Реферат по предмету "Педагогика"


Групповое сознание японцев (Сюдан исики)

Групповое сознание японцев (Сюдан исики) В японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям. Большинство японцев важной добродетелью считают твердое следование групповым ценностям сообщества, к которому они принадлежат. Эта преданность группе порождает чувство солидарности, концепция группового сознания проявляется в различных явлениях жизни японцев.

Члены группы создают свой собственный социальный кодекс поведения, и групповое сознание становится основой общества. Развитие невербального общения, разделение между сото и ути, особое внимание к гармонии и согласию — все это влияло и влияет на разные виды группового сознания японцев. Невербальное общение — типичный тому пример. В отличие от западных стран, Япония— это общество, в котором больше ценится примиренческое, соглашательское поведение (позиция),

чем несгибаемая настойчивость. Поэтому японцы в зависимости от ситуации прибегают к хоннэ (истинные чувства) или к татэмаэ (внешняя позиция). Иногда даже нет необходимости что-нибудь говорить, и простое молчание может рассматриваться как средство общения. В противоположность этому, когда люди неосторожно и открыто высказывают свои истинные намерения, присутствует вероятность задеть чувства других, изменить атмосферу в группе или разрушить гармоничные отношения.

Многие японские пословицы предостерегают против опрометчивых высказываний, например «Все беды от рта» (Кути ва вадзавай-но мото) или «Молчание — золото» (Ивану-га хана). Японское общество образует множество независимых групп, каждая из них обладает собственным внутригруппо-вым сознанием и молчаливым согласием, которое достигается без слов. Люди, разделяющие эти групповые ценности, принадлежат к внутреннему кругу общения — ути.

Те же, кто не может этого сделать, относятся к сото (внешнему, окружающему миру). Другими словами, японцы делают ясное различие между ути (находящимися внутри) и сото (внешним окружением). По Наканэ (1967, с. 111), ути состоит из двух категорий. К первой относится «группа, которую характеризуют очень тесные отношения и сильные отличительные признаки, и в которой ее члены долгое время поддерживают прекрасные отношения друг с другом».

Для большинства людей она становится малой или большой семьей. Вторая разновидность ути часто образуется вокруг первой и включает знакомых (сириаи) семьи мужа или жены, семьи их детей, старых друзей и школьных товарищей, более отдаленных родственников. Люди за пределами этих категорий уже принадлежат к сото, к ним относятся лица, с которыми члены ути случайно вступали в контакт однажды, сталкивались по делам например.

Эти три категории групп — две ути и одна сото— формируются еще в молодости (двадцатилетними) и редко меняются. Японцы проводят резкое различие между ути и сото и не балуют общением представителей сото. В своих группах японцы обычно не заинтересованы в общении с окружающими. Однако когда кого-либо из внешнего круга приглашают, его встречают учтиво, как официального гостя. Если же «чужаки» попытаются войти в какую-либо группу без каких-то предварительных контактов с ее членами,

они никогда не встретят теплого приема, и им негласно будет закрыт доступ в группу (Такэути, 1995, с. 213). Нет сомнения в том, что согласие в группе жизненно важно в японском обществе. Японцы часто думают и поступают, как некая группа, и то, что приносит выгоду группе, для большинства является критерием правильных действий. Но при этом некоторые индивидуалы не могут приспособиться к групповым целям, ценностям, обычаям и т.п. На людях они стараются поддерживать интересы группы, даже

если это противоречит несобственным убеждениям — типичный пример хоннэ и татэмаэ. Нет необходимости говорить, что верность группе порождает сильное чувство солидарности, которое может послужить на благо или принести вред. Например, оно иногда может сплотить членов группы, усилить их сотрудничество, но, с другой стороны, иногда возлагает ответственность за преступления на всю группу, так как для ее членов важнее следовать ценностным установкам группы и защитить самих себя, нежели восстать

и выступить против плохого поступка. Действительно, члены группы рискуют быть исключенными, если они пренебрегут обычаями группы или нарушат групповой порядок. Как говорит пословица: «Выступающий гвоздь забивают» (Дэру куй ва утарэру). Люди в группе склонны действовать одинаково, частично потому, что единообразные действия даются легче, но это также и помогает защититься от риска подвергнуться остракизму (мурахатибу).

Такое групповое прикрытие способствует отказу личности от стремления к независимости, однако многие примеры свидетельствуют об отрицательных проявлениях групповой солидарности. Как отмечал Рейшауэр (1980), во время Второй мировой войны японцы были вынуждены беспрекословно подчиняться милитаристской верхушке, из-за этого в конце войны многие беспомощные гражданские лица как в Японии, так и в других странах были втянуты в конфликт.

С другой стороны, никто не может игнорировать тот факт, что групповое сознание сыграло огромную роль в экономическом развитии послевоенной Японии. Было бы невозможно так быстро реорганизовать общество и возродить экономику, если бы японцев не отличало мощное групповое сознание. Список литературы «Dour and dark outlook pulling Japan farther from neighbors». // The Japan Times, 2001, June 1. P. 19 Lebra S Sugiyama

T.Japanese patterns of behavior. Honolulu: University of Hawaii Press, 1976. Ohnuki E. Illness and culture in contemporary Japan. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. Reischauer E. (M. Fukushima, trans.) The Japanese today: Change and continuity. Tokyo: Bungeishunju, 1977/1980.

Наканэ С. Тэкио но дзёкэн (Условия адаптации). Токио: Коданся, 1967. Такэути Ё. Нихондзин но кодо бумпо (Поведение японцев). Токио: Тоё Кэйдзай Симпося, 1995. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.