Реферат по предмету "Педагогика"


Информатика и культура в школах

Информатика и культура в школах

Л.В. Гриншпун

Известно,
какой трудной проблемой в школьном образовании является противостояние тем
вредным влияниям, которым подвергаются дети в деформированном обществе. Однако
не менее сложными для решения оказываются сегодня педагогические проблемы,
которые возникают в результате широкого распространения новых информационных
технологий. Все чаще раздаются голоса, выражающие тревогу и беспокойство в
связи с тем, что в Интернете размножаются сайты, содержащие безнравственную и
вредную для подростков информацию. Действительно, получаемые на уроках
информатики навыки пользования компьютерами носят не только прикладной
характер, не только ускоряют и облегчают изучение ряда школьных дисциплин. Они
применяются школьниками также ради собственных увлечений компьютерными играми
или поисками «интересных» сюжетов в Интернете. И, конечно, их притягивают
недозволенные сюжеты. Отсюда рост выступлений общественности, особенно родительской,
против Интернета.

Следует
признать, что с появлением Интернета свершилась необратимая информационная
революция. Интернет – это свободное, ничем не ограниченное информационное
пространство из которого можно черпать любые знания в соответствии с любыми
интересами. Технически здесь невозможно применить цензуру и запретить
нежелательные информационные программы. Нельзя также регулировать желания,
поступки и настроения пользователей сайтами Интернета. Возникла проблема защиты
от программ Интернета, отрицательно влияющих на процесс культурного воспитания
детей и молодежи. Эта проблема приобретает значение государственного масштаба,
поскольку бескультурье является одной из причин тяжких преступлений и
многочисленных нарушений общественного порядка. Следовательно, должен быть
создан противовес нежелательным сайтам в виде ряда культурных программ,
привлекательных для школьников. Одни культурные программы должны быть
обязательными для школьного образования и контролироваться путем задания на дом
и проверок выполнения, а другие должны вызывать познавательный интерес, увлечь
пользователей компьютерами игровыми, конкурсными, собирательными культурными
упражнениями. В этом плане неоспоримую и весьма актуальную услугу школе окажет
русское и зарубежное изобразительное искусство. Этот вид искусства, как
важнейшая составляющая всеобщей человеческой культуры, является одной из
потенциальных движущих сил в построении информационного содружества.

Есть
основания утверждать, что в настоящее время, в пору расцвета информационных
технологий, уже имеются предпосылки для новаторских и в высшей степени
продуктивных акций, направленных на повышение общей культуры школьников и
молодежи. Теперь в Интернете предлагается пользователям множество капитальных
сайтов по изобразительному искусству. Почти все центральные и региональные
музеи, галереи, отдельные художники и дилерские организации владеют
самостоятельными сайтами. Наряду с этим в Интернете имеются ресурсоемкие
порталы, в том числе русского происхождения, в структуре которых есть разделы
по искусству. К ним относятся htpp://www. artinfo. ru и http://www. an. ru.
Наиболее информационно насыщенными являются зарубежные крупные национальные и
интернациональные собрания банков данных по изобразительному искусству (Италии,
Франции, США, Великобритании). Имеются серверы, которые информируют о выставках
и музеях во всем мире, о проводимых ярмарках по искусству, аукционах.
Значительная часть сайтов представляет собой виртуальные магазины по реализации
работ современных художников и распространяют рекламы, преследуя коммерческие
цели. В то же время из этого великолепного информационного богатства не удается
получить те необходимые тематические файлы по изобразительному искусству,
которые могли бы сопровождать учебный процесс по ряду гуманитарных дисциплин:
истории, литературе, обществоведению, искусствоведению, географии и др. Для
этого должна быть создана система, которая обеспечит тематический поиск в
Интернете и получение заданных визуальных пакетов информации.

Наивысший
эффект информационного поиска достигается при наличии строгого построения и
распределения информационных массивов и последующем их расслоении на заданные
дробные пакеты информации по определенном признакам. При этом должен быть
соблюден принцип ускоренного извлечения из банка данных частных, конкретных
информационных файлов. Такой подход к систематизированию информационных потоков
предоставил бы педагогам мощный ресурс для совмещения информатики с
преподаваемым предметом в целях культурного воспитания учащихся.

Информационная
система в области изобразительного искусства означает собрание произведений и
сведений об авторах и событиях, упорядоченное настолько, что можно в
энциклопедическом виде незамедлительно получить наиболее полные ответы на
поставленные вопросы. Это означает, что в банке данных такой системы
предусмотрена разбивка информационных массивов по блокам и ячейкам, в которых
сосредоточены данные, взятые из многих сайтов разных музеев, галерей, частных
собраний, а также из печатных изданий.

Наиболее
оперативным, маневренным, иллюстративным и эстетическим видом искусства,
распространенным в быту и встречающимся в различных формах тиражирования,
является живопись.

Именно
произведения, созданные живописцами, удачно дополняют изучаемые в школах
дисциплины. В настоящее время в стадии разработки и экспериментального
внедрения находится проект подсистемы «Живопись России», предназначенный для
школ общего и специального образования. Банк данных подсистемы содержит десятки
тысяч произведений, созданных российскими живописцами за три последних
столетия. Живые свидетели событий и превращений, певцы своего отечества,
русские живописцы оставили для потомства множество самых достоверных
произведений портретного, исторического и пейзажного жанра. Из этого огромного
пласта культурного наследства педагоги и учащиеся могут черпать интересный и
наглядный материал, дополняющий учебники по разным предметам.

В
проекте «Живопись России» поставлены задачи:


создать систематизированный и разветвленный банк данных большой емкости,
обеспечивающий несложный доступ и выдачу требуемой информации;


наряду с информационными блоками по историческим периодам XIII-XX столетий,
предусмотреть в комплексном сайте персональные файлы живописцев, содержащих
максимальное количество их произведений в цветном исполнении;


обеспечить возможность учащимся выбирать из разных персональных файлов
произведения по одной заданной теме и формировать их в одном информационном
пакете;


тиражировать для педагогов, учащихся, библиотек и любителей искусства
компакт-диски, информационные сборники, методические рекомендации по культурной
тематике.

Поставленные
в проекте задачи последовательно решаются в настоящее время. В Интернете
создается виртуальный информационный музей «Живопись России», в банке данных
которого содержатся сведения о живописцах России и произведения, собранные из
музеев, галерей, частных собраний и печатных изданий. Весь информационный
массив разбит по историческим периодам на 12 блоков, в каждом из которых
сосредоточены кодированные алфавитные реестры живописцев и соответствующие
персональные файлы, тематические информационные сборники, а также
библиографические указатели. Поиск в реестре требуемого живописца производится
по его персональному цифровому коду, составленному из номера исторического
периода, трех первых букв фамилии и первой буквы имени живописца. Персональный
файл живописца включает: портрет или автопортрет, биографические сведения и
творческую характеристику, каталог произведений с обозначениями по тематике и
указаниями о местах их нахождения. Персональный файл стандартизирован и может
быть воспроизведен на мониторе компьютера. Произведения разных живописцев с
одинаковыми обозначениями могут быть востребованы для группирования в
тематических информационных сборниках различного назначения. К ним относятся:
образ Иисуса Христа в живописи, образ Петра I, образ Екатерины II, династии
Романовых, Отечественная война 1812 года, победы русских войск в XVIII-XX в.в.;
храмы и монастыри России, история Санкт-Петербурга, образ А.С. Пушкина в
живописи, образ Л.Н. Толстого в живописи, русские писатели, история Москвы,
революционные события в России, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., а
также много других подборок на заданные темы по различным учебным программам.

Для
занятий в компьютерных классах и самостоятельного пользования в домашних
условиях выпускаются компьютерные компакт-диски типа CD-ROM и печатные
информационные сборники с разбивкой по 12 историческим периодам, а также ряд
сборников по тематическим направлениям.

Таким
образом, педагогу и вообще любому пользователю предоставляется возможность
бесплатного посещения многопланового виртуального музея «Живопись России», а
также приобретения комплектов информационных медиа- и печатных информационных
материалов. В целом, эти материалы достаточны для обогащения учебного процесса
культурными дополнениями, для разработки и реализации самостоятельной школьной
культурной программы, для проведения викторин и конкурсов и для домашних
заданий.

Подобно
проекту «Живопись России» могут быть осуществлены проекты по другим видам
искусства, и, следовательно, может быть создана устойчивая нравственная основа
для культурного воспитания детей и молодежи. Таким образом, Интернет, при
наличии систематизированных банков данных по искусству России, способен оказать
весьма полезные услуги для повышения культуры личности, сохранить великое
наследие, дать возможность молодежи и школьникам лучше узнать и оценить
культуру Отечества.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.