Реферат по предмету "Педагогика"


Аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальные средства обучения » Выполнила: студентка ФИЯ 3 курса группы ЗА-31 Васина А.В. Проверила: Боликова Л.Ю. Пенза 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения. 5 1.1 . Общее положение. 2. Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. 6 Глава 2. Визуальные средства обучения. 8 Глава 3.

Аудиальные средства обучения. 10 Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения. 11 Глава 5. Дидактические средства. 12 Глава 6. Эффекты использования ТСО. 15 Заключение 22 Литература Введение Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность, особенно для сельских общеобразовательных

школ. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится , чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего. В решении данных задач хорошими помощниками могут выступать современные средства обучения, которые находятся в каждой школе. В настоящее время учитель не может правильно и полноценно провести урок, реализовать в полном объеме

учебные программы и учебники, не прибегая к использованию современных средств обучения. Безусловно, особое место в комплексе современных средств обучения занимают аудиовизуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение. Для правильной оценки эффективности применения аудиовизуальных средств в качестве источника знаний важно знать определенные психологические процессы, которые лежат в основе их применения.

Начнем с того, что учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающихся, основательно перестраивая все психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах. [7] Для восприятия аудиовизуальных средств очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые.

Но, как правило, основную информацию учащиеся получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода обучающей информации. Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно- слуховые виды восприятия,

затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, которая создает необходимую эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что получение знаний в школе особенно нуждается в живом созерцании, в наблюдении. Аудиовизуальные средства с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок, фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, науки. Они превращают язык из абстракции в живое средство общения. Они дают не только учителю, но и ученикам возможность творить и фантазировать, моделировать взаимное

общение на уроке, делая его активным и интересным. Образно выражаясь, аудиовизуальные средства - это особая “палочка- выручалочка”, которая в руках творчески (и не только) работающего учителя позволяет ему легко и непринужденно разнообразить формы работы на уроке, а также выполняет различные функции; эти средства могут применяться на любом этапе урока, не портя и не нарушая его структуры и целостности. Конечно же, очень многое зависит от заинтересованности

и творческого отношения учителя ко всем организационным и методическим вопросам, которые касаются сферы применения аудиовизуальных средств обучения. Но не подлежит сомнению тот факт, что широкое внедрение аудиовизуальных средств в практику обучения иностранным языкам в современной сельской школе будет способствовать не только повышению качества усвоения языка и улучшению эстетического и нравственного воспитания школьников, но и достижению цели обучения иностранным языкам, которая заключается в том, чтобы научить детей общаться

на языке, а не просто говорить и повторять заученные фразы, ведь говорить могут и роботы, а общаться - только люди![5] Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах учебного назначения I. Общее положение. Современному преподавателю предоставляется возможность использования обширной номенклатуры технических средств обучения, среди которых самым доступным и распространенным, а также универсальным является видеотехника, позволяющая использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала.

Эффективность применения видеотехники в процессе обучения зависит от наличия методического обеспечения, т.е. аудиовизуальных средств. Аудиовизуальными средствами являются: 1. а. Фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции. б Видеопродукции : видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы , видеолекции и тематические слайды. 1.2. Все виды аудиовизуальных средств учебного назначения выпускаются патентованными фирмами или специализированными

отделами, центрами образовательных учреждений. 1.3. Фонограммы и видеопродукции учебного назначения, подключенные в систему ДО являются методическими средствами этой формы обучения. 1.4. Каждая учебная аудиовидеопродукция должна иметь инструкцию к работе и аннотацию содержания, список фоноупражнений, тем, включенных в одну кассету или пленку.

1. 5. Вышеперечисленная учебно-методическая продукция должна заноситься в картотеку или каталог того учебного учреждения, которому они принадлежат. 1.6. Учебная аудиовизуальная продукция хранится в кассетах, бобинах, на пленках, в рамках и альбомах, в дисках и компакт-дисках с инструкцией. 1.7. Авторство продукции присваивается преподавателю или ведущему специалисту. Режиссер и оператор включаются в титрах. 1.8. На основании положения 2.1. о порядке утверждения грифа

Минобразования РФ все учебные аудио и видеопродукции могут иметь гриф электронного издания. 1.9. Оформление документации на присвоение рекомендательного грифа МО РФ учебным аудиовидеосредствам производится на кафедрах, в специализированных кабинетах и лабораториях и утверждается НМС ЯГУ. II. Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. II. 1. Фонограммы учебного назначения должны отвечать следующим педагогическим требованиям :

II. 1. а. Фонограммы зачитываются диктором - носителем данного языка, на пленке (кассете) указываются скорость записи и время звучания каждой фонограммы. II. 1. б. Фоноупражнения для самокоррекции изготовляются по (4) четырехтактовой схеме: Первый такт - диктор, второй такт - пауза, третий такт - образцовая речь (ключ), четвертый такт - пауза для самокоррекции. II. 1. в. Фоноупражнения, тексты для аудирования выполняются в два такта: первый

такт - диктор, второй такт - пауза. II. 2. 1. Учебные тематические слайды имеют аннотацию, текст содержания и список названий пронумерованных слайдов. II. 2. 2. Они могут быть самостоятельными раздаточными материалами. II. 3. 1. Видеофрагмент отражает только одно действие или эпизод, раскрывающий один вопрос по теме. Долгота в/фрагмента не должна превышать 5 мин. II.

3.2. Видеофильм состоит из двух и более фрагментов. Долгота видеофильма соответствует времени раскрытия темы. Один видеофильм включает в себя две и более частей. Одна часть может иметь долготу от 5 минут до 10 минут. Количество частей произвольное, зависящее от темы.

II. 3.3. Видеоуроком является методическое средство, которое включает в себя фрагмент, видеофильм, и другие аудиовидеосредства , используемые для ведения данного урока. II. 3. 3.а. Данное средство отличается наличием ведущего - преподавателя, который является главным объектом, организующим обучение по теме. II. 3. 3. б. Продолжительность одного видеоурока не должна превышать 35 минут.

Количество уроков по обучению дисциплины произвольное. II. 3. 4. а. Видеолекция аналогична видеоуроку по педагогическим требованиям. Видеолекция, как и обычные лекции, отличается наличием более углубленных теоретических вопросов, при раскрытии которых применяются вышеназванные видеосредства. Продолжительность одной видеолекции не должна превышать 35 минут.

II. 3. 4. б. Видеокурсы состоят из видеуроков, лекций, отдельных видеоконсультаций и заданий. Они могут иметь несколько этапов обучения, зависящие от поставленной цели и задач. II. 3. 5. Все видеопродукции учебного назначения должны отвечать следующим критериям: -по грамотному использованию методических приемов диалоговой речи, пауз, повторов и т.д -по уровню режиссерской техники в компоновке видеорядов, -по методике постановки инсценировок, -по уровню дикторской речи, -по качеству

съемок кадров. [2] Глава 2. Визуальные средства обучения В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, графопропроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции: 1) служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание; 3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению; 4) выполнять роль обратной связи в форме ключей. К нетехническим средствам обучения относятся, так называемые, традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные. К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебник, рабочие тетради для учащихся, дидактические

материалы для групповой работы, книги для чтения. Эти средства обучения, за исключением материалов для групповых форм работы, входят в настоящее время практически во все учебно-методические комплекты по иностранному языку, издаваемые любой фирмой. Помимо этого, обязательным компонентом комплекта стали аудиокассеты, которые могут использоваться и как демонстрационное пособие (на уроке), и как раздаточное при использовании дома для выполнения индивидуальных заданий.

Учителя хорошо знают цену и таким демонстрационным пособиям, как таблицы, картины, которые также относятся к нетехническим средствам обучения.[14] Визуальное учебное оборудование, материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания. Различают 3 основные группы визуального оборудования: натуральные объекты; изображения и отображения

предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков. В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы

и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование). Вторая группа: (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные

пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы. Особую группу составляют технические средства обучения, информационные (используемые для передачи и

восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т.д.) - киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие - перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т.д.; обучающие - лингафонные устройства, обучающие машины, закрытые телевизионные установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.[4] К оборудованию предъявляются разносторонние функционально-педагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности

и гигиены.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.