Оглавление Введение §1 Особенности контингента ПУ. §2 Определение девиантного поведения. §3 Особенности работы по профилактике девиантного поведения. Заключение Список литературы Приложение Введение Разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения существовали с того далёкого времени, когда общество стало различать и выделять из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, обществу, государству.
«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы. Позор тому, кто ударит человека, и ещё больший позор излившему гнев на обидчика, утверждается в «Дхаммападе» (Индия, 3 в. До н. э.). Мысли полезные и в наши дни. Вообще буддизм утверждает терпимость, всепрощение, ненасилие.
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В нашей стране особенно актуальна тема девиантного поведения.
В период социальных потрясений в стране увеличилось число людей девиантного поведения. Сейчас постепенно жизнь в Росси налаживается. Решаются проблемы девиантного поведения людей, которые появились в период социальных потрясений. Проводится работа с преступниками, которых среди молодёжи увеличилось. Не останавливается борьба с наркоманией, токсикоманией. Проституция, к сожалению практически узаконена. В газетах на прямую предлагаются интимные услуги.
Интернет заполонён сайтами порнографического содержания. На второй план уходят проблемы алкоголизма, курения. Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению
материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учёба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получить благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает всё более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.
Девиантное поведение подростков – распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознаются далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18 – летия. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов её становления, большое значение
приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени. Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать своё время, более того, у них не развито смыслообразование и целепологание, не сформировано ценностное отношение ко времени. Особую остроту эта проблема приобретает в настоящее время – время кризиса официальных структур, традиционно организующих досуг молодёжи. Целью данной работы является рассмотрение «профилактики девиантного поведения
учащихся ПУ». Задачи исследования: 1. Выявить, как проявляются нарушения поведения учащихся ПУ. 2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости учащихся ПУ. 3. Выявить, как проявляется девиация в жизни учащихся ПУ. 4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью учащихся ПУ. Методы: 1. Сбор необходимой литературы. 2. Изучение литературы.
3. Описание. 4. Анализ. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы М. И Бобнева, А.Н. Ивина, В.Д.Плахова, В.М. Бехтерева, А.М. Яковлева, Ю.А. Клейберга,
Н.П. Дубинина, И.И. Карпец и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В настоящее время между сложившейся превентивной практикой и теорией ощущается заметный разрыв, что отрицательно сказывается на действенности, результативности воспитательно-профилактической работы всей системы органов социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Помимо своих специфических проблем, Россия в настоящий период, как и всё человечество, испытывает социальные сложности, связанные с вступлением в постиндустриальную эпоху. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер.
Сопряжённость термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует. §1 Особенности контингента ПУ В основном в ПУ учится «трудная» молодежь. Чем меньше знаний у учащихся, тем строже относятся к ним педагоги. Но с развитием Христианской церкви и её принципа «любви к ближнему» исправление «трудной» молодёжи
строится на любви к обучающимся. Церковь влияет на государство, а государство на своих граждан. Среди учащейся молодёжи 55% курящих в том числе среди учащихся ПУ их наибольшее количество. Среднедневное потребление сигарет 10,5 штук. В том числе учащихся ПУ – 13,7. Потребление алкоголя в ПУ больше чем в школе, но меньше чем в техникумах и
ВУЗах. Девушку меньше пьют алкоголя в среднем, но по потреблению вина они впереди юношей. Пьющих вино юношей 55,3%, а девушек 66,1%. Потребление наркотиков в ПУ по сравнению со школой больше , но уступает техникумам и ВУЗам. Занимающих проституцией в ПУ больше чем в других учебных заведениях. В процессе работы с учащимися ПУ при таких цифрах возникают трудности.
Для преодоления этих трудностей можно использовать следующие заповеди: - Быть примером для воспитанников – не цель, а средство воздействия на него. - На любви к детям держится мир - Следить затем, чтобы слова не расходились с делом - Не всегда нужно искать виновного - Быть с ребятами рядом и чуть впереди - Искать в ребёнке хорошее – оно всегда есть - Никогда не оскорблять подозрением ученика, если нет доказательств
- Быть предельно сдержанным. Нервозность и раздражительность – враги педагогического творчества и мастерства - Учить других учиться самому Для перевоспитания можно воспользоваться следующей программой: - Занять время подростка полезными интересными делами - Помочь ему задушевной беседой, сформировать идеал, осознать свои недостатки - В случае необходимости применить метод «взрыва» (А.
С. Макаренко). - Учить подростка ставить себя в положение других людей. - Убедить в том, что нет неисправимых недостатков - Помочь выработать привычку и потребность в самоанализе, самовоспитании, самооценке. - Пробудить интерес к общественной работе, к получению знаний, расширению кругозора, интеллекта. Стимулировать положительные результаты, создавая ситуации успеха. -
Научить считаться с мнением других людей - Помочь изменить отношение к школе, людям, товарищам Для обеспечения успешности обучения нужны следующие факторы: - Прилежание, трудолюбие, организованность, настойчивость, созидательность - Состояние здоровья, работоспособности - Обучаемость ( тип высшей нервной системы, особенности внимания, памяти, личности и т.д.) - Навыки учебного труда -
Достойный уровень мотивации, влияние родителей, сверстников - Контроль за работой - Объективная оценка работы - Право выбора проведения свободного времени Трудности при работе с учащимися это индивидуальный подход к каждому учащемуся. Человека нельзя просчитать. Но нужно стараться и выполнить следующие задачи: - изучение условий индивидуального подхода к учащимся, их особенностей умственного, физического, нравственного
развития и сбор сведении о представлениях учащихся об окружающем мире, о системе его моральных ценностей и правил поведения; - выявление системы отношений, в которые включены учащиеся, и анализ их позиций в этих отношениях; - анализ поступков, суждений, взглядов и причин, мотивов поступков, изучение ведущей линии поведения; - знакомство с условиями жизни учащихся, особенностей их волевой сферы, знакомство с правилами и взаимоотношениями в семье и др.; - создание условий для проведения у учащегося чувства
собственного достоинства, адекватной самооценке; - снижение у подростков уровня состояния тревожности, повышение чувства уверенности в себе; §2 Определение девиантного поведения Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями.
Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах.
К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК. Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу
риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто
социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями.
Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью,
демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат.
Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера. Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм.
Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. §3 Особенности работы по профилактике девиантного поведения. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации,
то есть обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми. Для решения этой задачи необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления: - диагностика типов и форм отклоняющего поведения учащихся и провоцирующих их факторов; - изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительной педагогической и психологической
информации; - анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; - подготовка педагогических кадров, владеющих методиками предупреждения и коррекции учащихся, психотехническими приёмами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, развивать позитивную, адекватную «Я- концепцию», вести здоровый образ
жизни; - создание в школе психолого – педагогических условий, свободных от внешних факторов риска; - компетентные управленческие решения по развитию эффективного взаимодействия с семьёй, организация бесплатного дополнительного образования. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность учащегося в учебной деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями, психологическая защищённость.
Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя: - знание учащимися своих прав и обязанностей; - соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса; - психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения; - исключение дискриминации по любому признаку. Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного
процесса. В работе с девиантно-деликветными учащимися образовательное учреждение может придерживаться следующей модели: 1 этап - выявление и постановка на учёт учащихся данной категории. Это самый сложный и продолжительный по времени этап, и его выполнение полностью ложиться на плечи педагога и классного руководителя. Именно они владеют информацией об учащемся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения. Задачи классного руководителя и социального педагога – решить вопрос о форме учёта
(внутриклассный, внутришкольный). Затем ведётся совместное социально – педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация об учащихся. 2 этап – коррекционная работа. На данном этапе к деятельности подключается администрация учебного заведения, которая организует работу всех служб с семьёй и учащимся, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно – правовая сторона проблемы, их ответственность.
Коррекционную работу осуществляют также: социальный педагог (способствует социализации ребёнка, оказывает возможную помощь ребёнку и семье и т.д.), психолог ( осуществляет психологическое сопровождение коррекционной работы с ребёнком, родителями, учителями), медицинский работник (организует углублённый осмотр ребёнка, консультации узких специалистов и т.д.). На втором этапе важно обеспечить взаимодействие социально педагога и педагога-психолога образовательного учреждения, когда социальный педагог и психолог совместно
ведут девиантно – деликветного учащегося и его семью, выясняя проблемы в семейных коммуникациях; проводят совместный анализ круга общения ребёнка с использованием социальных и психологических методик. Анализ проводится в присутствии ребёнка ( по его желанию могут присутствовать и родители). Предметом обсуждения становится полученная информация, которая по согласованию с ребёнком может быть доведена до родителей. Однако та часть информации, которая по желанию ребёнка не должна являться предметом
обсуждения, не должна доводиться ни до членов администрации, ни до родителей. Если же устанавливается односторонняя связь (социальный педагог – психолог или психолог – социальный педагог) или каждый из специалистов осуществляет поддержку ребёнка в рамках своей компетенции, действует изолированно, ребёнок с осложнённым поведением остаётся без комплексной поддержки. 3 этап – малый педсовет (совет по профилактике). На заседании малого педсовета классный руководитель
представляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлечённых специалистов, подводятся промежуточные итоги работы с семьёй и учащимся, то есть идёт обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения по передачи материалов в подразделение по делам несовершеннолетних. В некоторых случаях присутствия ребёнка не требуется.
4 этап – заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(КДН и ЗП). На основании собранной и полученной информации из учебного заведения инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ. Затем материалы передаются и рассматриваются в КПД и ЗП по месту жительства учащегося. Амплитуда решений, принятых на
КДН и ЗП, колеблется от предупреждения до вынесения постановления о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей за правонарушения, предусмотренные УК РФ. 5 этап – рассмотрение материалов в судебных инстанциях. На заседаниях суда по рассмотрению представленных материалов от учебных заведений, как правило, присутствует
социальный педагог, который может отклонить или поддержать ходатайство КДН и ЗП о помещении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа. Суд, с учётом мнения инспектора ПДН, законного представителя несовершеннолетнего, социального педагога, общественного адвоката выносит решение о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа. Задача системы по профилактике девиантного – деликветного поведения учащихся
в образовательном учреждении заключается не в том, чтобы довести ребёнка до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения. [12 c. 84-85] В основе девиантного поведения зачастую лежат особенности воспитания молодёжи, принадлежность к определённым социальным группам и молодёжным группировкам, неформальным объединениям. Социально – психологические условия функционирования подобных социумов существенно отличаются от «канонов»
повседневной жизни образовательного учреждения. Поэтому руководство данных учреждений автоматически заносит представителей неформальных молодёжных объединений в категорию носителей девиантного поведения. Определённая логика в этом есть, но, на наш взгляд, следует дифференцировать учащихся – носителей традиций молодёжных субкультур и в соответствии с этим строить с ними взаимоотношения и воспитательную работу. Для этого необходимо знать историю возникновения, особенности быта и поведения представителей различных
неформальных молодёжных объединений. Дадим краткую характеристику некоторых из них. Скинхеды ( от англ. Skin – кожа, шкура, оболочка и head – голова) – бритоголовые, культивируют откровенный расизм. По различнм оценкам численность скинхедов в Москве составляет от 2-3 тыс. (данные МВД) до 10-15 тыс. ( по мнению журналистов и независимых исследователей). Группы численностью несколько тысяч человек есть в
Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге; меньшие группы ( от нескольких десятков до нескольких сотен) действуют в Ярославле, Калининграде, Твери, Воронеже, Пскове, Иркутске, Самаре, Ижевске и других городах. Многие бритоголовые подражают западным скинхедам только в облике и манере поведения, не перенимая в полной мере идеологию. Ещё меньше скинов, входящих в сколько-нибудь структурированные организации.
Панки. В Оксфордском словаре можно прочесть, что «панк» - никудышный, никчёмный. Это слово употреблялось в Великобритании 1970–х годах для характеристики молодых людей, которые намеренно шокируют общество своей одеждой, речью, музыкой и т.д. Причина появления Панков бунт отчаявшейся и потерявшей веру в себя и в будущее молодёжи, живущей в мире насилия. По возрасту панки – преимущественно старшие подростки.
В качестве лидеров выступают парни . Часто среди них встречаются ребята с истероидными чертами характера. В поведение Панков нередко проявляются истеричность и жесткость. Они агрессивны , в особенности по отношению к тем лицам, которые не обращают на них внимание. В арсенале Панков драки, издевательства, грабёж. «Металл» и металлисты (направление панк- музыки). Металлисты одна из самых многочисленных категорий неформалов.
По существу, металлисты – неформальная общность «по интересам», более конкретно общность, создаваемая любителями определённого направления в рок-музыке. Увлекаются культом «церкви сатаны». «Скейтисты» - объединение молодёжи – любителей катания на скейтбордах. «Маунтингбайкеры» - объединение молодёжи – любителей катания на велосипедах, в том числе горных. И те и другие, как правило не проявляют агрессивных намерений, однако не всегда имеют положительную
социальную направленность, а порой и прямо антисоциальны. Когда собираются в большие группы, нередко употребляют лёгкие спиртные и тонизирующие напитки, что не способствует адекватному восприятию действительности. Устраивают собственные чемпионаты, показательные выступления и т.д. Люберы, или качки – неформальные группы юношей, ориентированных «на большой объём», на силу.
Авторитет участников строится исключительно на силе. Характерные черты – агрессивность и жестокость. Цель этих неформальных объединений – борьба с панками и металлистами. В этой связи группы люберов на сегодняшний день являются наиболее криминогенными среди всех неформальных оюъединений. Правонарушения, совершаемые членами этих групп, образно говоря, не имеют границ, впрочем, как и их «борьба». Хулиганские действия организуются ими не только на территории
Москвы и Московской области, но и близлежащих областей. Возраст членов подобных групп колеблется от 16 до 23. Социальное положение – рабочие, учащиеся СПТУ. Поскольку члены этих групп имеют установку исключительно на силу, то среди них устойчивым авторитетом пользуются лица, ранее судимые. Фанаты – группы молодёжи, объединенные любовью к определённой спортивной команде.
Криминогенно активны, устраивают погромы, побои фанатов команд-соперниц. Волнисты, или «Новая волна» - группировка молодёжи, объединённые интересом к новым течениям в музыке (их музыка более мелодична по сравнению с металлистами). Члены группировки, как правило, танцуют степ – американизированную чечётку. Совершение членами группировки правонарушений незначительно и выражается в столкновении с поклонниками
металлического рока. Последние осуществляют целенаправленное преследование волнистов. Брейкеры (брейкисты) – группа юношей и девушек, объединённая любительским интересом к популярному западному танцу брейк – дансу (в переводе на русский язык – «изломанный танец»), который исполняется при хорошей физической подготовке с достаточно большим количеством элементов акробатики. Их опознавательные знаки: яркая спортивная одежда, кроссовки, налобные повязки.
Специально выраженной атрибутики нет. Данные о совершении правонарушений членами этих групп отсутствуют. Одним из обязательных условий нахождения в группе является отказ от спиртных напитков и наркотиков. Граффитчики – немногочисленная группа молодёжи, основным занятием которой является разрисовка стен. Термин «граффити» (правильно произносить надо с ударением на первую «и») происходит от итальянского grffito и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать».
Он обозначает всякую неразрешённую надпись, знак, сделанный любым способом (мел, краска, фломастер и т.д.) на объектах общественной и частной собственности. В граффити – тусовке почти нет девушек. Райтеры как они себя называют – экипированы как следует: затёртые джинсы, поношенные спортивные куртки. Бомбинг (разрисовка объектов) осуществляется глубокой ночью. Начало современной настенной живописи положил в Нью-
Йорке рейтер по кличке TAKI 183.Он просто нацарапал на стене свою кличку. Содержание граффити может стать признание в любви, забавные надписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или
же просто неудовлетворённые жизнью граждане. Другая разновидность настенной живописи – гангстерское граффити которое встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается в зашифрованных инициалах, жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своей группировки территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о последствиях проникновения
последних в их владения. Данное граффити, очень близко соприкасается с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему. Третью, наиболее распространённую, разновидность граффити называют «нью-йоркским стилем» или «хип-хоп». Произошло оно из традиций граффити, зародившихся в нью-йорском метро в 1970г. В принципе, «хип-хоп» - это более широкое движение, появившееся на базе рэп – музыки, брейк-данса и
граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США. Сегодня граффити – это мировое движение, о котором не перестают дискутировать, снимают фильмы(например, «Subway Art» (1984). Кто может стать художником граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище «toy» («игрушка»).
Так называют неопытного художника, который не испытывает интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стен навыками. В настоящее время предпринимаются попытки организовать для художников граффити творческие конкурсы, привлечь их для тематического оформления стен домов, заборов, пустырей и т.д. Подводя итог, можно констатировать следующее. 1.Молодые люди, участники различных нетрадиционных объединений,
играют заметную роль в генезисе асоциального поведения молодёжи. 2.Социально-психологические закономерности, свойственные всем группам, проецируются и на неформальные объединения и выражаются в ведущей роли более старшего возраста и конформизме рядовых членов группы. 3.Ведущими причинами возникновения подобных групп молодёжи можно назвать нерешенность ряда жизненно важных для молодёжи вопросов, рост потребностей молодёжи, обусловленных повышением ее информированности
и образованности, неспособностью существующих социальных институтов удовлетворить запросы и интересы молодёжи. 4. Социальная характеристика членов неформальных групп по многим параметрам совпадает с социальной характеристикой молодёжи в целом, однако проявление традиционных молодёжных интересов у членов неформальных объединений носит более выраженный и избирательный характер. 5.Все неформальные объединения молодёжи условно можно разделить на три группы: а) с общей позитивной
направленностью; б) допускающие мелкие правонарушения ( с «шатающейся» ориентацией); в) имеющие правонарушающую направленность. Предупредительно – воспитательная работа должна планироваться и организовываться с двумя последними группами. 6. Критерием законопослушного поведения членов неформальных объединений является соблюдение уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых норм. Следует помнить, что неформалам, так же как и всем гражданам, разрешении всё, что не запрещено законом.
[10] Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Девиантные подростки часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствющих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностнонормативной сфер
личности как тревожность, дефектность ценностей системы (особенно в области целей и смысла жизни). Можно утверждать, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от уровня общей культуры либо, правильнее сказать, её отсутствия. С целью психологической поддержки и социальной адаптации таких подростков необходимо усилить направления коррекционной работы, способствующие формированию у детей новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к взрослому сверстнику, самому
себе; повышению уверенности в себе; развитию и обогощению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации. Использование произведений искусства, приёмов и методов артпедагогики в работе с подростками девиантного поведения может сделать её более результативной. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь
определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Видные древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства на человека. Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании художественной культуры человека и включает в себя художественно- эстетические,
гуманистические, познавательные, нравственные ценности, воздействуя на духовно – нравственное становление личности. Известно коррекционное воздействие произведений музыкального искусства. Включение классических произведений как отечественных, так и зарубежных авторов в коррекционно-развивающую работу с подростками девиантного поведения будет содействовать восполнению недостатка его собственных образов и представлений, способствовать замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направлять
их по новому руслу, к новым целям.( музыкальная релаксация). Музыка многозначна, на некоторых людей она действует даже острее, чем слово. Восприятие музыки очень индивидуально и зависит не только от степени подготовленности человека к её восприятию, но и от состояния здоровья, психологических особенностей личности. Она способна изменять душевное и физическое состояние человека, влиять благотворно на настроение.(С.
С. Керсаков, В. И Бехтерев). Самой ограниченной для человека является классическая музыка, учитывающая биологические ритмы природы: большинство произведений имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует биению сердца. Обязательно наполнение музыки текстом оптимистического содержания. Это поможет создать представления, направленные на восстановление приятных воспоминаний, позволяющих сформировать у подростка позитивную установку и образы, вызывая положительные ощущения и настроения.
Интересы рекомендации Г.П. Шипулина, А.Н. Коровина и В.Л. Шаболевина по использованию инструментальной музыки. По их мнению, вокальная музыка может привлечь внимание к содержанию текста, особенно у музыкально необразованных слушателей, и этим снизить эффективность её восприятия. Также они рекомендуют исключать наиболее популярные произведения, которые могут вызвать нежелательные
ассоциации. Важным этапом в работе с девиантными подростками может стать и умелая организация совместного пения. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта, развитию чувства самоактуализации подростков. Одновременно чувства сплочённости, поддержки и эмпатии. Известно, что музыкально – ритмическая активизация способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у подростков, а также развивает их ритмическое
и слуховое восприятие. У лиц возбудимых двигательные упражнения под музыку высвобождают скопившуюся агрессивность и раздражение. Для этих целей лучше избрать, небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих чёткий ритм. Своеобразным решением этого вопроса могут быть дискотеки и танцевальные часы. За последние годы широкое распространение в работе с подростками девиантного поведения получило театральное воспитание, включающее просмотр профессиональных спектаклей, участие в работе любительских
театральных кружков и студий. Театральное искусство как форма конструирования жизни, построение жизнеподобия через игру актёра, оформления визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения подростков в процесс познания, духовного и социального развития. Участие в постановках, спектаклях даёт подростку возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Соединение Я и не –
Я образов позволяет испытывать свои возможности, свою роль, может быть, и своё будущее. Человек в игре передаёт наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу и т.п. Здесь уже главным становиться не воспроизведение определённых действий и взаимодействий, и тех переживаний, которые человек связывает с определёнными событиями. На этом основаны и возможности использования театральной игры как способа коррекции отклонений в эмоциональной
сферы подростка. В повседневном укладе жизни девиантного подростка театр может стать одной из немногих экологических ниш, в которых человек получает возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни. Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов. Обсуждение книг помогает подросткам девиантного поведения осмысливать свою деятельность через многообразные
художественные образы. Школьники постепенно становятся способными видеть в книге не только динамику событий, но и её художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идей произведения и доставляет большее наслаждение от чтения книги. Распространённым направлением артпедагогики в работе с девиатными подростками является просмотр и последующий анализ кинофильмов. Киноискусство – мощное воспитательное средство, расширяющее познавательный диапазон зрителя, формирующее
его социальное воззрение, эстетическое представление, вкус, этические идеалы. При этом необходимо изменить отношение подростков к кино только как к развлекательному время провождению. Основной целью просмотра должна стать их подготовка к восприятию проблемной информации представленных кинокартин, знакомство с творчеством знаменитых режиссёров и актёров, формирование отношения к киноискусству как к средству познания мира. Необходимо обсуждать просмотренные кинокартины, при этом вызывать стремление
подростков быть похожими на положительных героев того или иного фильма. Широко используется в работе с девиантными подростками и такое направление артпедагогики, как изобразительное искусство. В некоторых детских учреждениях получили распространение организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Подростки любят слушать, когда им рассказывают содержание той или иной картины, постепенно увлекаются и даже начинают коллекционировать репродукции, включаются в процесс
создания живописных полотен, интересуются авторами картин и их жизнью. Педагогу следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной идеей, на которых убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли. Слушаю музыку, всматриваясь в картину, перебирая слова литературного произведения, необходимо понять автора, его жизнь и искусство, созданное им, почувствовать свою сопряжённость с жизнью и людьми.
На это и должны быть устремлены подростки. При использовании различных видов искусства для самооздоровления или коррекционно – развивающих целях не важен аспект относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничность звучания песни. Искусство используется в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим
смыслам, содержащимся в собственных произведениях подростков. Показателями успешной коррекционной работы с подростками девиантного поведения можно считать углубление рефлексии, повышение уровня эмоциональной устойчивости жизненного тонуса, установление положительной самооценки более адекватное восприятие внутреннего мира. В результате ожидается достижение адекватного представления подростков о ценности себя самого и другого
человека, оптимизируются комминикативные навыки. Осознание проблем в отношениях с другими людьми может расширить адекватный потенциал и сформировать положительные стратегии взаимодействия, позволит подросткам расширить их адаптивные возможности, гармонизировать жежличностное взаимодействие, тем самым повысить уровень их социально – психической адаптации и качества жизни. Артпедагогическое воздействие на подростков предполагает также и многообразие приёмов коррекции понимание,
личная перспектива, авансирование успеха, формирование реально осознаваемых мотивов поведения, пример и авторитет педагога в отношении к детям, стимулирование, выборочное игнорирование негативных поступков и т.д что поможет педагогу наполнить жизнь трудного подростка новым смыслом, приобрести уверенность в себе. Постепенно у школьников происходит развитие зрительного, слухового, осязательного каналов, появляется необходимой предпосылкой эстетического восприятия действительности, стимулируется и включаются в работу
функциональные системы, усиливающие и закрепляющие его адаптационные возможности. Искусство является источником новых положительных переживаний подростков, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогает осознать, сформировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы. Таким образом, используя весь комплекс социально – психологической поддержки, включая приёмы и методы
артпедагогики в коррекционную работу, мы поможем создать благоприятные возможности для самовыражения девиатных подростков, повысить их интерес к окружающей действительности. При этом необходимо также стремиться не только нивелировать последствия девиации, но и добиться стабильных результатов в обучении и воспитании подростков. [11 с.56-61] Заключение Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества.
Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяется степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности.
По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает
серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Основные факторы социального контроля в переходном обществе, по мнению ряда исследователей, становятся следующие: 1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного
поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения. 2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия.
Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания. 3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.
Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы). Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере)
подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры,
террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10 15% общей численности населения.
Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более
невинных опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий. Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека.
В широком смысле девианет любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |