СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Сущность налогового регулирования 1. Понятие и задачи налогового регулирования 2. Системы налогового регулирования 3. Этапы налогового регулирования 4. Методы и способы налогового регулирования 2. Особенности налогового регулирования на уровне предприятий 1. Инструменты налогового регулирования для инновационных предприятий 18 2.2.
Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль 3. Налог на доходы физических лиц 4.Инвестиционный налоговый кредит 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности
малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль.
Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны,
устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения. Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса.
В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения. Для реального использования налогов в интересах развития организаций необходимо всесторонне исследовать те свойства налогов, которые обусловливают их роль в качестве экономических регуляторов. Представляется важным не только показать специфику налогового воздействия на производство, но и раскрыть
место и значение налогов в общей системе экономических рычагов регулирования как экономики в целом, так и ее отдельных секторов и хозяйствующих субъектов. Целью написания курсовой работы является изучение системы, задач и методов налогового регулирования на уровне организации. В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач: - рассмотреть понятие и задачи налогового регулирования ; - раскрыть системы налогового регулирования; - выделить
этапы налогового регулирования; - изучить методы и способы налогового регулирования; - рассмотреть особенности налогового регулирования на примере инновационных предприятий. 1. Сущность налогового регулирования 1. Понятие и задачи налогового регулирования Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства. По своей экономической природе налоги призваны выполнять три важнейшие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения
между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).[12, c.77] Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение
с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении. Наряду с фискальной функцией в экономической литературе рассматривается перераспределительная или регулирующая функция налогов. Определение «регулирующая» ничего нового не привносит, так как все в налоговой политике относится к регулированию, государственному воздействию на рынок. Что касается определения «перераспределительная», то оно отражает перераспределение с помощью налогов
национального дохода с целью формирования финансовых ресурсов государства и их последующего использования в соответствии с возложенными на государство функциями. Наконец, различают стимулирующую функцию налогообложения. Через регулирование налоговых ставок или путем освобождения на определенный срок от уплаты налогов можно способствовать развитию новых отраслей, формированию новых производств, ставших насущной потребностью
страны, и, тем самым, совершенствовать структуру экономики, а также побуждать предпринимателей создавать новые виды продукции в тех именно местах, где сами по себе они не возникли бы. В данном случае налоговая политика содействует совершенствованию размещения производительных сил. К этому направлению налоговой политики относится льготирование производств, предоставляющих населению дополнительные рабочие места. Эффект от мер, направленных на наиболее полное использование трудового
потенциала, отражается в качестве производимой этими странами продукции, высоко конкурентной на внешних рынках. Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового
законодательства, налогового планирования, налоговой системы.[15, c.38]] Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики. Признание необходимости государственного регулирования экономики пришло в мировую науку и практику после кризиса 1929-1933 годов.[11, c.41] До этого широко использовалась теория экономического либерализма,
проповедовавшая невмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимателей и функционирование рынка. Последствия кризиса вынудили государство взять под свое воздействие вначале рынок рабочей силы с целью ограничения рамок безработицы, а затем инвестиции – с целью подъема и структурной перестройки производства, технического прогресса, экологии и других сторон общественной жизни. Основоположником науки государственного регулирования экономики явился
Дж.Кейнс. В своей теории занятости, процента и денег он доказывал, что рынок, сам по себе, не способен обеспечить полное и эффективное использование всех факторов производства и нуждается в помощи государства. Государство должно создать такие условия производства, которые способствуют увеличению капитальных вложений, расширению бизнеса при сохранении полной свободы предпринимателей в принятии хозяйственных решений и ответственности за их последствия. Стимулирование производственного потребления капитала,
по его мнению, повлечет расширение спроса на средства производства и рабочую силу. В мировой экономике в 30-х годах разрабатывались конкретные методы государственного регулирования экономики с помощью преимущественно финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Авторами основополагающих концепций в этой области считаются Р.Фриш (Норвегия), У.Беверидж (Англия), Я.Тинберген (Нидерланды),
У.К.Митчелл (США) и некоторые другие ученые.[11, c.45] Существенная роль налогового механизма в обеспечении воспроизводственных процессов признавалась русскими исследователями. Профессор В.Твердохлебов выдвигал в качестве высшего принципа государственной налоговой политики принцип развития производительных сил: «Развитие производительных сил, вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя
свой политический нейтралитет». Приведенные цитаты подтверждают идею о том, что налоговый механизм представляет собой очень сложную систему, которая эффективна лишь тогда, когда в основу положены выработанные мировой практикой принципы налоговых отношений. Теоретически принципы налогообложения сформулированы А.Смитом еще в ХYIII веке, но они принимаются в качестве аксиомы при формировании и модернизациях налоговых систем и в настоящее время.[12, c.137] Принцип справедливости выдвигает требование всеобщности обложения
и равномерности распределения налога соразмерно доходам. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Принцип удобства означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Принцип экономности предписывает минимизировать издержки взимания налога, рационализировать систему налогообложения. Высший законодательный орган власти вправе устанавливать
различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой базы.
Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики.
При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики: налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и изъять
у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления
платежей, то есть налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой; посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции; через налоги стимулируется инвестиционная
деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания; налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование
важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики; налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров; налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса. Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.[5, c.41]
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному
выражению, «налог убит налогом». Таким образом, элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации. 1.2. Системы налогового регулирования Налоговое регулирование проводится посредствам - налоговых ставок
и льгот. Размеры налоговых ставок должны учи¬тывать потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30-про¬центный налог. В России существуют три уровня налоговой системы: феде¬ральные, региональные и местные налоги, играющие фискаль¬ную и регулирующую роль. Такая система установлена
Налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней. Основных феде¬ральных налогов три: налог на добавленную стоимость (косвен¬ный налог на потребление), помимо прочего стимулирующий экспорт (экспортируемые товары им не облагаются); налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и ре¬гиональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого биз¬неса и инвестиции из собственной
прибыли предприятий в их ре¬конструкцию; подоходный налог с физических лиц. Существенная статья доходов государства — акцизы — про¬центная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алко¬гольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, юве¬лирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерально¬го сырья. Из федеральных налогов для регионов также важны та¬моженные пошлины, налог на пользование недрами и некоторые другие. К основным региональным налогам относятся: налог на
имуще¬ство организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, на¬лог с продаж (большая часть его зачисляется в местный бюджет). Из местных налогов наиболее значимы: земельный налог, на¬лог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на на¬следование или дарение. При введении налога на недвижимость прекращается действие налогов на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного. Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные
налоги, а отчисления от федеральных налогов. В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагае¬мый минимум объекта налога, изъятие из обложения определен¬ных элементов объекта, освобождение от налога отдельных кате¬горий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из на лотовых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаропроизводителям, отражаются на экономике регионов.
Непосредственные налоговые льготы отдельным регионам могут касаться размеров налогообложения или преимуществ в ка¬ких-либо сферах экономики или же дополнительных государст¬венных гарантий для частных инвесторов. В связи с тем, что льготы отличались бессистемностью и их использование не контролировалось, они, как правило, не давали ожидаемого эф¬фекта. Однако вместо упорядочения федеральных льгот было принято решение об их отмене (исключения — свободные экономические зоны, районы экономических и других бедствий), что
чревато негативным усилением различий социально-экономиче¬ского положения регионов. Территориальная дифференциация налоговой политики (ставки, льготы) сохранилась и расширяется только у региональных властей.[11, c. 72] Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем.
Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государ¬ства сферах деятельности. Таким образом, как уровень учетной ставки, так и льготы по кредиту сказываются на состоянии эконо¬мики регионов. К системам налогового регулирования можно отнести:
1) систему налогового планирования, которая означает организацию и методику расчета объектов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное планирование (на 3 года). 2) системы налогового стимулирования: изменение срока уплаты налога, Предоставление налогового или инвестиционного налогового кредита, Предоставление отсрочки или рассрочки(оптимизация налоговых ставок, система налоговых льгот, отмена
авансовых платежей, уменьшение налоговых обязательств, снижение размера налоговой ставки; 3) система санкций (финансовые, административные, уголовные) 4) налоговый контроль: регистрация и учет плательщиков, прием и обработка отчетности, учет поступления налогов и начисленных сумм, контроль за своевременным поступлением платежей налоговые проверки. 1.3. Этапы налогового регулирования Налоговое регулирование можно подразделить на четыре этапа:
1. решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. 2. решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны). 3. изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объектов налоговых платежей с учетом возможных выгодных заключений сделок, наличия финансовых
и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий. 4. учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка. Конечная цель налогового регулирования — уравновесить инте¬ресы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый контроль — это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступ¬лений с целью принятия решений о проведении
корректирующих меро¬приятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, это необходимое условие для эф¬фективного налогообложения. 1.4. Методы и способы налогового регулирования Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер.
Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным. Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты
РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.
Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным
органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования.[18, с.71] Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите. Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут
применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.
Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.
Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции.[16, c.140] Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики. Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей,
отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных
льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот. Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только
с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал. Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения.
Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия
в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога. Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения. Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку
его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом. 2. Особенности налогового регулирования на уровне предприятий 2.1. Инструменты налогового регулирования для инновационных предприятий
Особенности налогового регулирования рассмотрим на примере инновационных предприятий. Довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога). В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких, как прямое бюджетное финансирование, гранты
государственные и частные, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ. Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.[2, c.19] Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми
структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др. С этих позиций налоговое регулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих
«среду» для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др. 2.2. Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ включаются следующие виды деятельности: — разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; — разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); — создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными
особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин,
базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы
Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти. Налог на прибыль Не учитываются как доходы с целью налогообложения прибыли использованные по
целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом о науке и государственной научно-технической политике, перечень которых устанавливает Правительство Российской Федерации. Помимо этого, до 1,5% дохода налогоплательщика повышен лимит, в пределах которого могут признаваться как расходы на
НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ). 2.3. Налог на доходы физических лиц Главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрена система налоговых вычетов, в которую
входит социальный налоговый вычет на обучение. В отношении данной нормы налогового законодательства можно отметить следующее. Во-первых, установленное ограничение на величину вычета на обучение размером 50 000 руб. в подавляющем большинстве случаев не покрывает фактические затраты налогоплательщика. Во-вторых, на рынке образовательных услуг наблюдаются серьезные перекосы, не отвечающие потребностям производства и науки. В этой связи нередко высказывается мнение о целесообразности установления социального
налогового вычета на обучение в размере фактических затрат без каких-либо ограничений для специальностей, в которых наука и производство испытывают недостаток кадров, утвержденных постановлением Правительства РФ. На основе предложений Министерства науки и образования РФ может быть разработан перечень специальностей, необходимых для дальнейшего развития приоритетных отраслей науки и инновационной экономики. С целью усиления у работников мотивации рационализаторской
и изобретательской деятельности считаем возможным и целесообразным освободить от НДФЛ выплаты стимулирующего характера в их пользу при осуществлении следующих условий: — выплаты осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций; — источником выплаты является прибыль организации после налогообложения; — выплата производится в размере, не превышающем фактической прибыли организации от внедрения указанного нововведения; — выплаты осуществляются в пользу авторов изобретения или рационализаторского
предложения. Соблюдение данных условий освобождения от НДФЛ указанного вида дохода физического лица позволит обеспечить налоговый контроль и предотвратить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков. 2.4.Инвестиционный налоговый кредит Действующим налоговым законодательством установлены определенные стимулы для получателей инвестиционного налогового кредита: — предусмотрен практически заявительный
характер его получения; — установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов (не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России). Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный
налоговый кредит на сумму 219,5 млн. руб из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.
В получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику. Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения
собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта. В связи с этим целесообразно пересмотреть цели кредита, условия его предоставления. Кроме того, желательно расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита, который должен
выдаваться организациям сферы материального производства на реализацию любых инвестиционных проектов. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов. Одновременно следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый кредит. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершении работы сделаем заключительные выводы.
1) Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы 2)
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному
выражению, «налог убит налогом». 3) К системам налогового регулирования можно отнести: 1) систему налогового планирования, которая означает организацию и методику расчета объектов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное планирование. 2) системы налогового стимулирования. 3) система санкций (финансовые, административные, уголовные). 4) налоговый контроль: регистрация и учет плательщиков, прием и обработка отчетности, учет поступления
налогов и начисленных сумм, контроль за своевременным поступлением платежей налоговые проверки. 4) Налоговое регулирование можно подразделить на четыре этапа: 1. решается задача выбора предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. 2. решается задача о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений (регионы, свободные экономические и оффшорные зоны).
3. изучается возможность максимально полного и правильного использования льготного налогообложения, снижения объектов налоговых платежей с учетом возможных выгодных заключений сделок, наличия финансовых и трудовых ресурсов, знания налогового законодательства и других условий. 4. учитывается при налоговом планировании рациональное размещение финансовых средств и активов предприятия с учетом знания рынка. 5) Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный
налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. 6) Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые
условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики. 7) Особенности налогового регулирования рассмотрим на примере инновационных предприятий. С этих позиций налоговое регулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих «среду»
для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. // Консультант Плюс. 2. Березина О.В. Налоговое регулирование: понятие, методы, способы. // Вопросы экономики. – 2010 №2. – С.18-26. 3. Дадашев
А.З Налоговое администрирование: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 298 с. 4. Демин, А.В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики 2008 № 6 с. 67 – 81. 5. Закиров, А.И. Налоги и налогообложение / А.И. Закиров – Брянск: ИЦ БГИТА, 2009. – 120 с. 6.
Злыгостев, Н.Н. Платить налоги – это выгодно // Налоговый вестник 2008 №7 с. 138-140. 7. Латыпова, Е.У. «Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» / Е.У. Латыпова – М.: Инфра-М, 2009. – 128 с. 8. Красницкий, В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования / В.А. Красницкий – М.: Финансы и статистика, 2009. – 168 с.
9. Майбурова, И.А. Налоги и налообложение / И.А. Майбурова – М.: Финансы и статистика, 2008 755 с. 10. Миронов, О.А. Налоговое администрирование / О.А. Миронов, Ф.Ф. Ханафеев. – М.: Омега-Л, 2008 288 с. 11. Налоги: Учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика 2009. – 540 с.
12. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство: Учебное пособие. Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2009. – 415 с. 13. Налоги и налогообложение: Учебник. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 498 с. 14. Налоги и налогообложение в
России: Учебное пособие. Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – РнД.: «Феникс», 2008. – 386 с. 15. Невская, М.А. Налоговое администрирование / М.А. Невская, М,А, Шагалина. – М.: Омега-Л, 2009. – 256 с. 16. Перов, А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов – М.: - Юрайт-М, 2009. – 354 с. 17. Пономарев, А.И. Налоги и налоговое администрирование в
Российской Федерации /А.И. Пономарев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 392 с. 18. Разгулин, С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы // Налоговый вестник 2007 №6 с. 145-152. 19. Шувалова, Е.Б. Налоги и налогообложение / Е.Б. Шувалова – М.: Издательство Герда. – 2009. – 284 с. 20. Юткина,
Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина – М.: Инфра-М, 2009. – 216 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |