Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации учебной деятельности при изучении темы « Сложение и вычитание»

Московский Городской Педагогический Университет Факультет начальных классов Кафедра методики начального обучения Дипломная работа по методике обучения математике Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации учебной деятельности при изучении темы Сложение и вычитание Исполнитель студентка V курса заочного отделения Научный руководитель профессор СТОЙЛОВА Л.П. Москва 2003 год

Оглавление Введение с. 3 Глава 1. Игра как средство активизации учебной деятель- ности младших школьников с. 1.1 Сущность понятия игровая деятельность с. 2. Психологические основы игровой деятельности младших школьников . с. 3. Место и роль игровой деятельности в процессе обучения . с. 17 Глава 2. Дидактические игры на уроках математики при изучении темы

Сложение и вычитание .с. 1. Методико-математические основы изучения темы Сложение и вычитание с. 2. Содержание игр при изучении темы Сложение и вычитание . с. 3. Методика проведения и использования игр на уроках математики с. 4. Результаты опытного обучения с. 53 Заключение с. 59 Список использованной литературы . с. 60 Приложение

Введение. Вопросы изучения темы Сложение и вычитание в пределах 10 достаточно хорошо разработаны в методике математики, но на практике мы не всегда получаем требуемые результаты. В результате этого у детей возникают трудности в дальнейшем освоении сложения и вычитания в пределах 20. Путь решения этой проблемы известен - активизация учебной деятельности детей при освоении этого материала и, в частности, использование дидактических игр. Игра, являясь простым и близким младшему школьнику

способу познания окружающей действительности, является наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного

источника развития импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра - это продолжение жизни, где вымысел грань правды. В свете требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного деятельного

отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием является снижение психических и физических перегрузок школьников. Дидактическая игра содержит в себе реальную возможность решения этих задач. Из сказанного со всей очевидностью вытекает проблема - как используя дидактические игры, обучать первоклассников математике так, чтобы все овладели умениями складывать и вычитать числа в пределах 10. Объект исследования - процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования - влияние игры на формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10. Гипотеза - включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей и уровнем их подготовленности, может способствовать успешному формированию навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10. Цель исследования - отобрать дидактические игры для формирования у первоклассников умения складывать и вычитать числа в пределах 10 и проверить их эффективность.

Задачи исследования - 1. изучить опыт использования игр в обучении математике 2. отобрать дидактические игры, которые помогут сформировать умение складывать и вычитать числа 3. проверить их эффективность в опытном обучении. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы 1. изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы 2. опытное обучение, включающее наблюдение, анализ письменных работ учащихся. База исследования 1 класс

Б экспериментальный и 1 класс А контрольный , школы 873 Южного административного округа города Москвы, обучающиеся по программе М.И.Моро. Глава 1. Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников 1.1 Сущность понятия игровая деятельность Рассмотрим, что такое деятельность вообще и игровая деятельность в частности. У Фридмана Л. М. и Кулагиной И. Ю. находим под деятельностью понимается активность субъекта,

направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры .11 М Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя М 1991 с. 171. Петровский А.В. же говорит, что деятельность - это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознаваемой целью.22

Общая психология Под ред. А.В. Петровского М 1986 с. 99. Цель деятельности - ее направленность на определенный результат, определенные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе деятельности. Все авторы выделяют три основные вида деятельности игровую, учебную и трудовую. Игровая деятельность - простейшая форма деятельности - своеобразное отражение жизни, средство познания окружающего мира .33 Крутецкий В.

А. Психология М 1986 с. 63. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, отношения людей. Таким образом, игра не дает общественно значимого продукта. Игровая деятельность всегда мотивированна интересом. Она связана со свободной организацией - ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени, как хочет, сколько хочет и когда хочет .44

Крутецкий В.А. Психология М 1986 с. 60. По определению Петровского А.В -деятельность - активность, регулируемая целью. Какова же цель игры? Исследования показывают, что у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Она связана с функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт .11

Петровский А.В. Общая психология М 1986. Таким образом, целью игровой деятельности является само действие, направленное на определенный результат, определенные знания, умения и навыки. Действия ребенка в игре управляются представлениями о функции той роли, которую он берет на себя. Д.Б. Эльконин отмечает, что обычно ребенок испытывает и переживает подчинение правилу в ситуации отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.

Игра дает ребенку новую форму желания, то есть соотносит желание с ролью в игре и ее правилами. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью.22 Эльконин Д.Б. Психология игры М 1978 с.209. Игра издавна используется для воспитания и обучения. Народная педагогика применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первом плане задачи умственного воспитания, в других - физического, в третьих - художественного.

Вообще игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка. Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям К 1973 с 66. По мнению Шмакова В.А. Шмаков В.А. Игры учащихся - феномен культуры М 1994 с.94 чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике обучения и воспитания было разнообразие направлений игровой деятельности. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным

решение образовательных, воспитательных и развивающих задач - достижение дидактических целей, формирование характера, черт личности, усвоение норм жизни, отношение детей друг к другу и т.п. В играх различной направленности лучше видны возможности ребенка, его непосредственность и быстрота реакции. О целесообразности использования игр в обучении существует различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания образования и того, что учение - это дело серьезное,

некоторые считают, что в обучении нет места игре. Но более обоснованным является другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач, поскольку задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Необходимо подготовить детей к жизни. Фактически лишь в игре дети получают возможность трансформации

окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Среди многообразия игр различают сюжетно-ролевые игры, игра - труд, дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.11 Газман О.С Харитонова Н.Е. В школу с игрой М 1991 с 6. Надо отметить, что эта классификация весьма условна, так как в каждом виде игры есть элементы

других игр, но задачи у всех них различны. Сюжетно - ролевые игры - это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений детьми воспроизводятся социальные объекты. Эльконин Д. Б. отмечает, что детская ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребенка.22 Эльконин Д.Б. Психология игры М 1978 с 53. О. С. Газман выделяет такой вид игр, как игра - драматизация.

Такие игры представляют собой исполнения с детьми какого - либо сюжета. Они не отражают обобщенно действия изображаемого персонажа, а воспроизводят типичные для него операции без непосредственного имитирования. Эти игры рассматривают как одну из возможных форм перехода к продуктивной деятельности. Газман О.С Харитонова Н.Е. В школу с игрой М 1991 с 6. Игра-труд - это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

Разновидностью игры - труда являются строительные, сюжетные игры, в которых закрепляются знания об окружающем мире, дети усваивают самые общие действия и процессы труда. Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.44 Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР М 1988 с 3. В подвижных играх, прежде всего, решаются задачи физического воспитания детей.

В тоже время это и хорошее средство для развития познавательных сил, прежде всего умственных процессов и нравственно - волевых качеств, совокупность которых обозначают как свойство общности. Это свойство включает способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, в соответствии с правилами, подчиняться требованиям детского коллектива. В учебном процессе чаще всего используются дидактические игры, как средство воспитания умственной активности

детей. Она вызывает живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал. Никитин Б.П. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры М 1991 с 6. выделяет развивающие игры, которые являются одним из средств развития способностей. Развивающие игры - это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат. Е.М. Минскин Минскин Е.М От игры к знаниям М 1987 с 5. выделяет в отдельную группу познавательные игры.

Эти игры предназначены для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний. В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. По утверждению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность является свободной от каких-либо ограничений, дает возможность модернизировать правила, подгонять под себя , что играющие постоянно и делают.

Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничтожает свободные порывы и связанные с ним удовольствия. Дети способны обходить правила игры, обманывать партнеров ради успеха. И это плутовство - скорее доказательство сущности игры, ее отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней все-таки символическое. 11 Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей

Дошкольное воспитание, 1995, 5. Названные виды игр не отражают всего разнообразия их, тем не менее, они позволяют учителю ориентироваться в многообразии игр. Из сказанного вытекает, что игровая деятельность является основой учебного процесса. Она содействует всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми. 1.2 Психологические основы игровой деятельности младших школьников.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка. С поступлением ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом деятельности должно стать учение. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников

М 1990 с 8 . Учебная деятельность складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 11 лет. Организация учебной деятельности осложняется возрастными особенностями младших школьников. В этом возрасте у детей очень слабо развиты процессы абстрагирования, обобщения, сравнения, поэтому на уроках необходимо предлагать такие задания, которые бы развивали эти умственные операции. Кроме того, важно помнить, что у детей в этом возрасте преобладает эмпирическое мышление действие

с конкретным материалом. Им еще достаточно трудно проникнуть в сущность теоретическое мышление . Это следует учитывать при организации учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста достаточно прочно развита механическая память, которая за годы учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает логическая память. В этом возрасте у детей развиваются мыслительные операции анализ, синтез труднее, чем анализ , сравнение

легче находят различия, чем сходства , классификация по отдельным существенным признакам. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго сильным и конкурирующим остается непроизвольное внимание. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Свои наиболее совершенные черты внимание показывает тогда, когда предмет или явление особенно интересны ребенку.

Все эти психологические особенности младших школьников следует учитывать при организации учебной деятельности, чтобы она была источником развития детей. Для преодоления возрастных трудностей в учении широко должны использоваться игровые формы активности детей. Учебная деятельность младших школьников должна быть пронизана игрой, игровыми моментами. Ш.А. Амонашвили11 Амонашвили Ш.А .Здравствуйте дети М 1988 с 202. подчеркивает, что в процессе обучения необходимо следовать природе

детства. Если мы забудем о том, что дети не могут расстаться, со своей потребностью играть, то сделаем нашу методику не добрым путеводителем их в мире познания, а бездушной мачехой. Игра - это также и средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащегося, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Как показывают исследования психологов, в частности В.В. Давыдова22 Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников М 1990 с 11 младшие школьники, особенно первоклассники, отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поисках ответа на бесконечные почему и как , ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали.

У младших школьников преобладает непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену деятельности и включение игры в учебный процесс. Выготский Л.С.11 Выготский Л.С. Игра, ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966 6 с 76 рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность

ученика. В школьном возрасте, как отмечает этот психолог, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном образовании и труде. У любой игровой деятельности есть своя природа, а значит, свое строение, совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность, т.е. своя структура. В игре отсутствует подчиненность практическим обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни,

но потребность воздействовать на внешний мир сохраняется. Понять природу игры, значит, понять природу самого детства 22 Азаров Ю.П. Искусство любить детей М 1987 с 72 совокупность его важнейших свойств. Законы, правила, элементы игры проявляются как бы вне принятых норм человеческого разума, истины, долга. Игровая деятельность часто состязательна - с соперником или с самим собой.

Состязательность, соперничество - это внутренняя пружина игры. Она нацеливает детей на выигрыш. Игровая деятельность позволяет использовать в игре все свои силы, опыт, мастерство для достижения цели. Игровая деятельность стимулирует участников, вызывает подъем активности, творчества. Посредством игры ребенок преобразует деятельность, изменяет мир. В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, хозяином

своей деятельности. Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не сам результат, а процесс, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Важен опыт переживания положительных чувств ребенка, ибо через переживания только и можно воспитать отношение и к неигровой, реальной деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в

чужую личность входя в роль, он расширяет, углубляет, обогащает свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом .11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М 1989 с 592. Таким образом, особенность игровой деятельности несет в себе большие воспитательные и развивающие возможности,

так как, управляя содержанием игровой деятельности, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре ребенок выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения. Таким образом, психологический анализ игровой деятельности младших школьников в процессе обучения показывает,

что - дети, вовлекаясь в игровую деятельность, удовлетворяют свои потребности в физической активности, в состязательности, учатся взаимодействовать с другими людьми - игра помогает младшим школьникам раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки - игра помогает выразить собственную индивидуальность детей и ближе подойти к своим внутренним ресурсам, которые в процессе игровой деятельности становятся частью их личности - игровая деятельность является мостиком между конкретным

опытом и абстрактным мышлением - игровая деятельность является необходимой составляющей здорового развития школьника и придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка - игра для ребенка является средством коммуникации, ведь игра - это еще и средство обмена информации - ребенок испытывает удовольствие от игры ее результат не так важен. 1.3. Место и роль игровой деятельности в процессе обучения Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в

занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую это повышает его умственную активность. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Многочисленные исследования доказали прямую зависимость результатов развития личности от правильной организации деятельности младших школьников. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно правильно организовать и направить.

Это самая большая сложность педагогического процесса. Игровая деятельность - это произвольная деятельность, отражающая в условно - обобщенной форме отношение человека к миру, людям, к самому себе, имеющая целью самовыражение индивида и формирование у него типов социального поведения и прогнозирования ситуаций общения. Психология. Словарь. М 1990. В настоящее время многие учителя начальной школы понимают важность применения

игровой деятельности в процессе обучения младших школьников. Сравнение игровой деятельности и традиционной учебной показывает, что в игровой деятельности идет развитие ребенка, используются все его умения и навыки. Если же учебной деятельностью управляет педагог, то ребенок использует не все свои умения и навыки, а только те, которые нужны для выполнения какой-либо поставленной задачи. В игровой деятельности цель заключена в действии, а в учебной - действие осуществляется ради

цели. Поэтому игровая деятельность дает больше возможностей для повышения умственного потенциала, органического соединения речи и воображения, деятельного освоения мира вызывает интерес к учебе, активизирует познавательную активность, совершенствует умственное и интеллектуальное обучение. Именно этим и привлекает игровая деятельность как учителей, так и самих учеников младших классов. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям ребенок осваивает произвольные

формы поведения, становится способным моделировать социальные отношения между людьми, к которым он, так или иначе, причастен. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают его как личность. К игре, как показывает практика, детей привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации приходится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость

и быстроту, выносливость и находчивость, а так же применять на практике полученные знания. Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Выготский Л.С. обращает внимание на тот факт, что игра содержит в себе все тенденции развития и создает зоны ближайшего развития . Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

Вопросы психики, 1986, 6, с 62. За игрой стоят изменения потребностей и изменение сознания. Игра представляется, как деятельность, в которой происходит и познавательная, и эмоциональная децентрация ребенка. В этом важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка. Эльконин Д. Б. Психология игры М 1978 с 304. Итак, педагогика рассматривает игру, как особый вид деятельности ребенка. Деятельность, которая воплощает его отношение к окружающей действительности и имеет свою структуру,

содержание и систему действий. Игра служит почвой, на которой испытываются способы органического соединения мышления, воображения и речи. Именно поэтому игровая деятельность является важнейшим фактором в развитии личности младшего школьника, а так же выступает как средство активизации деятельности учеников. Таким образом, психолого - педагогический анализ игровой деятельности младших школьников в процессе обучения показывает, что - на протяжении всей истории развития школы, игровая деятельность рассматривается

как серьезные фактор, условие, средство активизации учебной деятельности ребенка и развития его личности игровая деятельность вносит разнообразие в повседневную учебу младшего школьника, способствует усвоению знаний не по принуждению, а по желанию учащихся, мобилизует их творческие способности, помогает раскрепостить воображение. Все это позволяет утверждать, что игровая деятельность - это один из ведущих факторов активизации активной деятельности младших школьников. Глава 2.

Дидактические игры на уроках математики при изучении темы Сложение и вычитание 2.1. Методико-математические основы изучения темы Сложение и вычитание При изучении этой темы необходимо обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах первого десятка сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов сложения, а также состава чисел.

Дети знакомятся с названием действий, их компонентов и результатов. При этом имеется ввиду, что математические термины должны усваиваться детьми естественно, как усваиваются ими любые новые для них слова, если они часто употребляются окружающими и находят применение в практике. Кроме этого дети должны научиться решать простые задачи на сложение и вычитание. Дети знакомятся с математическими выражениями, учатся их читать, записывать, а так же приступают к

сравнению выражений, на основе чего получают числовые равенства и неравенства вида 4 2 7 7-3 7 3 4 3 3 4 Изучение сложения и вычитания в пределах 10 можно провести по такому плану 1. Подготовительный этап Раскрытие конкретного смысла действий сложения и вычитания, запись и чтение выражений, случаи прибавления и вычитания 1, где результаты находятся на основе знания правил образования последовательности чисел в натуральном ряду. В учебнике М.И.Моро Математика -1 в качестве основного средства формирования

у детей смысла действий сложения и вычитания выступают простые текстовые задачи. 2. Изучение приемов присчитывания и отсчитывания по одному и группами для случаев прибавления и вычитания 2,3,4. 3. Изучение приема перестановки слагаемых для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. 4. Изучение приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми для случаев вида -5, -6, -7, -8, -9. Усвоение таблицы должно быть доведено до автоматизма.

В противном случае учащиеся будут испытывать трудности при овладении различными вычислительными умениями, в каждое из которых в качестве операции входят вычислительные навыки. В учебнике математики усвоение вычислительных навыков предполагает осознанное составление таблиц и их запоминания в процессе специально организованной деятельности. Осознанное составление таблиц может обеспечиваться теоретической линией курса, предметными действиями,

методическими приемами, наглядными средствами и дидактическими играми. Таблицы сложения и вычитания в пределах 10 можно условно разделить на 4 группы, каждая из которых связана с теоретическим обоснованием и соответствующим способом действия.11 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах М 1997 с 43. Теоретическое Способ действия Таблица сложения и обоснование вычитания

Принцип построения Присчитывание и 1, -1 натурального ряда отсчитывание по чисел единице Смысл сложения и Присчитывание и 2, 3, 4 вычитания отсчитывание по -2, -3, -4 частям Переместительное Перестановка 5, 6, 7 свойство сложения слагаемых 8, 9 Взаимосвязь Правило если из 6- ,7- ,8 сложения и вычита- значения суммы вы- 9 10- ния честь одно слагаемое, то получим другое слагаемое

Составление таблиц сложения и вычитания единицы не вызывает у учащихся затруднений, так как навык присчитывания и отсчитывания по 1 у них уже сформирован. При формировании вычислительных навыков для случаев сложения и вычитания, представленных во 2, 3,4 группах, работа организуется в соответствии с определенными этапами - подготовка к знакомству с вычислительным приемом - ознакомление с вычислительным приемом образец действия - составление таблиц с помощью вычислительных приемов - установка на запоминание - закрепление таблиц

В формировании вычислительных навыков используются различные подходы 1. Можно просто зазубрить таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания, закрепить их в процессе решения примеров. Познавательная деятельность учащихся в этом случае характеризуется активной работой памяти. 2. Учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами, самостоятельно составляют таблицы и непроизвольно запоминают их в процессе выполнения различных вычислительных упражнений.

3. После использования предметных действий и различных вычислительных приемов, ученику дается установка на запоминание. Какой из подходов наиболее эффективен? Какой из них может обеспечить в более короткие сроки сформированность вычислительных навыков? Трудно ответить на эти вопросы однозначно, так как многое зависит от индивидуальных особенностей учеников. Для большинства наиболее приемлем третий подход. Используя его, можно давать учащимся установку на

запоминание таблиц сложения и вычитания, а можно сориентировать их на запоминание состава каждого числа. Например, 9 это 5 и 4, 4 и 5, вычтем из девяти четыре, останется пять, вычтем из девяти пять, останется четыре. В рассматриваемом случае процесс формирования вычислительных навыков организуется в соответствии с приведенными выше этапами и установка на запоминание дается по отношению к таблицам сложения и вычитания 2.2. Содержание игр при изучении темы Сложение и вычитание

Одной из центральных задач первого года обучения - формирование осознанных и прочных вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это возможно только тогда, когда дети освоят рациональные приемы вычисления, т.е. узнают, как удобнее прибавлять и вычитать, научатся применять эти приемы и постепенно запомнят результаты. Именно такое поэтапное овладение вычислениями, а не прямое заучивание таблиц способствует развитию внимания, речи, мышления детей, а так же готовит их к дальнейшим более сложным вычислениям.

Наблюдая за тем, как те дети, которые приходят в школу с заученными таблицами, на протяжении всего изучения действий в пределах 10 упражняются только в воспроизведении результатов быстро называют ответ, но не могут объяснить, как его получили. Позднее, когда заучивание ответов становится невозможным, они с трудом преодолевают сложившийся стереотип, по-прежнему спешат быстро назвать результат, допускают ошибки, раздражаются от того, что не умеют выполнять действия над числами в уме, как этому научились

другие. Поэтому необходимо организовать работу так, чтобы ученики сначала усвоили материал, который лежит в основе сложения и вычитания - последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 - нумерация - смысл числа - отношения больше , меньше - состав числа Понимание того, что число можно составить из нескольких других чисел, существенно помогает овладению сложением и вычитанием. Знание свойств сложения значительно сокращает количество табличных случаев сложения, которые дети должны

помнить наизусть. Знание связи между сложением и вычитанием дает возможность каждый случай сложения органически связать с соответствующим случаем вычитания, что избавляет от необходимости составлять и запоминать таблицу вычитания. С помощью игр обеспечивается переход от действий с группами предметов или рисунков к действиям с числами путем использования сначала полной, потом неполной наглядности, когда иллюстрируется только одно данное, другое представляется в виде числа.

После формирования навыка прибавления и вычитания единицы всякая наглядность снимается. Нахождение результата проводится с опорой на знание изученного отрезка натурального ряда чисел. Присчитывание к любому числу и вычитание по одному из любого числа выводит детей на выполнение этих действий путем движения по натуральному ряду чисел. Для этого достаточно организовать наблюдение за поэтапным получением результата при присчитывании и

отсчитывании по одному и связать этот процесс с расположением чисел в натуральном ряду. Все игры отбирались с учетом возрастных особенностей детей, уровня знаний по данной теме и в соответствии с целями и задачами урока. На этапе ознакомления с приемом образования чисел использовались следующие дидактические игры Составим поезд 11 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике М 1989 с 17.

Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит Я - первый вагон . Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону кладет левую руку на плечо

ученика, стоящего впереди , называет свой порядковый номер, остальные составляют пример Один да один, получится два . Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение Два да один - это три . И т.д. Потом вагоны ученики отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида Три без одного - два. Два без одного - один . И т.д. Учащиеся в игре закрепляют знание о порядковом и количественном значении числа и снова делают

обобщение, как образуется предыдущее и последующее число. Лучший счетчик 11 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах М 1997 с 54. Дидактическая цель. Формирование приема прибавления и вычитания единицы. Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитного моделеграфа размещает рисунки двух цветов например, во втором секторе - кукол в красном платье и в синем платье, в третьем -

2 медвежат красного цвета и 1 оранжевого, в четвертом - 3 красных шарика и 1 синий и т.д. Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором. Учащиеся на наборном полотне составляют и решают примеры на сложение. Кто быстрее сосчитает результат и покажет нужную карточку, тот лучший счетчик. На этапе формирования вычислительного навыка прибавления и вычитания единицы использовалась игра

Цепочка 22 Там же, с 55. 1 вариант Дидактическая цель. Воспроизведение приема прибавления и вычитания единицы по памяти. Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание единицы. Ученик, получивший мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю и т.д. 2 вариант Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т.д.

Поочередно он дает ученикам задание Назвать число на 1 меньше . Каждый, получивший мяч, называет нужное число. Прибавление и вычитание двух, трех, четырех рассматривается с использованием приема прибавления вычитания числа по частям. При ознакомлении с этими приемами вначале применялись игры с использованием средств наглядности. Грибная поляна 11 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах

М 1997 с 56. Дидактическая цель. Ознакомление с прибавлением и вычитанием двух. Содержание игры. На доске изображается лесная поляна. Дети отправляются на прогулку за грибами. Сначала они идут по широкой, а затем по узкой тропинке, которые показаны на доске мелом, и, находят под деревьями грибы. Например, они видят под сосной 6 сыроежек, а затем еще 1 белый гриб и 1 масленок к шести грибам учитель

присоединяет еще два, прикрепляя их изображения рядом с уже имеющейся на доске карточкой . По рисункам дети составляют и решают задачу. Прием ее решения по ходу анализа учитель записывает на доске. 6 2 8 6 1 1 Вычислительный прием дети проговаривают хором Чтобы к числу 6 прибавить 2, надо прибавить сначала 1, а потом еще 1 . Затем учитель срывает 2 больших гриба - пусть остальные подрастут!

Чтобы показать прием вычитания двух, он снимает грибы по одному. Опять по рисункам дети составляют и решают задачу. По ходу ее решения возникает запись на доске 8-2 6 8-1-1 Ученики все вместе проговаривают Чтобы из 8 вычесть 2, надо сначала вычесть 1, а потом еще 1 . Используя эту игру, аналогично разбирается прием прибавления и вычитания трех, четырех.

При формировании вычислительных навыков важно обращать внимание и на проговаривание вычислительных приемов. В этом помогала следующая дидактическая игра Цепочка 2 вариант 11 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах М 1997 с 57. Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводят вычислительные приемы. Например Учитель. Чтобы к числу 5 прибавить 2 Продолжай,

Ваня. Ваня. Можно к числу 5 прибавить сначала 1, получится 6. Учитель. Продолжай, Ира. Ира. Потом надо к 6 прибавить еще 1, получится 7. При изучении действий сложения и вычитания дети знакомились с названиями компонентов и результата сложения слагаемое , сумма . Здесь же начиналась подготовка детей к уяснению связи между сложением и вычитанием. С этой целью использовались следующие дидактические игры

Угадайка 11 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике М 1989 с 28. Дидактическая цель. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа. Содержание игры. Учитель размещает в каждом секторе моделеграфа соответствующее число рисунков в первом сектор - 1 куклу, во втором - 2 медвежат, в третьем - 3 мяча и т.д. Учитель открывает сразу два сектора и предлагает сосчитать число всех рисунков в одном

из них, если в двух - 3, а в первом - 1. Учащиеся рассуждают 3- это 2 и 1. Значит, во втором секторе 2 рисунка. Затем открываются второй и третий секторы. Учащиеся называют после счета число 5. Учитель закрывает третий сектор и предлагает угадать число рисунков во втором секторе. Дети рассуждают 5 -это 3 и 2, а значит, в закрытом секторе 3 рисунка. Далее учитель открывает только один сектор и формулирует задание в третьем и четвертом секторах 7 рисунков,

из них в четвертом 4 рисунка. Сколько рисунков в третьем секторе? Ученики рассуждают 7 - это 4 и 3. В одном секторе 4 рисунка, значит в другом 3 рисунка. И так далее. Для подтверждения ответов учитель открывает тот сектор, число рисунков в котором они угадывали на основе знания состава числа. Проверь Угадайку! 22 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах

М 1997 с 69. Дидактическая цель. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Содержание игры. Учитель в каждом секторе размещает рисунки в соответствии с числами первого десятка В первом секторе -1 рисунок, во втором - 2, в третьем - 3. И так далее. Он сразу открывает 2 сектора, дети считают число рисунков в них. Затем один из секторов быстро закрывается, и детям первой команды предлагается угадать число рисунков

в закрытом секторе по общему числу рисунков в двух секторах и числу рисунков в открытом секторе. Дети первой команды рассуждают, например, так 5 - это 3 и 2, из них видно 3 рисунка, закрыто 2 рисунка. Дети второй команды проверяют правильность ответов детей первой команды, используя прием дополнения первого слагаемого до суммы. Они хлопают в ладоши и продолжают счет дальше, принимая за пункт отсчета одно из чисел. Например, если в открытом секторе 3 рисунка, а всего 5, дети, хлопая в ладоши, ведут

счет 4 - прибавил 1, 5 -прибавил 2. Учащиеся сделали 2 хлопка, значит, закрыто 2 рисунка. Учитель дает возможность убедиться в правильности ответа, открывая этот сектор. Затем он открывает следующие два сектора, игра продолжается аналогично. Побеждает команда, в которой ни один ученик не допустил ошибок или число ошибок меньше, чем у другой команды. Для раскрытия переместительного свойства сложения использовалась игра

Было - стало 11 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах М 1997 с 61 Дидактическая цель. Ознакомление с переместительным свойством сложения. Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он развешивает слева 3 игрушки, а справа - 2.С помощью раздаточного материала дети украшают так же свои елочки на партах.

По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение 3 2. После того как он будет решен, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, дети замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется еще один пример на сложение 2 3. Решив его, первоклассники получают тот же ответ 5.

Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив3-4 пары примеров на сложение, можно подвести учащихся к выводу от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Чтобы дети научились применять прием перестановки слагаемых в тех случаях, когда это облегчает вычисления, то есть освоить прием прибавления пяти, шести, семи, восьми, девяти, использовалась игра Капитаны Капитаны 11 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах

М 1997 с 63 Дидактическая цель. Закрепление знания прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8, и 9. Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки пароходов и записывает под каждым пример вида 5, 6, 7, 8, 9. Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10 и пишет над ними Пристани . До начала игры детям рассказывается Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом.

Представьте себе, что на море шторм, пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди . Учитель вызывает 3-4 учеников капитанов к доске и объясняет Курс каждого корабля зашифрован примером, а его пристань обозначена номером. Каждый капитан должен определить курс движения решить пример под выбранным им рисунком , а потом причалить

свой корабль к нужной пристани , где находится его номер ответ примера . Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, то и будет лучшим капитаном . Было бы ошибкой полагать, что таблица сложения, состав чисел первого десятка будут усвоены детьми достаточно быстро. Чтобы обеспечить формирование навыков табличного сложения, необходимо буквально на каждом уроке тренировать детей, добиваясь умения не только правильно, но и быстро решать любой пример из таблицы,

представлять любое из чисел первого десятка в виде суммы двух слагаемых различными способами. Наступает ответственный этап - сокращение полученной таблицы, выделение того минимального набора равенств, которые дети в дальнейшем должны будут запомнить. Поэтому составление таблицы сложения и дальнейшая работа с ней является самым важным этапом в формировании навыков сложения и вычитания. Учителю необходимо организовать работу на этих уроках таким образом, чтобы

увлечь детей, способствовать быстрому и качественному запоминанию таблицы сложения. Этому способствует применение разнообразных дидактических игр как при составлении таблицы, так и при ее запоминании. Чем чаще учитель будет использовать дидактические игры, тем быстрее учащиеся запомнят таблицу сложения. Для этих целей проводилась игра Самый быстрый почтальон 11 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике

М 1989 с 23 Дидактическая цель. Закрепление случаев прибавления и вычитания в пределах 10. Средства обучения. Листки бумаги и разрезные цифры. Содержание игры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек писем , на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами.

Они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10. Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного выражением найти значение выражения , и разнести письма в соответствующие дома отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими значения выражений, записанных на конвертах . Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот - самый быстрый почтальон.

Полученные решения проверяют все ученики. На этапе закрепления проводилась дидактическая игра, которая требовала знания компонентов сложения, переместительного свойства сложения, состава чисел и взаимосвязи сложения и вычитания. Математическая эстафета 11 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике М 1989 с 35. Дидактическая цель. Формирование умения преобразовывать одни выражения в другие, логически

связанные с ними. Содержание игры. Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет выражения 6 2 5 4 7 3 К доске выходят по одному ученику одновременно от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро найти значение выражения, составить другое выражение с этими числами и передать эстафету своему участнику.

Учащиеся по командам составляют цепочку взаимосвязанных выражений вида 6 2 8 5 4 9 7 3 10 2 6 8 4 5 9 3 7 10 8-2 6 9-4 5 10-7 3 8-6 2 9-5 4 10-3 7 Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все выражения с этими числами. Побеждает та команда, которая раньше других составит правильно цепочку взаимосвязанных выражений. На этапе формирования скорости выполнения операций важно включать не решение столбиков примеров для решения, а завуалированные ситуации, когда необходимость выполнения вычислений диктуется необходимостью

решения другой проблемы. Этой цели служат такие задания, как - раскрашивание загадочного рисунка Сосчитай и раскрась - прохождение лабиринтов Помоги лягушонку найти дорогу домой в лабиринте с числовыми выражениями. При этом значения выражений должны составить отрезок натурального ряда. 8-3 4 6 5-2 9-2 1 7 1 2 10-1 4 4 2 2 2 4 5-4 9-3 9-4 8 1 8-5 1 3 1 1 6-2 10-3 3 4 9-8 5 4 3 3 7-4 Такие игры на этапе ознакомления, повторения и закрепления изученного материала выполняют функцию формирования

в процессе игры общеучебных умений и навыков, а так же психологических образований, крайне необходимых для активизации учебного процесса. 2.3. Методика проведения и использования игр на уроках математики. Для использования игр характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа 1. Ориентация учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил. 2. Подготовка к проведению ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению,

обеспечение процедур управления игрой. 3. Проведение игры учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты. 4. Обсуждение игры дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения правил. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей

обучения. Вот главная их них обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше будет качество на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой. Проведение игры требует мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную

задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре обязательно в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой.

При изучении темы Сложение и вычитание в пределах 10 использовались игры, описанные в п. 2.2. При этом учебный процесс осуществлялся в соответствии со следующими этапами ознакомление, повторение, закрепление изученного материала. Приведем конспекты двух уроков с использованием этих игр. Тема урока Перестановка слагаемых Цель урока Познакомить детей с переместительным свойством сложения. Ход урока 1. Организационный момент Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. 2. Повторение изученного. У. Послушайте внимательно тексты загадок-обманок, сочиненных современным детским поэтом Марком Шварцем. Отгадайте, кто пришел сегодня к нам на урок.

Клубком свернулся - ну-ка тронь! Со всех сторон колючий Еж Ребята, ежик просит вас сосчитать от 1 до 10 через одно и два числа. Дети выполняют задание. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый Медведь - Ребята, косолапый мишка тоже хочет дать вам задание. Выполним его? Д. Да У. Сосчитайте от 10 до 1 через одно и два числа.

Дети выполняют задание. У. На заборе поутру Кукарекал Петух Петушок приготовил вам задание посложнее. Сосчитайте от 1 до 20 и от 20 до 1. Дети выполняют задание. Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая Белка Ребята, белочка приготовила для вас игру, которая называется Считай верно Цель игры формирование навыка табличного сложения и вычитания в пределах 10 и умения пользоваться

терминами слагаемое , сумма . Оборудование у учащихся карточки с числами от 0 до 9. Описание игры перед каждым учеником разложены в любом порядке лицевой стороной вверх карточки с числами от 0 до 9. Учитель читает выражение. Ученики, решив его, ищут карточку с ответом и переворачивают ее лицевой стороной вниз. Учитель дает 6-7 примеров с различными ответами Найди сумму чисел 5 и 4 На сколько 6 больше 3 К 4 прибавь столько же

Увеличь 3 на 4 Первое слагаемое равно 2, второе - 3. Чему равна сумма 5 плюс 1 А теперь проведем проверку. Те, у кого остались не перевернутыми карточки с числами 0,1,2 и 4 правильно справились с заданием. У. Молодцы ребята, вы выполнили задания героев загадок. 2. Изучение нового материала. У Все преграды одолев,

Бьет копытом верный Конь В цирковом представлении первым номеров выступали 5 лошадей. На наборное полотно выставляются 5 предметных картинок с изображением лошадей Сено хоботом берет Толстокожий Слон После лошадей на арену цирка вышли 3 слона. На наборное полотно выставляются 3 предметные картинки с изображением слонов Как узнать, сколько всего лошадей и слонов участвовало в цирковом представлении?

Д. 5 3 8 У. В следующем представлении участвовали сначала слоны, а затем лошади. Как узнать, сколько слонов и лошадей участвовало в цирковом представлении? Д. 3 5 8 У. Как одним словом назвать данные записи? Д. Равенства. У. Сравните равенства чем они похожи, чем отличаются. Д. Одинаковые слагаемые и сумма. Слагаемые поменяли местами.

3. Усвоение нового материала 4. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше, выше. 5. Повторение изученного. 6. Итог урока. У. Что вы сегодня узнали нового. Что смогли для себя открыть? Тема урока Решение примеров вида 6 7- Цель урока Познакомить с приемом вычитания из чисел 6 и 7 на основе взаимосвязи сложения и вычитания.

Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение изученного. Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы повторим пройденный материал, состав чисел 6 и 7 Посмотрите на волшебное колесо и подумайте, по какому правилу в нем расположены числа. Сумма чисел, расположенных на любой прямой линии равна 8 2 5 5 4 1 8 7 4 3 6 - Расположите числа в волшебном колесе так, чтобы сумма чисел, расположенных по любой прямой линии в

первом колесе была равна 6, а во втором - 7. 6 7 3. Изучение нового материала - Молодцы, с этим заданием вы справились и теперь можем приступить к изучению новой темы проводится практическая работа , 4. Усвоение нового материала - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру Угадайка описание игры смотри в п. 2.2 на странице 29 . 5. Повторение пройденного материала

Для формирования навыка сложения и вычитания в пределах 10 детям была предложена игра Математическая эстафета . Дидактическая цель закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10. Оборудование рисунки цепочек на доске 3 -4 -3 6 -5 6 2 6 -8 5 -4 -1 -7 -3 -2 8 5 4 -2 6 4 9 -5 -8 Содержание игры - Ваша задача по одному от каждого ряда выйти к доске, выполнить указанные действия, заполнить пустые круги и передать эстафету мел следующему ученику из своей команды.

Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки и первой правильно закончит выполнение цепочки Молодцы, каждая команда выполнила задание правильно, в этом вам помогло знание таблицы сложения и вычитания в пределах10. 6. Итог урока- Вам понравился урок? Чем? Что нового вы открыли для себя? Кроме таких уроков проводились уроки-путешествия. В уро- ках-путешествиях ненавязчиво закрепляется изученный материал, обогащается словарный запас, активизируется

внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное - ни одного скучающего на уроке. Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Приводим конспекты таких уроков. Тема урока Сложение и вычитание 1, 2 закрепление Цели урока

Закрепить знание случаев сложения, вычитания с 1, 2. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Тема урока. Учитель. Сегодня мы отправляемся в гости к героям разных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились - умеете ли вы решать примеры, задачи. А как надо вести себя в гостях? Дети. Громко не разговаривать, уважительно относиться к хозяевам

У. Ребята, мы пойдем по сказочной улице, где в своих сказочных домиках живут герои мультфильмов. Отгадав загадку, вы узнаете, к кому первому мы отправляемся в гости. Не артист, а голосист. Не ездок, а шпоры у ног. Кто это? Д. Петушок! У. Как вы думаете, в каком домике живет Петушок? Д. В доме номер 1. У. Петушок предлагает вам следующие вопросы и задания.

На доске прикреплен рисунок петушок держит в клюве конверт с заданиями. Задания. 1. Посчитайте до 10 в прямом и обратном порядке. 2. Игра Молчанка . Дидактическая цель формирование навыков сложения и вычитания 1,2. Примеры даны на карточках 1 1 2 2 3 1 5 1 6-2 8-1 9-1 4 2 9-2 Дети работают с кассой, показывают ответы. У. А теперь, когда мы решили примеры, зашифрованные на листочке,

продолжим игру так Я буду задавать вопрос, а вы показывать ответ. Какое число следует за числом 7? Какое число стоит перед 6? Какое число больше 3 на 2? Какое число меньше 8 на 2? Дети отвечают - Давайте скажем Петушку спасибо, попрощаемся с ним и отправимся в гости к девочке, рост которой не больше дюйма. Догадались, кто это? Д. Дюймовочка.

У. Правильно. Дюймовочка живет в доме номер 9. Мимо домов с какими номерами мы пойдем, если будем двигаться только по правой стороне улицы? Д. Мимо домов с номерами 1, 3, 5, 7. У. Дюймовочка предлагает вам решить пример 6 2 разными способами. Д. К 6 прибавить 2 к 6 прибавить 1 и еще 1. У. Какое действие мы должны выполнить, чтобы получить ответ?Д. Сложение. У. Назовите число, которое больше 6 на 2.

Составьте с этими же числами пример на вычитание. Д. 8-2 6 У. Скажем Дюймовочке до свидания и отправимся в домик под номером 4, где живет Баба Яга. Что нам надо сделать, чтобы найти этот домик? Д. Перейти через дорогу. У. А как вы будете переходить через дорогу? Д. По пешеходному переходу. Сначала посмотрим налево, а на середине дороги - направо.

У. Баба Яга приготовила вам трудные задания. Она просит сравнить числа 8 и 5, 4 и 6.И спрашивает, почему 8 больше 5. Д. Потому что в натуральном ряду чисел 8 стоит правее 5. У. Почему 4 меньше 6? Д. Потому что в натуральном ряду чисел стоит левее 6. У. Кто знает, откуда появилась запись числа? Вам трудно ответить на вопрос, поэтому я расскажу эту историю. Давным-давно числа записывались по-другому. В Египте, например, числа первого десятка обозначались

количеством палочек так число 3 число 5 а число 10 - знаком Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили знак - Десятичная запись числа была изобретена в Индии, потом ее переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими А теперь пойдем в гости в домик номер 2. Жалко, что дома никого нет, но нам оставили записку с заданием.

У детей на партах карточки с заданием Соедини точки по порядку. .2 .4 .1 .3 .8 .5 .7 .6 У. Соединив точки, мы получили рисунок. Что на нем изображено? Д. Кусочек сыра. У. Как вы думаете, кто мог погрызть сыр? Д. Мышки. У. Теперь вы знаете, кто живет в этом домике. Они предлагают вам такое задание составьте задачу по картинке.

Д. На ветке сидели две белки, потом к ним прыгнула еще одна белка. Сколько всего стало белок на ветке? У. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача. Д. Условие и вопрос. У. Назовите условие этой задачи. Д. На ветке сидели две белки, к ним прыгнула еще одна белка. У. Каков вопрос к задаче? Д. Сколько всего белок стало на ветке?

У. Какое решение этой задачи? Д. К 2 прибавить 1 получится 3. У. А что такое 3? Д. Это ответ. У. Составьте две обратные задачи. Ответы детей. 3. Физкультминутка Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре - Мышки дернули за гири. Тут раздался страшный звон. Побежали мышки вон. 4.

Тема урока продолжение У. Теперь отправляемся в домик номер 3. А кто же там живет? Мы узнаем это, если вспомним слова Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, У меня румяный бок, А зовусь я Д. Колобок.У. Колобок выполняет домашнее задание, но никак не может справиться с одним заданием. Давайте поможем Колобку! 5 1 5 2 9-1-1 8-1-1 У. Ребята, решив примеры за

Колобка, правильно ли мы поступили ? Д. Нет. У. Почему? Что надо было сделать? Д. Объяснить Колобку решение. Дети объясняют ход решения примеров. У. Идем дальше, в домик номер 10. Здесь живет лиса. Она приготовила вам хитрые задания. Перед детьми карточки, на которых изображены человечки, составленные из геометрических фигур

Какие геометрические фигуры вы видите? Д. Треугольник, овал, круг У. До домика с каким номером мы дошли? Д. До домика номер 10. У. Ой, смотрите, тяжелые черные тучи закрыли солнышко, и сейчас пойдет дождь. Давайте вернемся в домик номер 2 и попросим у мышек зонтики. Мимо домов, с какими номерами мы будем бежать? Д.

Мимо домов с номерами 8,6,4. У. Вот мы и добежали до дома номер 2 каждый ученик получает зонтик . Но зонтики, к сожалению, белые. Давайте, чтобы они были красивыми, их раскрасим. Но сначала надо решить примеры 3 2 9-1 8-2 , а затем сектор с ответом 5 раскрасим зеленым цветом , 6 -желтым, 8- красным. Дети выполняют задания. Проводится фронтальная проверка. У. Поднимите зонтики над головами, чтобы вас не замочил дождь.

5. Итог урока Оценка работы детей на уроке. Дети в качестве поощрения получают фигурки сказочных героев. Тема урока Сложение и вычитание чисел 5,6,7,8,9 закрепление Цели урока Повторение знание состава чисел, компонентов при сложении закрепить умение применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах 10. Ход урока 1. Организационный момент Учитель. Сегодня наш урок будет необычным.

Мы отправимся в путешествие по сказкам на ковре-самолете в сказочное Математическое королевство. Для этого мы должны сказать волшебные слова крабле-крибли-бумс. Звучит музыка, открывается доска 2. Новый материал У. Перед вами сказочное Математическое королевство. Правит этим королевством мудрый король. Он издал указ

Повелеваю ребятам выполнять все мои желания! Первое желание короля узнать, внимательны ли вы. Вот его задания.Задания. 1. Росли две вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? 2. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок? 3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у крышки стола

Итак, вы справились с заданием, и король разрешил вам путешествовать по его королевству. Смотрите, наш ковер-самолет пролетает над лесом. Кто же это идет по тропинке? Дети. Винни-Пух и Пяточок.У. Из какой они сказки? Д. Из сказки Винни-Пух и все- все- все . У. А куда они идут? Д. В гости к Кролику. У. Но почему он их не угощает?

Ах, вот в чем дело. Оказывается, у него закончился пирог. Чтобы его купить, нужно сходить к Сове. Но она продаст пирог, если Пятачок и Винни-Пух выполнят все задания. Давайте, ребята, мы им поможем. Д. Да. У. Вставьте пропущенный знак и число. 7 4 10 8 2 6 9 6 8 10 10 3 Ответы детей - Какое число можно вставить в окошечко ?

3 2 Ответы детей - С числами 2, 3, 4 составьте все возможные примеры на сложение, используя их в качестве слагаемых. Дети выполняют задание. У. А теперь игра День и ночь . Когда я скажу ночь , вы закрываете глаза и начинаете считать. Когда я говорю день , то вы открываете глаза и называете ответ. 3 1 2-4 5 1-4 6 6 3-7 6 2-5 4-8 Ответы детей У. Молодцы!

Вы помогли выполнить задания Винни-Пуху и Пятачку. Сова им продаст пирог, и они буду пить с ним чай. Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой . Какая это сказка? Д. Сказка о рыбаке и рыбке . У.

Кто автор? Д. Александр Сергеевич Пушкин. У. Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру Математическая рыбалка . Посмотрите на рисунок Кто из рыбаков поймал больше рыбок? У. Раскрасьте курточку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, оди-наковым цветом. Дети выполняют задание У. Что же мы будем делать с пойманными рыбками?

Д. Отпустим их в синее море, пусть гуляют себе на просторе. У. Снова в путь. Наш ковер-самолет пролетает над красивым домом, в котором живет Мальвина. На лужайке сидит мальчик и горько плачет. Ребята, как зовут этого мальчика. Д. Буратино. У. Правильно. А из какой он сказки? Д. Из сказки Алексея

Николаевича Толстого Приключения Буратино . У. Сейчас мы узнаем, почему он плачет. Оказывается, Буратино не может решить задачи, которые ему задала Мальвина. Ребята, давайте поможем. Учитель читает задачу вслух. 1. В ведре 9 л воды, а в кастрюле - 4 л. Где воды больше? Почему? На сколько больше? Как это узнать? 2. Масса судака 3 кг, а трески -

1 кг. Какая рыба тяжелее? 3. У Вити решено 6 примеров, он еще должен решить 4. Сколько примеров у него будет решено? 4. На одной полке 9 книг, а на другой - на 4 книги меньше. Сколько книг на другой полке? У. Вы очень хорошо и быстро решили задачи. Но нас ждут и другие испытания. 3. Физкультминутка На одной ноге постой - ка, Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди. Да смотри - не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. У. Ребята, в какой сказке живет смелый стойкий солдатик? Д. В сказке Ганса Христиана Андерсена Стойкий оловянный солдатик . У. А сейчас мы полетим в гости к Незнайке. Он давно нас ждет. Мы ему должны помочь найти ошибки. 1 вариант 2 вариант 8-2 5 4 6 9 6 3 10 7-2 5 5 4 10 7-3 4 9- 4 6 4 5 10 2 8 9 9-5 5 3 7 8 9-3 5

Звучит запись песни В. Шаинского Чебурашка . У. Послушайте, ребята, кто же поет эту песню? Д. Это Чебурашка. У. Правильно. Назовите имя его друга. Д. Крокодил Гена. У. Верно. Чебурашка и Крокодил Гена приготовили для вас задание. Вам нужно расшифровать слова. У 2 8 Ж 9-3Р 2 6 Б 8-5 А 6-4 Д 5 4 9 8 10 6 3 2 5. Итог урока. У. Ребята, а какое слово было зашифровано?

Д. Это слово дружба . У. Нравится вам это слово? Д. Да. У. Почему? Какими должны быть друзья? Как вы понимаете пословицу Друзья познаются в беде . Назовите героев сказок, которым мы пришли на помощь? Ответы детей Наше путешествие подошло к концу. Сказка прощается с вами. Чему учили нас сказочные герои? 2.4. Результаты опытного обучения

Прежде чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках, мы выявили, какие знания лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10 последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 - нумерация - смысл числа - отношения больше , меньше - состав числа Все эти знания необходимы для сознательного и прочного усвоения материала. Поэтому первым нашим шагом было выяснение того, насколько этими знаниями и соответствующими умениями

владеют учащиеся. Для этого была проведена самостоятельная работа, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам. В самостоятельной работе были даны следующие задания 1. Какие числа пропущены? 2 3 6 7 9 2. Запиши цифрой сколько кругов нужно дорисовать. 9 8 7 5 6 4 3. Сравни количество предметов на картинках.

Запиши неравенства. Самостоятельная работа проводилась в 1 классе А контрольном и 1 классе Б экспериментальном . Результаты самостоятельной работы были занесены в таблицу 1. 1 класс А 1 класс Б контрольный экспериментальный писали работу 19 чел. 20 чел. выполнили работу верно 12 чел. 63,1 12 чел. 60 допустили ошибки на нуме- 1 чел. 5,2 рацию чисел в пределах 10 допустили ошибки на состав 7 чел.

36,8 7 чел. 35 числа допустили ошибки на срав- 4 чел. 21 4 чел. 20 нение чисел Анализ детских работ они даны в приложении 1 показал, что на начало эксперимента уровень знаний у детей контрольного и экспериментального классов находится на одном уровне. Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили необходимый материал.

Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний. В 1 классе Б экспериментальном на уроках математики вводились дидактические игры. Они были направлены - на подготовку к изучению нового материала - на изучение нового материала - на закрепления изученного материала. Игры давались систематически, в соответствии с целями и задачами урока. Дети охотно включались в дидактическую игру, с охотой принимали ее условия.

Здесь даже пассивные, несмелые дети активно включались в работу, применяя на практике свои знания и умения. Особенно учащимся нравились задания, в которых надо исправить ошибки. От них требовалось не только исправить ошибки, но и объяснить, почему допущена ошибка. Отобранные дидактические игры позволили повысить активность учащихся в их деятельности, ведь ребенок сам активно участвует в процессе познания, сам решает какие знания и умения ему потребуются для выполнения

поставленной задачи. В уроки так же включались сюжеты знакомых детям сказок и герои литературных произведений. Мы старались объединить уроки одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например, при проведении урока-игры, дети отправились путешествовать в Математическое Королевство. По пути дети делали остановки, во время которых не только повторяли изученный материал, но и вспоминали литературные произведения, с их героями, вспомнили о дружбе, о друзьях, которым

надо помогать, в игре-путешествии дети расширяли свой кругозор. Отобранные игры давались на каждом уроке, естественно, форма подачи, виды и время игры или задания менялись в зависимости от цели и задачи урока. В конце 1 полугодия в контрольном и экспериментальном классах была проведена еще одна самостоятельная работа. Найди значения выражений 4 4 3 7 10-2 7-5 3 5 5 4 8-3 9-2 6 2 2 7 6-4 5-3 8 1 4 3 3-3 8-6

Результаты этой работы были занесены в таблицу 2. 1 класс А 1 класс Б контрольный экспериментальный писали работу 19 чел. 20 чел. выполнили работу верно 10 чел. 52,6 14 чел. 70 допустили ошибки на сложение 4 чел. 21 2 чел. 10 допустили ошибки на вычитание 7 чел. 36,8 4 чел. 20 В самостоятельной работе надо было найти значения выражений за ограниченный промежуток

времени 10минут . Результаты этой работы работы детей даны в приложении 2 показывают, что в экспериментальном классе дети лучше усвоили материал, выполнили работу быстрее, допустив меньше ошибок при решении. Далее в экспериментальном классе была продолжена работа с использованием на уроках дидактических игр. В конце 3 четверти была дана итоговая работа. Найди значения выражений 10-9 2 7 9-5 3 6 8-5 6-6 1 3 8-7 8 2 4 6 9-0 10-6 9 1 7-3 2 6 4 3 Результаты были проанализированы и занесены в таблицу 3. 1 класс

А 1 класс Б контрольный экспериментальный писали работу 19 чел. 20 чел. выполнили работу верно 9 чел. 47,4 17 чел. 85 допустили ошибки на сложение 8 чел. 42,1 2 чел. 10 допустили ошибки на вычитание 6 чел. 31,5 2 чел. 10 Сопоставительный анализ уровня знаний учащихся в контрольном и экспериментальном классах работы

учащихся даны в приложении 3 показал, что учащиеся экспериментального класса лучше справились с работой. В экспериметальном классе 17 человек выполнили работу верно, а в контрольном классе - 9 человек. Допустили ошибки на вычитание в экспериментальном классе 2 человека, а в контрольном -6 человек. Мы убедились, что игровая деятельность способствует не только активизации познавательной деятельности, но и формированию умения безошибочно вычислять. Применение дидактических игр позволило сделать обучение

младших школьников более интересным, занимательным, активизировать мыслительную деятельность и воображение, повысить уровень внимания и памяти. Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников. Дидактические игры помогают разнообразить виды учебной деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к учебным предметам, ведут к систематизации знаний и жизненного опыта, являются хорошим средством для

создания комфортной атмосферы урока. Таким образом, результаты самостоятельных работ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках подтвердили то, что включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей и уровнем их подготовленности, оказывает существенное влияние на активизацию учебной деятельности, обеспечивает успешное формирование навыка сложения и вычитания. Заключение. В период обучения большое место в жизни и обучении занимают игры.

В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируется внимание, умение сосредоточиться. То есть развиваются личностные качества и способности ребенка, которые важны для успешного обучения. Чтобы сформировать у младших школьников умение складывать и вычитать числа в пределах 10 необходимо целенаправленная активизация их учебной деятельности. Способом такой активизации является дидактическая игра.

Подбор игр должен осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока. Игры можно использовать на разных этапах урока, эффективны уроки-путешествия. Целенаправленное использование дидактических игр при изучении темы Сложение и вычитание в пределах 10 позволяет сформировать необходимые вычислительные умения. Список использованной литературы. Азаров Ю.П. Искусство любить детей

М 1987. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети М 1988. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М 1985. Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике Математика Начальная школа,1997, 9. Выготский Л.С. Игра, ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.1966 ,

6. Газман О.С Харитонова Н.Е. В школу - с игрой М 1991. Гельфан Е.М. Арифметические игры и задания М 1968. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников М 1990. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах М 1997. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике

М 1989. Кенеман А.В. Детский подвижные игры народов СССР М 1988. Крутецкий В.А. Психология М 1986. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики Начальная школа,1997, 2. Минскин Е.М. От игры к знаниям М 1987. Моро М.И. Учебник по математике для 1 класса М 2001. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры

М 1991. Общая психология Под ред. Петровского А.В М 1986. Перевозникова Р. Волшебный десяток Методы и приемы работы над первым десятком Начальная школа Еженедельное приложение к газете Первое сентября , 1996, 22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям К 1973. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя

М 1991. Шмаков В.А. Игры учащихся - феномен культуры М 1994. Эльконин Д.Б. Психология игры М 1978. Эльконин Д.Б. Игра, ее роль в жизни и развитии детей Дошкольное воспитание,1990, 5.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.