Реферат по предмету "Педагогика"


Имидж современного учителя английского языка в аспекте компетентностного подхода к образованию

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ КОМПЕТЕНСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ Гучок И. Г учитель английского языка высшей квалификационной категории Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г. Жодино» ”Кто знает цену сущности своей, Тот самый предостойный из людей” Ибн Сина В Республике Беларусь в настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной

на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса происходят серьезные изменения. Известно, что генеральной целью обучения иностранному языку является формирование поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией.[2] Школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственн

ости обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новом государственном образовательном стандарте, реализуемом в настоящее время.[7] Выпускник в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход. Однако компетентностное понимание результатов образования, несомненно, важная, но не единственная сфера применения компетентностного

подхода. Также необходимо говорить и о компетентности педагога. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Становление профессионализма учителя английского языка – процесс длительный, требующий постоян

ного повышения его компетентности. На протяжении всей своей карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать методическую базу, решая образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами своего предмета. В связи с этим в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. В переводе с английского понятие имидж буквально означает «образ», «представление», «репутация», «престиж», «образец» и др. Данное понятие включено в настоящее время не только в переводные, но и в т

олковые словари русского языка и специализированные справочные издания. Рассмотрим, как оно трактуется: Имидж — впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, вещи и т. п создаваемое заинтересованными лицами, индивидуальный стиль, облик, характеризующий лицо, группу лиц, учреждение и т. п. [8, 264]. Имидж — представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-либо внутреннем и внешнем облике, образе [3, 266]. Имидж — целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, пр

едмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [6, 229]. Имидж — образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения, способствующие воздействию на окружающих [4, 590]. Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель,

профессия, товар. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в области политологии, психологии рекламы, маркетинга и т. п. [5, 134]. Если проанализировать данные определения, то можно говорить об имидже как об образе, который возникает у других людей. Причем под образом подразумевается не только визуальный образ, вид или облик, но и образ мышления, действий, поступков. Это означает, что понятие «имидж» может трактоваться и так, как люди воспринимают данного чел

овека, оценивают его, соотнося с собственной системой ценностей, и как они к нему относятся в результате восприятия внутренних и внешних характеристик этого человека. Следовательно, имидж — это не только образ, но и его оценка, определенное отношение к этому образу в виде мнения. Таким образом, социально-психологическое определение имиджа учителя – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога

с участниками целостного педагогического процесса. Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Поэтому следует отдельно рассмотреть структуру имиджа учителя. Вспомним погов

орку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками. Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решен

ии проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.

Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам учитель чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Есл

и же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово. Таким образом, имидж учителя иностранного языка, как и любого другого учителя, содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Так как учебный предмет «английский язык» очень специфичен, он отличается от всех других предметов школьного цикла коммуникативной природой.

Как гласит известная методическая аксиома – «урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость». Преподавание иностранного языка – это особая область, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже «сносных» результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Ведь вне языковой среды иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться.[9] Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целе

направленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Учителя английского языка, как и любого другого иностранного языка, своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос должен содействовать успешности педагога. Благодаря систематическим упражнениям, учитель английского языка сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки [1, с. 1

22]. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность. Характеризуя невербальные действия учителя как признак, выражающий отношение к детям, можно заметить, что и поза учителя в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка - не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения

педагога. Говоря о походке учителя, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура учителя, тяжело, размеренно передвигающаяся по кабинету, держит учащихся в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, действует на детей расслабляющее, и в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности учителя, чем на важности учебного материала. Отмечая выразитель

ность мимики лица, как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что, учителю необходимо управлять своим лицом, так как мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи учителя. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то учитель, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся

. Не менее важен профессиональный антураж, то есть, совокупность предметов, которыми окружает себя педагог, "ненавязчиво" демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов. Рабочее пространство учителя английского языка должно быть наполнено атрибутами и международной символикой стран изучаемого языка, современной техникой, аутентичными материалами. Другая составляющая имиджа — это стремление к непрерывному повышению профессионального мастерства, овладению прогрессивными технологиями о

бучения и воспитания. Повышение уровня подготовки учителя английского языка происходит за счет курсов, семинаров, мастер-классов, метод-объединений, творческих конкурсов. Но, замечу, эффективность всех этих мероприятий будет невелика без самообразования учителя, интереса не только к своему предмету, но и к смежным областям знаний, а также работы с различными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами. Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.

На мой взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа - это внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я». Умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Умелое пользование информационно-компьютерными технологиями и включение их в учебный процесс не только повышают мою собственную медиакомпетентность (без чего, собственно, немыслимо вообще современное образование), но и способствуют воспитанию самостоятельной, творческой

личности, свободно ориентирующейся в условиях глобальной информатизации общества. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического пр

оцесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке. Внутренний образ – это, прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное вид

ение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. Значительное влияние на формирование имиджа оказывает социум, в котором находится учитель. Эта составляющая предполагает характеристику педагога по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу и т.д. Понятно, что это зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Но, тем не менее, учитель должен постараться сделать все, зависящее от него, а так

же постоянно стремиться к лучшему. Создание инновационного климата в коллективе, а также поддержка коллег на всех этапах деятельности являются неотъемлемым условием успешности самореализации любого учителя. Коллектив оказывает огромное влияние на формирование имиджа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Профессия педаг

ог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как л

ичность, а без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он прост

о обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж. Сегодня в системе образования нашей республики разрабатываются и внедряются новые технологии, которые могут прийти на смену бумажным учебникам и даже учителям. Школьники будут учиться сами, выполняя задания на компьютере. Это даст возможность каждому развиваться, исходя из своего индивидуального потенциала и потребностей. Но кто же научит новое «цифровое» поколение сострадать и думать? Кто научит виде

ть невидимое и слышать то, что у них внутри? Какая технология может заставить ребенка плакать над музыкой и стихами? Какая программа научит говорить слова любви и дружбы? Какая технология поможет человеку побороть свои страхи и одиночество? Только такая сильная личность как учитель способна на это. Я думаю, что учителя будут всегда, ведь именно их помнят дети, их глаза, их улыбки. Литература 1. Григорович

Л.А Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Просвещение, 2001. – 244 с. 2. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» 3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М 2001. 4. Новый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремова. М 2000. 5. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. 6. Психология : сл

оварь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М 1990. 7. Современный словарь иностранных слов. М 2000. 8. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. СПб 1998. 9. Эстетическое воспитание как метод обучения иностранному языку в средней школе/Английский язык. Приложение к газете «

Первое сентября» №19. 2006 34-35с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.