ВВЕДЕНИЕ В современных условиях борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных. В настоящее время в качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта задача конкретизируется
и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства. Вопросы исполнения уголовных наказаний имеют не только прикладное значение, поскольку, во-первых, они всегда актуальны и востребованы в научном осмыслении, теоретизации и систематизации основных положений, а во- вторых, на основе данных теоретических положений разрабатываются научные рекомендации, задача которых – повысить эффективность исполнения наказания и достичь его целей.
Интегрирование РФ в мировое сообщество и международно-правовая стандартизация в сфере исполнения наказаний, а также обновление нормативного материала и поиск новых путей развития системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сформировали объективные предпосылки для научного исследования закономерностей, составляющих реалии и перспективы общественной жизни. Существующие основные функции воздействия государства по отношению к гражданам, выделяются наиболее
эффективные из них с педагогической и психологической точек зрения. Последствиями политических и экономических преобразований России конца двадцатого века стали потеря нравственных ориентиров общества и растущая духовная дезориентированность людей. Кроме того, ослабление в последние годы внимания государства и отечественной образовательной системы к созданию духовно-нравственных стандартов, этическому развитию и формированию целостности личности
также привело к снижению уровня нравственности россиян. Данные негативные процессы отразились и на уголовно-исполнительной системе. Социально-экономическая ситуация в стране закономерноориентировала политику исправления осужденных на переход от приоритета жестких карательных мер к стимулированию правопослушного поведения. Человечество за свою многовековую историю имело возможность убедиться в бесперспективности принуждения
как метода педагогического воздействия. Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осужденных, гуманизацией этого процесса, специальной подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных, правозащитных, религиозных и других для решения основной задачи пенитенциарного процесса – исправления осужденных. «Сила наказания в его неотвратимости утверждает
Президент России В.В. Путин. – Сильный не должен быть жестоким. Государство обязано сделать все необходимое, все возможное для того, чтобы отечественная уголовно-исполнительная система стала цивилизованной». Целью этой работы являются изучить влияние мер поощрения и методики исполнения в процессе исправления осужденных. Исследованиями формирования гуманной исправительной среды в пенитенциарных учреждениях занимались Р.Г. Галикеев, Ю.В. Чакубаль, изучение воспитательного воздействия в условиях
лишения свободы вели И.М. Агаев, В.М. Алиев, Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, В.П. Артамонов, З.А. Астемиров, А.В. Пищелко и другие, организации и совершенствованию воспитательной работы в пенитенциарной системе посвящены труды Г.П. Байдакова, А.В. Бриллиантова, Ю.В. Гербеева, В.И. Горобцова, М.Г. Деткова, В.А. Елеонского, А.С.
Макаренко, А.Л. Ременсона, М.П. Стуровой и др. 1. Педагогическое стимулирование Стимулирование правопослушного поведения (исправления) является одним из важнейших методов воспитательной работы в пенитенциарном учреждении и обусловлено мотивационно-потребностной сферой личности. Словарное определение стимула (от лат. stimulus) – толчок, поощрение; буквально остроконечная палка, стрекало; побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Когда мы говорим о стимулировании человека в какой-либо области человеческих отношений (в учебной, трудовой, семейной, правовой и т.д.), то имеем в виду стимулирование его поведения. Стимулирование обусловлено мотивацией поведения человека и направленностью его личности. Наиболее известный в отечественной психологии исследователь мотивации Р.Г. Асеев подразумевает под мотивацией специфический вид психологической регуляции поведения и деятельности,
т.е. в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение . Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Направленность личности, по Р.Г. Асееву, всегда социально обусловлена, формируется путём воспитания и включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.
С точки зрения психологии такие формы направленности личности, как идеал, мировоззрение и убеждение, действительно иерархически должны стоять выше, чем влечение, желание и стремление, так как они определяют более осознанное поведение личности, а значит, и более предсказуемое. С педагогической точки зрения идеалы, мировоззрения и убеждения могут характеризоваться как безнравственные, противоречащие нормам права и определять негативное (социально осуждаемое) поведение человека, в том
числе и преступное поведение. Отсюда можно сделать вывод, что стимулирование определённого поведения человека при организации воспитательной работы целесообразно проводить на уровне таких форм направленности личности, как влечение, желание и стремление, т.е. более незавершённых форм и, следовательно, более поддающихся воспитанию. Влечение характеризуется, как правило, физиологическими потребностями человека (пища, сон, секс и т.д.), желание является более осознанной потребностью и включает в себя социальные
аспекты личности, стремление возникает при включении в структуру желания волевого комплекса. Влечение, желание и стремление являются потребностной сферой жизнедеятельности человека, и при реализации этих потребностей, выражающихся в определённом поведении, общество может оценивать уровень воспитания личности. Человек, принимающий пищу руками, вряд ли будет признан воспитанным, так же как, например, и мужчина, насилующий женщину. Стремление жить красиво за счёт других, т.е. путём воровства и разбоя,
тоже не будет признано обществом в качестве нормального социального поведения. Следовательно, проблема воспитания человека заключается не столько в потребностях человека, которые всё же необходимо воспитывать, сколько в его поведении при удовлетворении данных потребностей: потребность жить с комфортом не будет осуждаться обществом, если её удовлетворение происходит посредством добросовестного труда, уплаты налогов от трудовой деятельности. Потребность сожительства с женщиной удовлетворяется
по обоюдному согласию, в брачном союзе и т.п. Процесс удовлетворения потребностей (физиологических, социальных) неотъемлем от личности; пока человек жив, он имеет потребности, и проблема воспитания человека будет заключаться в воспитании социального, культурного уровня удовлетворения потребностей. Говоря о физиологических и социальных потребностях человека, нельзя не сказать о более высоком уровне потребностей – нравственном. В основе такого уровня лежит потребность делать добрые дела, помогать людям.
Воспитание нравственных потребностей у человека является важнейшей целью педагогики, и если такая цель достигается, а достигается она чаще уже самовоспитанием, а не воспитанием, то нравственный человек сам становится важнейшим воспитательным фактором в обществе, примером для подражания. Такие личности существовали всегда, они сами по себе являются позитивными воспитательными стимулами для окружающих. В качестве примеров, можно назвать наших современников – академиков
Д.С. Лихачёва, А.Д. Сахарова, писателей А.И. Солженицына, В.И. Астафьева и многих других. Термин «педагогическое стимулирование» введён в научный оборот Л.Ю. Гординым, который полагал, что стимулирование наиболее точно выражает сущность методики воспитательной работы. В методику педагогического стимулирования он включил четыре основных метода: требование, перспективу, поощрение – наказание и общественное мнение . В.В.
Артамонов определил стимулирование в пенитенциарном учреждении как действия субъектов воспитательной работы, направленные на возникновение у её объектов возможностей и желания использовать стимулы. При этом понятие «стимул» он соотнёс с наличием определенной возможности получения поощрения (позитивный стимул) или взыскания (негативный стимул) за какие-либо конкретные, известные действия. Стимулирование обеспечивает усиление или стабилизацию поощряемых действий осуждённого.
Стимулирование в пенитенциарном учреждении основывается, как правило, на осознанных потребностях осуждённых, и проблема стимулирования заключается не столько в возникновении у осуждённых желаний, сколько в создании условий реальных возможностей реализации этих желаний, так как желания во многом обусловлены самим фактом лишения свободы. Проведённые социологические исследования среди осуждённых показали, что уже при поступлении в пенитенциарное учреждение 77% осуждённых желают отбывать наказание в более облегчённых условиях, а 86%
– стремятся к условно-досрочному освобождению. Эти данные свидетельствуют о повышенной потребности осуждённых в более комфортных условиях отбывания наказания и в более раннем освобождении из пенитенциарного учреждения, поскольку при освобождении устраняются многие ограничения в удовлетворении потребностей, сопутствующие лишению свободы. При организации стимулирования поведения осуждённых необходимо учитывать их потребностную мотивацию, выраженную в таких формах направленности личности, как влечение, желание и стремление, в
целях формирования у них в дальнейшем идеала, мировоззрения и убеждения, в основе которых также присутствуют потребности, но более высокого уровня – социального и нравственного. При этом необходимо учитывать, что речь идет об идеалах, мировоззрениях и убеждениях нравственных, соответствующих нормам права и морали. Процесс стимулирования осуждённых должен содержать четыре обязательных элемента: - наличие потребностей (физиологических, социальных); - перспективу удовлетворения потребностей;
- систему педагогических позитивных и негативных стимулов (поощрение – наказание), корректирующих поведение в требуемом направлении; - наличие системы, обеспечивающей зависимость удовлетворения потребностей от требуемого поведения. Перспектива удовлетворения потребностей должна обладать обязательным признаком реальности. Нереальность (невозможность) достижения удовлетворения тех или иных потребностей не может мотивировать поведение осуждённых в требуемых рамках – правопослушного поведения.
Правопослушное поведение в условиях пенитенциарного учреждения включает в себя не только следование определённым нормам режима, но и добросовестный труд, учебу, участие в самодеятельных организациях осуждённых, отношение к содеянному, которое признаётся позитивным при признании вины в совершённом преступлении. Все эти факторы в совокупности, согласно статье 175 УИК РФ , дают основание администрации пенитенциарного учреждения признавать поведение осуждённого позитивным
и рассматривать вопрос об облегчении условий отбывания наказания, или условно-досрочном освобождении, либо иных льготах. Облегченные условия содержания и возможность более раннего освобождения при правильной организации воспитательной работы с осуждёнными должны стать для них главной целью, главной перспективой и главным стимулом, определяющим их поведение. Такие стимулы по своей сути являются целевыми, так как они наиболее актуальны для осуждённых. Педагогические целевые стимулы являются, как правило, позитивными,
формируя и корректируя поведение осуждённых наиболее эффективно, основываясь на их потребностной мотивации. Негативный целевой стимул в большинстве случаев не обладает признаками педагогичности и социальности и, соответственно, не формирует позитивное поведение осуждённого. Например, осуждённый при поступлении в пенитенциарное учреждение поставил перед собой цель совершить побег, и этот негативный целевой стимул будет в дальнейшем определять его преступное поведение.
В подобном случае надо учитывать, что бывают, и исключения из общего правила: негативный целевой стимул может заключаться в нежелании осуждённого подвергаться взысканиям в период лишения свободы. Осуждённый может не иметь другой цели, кроме этой, и, тем не менее, негативный стимул будет корректировать его поведение в позитивное русло. В данном случае такой целевой негативный стимул будет являться педагогическим. Педагогические целевые стимулы могут избираться осуждёнными осознанно, благодаря информационной системе
пенитенциарного учреждения и эффективно организованной воспитательной работе, но могут и навязываться осуждённому подкрепляющими педагогическими стимулами, посредством системы негативных и позитивных стимулов (наказания – поощрения), предусмотренной статьей 113 УИК РФ «Меры поощрения, применяемые к осуждённым к лишению свободы» и статьей 115 УИК РФ «Меры взыскания, применяемые к осуждённым к лишению свободы».
Определённая часть осуждённых может не руководствоваться педагогическим целевым стимулом и безразлично относиться к вероятности более раннего освобождения и другим льготам, но и в этом случае негативное подкрепляющее стимулирование будет корректировать их поведение в требуемом направлении. Подкрепляющие (или корректирующие) стимулы, в отличие от педагогического целевого стимула, который формирует поведение личности осуждённого, лишь подкрепляют целевой стимул или же корректируют поведение
личности осуждённого исходя из предъявляемых требований. Негативные и позитивные подкрепляющие стимулы призваны усиливать (подкреплять) действие целевых стимулов. В условиях пенитенциарного учреждения позитивным целевым педагогическим стимулом будет являться наиболее значимая для осуждённого потребность, стремление к удовлетворению которой формирует его поведение в соответствии с целями исправления. Негативный подкрепляющий стимул – это реальное или возможное реагирование
администрации пенитенциарного учреждения на поведение осуждённого в форме наказания, влекущего для осуждённого нежелательные последствия. Позитивный подкрепляющий стимул – это реальное или возможное реагирование администрации пенитенциарного учреждения на поведение осуждённого в форме поощрения, влекущего для осуждённого желательные последствия. Стимулирование правопослушного поведения осуждённых к лишению свободы – это адекватное целям исправления реагирование администрации пенитенциарного учреждения негативными и позитивными
стимулами на поведение осуждённых. Педагогическое стимулирование отличается от обычного стимулирования своим целенаправленным воздействием на человека для формирования его социально одобряемого поведения. Педагогические негативные стимулы являются негативными лишь условно, так как наряду с позитивными стимулами они используются в целях совершенствования человека. По-настоящему негативными воспринимаются стимулы, формирующие в человеке асоциальные свойства, в том
числе преступное поведение. Такие стимулы следует отнести в разряд антипедагогических и признать, что они имеют место в человеческих отношениях. Практическая деятельность подтверждает, что чем шире спектр педагогических стимулов, применяемых в воспитательной работе пенитенциарного учреждения, тем эффективнее достигается цель исправления. В ходе проведённого социального опроса осуждённых о влиянии дополнительных стимулов (не предусмотренных УИК РФ) на их исправление,
100% опрошенных осуждённых подтвердили их положительное влияние. Перечень мер поощрений и взысканий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ, не позволяет в полной мере использовать метод стимулирования в воспитательной работе с осуждёнными. Практическая воспитательная деятельность порождает новые формы стимулирования, не предусмотренные УИК РФ, но и не противоречащие ему.
Например, облегченные условия содержания для осуждённых с позитивным поведением не предусматривают комнатного проживания, но создание общежитий с комнатным проживанием становится дополнительным позитивным стимулом для осуждённых, находящихся в правовом положении обычных и строгих условий (ст.87 УИК РФ) и проживающих в общежитиях барачного типа. В то же время такое стимулирование не противоречит действующему законодательству.
Применение расширенного стимулирования будет эффективным только при установленной системе обязательной зависимости реализации стимула от поведения осуждённого, что, в свою очередь, зависит от руководства в организации воспитательной работы принципом адекватного реагирования. А.В. Бриллиантов полагает, что следует обеспечить более дифференцированную связь между степенью исправления осуждённого и его правовым положением. «Думается, необходим и более широкий спектр мер поощрения и взыскания
с тем, чтобы сотрудники органов, исполняющих наказание, могли более гибко стимулировать правопослушное поведение с учетом личностных особенностей осуждённого» . Задача администрации пенитенциарного учреждения состоит в том, чтобы с первого дня отбытия уголовного наказания осуждённому были разъяснены требования к поведению и сама система позитивного и негативного стимулирования. При реализации позитивного и негативного стимулирования необходимо соблюдать соразмерность
данных систем, т.е. избегать диспропорции в применении какого-либо вида стимулов – позитивных или негативных, исходя из личностных особенностей осуждённого и целесообразности. Примерный перечень расширенных стимулов: 1. Содержание различных по степени сопротивления вос-питательному процессу групп осуждённых в отрядах с различным уровнем комфортности. 2. Предоставление бесплатного длительного или краткосрочного свидания.
3. Предоставление права посещения комнаты-бара в дни рождения с родственниками и друзьями или для празднования событий (победа в спортивном, трудовом соревнованиях, профессиональные праздники и т.п.). 4. Предоставление права фотографирования в комнате-баре, комнате длительного свидания. 5. Предоставление права записи видеописьма. 6. Поощрительная статья в газете, сюжет по кабельному телевидению. 7. Предоставление права бесплатного посещения спортзала.
8. Предоставление права получения среднего профессионального и высшего образования с 50%-ной скидкой оплаты за обучение или бесплатного обучения на конкурсной основе. 9. Предоставление бесплатных телефонных переговоров и др. Расширение стимулирования происходит, как правило, за счёт введения дополнительных позитивных стимулов, так как введение новых взысканий будет противоречить действующему
УИК РФ, но при этом необходимо учитывать, что сам факт неполучения определённого поощрения осуждённым является для него негативным стимулом, поскольку осуждённый в данном случае имеет для себя нежелательные последствия в виде неполученного поощрения . В связи с вышеизложенным в формулировку "негативного подкрепляющего стимула" необходимо внести дополнение: негативный подкрепляющий стимул – это реальное или возможное реагирование администрацией пенитенциарного учреждения на поведение осуждённого в форме
наказания или непредоставления поощрения, влекущие за собой для осуждённого нежелательные последствия. Поведение осуждённых может быть четырех типов: - выжидательное, пассивное, не проявляющее себя явно; - позитивное, не нарушающее принятых норм; - негативное, нарушающее принятые нормы; - смешанное, содержащее в себе элементы как позитивного, так и негативного поведения. Все четыре вида поведения осуждённых нуждаются в реагировании со стороны администрации пенитенциарного
учреждения с целью проявления самого поведения (1-й тип), его закрепления (2-й тип) или корректирования (3-й и 4-й типы). Осуществление расширенного стимулирования в ИК: 1. Постоянный поиск и внедрение в практику воспитательной работы новых форм стимулирования правопослушного поведения осуждённых. 2. Полное информирование осуждённого при поступлении в пенитенциарное учреждение о предъявляемых к его поведению требованиях и о применяемой системе стимулирования.
3. Углубление условий дифференциации осуждённых в зависимости от их поведения. 4. Соразмерность применения системы позитивного сти-мулирования с системой негативного стимулирования. 2. Меры поощрения как воспитательное воздействие на осужденных Развивая понятие исправления осужденных, данное в ст. 9, УИК РФ детально регламентирует содержание воспитательной работы и основные формы и методы ее осуществления
в исправительных учреждениях. В ст. 109 УИК определяется, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование в них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Нормы, регулирующие воспитательную работу с осужденными носят поощрительный, стимулирующий характер. В ч. 2 ст. 109 УИК РФ указано, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях
учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Осужденные добровольно принимают участие в проводимых воспитательных мероприятиях. Вместе с тем в воспитательных целях закон предусматривает возможность проведения таких воспитательных мероприятий, участие в которых для осужденных является обязательным. В законе закреплен принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия: воспитательная
работа с осужденными должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершения ими преступлений. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве с осужденными проводилась политико-воспитательная работа, основными формами которой являлись: трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская работа, культурно-массовая, физкультурно-спортивная работа и индивидуальная работа.
В ныне действующем уголовно-исполнительном законодательстве такого разделения нет. Называются лишь виды направления воспитания. Нравственное воспитание осужденных в пенитенциарной педагогике рассматривается с позиций формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции очень важно и сложно, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению.
Нравственное воспитание тесно взаимосвязано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность. Существенную роль в нравственном воспитании осужденных может сыграть религиозное просвещение, религия в целом, ориентированные, прежде всего на формирование духовных начал. Традиционно правоохранительная система ориентируется на взаимодействие с религиозными организациями
в поиске методов и средств противодействия преступности. В этом смысле возможности религиозных организаций определяются тем, что они – носители антикриминогенных взглядов и норм поведения, распространяют эти взгляды и стараются обеспечивать их исполнение. Произошедшая в государственной политике и общественном сознании переоценка взглядов на религию, признание ее положительной роли в социальной сфере, высокого потенциала нравственного воздействия на человека
нашли свое отражение в деятельности уголовно-исполнительной системы России. Функционирование религиозных организаций в местах лишения свободы принимает все более устойчивый характер. Улучшению такой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с русской православной церковью способствовало создание в 1995 г. Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с
Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Представители религиозных конфессий принимают участие в благотворительной и попечительской деятельности среди осужденных. При посещении исправительных учреждений священнослужители проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными по пропаганде религиозного учения, духовно-нравственному воспитанию, совершают различные церковные обряды. В исправительных учреждениях ряда регионов созданы и действуют
воскресные школы, библейские курсы и иные формы обучения осужденных религиозным предписаниям . Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. При этом особые усилия должны быть направлены на формирование у осужденных уважения к закону, понимания
необходимости следовать предписаниям правовых норм, что исключительно сложно в настоящее время при всеобщем нигилистическом отношении к законности. Трудовое воспитание формирует у осужденных профессиональные навыки и умения, нравственное отношение к труду, что впоследствии, после освобождения, позволяет относительно безболезненно адаптироваться к жизни вне стен исправительного учреждения. В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в самодеятельных организациях
в исправительных и воспитательных колониях. Деятельность этих организаций представляет собой определенный вид самоуправления осужденных в исправительном учреждении, хотя и осуществляется под контролем администрации. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;
содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка и другие задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. При этом УИК РФ в ч. 4 ст. 111 закрепил положение о том, что члены самодеятельных организаций осужденных не должны пользоваться дополнительными льготами по сравнению с остальными осужденными, поскольку такая дифференциация чревата разного рода конфликтами. К мерам воспитательного воздействия также отнесено
общее образование осужденных (ст. 112 УИК РФ). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, а профессиональные – на подготовку специалистов соответствующей квалификации. Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение определенной суммы знаний, но и на воспитание и развитие обучающихся, поэтому
они в наибольшей степени подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных. В целях поддержания надлежащего порядка в исправительных учреждениях стимулирования осужденных к правопослушному поведению применяется развернутая система мер поощрения и взыскания. Закон (ст. 113 УИК РФ) выделяет три группы мер поощрения в зависимости от их значимости и содержания. К первой группе относятся следующие меры: - объявление благодарности; - награждение подарком; - премирование;
- разрешение на получение дополнительной посылки или пе- редачи; - разрешение на дополнительный разговор по телефону; - предоставление дополнительного краткосрочного или дли-тельного свидания; - разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимальной месячной оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; - увеличение времени прогулки лицам, содержащимся на строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, в помещениях камерного типа и тюрьмах,
до двух часов в день на срок до одного месяца; - досрочное снятие ранее наложенного взыскания. К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может, применятся мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии выходных и праздничных дней. Эти меры поощрения применяются к осужденным за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях.
Меры этой группы носят, как правило, разовый характер и не связаны с переводом осужденного в другое исправительное учреждение с иным видом режима. Ко второй группе относятся следующие меры поощрения: - перевод осужденного из тюрьмы в исправительную колонию; - перевод осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение. Меры поощрения этой группы применяются к осужденным в зависимости от поведения осужденных и их отношения к труду, при положительной характеристике осужденных
и связаны с переводом из одного исправительного учреждения в другое с иным видом режима. К определенным группам осужденных эти меры не применяются. К третьей группе мер относятся следующие меры: - представление к условно-досрочному освобождению; - возбуждение ходатайства о помиловании. Это самая высокая форма поощрения и применяется она только к осужденным, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании наказания, назначенного судом.
Для применения этих мер нужна высокая степень исправления осужденного. В отношении такого осужденного у администрации исправительного учреждения не должно быть ни малейшего сомнения в том, что процесс исправления завершен, и потому дальнейшего пребывание осужденного в исправительном учреждении не вызывается необходимостью. Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой
механизм реализации режима. В систему процедурных входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы ко всем субъектам уголовно-исполнительных отношении, но, прежде всего к администрации этих учреждении. С учетом специфики отбывания наказания в колониях-поселениях предусмотрена такая мера поощрения, как разрешение на проведение за пределами колонии выходных и праздничных дней.
Основанием применения к осужденному меры поощрения может быть как разовый положительный поступок, например предотвращение пожара, нападения на сотрудника исправительного учреждения, так и система его поведения при отбывании наказания. Одновременно в ст. 114 УИК сформулированы процедурные нормы, определяющие порядок применения мер поощрения к осужденным. Благодарность объявляется в устной форме, остальные меры поощрения - только письменно. Кроме того, законом устанавливаются определенные правовые рамки применения этих
мер. Так, в порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено до четырех краткосрочных или длительных свиданий. В ч. 3 ст. 114 УИК регламентируется порядок снятия ранее наложенного взыскания. Так, выговор, дисциплинарный штраф и водворение в штрафной изолятор могут быть досрочно сняты не ранее трех месяцев со дня отбытия взыскания, а более строгие меры воздействия — перевод в помещения камерного
типа и единые помещения камерного типа и одиночные камеры, могут быть досрочно сняты не ранее шести месяцев со дня их отбытия. Хотелось бы отметить, что уровень правового регулирования и результативность применения мер поощрения к осужденным, лишенным свободы, находятся в зависимости от степени разработанности рассматриваемого правового института в общетеоретическом и отраслевом плане и обусловлены значительным рядом фактором исторического, социального, экономического и иного характера.
Учет этих факторов предполагает возможность дальнейшего законодательного совершенствования и повышения эффективности данного института деятельности исправительных учреждений . 3. Методологические особенности воспитания осужденных В педагогике понятие «методология» тесно связано с понятием «методика воспитания» – отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания. Методология исправительного процесса должна включать определение
изучаемой проблемы, объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; уточнение основных понятий, характеризующих объект и предмет исследования, сущность и методику экспериментальной работы, и другие элементы. Системный подход позволяет взглянуть на проблему оптимизации исправительной деятельности в целом и в то же время предполагает определение и построение каждого из её элементов в соответствии с поставленной педагогической целью и решаемыми задачами.
В педагогике не может быть раз и навсегда закрепленных решений при достижении педагогических целей, эти решения подвержены изменениям, так же как общественные и воспитательные отношения. А.С. Макаренко указывал, что «воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам. И если в руках человека приложение этих законов принимает формы разнообразных комбинаций, то единство принципиального подхода от этого не проигрывает, как не проигрывает единство биологических
законов оттого, что способы передвижения птицы и каракатицы различны. Воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей, – пишет далее А.С. Макаренко, – не может направляться обособленными группами принципов. Принципы воспитания, если они отражают правильно равновесие законов влияния и социальных требований и задачи эпохи, могут быть только частью единого педагогического кодекса.
И, разумеется, поэтому не может быть удовлетворительно решен вопрос о дисциплине в колонии, если он не решен вообще» . Определение особенностей методологии воспитания осуждённых предполагает не только теоретически выверенные педагогические понятия, но и модели и методику практической экспериментальной деятельности в целях оптимизации и технологизации всего исправительного процесса пенитенциарного учреждения. Первым и самым важным вопросом в этой области является оптимальная форма исправительной деятельности:
её выбор, организация и апробация составляют суть методологии воспитания осуждённых. Осуществляя выбор оптимальной формы воздействия на личность преступника в целях её исправления, необходимо обратиться к самому понятию «личность». Достаточно широко распространено социологическое определение личности как социального свойства индивида, устойчивой целостности социально-типических и индивидуальных свойств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.
Таким образом, во-первых, личность – это, прежде всего конкретный человек (индивид) в его социальных характеристиках; во-вторых, личность – это результат социального воздействия и собственных усилий индивида (взаимодействия); в-третьих, личность, с одной стороны, типологична, т.е. обладает повторяющимися, сходными чертами, свойственными другим людям, с другой – индивидуальна, т.е. в развитой или неразвитой форме обладает непохожестью, оригинальностью, самостоятельностью взглядов на мир, мышление, деятельность и
общение . Администрация пенитенциарного учреждения, в силу требований Закона, поставлена над осуждёнными с целью сформировать их правопослушное поведение, и такое формирование будет тем эффективнее, чем выше нравственный и культурный уровень сотрудников учреждения. Повышение нравственного и культурного уровня сотрудников пенитенциарного учреждения является необходимым условием организации исправительного процесса осуждённых, и это условие краеугольным камнем должно входить
в методологию воспитания осуждённых. Другим, не менее важным, аспектом этой проблемы является необходимость установления иерархии среди осуждённых, но не на основе «воровских традиций». Среди преступников, как и среди других людей, имеются более нравственные и более культурные, и их использование в воспитательном процессе просто необходимо. Мы должны откровенно признать, что коллектив осуждённых не может восприниматься (поскольку не является) какой-то «серой массой», подлежащей воспитательному
воздействию; без привлечения к воспитательному процессу наиболее достойных и приспособленных к этому осуждённых, а их не так уж мало, администрация пенитенциарного учреждения не сумеет справиться с возложенной на неё законом исправительной функцией. Только совместными усилиями сотрудников и осуждённых возможно достижение цели исправления последних, и данное положение должно входить неотъемлемым звеном, как в систему воспитания, так и в методологию организации данного процесса.
Организация исправительного процесса осуждённых, формирование их правопослушного поведения возможны только при условии стимулирования и подкрепления тех потребностей, которые наиболее характерны для лиц, лишенных свободы. Формирование социально-педагогической иерархии осуждённых является оптимальной организационной формой педагогического стимулирования, наиболее эффективно обеспечивающей их исправление в условиях изоляции от общества. Необходимо понимать, что стимулирование и подкрепление потребностей только тогда
становится педагогическим, когда оно производится в целях достижения педагогической цели. Конкретизировав понятие «исправление» в качестве правопослушного поведения, можно организовать стимулирующие технологические цепочки коррекции поведения осуждённых до параметров правопослушного поведения и, в зависимости от этого, применять тот или иной объем льгот или, наоборот, объем наказаний. Применяя педагогическое стимулирование, нужно учитывать, что для полного исправления осуждённых одного
только стимулирования имеющихся потребностей, выраженных в желании более комфортного отбывания наказания и более раннего освобождения, будет явно недостаточно. Только сформировав потребность в добродетели, о которой так много говорили выдающиеся философы и педагоги древности, можно констатировать, что процесс исправления завершен. Эта задача крайне трудная, и реальное её решение может состояться только в самом побуждении к такой
потребности, а дальнейшее воспитание у себя потребности творить добрые дела и сама добродетель может происходить только путем самовоспитания как высшего уровня любого воспитательного процесса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главной особенностью воспитательной работы, организуемой в пенитенциарном учреждении, являются условия фактического действия уголовного наказания в виде лишения свободы с присущими ему ограничениями прав и свобод осуждённых. Признак принудительности, свойственный в определенной степени любому воспитанию,
в пенитенциарной педагогике имеет ярко выраженную направленность. Правовой статус осуждённых довольно подробно регламентирован нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Режим пенитенциарного учреждения зависит от степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осуждённого в период отбытия наказания, возраста осуждённого и основное, от чего зависит
режим, – это от умения и желания сотрудников пенитенциарного учреждения обеспечить исполнение режимных требований, предусмотренных Законом. Все стороны жизни осуждённых в пенитенциарном учреждении жестко регламентированы: производственная деятельность, образовательно-воспитательная, бытовая, досуговая и др. Такая регламентация по своей сути является основой правового воспитания, так как вырабатывает у осуждённых навыки правопослушного поведения, воспитывает дисциплинированность, умение учитывать права
других людей при реализации своих прав. Ограничения, предусмотренные нормативными актами, не должны существовать ради самих ограничений. Реализация ограничений должна характеризоваться педагогической целесообразностью. Не случайно законодательство пошло по пути предоставления расширенных прав администрации пенитенциарных учреждений при регулировании применения ограничений к осуждённым в зависимости от их поведения (степени исправления). Очень важно при организации воспитательной работы с осуждёнными поставить
режим ограничений на службу педагогическим целям, а не использовать его только в качестве карательного средства. Необходимо всегда помнить, что наказание, в том числе уголовное, в пенитенциарной педагогике должно рассматриваться как средство исправления, как педагогическое стимулирование правопослушного поведения. Наказание, существующее только ради наказания, не имеет смысла. Наказание всегда должно преследовать определенную педагогическую цель, стимулируя определенный тип
поведения, предписанный соответствующим законодательством, обычаями, традициями. Эти типы поведения могут быть в совершенно различных областях человеческих отношений и регулироваться гражданским правом, административным, уголовным, уголовно-исполнительным и другими отраслями права. При этом необходимо учитывать, что без применения санкций, т.е. наказаний, ни один Закон действовать не сможет, его просто никто не будет исполнять.
В части 2 статьи 43 УК РФ «Понятие и цели наказания» прямо говорится о педагогической направленности уголовного наказания: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений» . Несомненно, что в государстве деятельность по восстановлению социальной справедливости имеет педагогический аспект, так как воспитывает у граждан правопослушное поведение.
Исправление же непосредственно является педагогической целью, достигаемой в пенитенциарных учреждениях. Предупреждение совершения новых преступлений – это ожидаемый результат педагогического стимулирования, которым в данном случае является наличие СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93. 2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ №1-ФЗ от 08.01.97 3.
Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.96 4. Преступление и наказание № 12, 2004. С. 27. 5. Общая психология: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Рогова. М 1995. 6. Коротов В.М. Введение в педагогику. М 1999 7. Бриллиантов А.В. Исправление осужденного и задачи органов, испол- няющих наказание // Проблемы дифференциации исполнения наказаний. М 1991. 8.
Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. М 2004. 9. Никитин П.В. Религиозное образование. М 2004. 10. Макаренко А.С. Сочинения: 7 т. – М 1958. С. 381. 11. Социология: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Кирилловой. Екатеринбург. 1996. 12. Литвишков В.М Митькина А.В.
Пенитенциарная педагогика. Курс лекций. М 2004. 13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М 1953, т. 1. 14. Орлов В.Н. Об исправительном воздействии на осужденных и о средствах их исправления. Владикавказ, 2004. 15. Рябова Л.В. Психологические аспекты перевоспитания осужденных. Ставрополь, 2005. 16. Стояк О.Б. Педагогика в ИК.
Екатеринбург, 2003.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |