. Преодолевая проблемы инвалидности Программа Лиен. М. Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб,
1997 230 с. 25. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1997 1 С. 52-61. 26. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М. Институт социальной работы, 1997 364 с. 27. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе.
Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М. Медицина, 1981 559 с. 28. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1997 2 С. 51-56. 29. Социальная работа с инвалидами Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М. Институт социальной работы,
1996 210 с. 30. Существенные различия между умственной и психической неполноценностью. Под. ред. Е.Титовой, Л.Божко. Мн . Издательство БелАПДИ, 1996 11 с. 31. Хряпина Т. Последний земной приют Заметки со 2 Международного семинара по оказанию помощи безнадежно больным Медицинский вестник 1999 27 мая С. 2. 32. Целок Д.В.
Программа Инклюжен Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США Дэфекталогія 1996 5 С. 106-111 33. Шапорова С.А. Проблема интегрированного обучения в зарубежном опыте Дэфекталогія 1997 6 С. 97-109.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |