ОГЛАВЛЕНИЕ Введение I ГЛАВА. Психология девиантного поведения I. Сущность девиантного поведения II. Формы девиантного поведения III. Причины девиантного поведения IV. Особенности подросткового возраста II ГЛАВА. Самооценка и подростки I. Понятие самооценки в психологии II. Формирование самооценки в подростковом возрасте 45
III. Взаимосвязь самооценки подростка и проявлений девиантного поведения IV. Преступность как форма девиантного поведения III ГЛАВА. Экспериментальное исследование влияние самооценки на девиантное поведение подростков (на примере преступных действий) I. Организация и методы экспериментального исследования II. Анализ и интерпретация результатов исследования 67
Заключение 76 Приложение 83 Библиография 90 ВВЕДЕНИЕ Криминализация общества, социально-экономический, духовный и материальный кризис вызывают особую тревогу в связи с явлениями социальной патологии в среде молодежи: наркомания, преступность, проституция, рост алкоголизации, бродяжничество и т.д. Растущие масштабы социального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных проявлений в детской среде. В этих условиях особенно актуальными является проблема
саморазвития подростка. Парадоксальная конфликтность подросткового «Я» состоит в том, что это, с одной стороны, энергетически мощная, рвущаяся к самовыражению реальность, а с другой стороны – бытие, еще не определенное личными выборами и поступками. Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерны прежде всего для развитых стран.
К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом. [15] Так, по данным западногерманской полиции, 14 % всех арестованных в 1996 г. правонарушителей не имели постоянной работы. Среди преступников, совершивших квалифицированные кражи, безработные составили четвертую часть.
Ими было совершено 28 % преступлений против личности, 34 % разбойных нападений. Высказываются западными специалистами и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так руководитель федерального бюро по правосудию для несовершеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования,
проживания в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома. Обследование несовершеннолетних в штате Коннектикут показало, что 75 % преступников, совершивших наиболее серьезные акты насилия, сами подверглись жестокому обращению со стороны родителей и других лиц. Их доля от общего числа лиц совершивших насильственные преступления, составила 33 %. Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступности несовершеннолетних в своей стране японские
специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ростом благосостояния и его последствиями – стрессами, связанными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрешением традиционных ценностей семьи, проявлениями индивидуализма. Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследования также показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей.
За последние годы преступность несовершеннолетних в нашей стране также существенно возросла. Так, в Екатеринбурге, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов России, подростковая преступность составляет около 14 %. В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения. Подросток – это развивающая личность, и, чтобы грамотно управлять ее развитием, необходимо кропотливо
изучать направленность, степень сформированности потребностей, эмоционально-мотивационную сферу, опыт и индивидуальные свойства каждого ребенка. И, поскольку, современное общество выделили подростков в отдельную социальную группу, наделенными особыми правами и обязанностями и, учитывая все проблемы в современном социуме можно прийти к выводу, что необходима многогранная, планомерная и сплоченная работа многих специалистов (воспитатели, педагоги, психологи, дефектологи, медики) с привлечением общественных
организаций, правоохранительных органов. Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте. Предмет исследования: влияние самооценки на девиантное поведение подростка. Целью исследования является: изучение соотношения между самооценкой подростка и проявлениями девиантного поведения. Задачи: 1. изучение литературы по проблеме отклоняющегося поведения; 2. изучить особенности самооценки в подростковом возрасте;
3. подобрать экспериментальные методики по выбранной теме. Гипотеза исследования состояла в том, что завышенная либо заниженная самооценка ведет к появлению девиантного поведения в подростковом возрасте, так как этот возраст самый нестабильный и неустойчивый. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ I. Сущность девиантного поведения В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не
соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «девиантное действие». Девиантное поведение (от латинского deviatio – отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащим общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. [23] В философии и этике поступок трактуется как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемой с точки зрения единства мотива и его последствий, намерений
и практических дел, целей и средств, т. е. единство внешних проявлений, отношений к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами. [18] В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе.
Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушения правил этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие. В отклоняющемся поведении (да и поведении в норме) поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового
подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д. [17] Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, и как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: a. информацией о людях и межличностных отношениях; b. коммуникацией
и само регуляцией поступков человека в процессе общения; c. преобразованиями внутреннего мира самой личности. Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков, при определении причин и условий его обуславливающих. [11] Необходимо отметить то, что поведение охватывает все поступки человека целиком, как особый вид взаимодействия с окружающей средой. В поведении имеется внутренний план действий, в котором проявляются сознательно
выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и операциональной стороны человеческой деятельности. Отсюда мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете, определяются не тем, что человек думает о своих поступках, а общей линией поведения на протяжении длительного времени в различных условиях. [1] Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков,
его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно. Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам. Другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора.
Третьи, в отклоняющемся поведении видят трудно различимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы, и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны. [20] В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого
отклоняющегося поведения. Так выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения: - первый – отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры); - второй – нарушение общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями; - третье – правонарушение, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного и уголовного
законодательства; - четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими формами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психологическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей. В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, агрессивную и корыстную направленность: - отклонения социально-активного
типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (отклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркотических средств, суицид); - отклонения корыстной направленности, проявляющейся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи,
хищения, спекуляции, мошенничество и др.); - отклонения агрессивной ориентации, проявляющейся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, нанесение тяжких повреждений). Девиантное поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях: - как особенности психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или
замкнутость, импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.); - как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость); - как низшая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность,
невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узко-групповые ценности и интересы); - как вредные привычки (курение, употребление алкоголя токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми); [23] Как верно заметил П.П. Блонский «с объективной точки зрения трудный ученик – такой, по отношению к которому работа учителя
оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы». [25] Психолог и педагог В.Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям
улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим требованиям с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы грубыми дерзкими и циничными выходками. [18] I.II. Формы девиантного поведения Палитра отклонений в поведении у трудных подростков довольно обширна, и оценивать ее, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних
попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу. Одна из классификаций В.Н. Липника, который сгруппировал девиаций подростков: 1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по интересам общества; 3) по отклонениям в понимании общественных интересов; 4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;
5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-педагогическим отношениям. [16] В другой классификации за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники,
социально запущенные); 3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные); 4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии); 5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А.Ф. Никитин). [8] В целях определения силы и результативности социальных последствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней
структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное – направленное во внешнюю среду, интравертное – направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др. В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине в современной литературе мы не можем найти различную характеристику его проявлений.
Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской и др которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцептуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.
Педагогическая направленность исследований девиаций получила свое дальнейшее развитие в психотерапии и в психологии девиантного поведения подростков. В работах А.Л. Грайсмана, В.Ф. Матвеева выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и школьников: 1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита;
6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполностью (дисморфобия); 8) патологическое увлечение (хобби-реакции). [17] Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А. Баджаева, С.А. Беличивой. Глубокий научный анализ и обоснованная характеристика трудоемкости как варианта социальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его поведения нормам и требованиям
той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и столкновения сделаны С.А. Беличивой. [17] Психолого-педагогический аспект рассматривается рядом авторов с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников. Например, А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими
возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка. [17] Нравственно правовой (криминологический) аспект разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психологами. Б.Н. Алмазов и Л,А. Грищенко, сравнивая и анализируя психолого-педагогическую и нравственно-правовую стороны категорий девиантного поведения и проступка несовершеннолетних, предлагают разделить на 3 категории: 1) несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем
их нести ответственность; 2) делинкветно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту; 3) остальные несовершеннолетние, поступки которых не выходят за рамки шалости. [25] Итак, современная научная литература раскрывает многообразие аспектов отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные аспекты этого довольно сложного явления, позволяет объективно
подойти к характеристике сути отклоняющегося поведения, его психобиологической и социально педагогической природы, более четко строить алгоритм профилактической и коррекционно-педагогической работы с учащимися. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных
программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения, а также неадекватной самооценкой. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающего развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его
индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным и правовым общественным нормам. Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу: - дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7 %, т.е. примерно 1,5 миллиона); - дети-сироты, общее число которых превысило 500 000; - социальные сироты; действительность
такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию. - подростки, употребляющие наркотики и токсичные средства; - подростки сексуально распущенного поведения; - подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
Девиация включает в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. [10] Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые
поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый
стереотип действий, нарушающих правовые нормы, о не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения: - агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека; - корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные
посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду; - распространение наркотиков. Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. [20] Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и
квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности
самого подростка. Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать
психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения. В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам: - видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция); - уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении; - внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью
к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями; - ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.) I.III. Причины девиантного поведения Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды воспитания,
собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних: - причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; - причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами. Причины связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.
По данным М. Раттера (1987), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, ставится ясным размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на прием к психиатру. Тот же М. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники.
Разумеется, они не могут поставить диагноз. Но выделить симптомы и посоветовать. При необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу – могут. Среди симптомов М. Раттера выделяет прежде всего следующие: - адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и правовой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редко и поэтому
ненормальна для подростков; - длительность сохранения расстройств. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы; - то же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей; - появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением. Особенно если их трудно объяснить только с точки зрения
нормального развития и созревания; - появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания. Если они говорят об этом со слов ребенка. Другое дело если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто; - как правило не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом.
Иное дело, если целый ряд симптомов существуют единовременно, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни. Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок. Очень важно с пониманием относиться к этическим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе. Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося поведения рассматривается как наиболее объективный.
Так, широко распространена концепция акцептуаций характера (А. Е. Личко, 1983), т. е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным в силу однобокости взглядов на человека и причины его поведения. Отклоняющемуся от норм поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а , как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.
[11] Связи типов психических отклонений и акцептуации характера с определенными типами правонарушений не выделено. Более того, В. В. Королев пришел к выводу, что распространенность каждого вида преступлений у подростков с психическими отклонениями и без таковых одинакова. Показатели распространенности каждого вида преступлений располагаются по мере их убывания примерно в той же последовательности. По его данным, чаще всего совершают преступления подростки с остаточными
явлениями органического поражения головного мозга (33,1% преступлений от общего числа, совершенного детьми с психическими отклонениями), следом за теми – больные олигофренией (20,1%). На последнем месте больные с патологиями характера (4,4%) и неврозами (2,6%). [17] Причины социального и психологического характера Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам.
Поясним, что имеется в виду: проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество сталь рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. М. де Винтер приводит данные исторических исследований, в которых доказывается, что вплоть до XVIII века проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, не в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир начиная
с семилетнего возраста, и переходного трудного возраста не существовало. Только в XVIII веке были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. [26] Среди причин психологического социального характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы.
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками внимания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей групп, к которой он принадлежит.
Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. [20] Агрессивное противостояние «взрослым» нормам и правилам, ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы – наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Одной основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую
самооценку подростков. Самооценке, т.е. оценке человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки прежде всего зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношениям к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывом и т.д.
Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности, кроме поведенческих и эмоциональных срывов. Такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иных отклонениям в поведении. [14] Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его
причин являются акцентуация характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки как бы вдруг, неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70 % подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60 % - установлены различные типы акцентуации, у 21-28 % беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40
% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками. Ряд типов акцентуации характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение подростков. Гипертимный тип акцентуаций характера дает 36 % случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. При поступлении в школу за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность,
но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке они могут получить неудовлетворительную оценку за ответ и тут же отличную при фронтальном опросе. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих подростков влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, подраться если им перечат.
Если такой подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каким-либо правонарушений, направленных на изощренные «развлечения», на поиск дополнительных средств на них. Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового (в рамках довольно непродолжительного времени) состояния после завершения в рамках полового созревания. Для него характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность,
упадок сил. Такие подростки тяготятся людским обществом, стремятся от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду. Другие виды девиантного поведения у циклоидного типа не наблюдаются.
Еще одной разновидностью гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип – сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере (также 36 % случаев девиантного поведения). Исследователи отмечают крайнюю изменчивость настроения таких подростков – от чрезмерной веселости до глубокой печали. Столь же неустойчивы и диаметрально противоположны оценки прожитой жизни, совершенных дел, а также перспектив своего будущего: от радужной уверенности в счастливой дальнейшей жизни до пессимистической
безысходности. Такие подростки довольно остро реагируют на нелестное замечание, строгое требование, так же как и на интересную новость, похвалу и положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения у подростков этого типа может быть склонность к победам как реакция на несправедливое отношение к нему. Истероидный тип акцентуации характера отмечен у 52 % подростков
с девиантным поведением. Для данной категории детей характерны беспредельный эгоцентризм ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, которое может проявляться как восхищение, удивление, почитание, на худой конец – негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на все. В ход идет ложь, приукрашивание, даже вызывающее поведение, они могут решиться на крайние меры, чтобы
вызвать к себе сочувствие, жалость (через симулирование болезни, попытки суицида). Не обладая способностями, достаточными волевыми возможностями, они готовы прогуливать уроки, опаздывать, отказываться от поручения, лишь бы вызвать соответствующую реакцию у сверстников, на конфликт со взрослыми, учителями могут пойти по одной причине – приковать к себе внимание. В целях создания ореола «славы» могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью, хватая
и приукрашивая его подвиги и похождения. Девиантное поведение чаще всего имеет высокий уровень асоциальной опасности (мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах, иногда кражи, подделки документов). Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44 % подростков с девиантным поведением. Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, они любят проводить время одни, в своем придуманном мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается «влезть в душу»,
то это может вызвать у них эмоциональный взрыв. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: холодности и утонченной чувствительности упрямства и податливости; настороженности и легковерия; анатичной бездеятельности и напористой целеустремленности; необщительности и неожиданной назойливости; застенчивости и бестактности; чрезмерной привязанности и немотивированной антипатии; рациональных рассуждений и нелогичных поступков.
Все это делает поступки подростков данного типа неожиданными для окружающих. Если они воруют, то в одиночку, если совершают какое-либо противоправное действие, то с особой утонченностью. Для этих подростков характерны устойчивость и необычайность увлечений. Эпилептоидный тип акцентуации проявляется у 61 % подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории-злобно-тоскливому, подавленному настроению
с крайней раздражительностью, доходящей при определенных обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение вызывает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности – мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших.
В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство, а стремятся занять место властелина директора, предъявляя свои правила игры или характер взаимоотношений. Не терпят несогласия или неподчинения. В таких случаях идут на конфликт, драку, причем в аффекте проявляется безудержная ярость при неспособности реально учитывать силы противника. Если они не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить, причем жестоко и изощренно.
Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника. Им присуща склонность к пиромании, азартным играм, теряя контроль над собой, могут проиграть все и вся. Неустойчивый тип акцентуации характера дает до 76 % частоты девиантного поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов и потребностей, огромная тяга к развлечениям, безделью. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации отличается избирательностью они подражают тем
моделям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются все попробовать (алкоголь, никотин, наркотики). Не умея организовать, и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей желаний лидера и членов стихийных групп. При жесткой позиции взрослых, умелом направлении деятельности
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |