Представления древних мистиков и современная картинамира.Введение.В каждый период развития человечества формируетсянаучная картина мира, которая отражает мир с той истинностью, которая доступначеловеку. Кроме этого картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапенаукой не доказано, но есть некоторые представления и гипотезы, которые вбудущем могут быть доказаны, а может быть и нет.В древности природа исследовалась силой ума, а опытыигнорировались.
Научные обобщения строились на начальных обобщениях, и вкрасочных картинах мира мирно уживались реальность и вымысел, который сейчаскажется несовместимым с мудростью древних. Однако многое в представленияхдревних мистиков было верным и современные люди так или иначе порой возвращаютсяк тому, что казалось смешным и нелепым еще десятилетия назад.Представления древних.Древние мыслители часто оказывались мистиками ипо-своему искали единое в многообразии
окружающего мира. Так Фалес отожествлялс душами действующие в мире силы. Например, по его мнению, магнит имеет душу,потому что он притягивает железо. Фалес учил, что все знания надо сводить кединой основе - душе.Другой мыслитель древности Анаксимандр первоначаломвсего сущего считал алейрон - некое бесконечное и неопределенное начало. Всесостоит из алейрона и из него возникает.
Алейрон все из себя производит сам.Земля оказывается в центре как самое тяжелое. Вокруг Земли расположены трикольца, как три колеса. Живое зародилось на границе моря и суши из ила подвоздействием небесного огня. Человек зародился в громадной морской рыбе и ужевзрослым вышел на сушу.Даже Аристотель, создавший довольно вернуюматериалистическую картину мира, создавал нечто, что создало
этот мир. Бог уАристотеля безличен, но он не смог обойтись без него, так как невозможно былообъяснить движение звезд, планет, Луны и Солнца. Согласно Аристотелю, всенебесные тела прикреплены к сферам, и движутся не сами тела, а эти эфирныесферы. Первую сферу движет Бог, на ней находятся звезды, а ее движение передаетсядругим сферам все ниже и ниже, вплоть до Земли, где вследствие несовершенстваподлунных элементов совершенное круговое движение распадается на
множествонесовершенных.Более этого, древние люди воспринимали процесс жизни ввиде нагромождения событий, а действительность управлялась некими силами. Мифысоздавали картины мира исходя из фантастических идей, абстрагированных понятийо космосе, пространстве и времени. Четыре стороны света и три слоя уровня мироздания - небо, земля и преисподняя давали в сумме священную семерку. Космоспредставлялся возникшим из хаоса, боги, помещенные на небо, инициировалиобряды.
Рациональные знания древних, включавшие в себякалендарно-астрономические и математические представления, биологические,медицинские, географические, исторические сведения причудливо переплетались свымыслами. Из тех далеких времен пришла идея о том, что звезды управляютсудьбами людей и названия знаков зодиака вместе с названиями созвездий, оттудаидет идея философского камня и эликсира жизни начиная с олимпийскогонектара , оттуда идеи о множестве жизней и жизни после смерти.
Нельзя сказать,что абсолютно все отрицается сегодня.Современная картина мира.Картина мира, которую начали создавать Галилей иНьютон, а завершили Фарадей, Максвелл и Эйнштейн, отражает воззрения, которыеидут еще из древности. Так, доказано, что атомное ядро состоит из множестваэлектронов, а открытие квантовой теории и дискретности, механистическая картинамира потерпела сокрушительный удар.
Эксперименты в области физики высокихэнергий изменили представление о мире. Следует отметить, что сейчас уженевозможно подразделить науки на физику, биологию, химию и так далее. Связи ихочевидны и на макро и на микро уровне. Синтез картины мира создал выдающийсяученый В. И. Вернадский. Биосфера - философское обобщение естественных наук,впитало в себя новейшие достижения научной мысли и стало фундаментом для новыхисследований.
В этом учении нашли отражение идеи Дарвина об эволюции видов,идеи Эйнштейна о единстве пространства, времени и материи, связь периодическогозакона с закономерностью биологической миграции атомов, идеи квантовой механикиоб отличии движения макрообъектов и микрообъектов. В современном мире наука инаучное представление о мире являются как бы основой всего того, на чтоопирается современный человек. Поэтому очень важно понять, какое место всовременной картине мира занимают ненаучные
знания. Иногда их толкуют какнашествие антинауки и т.д хотя эти понятия приходят к людям из древности. Ночеловеческий дух мечется в поисках истины и не только заблуждается, но и блуждает . Разум многообразен, и поэтому не следует высокомерно отбрасыватьэти линии поиска, которые не сочетаются с научными представлениями о мире, таккак они имеют многотысячелетнюю традицию и добавляют яркие краски в современнуюкартину мира. Построение Каббалы, тексты
Библии и Корана, вера и астрология -выполнены и сохранены в веках. Это не наука, но иные формы освоения мира,отворачиваться от которых было бы неразумно. И в наши дни мы сталкиваемся с ситуациями, о которыхговорил сверхрационалист Л. Витгенштейн, утверждавший, что склонность кмистическому следует из того, что наука оставляет наши желания невыполненными.Мир целостен, но не монотонен.
Он не представляетсобой сплошную, безликую и однородную пустыню формул, теорем, аксиом идоказанности всего. Мир целостен и обладает богатой внутренней организацией,динамичной и вечно меняющейся.Заключение.Современная картина мира -результат долгого развития человеческого общества. Поколение за поколениемвходили в жизнь, опираясь на традиции, эмпирический опыт, мифы и религию. Мифы,магия, оккультная практика, передача опыта личным путем, крупицы наукоподобных знаний - все это
стало первоистоками образования представленийо мире. От палеолита до античности накапливались предпосылки наук, которыевпоследствии создадут современную картину мира. И в ней есть место и научным ивненаучным знаниям, так как весь мир составляет многоликую картину, в которуювключен не только окружающий мир, но и человек, его разум, его идеи и идеалы.Таким образом, представления древних мистиков нашли свое место в современнойкартине мира.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |