Общение и взаимодействие учителя и учащегося Особенности влияния невербального аспекта общения учителя и учащегося на учебный и воспитательный процесс Содержание. Введение… 2 Информационная карта №1…3 Информационная карта №2…4 Информационная карта №3… ……… … 6 Заключение… 9 Введение. Я выбрала темой своего реферата «Особенности влияния невербального аспекта общения учителя и учащегося
на учебный и воспитательный процесс», потому что эта тема кажется мне не только очень интересной и важной, но и очень актуальной в системе образования. Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.
Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика. А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Однако только в последнее время невербальный компонент педагогического общения стал все больше привлекать
внимание исследователей феномена общения. Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог зачастую не осознает их значения. Информационная карта № 1 СТН ВАРИАНТЫ СТАНДАРТНЫХ НАЧАЛ ТЕМЫ КЛ ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕМЫ ИНЦ НАБОР ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
ТЕМЫ ТМ ТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Особенности влияния 1. Инновационная Деятельность учителя 1.Теория личностно-деятельного обучения Особенности влияния невербального аспекта общения учителя и учащегося на учебный и воспитательный процесс 2. Педагогические условия 2. Обучение - совместная деятельность 2. Личность учителя как залог успеха обучения 3. Современные тенденции 3.Самопрезентация учителя 3.Личностно-
значимое обучение 4. Условия совершенствования 4. невербальный аспект в общении (проксемика, просодика, такесика) 4.Целеполагание в обучении 5. Активизация процесса обучения 5.Воспитательная роль урока 5. Гуманистический подход в обучении . Информационная карта №2 СТН НАЧАЛО КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, КЛ ФАКТОРЫ ТЕКСТА СТН ОКОНЧАНИЯ, СТО ВОПРОСЫ ПЛАНА УЧЕБНО-НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Почему? 1.2 Невербальный аспект общения 1.3 Активизация деятельности учащегося 1.4Особенности познавательной деятельности 5. Почему невербальный аспект педагогического общения учителя будет способствовать активизации познавательной деятельности будущих учащихся? 2.1 По какой причине? 2.2 Успешная просодика 2.3 Влияние невербальной деятельности на процесс обучения 2.4
Эффективное формирование знаний, умений и навыков 2.5 По какой причине успешная просодика будет влиять на формирование знаний, умений и навыков? 3.1 С какой целью? 3.2 Выбор собственного стиля общения 3.3 Диагностично-поставленная учебная цель 3.4 Формирование цели, понятной, выполнимой, контролируемой 3.5 С какой целю необходим выбор собственного стиля общения с учащимися?
4.1 При каких условиях? 4.2 Такесика 4.3 Варианты осуществления новаций 4.4 Осуществление плодотворной педагогической деятельности 4.5 При каких условиях такесика будет оказывать плодотворное влияние на педагогическую деятельность и её результаты? 5.1 Какой конечный рез-т можно ожидать? 5.2 Успешно сформировавшийся невербальный аспект общения учителя 5.3
Практика воспитания учеников, формирование умения общаться с родителями, сверстниками в пределах школы и за её пределами 5.4 Успешный процесс обучения 5.5 Какой конечный результат от успешно сформированной неверб. деят-ти учителя в практике воспитания учеников, формирование умения общаться с родителями, сверстниками в пределах школы и за её пределами? Информационная карта № 3 Вопросы, в (1/5) Н. усл,
К. усл Варианты ответов, раскрывающие содержание В (1/5) 1. Почему невербальный аспект педагогического общения учителя будет способствовать активизации познавательной деятельности будущих учащихся? 2. Начальные условия: «Потому что»; 3.Конечные условия «Познания»; 4.Ответ отражает теоретическую связь между начальным (Ну.) и конечным условиями (Ку.) 3.Варианты ответов. Потому что одной из главных функций невербального аспекта в общении
является побудительная, цель которой- стимуляция активности партнера; в образовательном процессе роль побудителя выполняет учитель, роль побуждаемого ученик; В-третьих, активная невербальная деятельность учителя вовлекает учащегося в процесс обучения, вызывает интерес, создает ощущение сопричастности к изучаемой теме. 2.1. По какой причине успешная просодика будет влиять на формирование знаний, умений и навыков?
2. Начальные условия: «По причине того, что»; 3. Конечные условия «Познания» 4. Ответ отражает теоретическую связь между начальным (Ну.) и конечным условиями (Ку.) 2.3.По причине того в общении учителя с учеником большое значение имеет тон речи Ребёнок обладает «эмоциональным слухом», расшифровывает смысл сказанных слов, их содержание; При восприятии ребёнок сначала реагирует на интонацию и лишь только потом усваивает смысл сказанного.
Крик или монотонная речь учителя лишается воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (при крике), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим можно сделать вывод, что речь должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей. Интонация позволяет делать акцент на определенных словах, и ребёнок более воспринимает их, чем остальные. Т.О. происходит формирование знаний ( на уровне запоминания при повторении учителем
материала) и формирование умений (на уровне понимания; интонация учителя упрощает процесс понимания, выделяя только самое основное). 3.1. С какой целю необходим выбор собственного стиля общения с учащимися? 3.2. Начальные условия: «С целью того, что»; 3.3. Конечные условия «Познания» 3.4. Ответ отражает теоретическую связь между начальным (Ну.) и конечным условиями (Ку.) 3.3.С целью того, чтобы педагоги целенаправленно искали в общении с детьми, отбирают
и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. В дальнейшем происходит стабилизация. Если педагог будет всегда следовать выбранному стилю общения с учащимися, то и учащихся сформируется определенное мнение о педагоге и произойдет формирование определенных отношений между учителем и учащимися. 4.1. При каких условиях такесика будет оказывать плодотворное влияние на педагогическую деятельность
и её результаты? 4.2. Начальные условия: «Инновационные условия»; 4.3. Конечные условия «Познания» 4.4. Ответ отражает теоретическую связь между начальным (Ну.) и конечным условиями (Ку.) 4.3. При условии, если с помощью жестов учитель заостряет внимание на важнейших элемента учебно-научной информации, ученик воспринимает это на подсознательном уровне при правильной постановке жестикулярных акцентов. Мимическая сторона общения крайне важна: по мимике человека можно иногда узнать
больше, чем он может или хочет сказать. А своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов. 5.1. Какой конечный результат от успешно сформированной неверб. деят-ти учителя в практике воспитания учеников, формирование умения общаться с родителями, сверстниками в пределах школы и за её пределами? 5.2. Начальные условия: «Конечный результат»; 5.3.
Конечные условия «Познания» 5.4. Ответ отражает теоретическую связь между начальным (Ну.) и конечным условиями (Ку.) 5.3. Невербальные средства общения, такие как просодика, проксемика и такесика, устанавливают психологическую связь в субъект-субъектных отношений типа «учитель-ученик» и процесс организации взаимодействия с детьми, общения с ними и руководства их деятельностью становятся проще осуществимыми, т.к. ученик начинает доверять учителю и видеть в нем «старшего товарища».
Психологический контакт рождает взаимопонимание. Речь учителя – основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. Если педагог обладает высокой культурой речи, культурой поведения, педагог будет служить положительным примером для учащихся. И общение учащихся с родителями, сверстниками в школе и за её пределами будет проходить успешно. Заключение Анализ проблемы невербального общения в профессионально-педагогической
деятельности современного учителя позволяет сделать следующий вывод: - в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, учитель должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.
В связи с этим, проблема значимости невербального компонента в структуре педагогической деятельности заслуживает особого внимания и требует тщательной проработки.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |