Научное познание. Значение научной теории Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания, получаемого в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именно эти отличия определяют преимущества науки, научного знания. Наиболее важными из таких особенностей являются следующие: 1. систематизированность научного знания в отличие от стихийно-эмпирического, представляющего соединение
сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития человечества, повседневного опыта; 2. специфические способы обоснования истинности научного знания, требование его доказуемости, предполагающее необходимость эмпирической проверки получаемых знаний, теоретических положений, выявляемых закономерностей; 3. осознание метода, посредством которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных результатов повседневного опыта, чем более абстрагируется от
него, тем отчетливее проявляется необходимость в создании системы особых методов исследования, изучения. И наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. На высших стадиях развития науки происходит становление методологии как особой отрасли знания, призванной направлять научный поиск; 4. научная деятельность требует особой подготовки познающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующих научных знаний, но и построение определенной системы
ценностей и целевых установок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимо от актуальности практического эффекта получаемых знаний. Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружения некоторой проблемы. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникает гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию.
Термин «теория» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под теорией понимают совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теория есть высшая, самая развитая форма организации научнрго знания. В этом смысле понятие «научная теория» отличается строго логической организацией и объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционирования и развития.
Поэтому только научная теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функциюнаучного предвидения. В теоретическом уровне знания выделяют два подуровня: 1. частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений, 2. развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель, охватывающую все частные
случаи.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |