Реферат по предмету "Непознанное"


Русская православная церковь в России в XVIII и XIX веках

Русская православная церковь и инославные и иноверные исповедания в России в XVIII и XIX веках. Русская православная церковь отличается от всех других поместных православных и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-католической, многомиллионным составом своих членов, обширностью занимаемого ею пространства, разнообразием народностей, к которым принадлежат ее члены, множеством установлений, входящих в ее устройство, многосторонней самостоятельной деятельностью

и отношениями к различным поместным церквам. Русская церковь основана в 988 г. Получив первоначальное иерархическое устройство от Константинопольской церкви, она, в течение более чем 9 веков своего существования, постепенно увеличивалась в своем составе, развивалась в своем строе, приобретала самостоятельность и независимость от константинопольской иерархии, и в XV веке стала автокефальной. С 988 по 1589 г. она имела устройство митрополитанское, с 1589

по 1720 г патриаршее, а с 1721 г. имеет синодальное. Во главе устройства русской церкви стоит в Санкт-Петербурге Святейший Правительствующий Синод см. Синод. Он состоит из присутствия и учреждений, при нем находящихся. Присутствию Святейшего Синода, составляющемуся из иерархов высшей степени, принадлежат все виды власти самостоятельной, автокефальной православной церкви во всех пределах

Российской Империи и областей, в ее состав входящих, по всем предметам, сторонам, делам и отношениям православного церковного устройства, управления и суда. Через Святейший Синод действует в управлении православной русской церковью самодержавная верховная власть, учредившая его по каноническом сношении с патриархами восточных православных церквей. В определенных правилами Вселенской церкви, государственными законами страны, целями и назначением

православной веры пределах, Святейший Синод обладает властью законодательной, распорядительной, административной, надзирающей и судебной и сносится с управлениями поместных православных церквей. Действуя под надзором представителя верховной государственной власти - Синодального обер-прокурора, он сносится с правительствующим Сенатом ведениями непосредственно, а с верховной властью и высшими государственные и центральными установлениями

- через посредство обер-прокурора. Для осуществления разных видов власти по различным предметам и сторонам церковной жизни относительно учения, богослужения, суда, управления и заведования должностями и учреждениями, учебными заведениями, имуществом и прочим при Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге существуют Синодальная канцелярия, духовно-учебный комитет, духовно-училищный советы, хозяйственное управление, контроль и управления

Синодальных типографий, обер-прокурор и канцелярия его, два отделения в Москве и Тифлисе, под названием Московской и Грузино-имеретинской Синодальных контор. Состоя под высшей властью Святейшего Синода и его учреждений, как главного или центрального духовного правительства, русская православная церковь разделяется на епархии, которые имеют значение церковных административно-судебных областей.

Епархии в России учреждены и учреждаются вновь по соглашению церковной и государственной власти. Пределы епархий, по общему правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66 из них 64 в пределах России, одна Алеутская в Америке и одна, под названием японской православной церкви, в Японии. Вне епархии, как части церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в административно-

судебных отправлениях, и состоят непосредственно в ведении Святейшего Синода, за исключением епархий Закавказского края их 4, которыми заведует Грузино-имеретинская Синодальная контора. Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального архиерея и имеет, определенное правилами церкви и законами государства, устройство. Епархиальный архиерей назначается, при соучастии Святейшего

Синода, властью Государя. Русские епархиальные архиереи носят титул митрополитов их 4, архиепископов неопределенное число и епископов, но в пределах своих епархий обладают, независимо от титула, равной властью. Епархиальный архиерей - главный в епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми предметами, учреждениями и должностными лицами.

Он имеет право входить в Святейший Синод с представлениями о необходимости изменений в действующих законах и правилах по церковным предметам, издавать и утверждать, в согласии с общими правилами и законами, и в развитие их, руководящие правила и инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц, утверждать уставы церковно-приходских попечительств, братств и обществ для духовно-просветительных целей в пределах епархии. В состав общего строя русской епархии входят епископ-викарий в немногих епархиях - по 2 и даже

по 3, как помощник епархиального архиерея, кафедральный собор - для священнослужения архиерея, духовная консистория их 60 - для управления и суда, епархиальный училищный совет - для заведования церковно-приходскими училищами и школами грамотности, попечительство о бедных духовного звания - для призрения заштатных священноцерковнослужителей, их вдов и сирот, и для опеки над сиротами-детьми духовенства, духовная академия в 4 епархиях, с 900 студентами, духовная семинария 58, с 19 000 учащихся, духовные училища 183, с 32 000

учащихся, епархиальные женские училища 49, с 13 300 учащимися и женские училища духовного ведомства 13, с 2100 ученицами, архиерейский дом их 66 и временные съезды епархиального духовенства. В епархиях Закавказского края нет консисторий и семинарий епархиальные архиереи действуют здесь посредством состоящих при них канцеляриях и переносят важные дела для окончательного разрешения и утверждения в Грузино-имеретинскую Синодальную контору, которая имеет значение общей для всех 4 епархий консистории.

В трех епархиях существуют духовные правления холмское, великоустюжское и сарапульское, отчасти имеющие значение консисторий. Епархии подразделяются на благочиннические округа. Разделение епархии на округа и изменение их пределов зависит от епархиального начальства. В каждом округе должно состоять от 15 до 35 приходских церквей. В благочинническом округе существуют должности благочинного, депутата духовенства и духовника духовенства,

в большей части епархий, по распоряжениям епархиального архиерея - благочиннические советы, а в некоторых - и съезды духовенства. Вне епархиального строя русской церкви стоят церкви и духовенство ведомства придворного и военного, а также монастыри-лавры 4 и ставропигиальные монастыри 6. Церкви и духовенство придворного ведомства находятся в ведении духовника Их Величеств, военного - в заведовании протопресвитера военного и морского духовенства, лавры и ставропигиальные

монастыри - в непосредственном ведении Святейшего Синода. Церкви военного ведомства бывают переносные и постоянные на военные суда назначаются временно иеромонахи. Число православного населения в пределах Российской Империи простирается до 80 миллионов обоего пола. Оно распределяется по церквам - приходским, соборным, общественных и государственных учреждений учебных и благотворительных установлений, полков, тюрем и

т. п. и монастырским. Приходов во всех епархиях ныне числится около 37 000 соборных церквей, с прихожанами и без них - 720 церквей при общественных и государственных учреждениях - около 2000. Монастырей, штатных и заштатных, мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских - 250, с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц. К церквам принадлежат миряне и лица белого духовенства монашествующие состоят в монастырях и отчасти при архиерейских домах и духовно-учебных заведениях.

Прихожане церквей приходских и соборных составляют из себя общества, для участия в заведовании имуществами и хозяйством церквей и для благотворительной и духовнопросветительной деятельности. Духовенство белое и монашествующее есть особое состояние в государстве. К православному вероисповеданию в России принадлежит, главным образом, русское население великороссы, малороссы и белорусы, занимающее по преимуществу внутренние губернии империи, но рассеянное по всем

областям и окраинам обширного неизменного пространства государства. Русское население Империи в огромном большинстве своего состава твердо сохраняет исконную преданность православной вере, закону Божию и церкви, любовь к храмам и богослужению. В этих свойствах русского православного народа заключается неистощимый источник стремлений его и русского правительства к миру всего мира и к благосостоянию и соединению всех церквей, о чем ежедневно молится

православная церковь. Приверженцы образовавшегося в русской церкви в конце XVII века раскола, называющие себя староверами или старообрядцами, разделяются на несколько, неодинаковых по числу приверженцев, групп. Эти группы - поповцы, беглопоповцы и беспоповцы. Общее их число, по отчету обер-прокурора Святейшего Синода за 1894 и 95 годы, простирается до 13 миллионов.

Особенно сильна числом приверженцев, материальным богатством, множеством моленных и организацией, сходной с устройством православной церкви, категория старообрядцев, приемлющих австрийское или белокриницкое священство. В этой категории принадлежит до 23 всех русских староверов, официально называемых раскольниками. Центром приверженцев австрийской иерархии служит Рогожское кладбище в Москве во главе их стоит уроженец Тагильского завода,

Пермской губернии, именующий себя Савватием, архиепископом московским и всея России под его ведением находится несколько лиц, называемых среди приверженцев их епископами см. Раскол. Беспоповцы дробятся на множество разного названия толков и согласий. Между ними есть такие, которые образовались в XVII и XVIII веках - федосеевцы, филипповцы, даниловцы, спасовцы, перекрещенцы, нетовцы, немоляки, бегуны,

неплательщики и прочие есть и новые, явившиеся в недавнее время - чистяковщина, пасхальники, отрицатели водного крещения и т. п. От староверческих вероисповедных толков отличаются, по своему положению в государстве, секты, признаваемые наиболее вредными в общественном отношении - молокане, духоборцы, хлысты, субботники и жидовствующие, мормоны, штундисты, чтецы, адвентисты 7-го дня хилиасты, еленушкина или серафимовская секта в Псковской губернии. Таким образом, в среде довольно значительной части русского народа существует

религиозное, не соответствующее началам православия брожение, к умиротворению которого направлена миссионерская деятельность православной церкви и учреждены единоверческие церкви и приходы, с разрешением обрядов и богослужения по старопечатным книгам. Русская православная церковь стоит лицом к лицу не только с расколом, но и к различным и многочисленным вероисповеданиям, христианским и нехристианским, покровительствуемым или дозволенным по государственному законодательству.

Кроме православных, раскольников и сектантов, в России живут христиане различных вероисповеданий римско-католического, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, реформатского разных видов, армяно-грегорианского, армяно-католического и нехристиане, вероисповеданий еврейского талмудисты и караимы, магометанского сунниты и шииты, буддийского ламаиты и шаманисты, Конфуциева учения и др. языческих. Среди инородцев и иноверцев живут и православные.

В Финляндской епархии их около 50 тысяч, в Рижской епархии - около 255 000, в Холмско-варшавской епархии - около 410 000, в западнорусских епархиях - около 4 000 000, в Грузинском экзархате - около 1 300 000 душ. Среди инородцев, живущих в приволжских, приуральских и сибирских епархиях, православная вера постепенно распространяется и утверждается посредством введения православного богослужения на инородческих языках и наречиях, распространения проповеди слова

Божия и книг священных, богослужебных, учебных и духовно-нравственного содержания на тех же языках, а также посредством учреждения инородческих училищ под ведением церкви и через священно- и церковнослужителей, и учителей, приготовленных церковью из среды инородцев. Положение православной церкви в России до некоторой степени определяется числом населения империи, принадлежащего к другим вероисповеданиям католическому -

10 725 000 душ, лютеранскому - около 4 12 миллиона, реформатскому - около 22 000, армянскому - около 800 000, еврейскому - около 4 миллионов, магометанскому - около 11 700 000, к языческим - около 700 000 душ. Православная русская церковь в отношении к иноверцам и русским раскольникам и сектантам действует посредством благовестнических миссий. Для поддержания ее миссионерской деятельности существует миссионерское общество, с советом в Москве и с комитетами в епархиях. Миссии разделяются на внутренние, действующие в

России, и заграничные. В епархиях противораскольнические и противосектантские миссионеры состоят под руководством и управлением епархиальных архиереев. Миссии по отношению к инородцам-иноверцам имеют особую организацию, примененную к условиям инородческого быта таковы миссии Астраханская, Киргизская, Алтайская, Чукотская, Камчатская и прочие. Из заграничных миссий одни имеют целью благовестие православной веры

среди иностранных подданных, исповедующих язычество Японская и Пекинская, а другие - удовлетворению религиозных потребностей православных русских и иностранных подданных и поддержание единения русской церкви с иными поместными Иерусалимская, Элладская, Константинопольская и те церкви, которые состоят при дипломатических миссиях. В среде членов православной церкви учение веры и нравственности утверждается и укрепляется проповедованием

слова Божия в церквах при богослужении и при исполнении треб, беседами внебогослужебных, преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях, воспитанием и образованием детей и юношества в многочисленных подведомственных церкви учебных заведениях - школах грамотности и церковно-приходских, духовных училищах, семинариях и академиях - руководительной пастырской деятельностью в среде взрослых, деятельностью духовно просветительных братств и обществ и богословской литературой.

Православная богословская и церковно-историческая литература во всех отраслях и видах развивается в России в новейшее время в такой степени и объеме, как ни в одной из поместных православных церквей, и по своим достоинствам не уступает литературе заграничных инославных христианских вероисповеданий. Учебная литературная деятельность сосредоточивается по преимуществу около духовных академий и семинарий, а общепросветительская развивается, главным образом, трудами пастырей церкви.

Для поощрения ученой и учебной литературы учреждены ученые степени с отличительными знаками и денежные премии. Для предупреждения уклонений ее от начал православия существует духовная цензура. Право цензуры принадлежит, под главным ведением Святейшего Синода, санкт-петербургскому и московскому духовным цензурным комитетам, духовным академиям и епархиальным преосвященным или уполномоченным от них лицам. Русская церковь поддерживает общение, сношения и отношения

с заграничными православными церквами, в особенности с Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Элладской, Сербской, Черногорской, Болгарской и Румынской, а временно и случайно - и с прочими. Отношения эти выражаются в обмене по разным случаям посланиями между Святейшим Синодом и представителями высших властей других поместных церквей, в содержании и пределах

поместных церквей церковных учреждений миссий, подворьев, храмов с притчами, в оказании пособий и пожертвований деньгами, утварью, книгами и т. п в доставлении богословского образования присылаемым из-за границы лицам и прочим. Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если

они пожертвованы на содержание причтов. Причты более бедных приходов получают весьма ограниченное содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г стр. 427. Святейший Синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7 000 000 рублей. Эти средства - процентный сбор с доходов всех церквей Империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие

от казны на духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства, по государственной росписи, в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святейшем Синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей.

См. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 1890 - 1895 г. Санкт-Петербург, 1891 - 98 Иван Преображенский, Отечественная церковь по статистическим данным, 1840 - 1891 Санкт-Петербург, 1897 И. Покровский , Русские епархии в XVI - XIX веках Казань, 1897 А. Доброклонский,

Руководство по истории русской церкви выпуск 4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва, 1893 г. статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах - Церковных Ведомостях, Церковном Вестнике и прочих. М. Горчаков. Все существующие в России и состоящие из русских подданных христианские инославные церкви, т. е. неправославного, а иных исповеданий римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского,

евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего собой соединение лютеранского и реформаторского исповедания, евангелических братьев в Сарепте и Остзейском крае, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в городе Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области, менонистов, баптистов, а также лица нехристианских иноверных исповеданий

караимы и евреи, магометане, ламаиты и другие язычники пользуются правом свободного исповедания своей религии с известными ограничениями, например, относительно религиозных процессий, но без права проповеди своего вероучения. В организацию инославных и иноверных исповеданий русским законодательством внесено много элементов государственной церковности. Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется духовенству всех инославных церквей и иноверных религиозных обществ, кроме ламаитов,

о метриках которых в уставе иностранных исповеданий ничего не говорится. Для всех христиан и нехристиан, кроме раскольников и баптистов, обязательна религиозная форма браков все брачные дела подсудны духовным установлениям соответствующих исповеданий. В инославных церквах существует духовная цензура для книг духовного содержания. Многие из этих правил ведут к совершенной невозможности возникновения и развития у нас в инославных

церквах новых сект. Относительно перехода из одного вероисповедания в другое русское законодательство устанавливает очень много ограничений. Всем вообще христианам воспрещается безусловно переход в нехристианские веры православным воспрещен выход из православной церкви. Переход из одного инославного исповедания в другое не запрещается безусловно, но и не предоставляется свободному усмотрению он допускается не иначе, как с разрешения министра внутренних дел, по просьбам,

принесенным ему без всякого участия духовенства того исповедания, в которое проситель перейти желает, и в этом разрешении министр может по своему усмотрению отказать. Переход нехристиан в православные церкви допускается по общему правилу, только с особо на каждый раз Высочайшего разрешения, испрашиваемого через министра иностранных дел Устав иностранных исповеданий, статья 8. Исключение составляют только евреи, могущие переходить в иностранные

церкви с разрешения министра внутренних дел, и все нехристиане Кавказского края, получающие эти разрешения от главноначальствующего гражданской частью. Не исповедовать никакого вероучения у нас вовсе не допускается. Всем христианам безусловно воспрещаются браки с язычниками. С евреями и магометанами русское законодательство разрешает вступать в брак, из христиан, только одним

лютеранам, и то с соблюдением следующих условий 1 венчание только в лютеранской церкви 2 крещение детей в лютеранском или православном исповедании 3 испрошение со стороны последователей лютеранского исповедания разрешения местной консистории и 4 отказ жениха-нехристианина от многоженства. Все католическое духовенство получает содержание из казны. Во всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны делать взносы на содержание пасторов.

Приходы армяно-грегорианской церкви обязаны давать своему приходскому духовенству постоянное содержание, и кроме того духовенство получает по определенной таксе вознаграждение за требы. Раввины еврейские получают содержание от прихода размер его определяется договором раввина с приходом. В магометанских шиитских и сунитских приходах содержание приходского муллы обязательно для прихода. Размер этого содержания определяется приходским сходом.

Управление духовными делами инославных и иноверных исповеданий сосредоточено в министерстве внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных исповеданий. См. Н. Суворов , Курс церковного права т. II, Ярославль, 1890 Церковные Ведомости, 1899, 26, стр. 1041 - 1042, и 27, стр. 1088 - 1089.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.