Реферат по предмету "Педагогика"


Классный руководитель и его основные функции, методы и формы работы

Классный руководитель и его основные функции, методы и формы работы» Выполнил: студент II курса, гр. 224/5 Специальность: «Социальная работа» Проверил: Звягин А.Н. Миасс 2006 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 § ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2 § ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 3 § МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Каждый учитель в школе хоть раз бывает классным руководителем. Это очень большая ответственность. От того, как построена работа классного руководителя, от его отношения к ученикам зависит развитие личности и даже дальнейшая жизнь школьника. Учитель должен знать основы классного руководства. «Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Должность классного руководителя в школе была введена

в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе» [ с.143 ]. Задачи деятельности классного руководителя: — формирование и развитие коллектива класса; — создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; — формирование здорового образа

жизни; — организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; — защита прав и интересов обучающихся; — организация системной работы с обучающимися в классе; — гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; — формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; — организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый

процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно- ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными.

Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта

коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика. Обязанности классного руководителя: 1. Назначается директором по закону (со стажем не менее 5 лет). 2. Организация деятельности класса, организация учебной и внеучебной работы, изучение личности, соц. защита школьников, работа с родителями. 3. Проверка дневников.

4. Координирует работу коллектива. 5. Организационно-творческие дела. 6. Ведение журнала. 7. Организация дежурства класса. 8. Контроль за посещаемостью и учебой. 9. Работа с характеристиками учащихся. 10.Изучение личности школьника. 11.Контроль и учет неблагополучных семей. 1 § ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива,

реализует свои функции относительно класса в целом и отдельных учащихся. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвития личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. 1.Организационно-координирующие функции: — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); — проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; — взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; —организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала

личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; — организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; — стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; — взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные функции: — регулирование межличностных отношений между обучающимися; — установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; — содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; — оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико-прогностические функции: — изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; — определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные функции: — контроль за успеваемостью каждого обучающегося; — контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 2 § ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм рабаты с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: - по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; - по способу влияния педагога – непосредственные

и опосредованные; - по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные; - по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; - по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; - по результату – формы работы, результатом которых могут

быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; - по числу участников – индивидуальные, групповые, массовые. Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный

поиск решения проблемы, задачи. К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Главная задача классного руководителя – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. К коллективным формам работы классного руководителя относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы,

спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. Многообразие форм и практическая необходимость постоянного обновления их ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. 3 § МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу.

В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: - словесный метод (источником знаний является устное

или печатное слово); - наглядный метод (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); - практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основе воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.

А.С.Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим приложить. Выбор методов не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых

первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основное в работе классного руководителя, это воспитание коллектива учащихся, личности в коллективе. Важными направлениями в работе классного руководителя является такие вопросы: умение формировать межличностное отношение; организовывать совместную деятельность; помочь учащимся в выборе кружков, секций;

поддержать традиции коллектива; вести индивидуальную работу и изучать учащихся; оказание педагогической поддержки: поддержка может быть в виде превентивной помощи (направленной на поддержание или на предупреждение каких-либо поступков) оперативно, воспитывать у подростков культуры общения, воспитывать в детях чувства собственного достоинства, уметь работать с педагогически-запущенными детьми. «Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели.

При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов» [ стр. 154]. Классный руководитель должен быть адекватным (умение видеть и понимать), гибким (уметь перестроить свои отношения, взгляды, пересмотреть свою позицию) и прогностичным (уметь предвидеть, уметь снять шаблонность).

Учителю очень важно в направлениях своей работы регулировать отношения с семьей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Баранов С.П. Педагогика М 1987. 2. Баранов С.П. Педагогика М 1981. 3. Батурина Г.И Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию М 1999 . 4. Болдырев Н.И. Классный руководитель М 1954. 5. Болдырев

Н.И. Методика работы классного руководителя М 1984. 6. Гребенников И.В. Школа и семья М 1985. 7. Гришин Д.М. Руководство самовоспитанием школьников М 1975. 8. ИльинаТ.А. Педагогика М 1984. 9. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями М 1980. 10. Козлов И.Ф. Методика воспитательного процесса

М 1969. 11.Коджаспиров Т.М. педагогика. – М 2004 12.Коротов В.М. Методика воспитательной работы М 1990. 13. Курс лекций семинарских занятий Афонина Г.М. 14.Первина И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников М 1985. 15.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М 2001. 16.Писаренко В.И. Педагогическая этика Минск,

1977. 17.Пидкасистый П.И. Педагогика. – М Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 С. 18.Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2:Процесс воспитания. – 256 С. 19.Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы

М 1989. 20. Скаткин Л.Н. Содружество школы и семьи М 1956. 21. Сластенин В.А Исаев И.Ф Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений./Под ред. В.А. Сластенин: В 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 256 С. 22. Харламов И.Ф. Педагогика

М 1990. 23. Хозе С.Е. В учительском строю М 1990. 24. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем М 1986. 25. «Классный руководитель». 2002 №3, №4, №7. 26. «Классный руководитель». 2001 №1, №6. 27. «Воспитание школьников». 2001 - №5. 28. «Вестник образования». 2001 - №18.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммунистическая партия Туркестана
Реферат Letzte Woche Als Wir Keine Schule Hatten
Реферат Mrs Dallaway Essay Research Paper Septimus Smith
Реферат Computers Toys Not Tools Essay Research Paper
Реферат Экономическая безопасность в системе национальной безопасность государства
Реферат Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации: основные особенности и процедуры
Реферат Macbeth Essay Research Paper Nostalgia in
Реферат Закон Снеллиуса
Реферат Научное знание в Новое время (17-19 вв.)
Реферат Субъект преступления: понятие, признаки, значение
Реферат Внешняя среда организации и её влияние на эффективность управления
Реферат Требования к составлению и оформлению должностной инструкции на примере должностной инструкции
Реферат Мария Анна Баварская 1660-1690
Реферат Природа как предмет философского осмысления. Европейская философия XVII-XVIII вв.
Реферат Особенности формирования обычаев делового оборота в договорной работе