Классный руководитель и его основные функции, методы и формы работы» Выполнил: студент II курса, гр. 224/5 Специальность: «Социальная работа» Проверил: Звягин А.Н. Миасс 2006 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 § ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2 § ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 3 § МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Каждый учитель в школе хоть раз бывает классным руководителем. Это очень большая ответственность. От того, как построена работа классного руководителя, от его отношения к ученикам зависит развитие личности и даже дальнейшая жизнь школьника. Учитель должен знать основы классного руководства. «Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Должность классного руководителя в школе была введена
в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе» [ с.143 ]. Задачи деятельности классного руководителя: — формирование и развитие коллектива класса; — создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; — формирование здорового образа
жизни; — организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; — защита прав и интересов обучающихся; — организация системной работы с обучающимися в классе; — гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; — формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; — организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно- ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными.
Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта
коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика. Обязанности классного руководителя: 1. Назначается директором по закону (со стажем не менее 5 лет). 2. Организация деятельности класса, организация учебной и внеучебной работы, изучение личности, соц. защита школьников, работа с родителями. 3. Проверка дневников.
4. Координирует работу коллектива. 5. Организационно-творческие дела. 6. Ведение журнала. 7. Организация дежурства класса. 8. Контроль за посещаемостью и учебой. 9. Работа с характеристиками учащихся. 10.Изучение личности школьника. 11.Контроль и учет неблагополучных семей. 1 § ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива,
реализует свои функции относительно класса в целом и отдельных учащихся. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвития личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. 1.Организационно-координирующие функции: — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); — проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся; — взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; —организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала
личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; — организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; — стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; — взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные функции: — регулирование межличностных отношений между обучающимися; — установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; — содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; — оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико-прогностические функции: — изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; — определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные функции: — контроль за успеваемостью каждого обучающегося; — контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 2 § ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм рабаты с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: - по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; - по способу влияния педагога – непосредственные
и опосредованные; - по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные; - по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; - по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям; - по результату – формы работы, результатом которых могут
быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт; - по числу участников – индивидуальные, групповые, массовые. Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный
поиск решения проблемы, задачи. К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Главная задача классного руководителя – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. К коллективным формам работы классного руководителя относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. Многообразие форм и практическая необходимость постоянного обновления их ставят классных руководителей перед проблемой их выбора. 3 § МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу.
В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: - словесный метод (источником знаний является устное
или печатное слово); - наглядный метод (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); - практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основе воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.
А.С.Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим приложить. Выбор методов не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых
первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основное в работе классного руководителя, это воспитание коллектива учащихся, личности в коллективе. Важными направлениями в работе классного руководителя является такие вопросы: умение формировать межличностное отношение; организовывать совместную деятельность; помочь учащимся в выборе кружков, секций;
поддержать традиции коллектива; вести индивидуальную работу и изучать учащихся; оказание педагогической поддержки: поддержка может быть в виде превентивной помощи (направленной на поддержание или на предупреждение каких-либо поступков) оперативно, воспитывать у подростков культуры общения, воспитывать в детях чувства собственного достоинства, уметь работать с педагогически-запущенными детьми. «Эффективен тот труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели.
При этом приоритетом в работе являются позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов» [ стр. 154]. Классный руководитель должен быть адекватным (умение видеть и понимать), гибким (уметь перестроить свои отношения, взгляды, пересмотреть свою позицию) и прогностичным (уметь предвидеть, уметь снять шаблонность).
Учителю очень важно в направлениях своей работы регулировать отношения с семьей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Баранов С.П. Педагогика М 1987. 2. Баранов С.П. Педагогика М 1981. 3. Батурина Г.И Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию М 1999 . 4. Болдырев Н.И. Классный руководитель М 1954. 5. Болдырев
Н.И. Методика работы классного руководителя М 1984. 6. Гребенников И.В. Школа и семья М 1985. 7. Гришин Д.М. Руководство самовоспитанием школьников М 1975. 8. ИльинаТ.А. Педагогика М 1984. 9. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями М 1980. 10. Козлов И.Ф. Методика воспитательного процесса
М 1969. 11.Коджаспиров Т.М. педагогика. – М 2004 12.Коротов В.М. Методика воспитательной работы М 1990. 13. Курс лекций семинарских занятий Афонина Г.М. 14.Первина И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников М 1985. 15.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя М 2001. 16.Писаренко В.И. Педагогическая этика Минск,
1977. 17.Пидкасистый П.И. Педагогика. – М Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 С. 18.Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.2:Процесс воспитания. – 256 С. 19.Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы
М 1989. 20. Скаткин Л.Н. Содружество школы и семьи М 1956. 21. Сластенин В.А Исаев И.Ф Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений./Под ред. В.А. Сластенин: В 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 256 С. 22. Харламов И.Ф. Педагогика
М 1990. 23. Хозе С.Е. В учительском строю М 1990. 24. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем М 1986. 25. «Классный руководитель». 2002 №3, №4, №7. 26. «Классный руководитель». 2001 №1, №6. 27. «Воспитание школьников». 2001 - №5. 28. «Вестник образования». 2001 - №18.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |