СОДЕРЖАНИЕ: Введение 2 Методы налоговой политики 4 Инструменты налоговой политики 8 Налоговая политика России на современном этапе 13 Основные принципы проведения налоговой политики в экономике с развитым рынком 21 Заключение 29 Список использованной литературы 31 Право облагать налогом - это не только право уничтожать, но и право созидать
Верховный суд США ВВЕДЕНИЕ Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения. Актуальность выбранной темы определяется тем, что вопросы налогообложения приобрели приоритетное значение, как в России, так и за рубежом. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом
государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем. С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью
и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.); с другой стороны, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению,
предпринимательской и трудовой деятельности. Государ¬ство должно создать необходимые условия для функциониро¬вания рыночных механизмов и с помощью этих механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономи¬ческие процессы. В разных странах даже с примерно одинаковыми условия¬ми экономического развития степень государственного ре¬гулирования экономики различна. Наибольшее влияние го¬сударства имеет место в Швеции, в меньшей степени госу¬дарство занято регулированием в
Германии и Японии, а так¬же в США. Налоги выступают одним из важнейших эле¬ментов государственного регулирования экономики, явля¬ясь одновременно составной частью финансово-экономи¬ческой системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стре¬мится использовать ее в целях определенной финансовой по¬литики. В связи с этим она становится относительно самосто¬ятельным направлением – налоговой политикой. Налоговая политика представляет собой совокупность эко¬номических, финансовых
и правовых мер государства по фор¬мированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и ис¬пользует эти функции для проведения активной налоговой политики. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство
считает при¬оритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономиче¬ской политики, она во многом зависит также от форм и мето¬дов экономической политики государства. МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Одним из методов налоговой политики выступает полити¬ка максимальных налогов. В этом случае государство устанав¬ливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает на¬логовые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно
больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой полити¬ки. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как пра¬вило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в
России с самого начала экономических ре¬форм, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и полити¬ческих предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть ко¬торых состояла в следующем: у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось средств на развитие своего бизнеса, вследствие чего происходило массовое укрывательство от налогообложения,
приведшее к тому, что госу¬дарство собирало по большинству налогов чуть более полови¬ны причитающихся средств. При этом каждый третий легаль¬ный налогоплательщик, состоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством. Массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», где уровень производства
по раз¬ным оценкам достигал от 25% (по официальным данным Гос¬комстата России) до 40 % (по экспертным оценкам). Но ук¬рываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран. Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 года острого финансового кризиса
в стране, по¬следствием которого стали изменившаяся налоговая поли¬тика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов. Другой формой проявления налоговой политики являет¬ся политика экономического развития. В этом случае госу¬дарство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, как вид¬но из названия,
чтобы обеспечить приоритетное расшире¬ние капитала, стимулирование инвестиционной активнос¬ти. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики были ис¬пользованы, в частности, в США в начале 80-х годов двад¬цатого века, получившей название «рейганомика». Проведение такой политики провозгласило российское пра¬вительство на рубеже
XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации и проекта феде¬рального бюджета на 2001 год. Сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки. При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принци¬пы формирования, инструменты, цели и методы.
Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.). В Российской Федерации субъектами налоговой поли¬тики являются Федерация, республики, области, края, авто¬номные области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправле¬ния — города, районы, районы в городах.
Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законо¬дательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципа¬литеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного фе¬деральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению нало¬говых ставок, льгот и других
преференций, а также в уста¬новлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйство¬вания, которые наиболее выгодны как для самих налогопла¬тельщиков, так и для экономики в целом. Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство заклады¬вает в ее основу.
Различают следующие основные принципы построения налоговой системы: — соотношение прямых и косвенных налогов; — применение прогрессивных ставок налогообложения и сте¬пень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок; — дискретность или непрерывность налогообложения; — широта применения налоговых льгот, их характер и цели; — использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; — степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков; — методы формирования
налоговой базы. Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов. Используя указанные принципы, государство в условиях ста¬бильно развивающейся экономики стимулирует расширение объе¬мов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную ак¬тивность, качественные показатели развития экономики. Бла¬годаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложение. В период кризисной ситуации налоговая политика через исполь¬зование
указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния. Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя ука¬занную политику. В современной мировой практике наибо¬лее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, измене¬ние сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения,
введение или отмена налого¬вых льгот и преференций, введение дифференцированной си¬стемы налоговых ставок. Цели налоговой политики не являются чем-то застыв¬шим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстанов¬ка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осу¬ществляют налоговую политику
для достижения следующих важнейших целей: — участие государства в регулировании экономики, направ¬ленном на стимулирование или ограничение хозяйствен¬ной деятельности, а также в общественном воспроизвод¬стве; — обеспечение потребностей всех уровней власти в финансо¬вых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответ¬ствующими органами власти и управления, возложенные на них функций; — обеспечение государственной политики регулирования до¬ходов.
ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, нало¬говая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государ¬ство использует при этом как прямые, так и косвенные ме¬тоды использования налоговых инструментов. Характерным примером прямого воздействия на процес¬сы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование на¬логовых
льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для раз¬вития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблаго¬приятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три — пять лет. В рос¬сийской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 90-х годов предусматривалось
пол¬ное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что спо¬собствовало притоку в страну прямых иностранных инвести¬ций. Значительно более длительный срок существует льгота малым предприятиям, которые освобождаются от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как
инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление в те¬чение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика. В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налого¬вых льгот для определенной части предпринимательского до¬хода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики.
В ча¬стности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортиза¬ция, уменьшенная по времени против общих правил, или диф¬ференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уп¬латы налога, создание свободных от налогообложения различ¬ных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций. Достижение цели формирования необходимых финансо¬вых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечива¬ется
путем установления в общегосударственном законода¬тельстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к об¬щефедеральным налогам. Проведение государственной политики регулирования до¬ходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.
Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денеж¬ная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового за¬конодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эф¬фект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых
ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в по¬литике регулирования доходов. Важная роль налоговой ставки для осуществления госу¬дарственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных.
Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью ко¬торых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспе¬чивается систематическим уточнением ставок налогов и при¬ведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.
Наряду с налоговой ставкой эффективным средством ре¬ализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юри¬дическому лицу, отвечающему установленным требовани¬ям, может быть предоставлено полное или частичное осво¬бождение от налогообложения. Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставле¬ния налоговых льгот, связанные с видами
и формами пред¬принимательской деятельности. Налоговые льготы, приме¬няемые в мировой практике налогообложения, трудно сис¬тематизировать, поскольку они могут быть установлены в лю¬бых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определен¬ные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательс¬кой деятельности. С помощью налоговых льгот во многих странах поощряют¬ся создание малых предприятий, привлечение иностранного
капитала, научно-технические разработки, имеющие фунда¬ментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высо¬котехнологичных производств, способствующих выпуску кон¬курентоспособной продукции для мирового рынка. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления про¬изводственных фондов, стимулирования внешнеэкономичес¬кой
деятельности государство использует такой вид налого¬вой льготы, как отсрочку платежа или освобождение от уп¬латы налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило назва¬ние «налоговых каникул». При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется перенос убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках
их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собствен¬ности, освобождаются от уплаты земельного
налога, неред¬ко устанавливается льготное обслуживание прибыли госу¬дарственной корпорации и другое. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью сти¬мулирования иностранных инвестиций. Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предостав¬ления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству
уровня налого¬вых поступлений оно прибегает к установлению более вы¬соких налоговых ставок. Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики. Формирование налоговой базы также является серьез¬ным инструментом налоговой политики государства, посколь¬ку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков.
Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. Система налогообложения большинства стран предусмат¬ривает, в частности, различные формы формирования на¬логовой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. спи¬сывать стоимость основного капитала не в
соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибы¬ли, а значит и налоговых выплат. Законодательством отдель¬ных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного мето¬ла амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным
видам оборудо¬вания производится единовременное списание стоимости в начале срока службы. Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же отно¬сительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной сте¬пени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Крушение коммунизма и распад
Советского Союза открыли Российской Федерации путь к созданию свободной рыночной экономики. Вместе с новой экономической структурой пришла и новая, более сложная налоговая система. Однако и при прежней и при нынешней налоговой политике в России по-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к повышению уровня жизни. Советский Союз представлял не лучшие стимулы к увеличению производства, чем это делает сегодняшняя
Россия. Он в этой области полагался на идеологию. По мере того, как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного капитала, разочарование в коммунистической системе стало оказывать все возрастающее воздействие и, в конце концов, привело к краху СССР. В Советском Союзе существовал безоговорочно взимавшийся налог, о котором большинство населения вообще не знало и не подозревало о том, что оно его платит.
Сейчас наша экономика переживает трудный период в своем развитии. В ее ориентации на рынок, на развертывание товарно-денежных отношений придается исключительное значение формирование финансовой базы государства. И естественно, переход к рыночным отношениям требует от государства принципиально иных методов управления. Среди них немаловажную роль призваны сыграть налоги. В основе налоговой реформы лежит глубокая трансформация нашего общества, преобразование отношений собственности
и покоящейся на них социально-экономической структуры в направлении рыночного хозяйства. Развитие политической ситуации предопределило выбор варианта рыночных реформ по методу "скачка". Это не могло не сказаться на управляемости ходом преобразований и обернулось жестоким экономическим кризисом. Последний, в свою очередь, резко обострил социально-политическую обстановку в обществе. К невероятным техническим трудностям реформы добавились политические и экономические.
В этих сложных условиях приходится формироваться налоговой системе, которая все более вовлекается в сферу политических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособий и на налоги возлагаются несвойственные им функции. В итоге размывается налоговая политика как таковая. Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной
базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности
рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях. Такие цели налоговой политики, как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности, однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию
его роста, по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующих производство мер косвенного государственного
вмешательства в экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация "стагфляционной ловушки" предопределяет специфические требования к налоговой политике как единому целому, и к отдельным ее инструментам и составляющим. К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего, за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке (и в условиях
развитого рынка!). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике, крайне медленные темпы проведения приватизации не позволяют включить механизм рыночной конкуренции. Вследствие этого при либерализации цен действительные ограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить
тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства. Практика показывает, что следствием увеличения ставок и массы изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту
цен (это касается товаров первой необходимости, спрос на которые неэластичен по цене, а также невзаимозаменяемых товаров и тех, что производятся предприятиями - монополистами), либо через сокращение вследствие роста цен спроса (на товары, на которые он эластичен по цене) ведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, что с позиций всей экономики чревато дальнейшим углублением экономического кризиса и спадом производства. Иногда предприятия стремятся искусственно удерживать низкие цены на свою продукцию с тем,
чтобы, с одной стороны снизить абсолютную массу налоговых платежей в бюджет, а с другой, путем создания искусственного дефицита осуществлять конечную реализацию своих товаров при посредничестве теневых коммерческих структур. В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка: потребитель оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов, поскольку основная масса прибыли присваивается производителем и посредником бесконтрольно.
Главные направления любой налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей,
в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны. Российская налоговая система оказалась не в состоянии обеспечить потребность государства в самом необходимом уровне доходов. Не выполняла она и другую важнейшую функцию - стимулирования производства и товаропроизводителей. Практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его дохода - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений и, стало быть, инвестиций
в экономику. Если же налоги лишают предприятия и население 40 - 50% и даже еще большей доли доходов, это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства. Понятно, что в результате такой ситуации - уменьшение прибыли, соответственно налоговых поступлений в бюджет. Нельзя забывать и о такой "детали": чем выше предельные ставки налогов, тем сильнее стремление налогоплательщика уклониться от них.
В результате имеем то, что имеем: падение производства, полное отсутствие интереса предпринимателей не только к расширению производства, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Происходит в совершенно неоправданных масштабах перелив капитала в сферу торговли и посредничества. Небывалых размеров достигло укрывательство от уплаты налогов. Таким образом, ясно: необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать
налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать. А для этого необходимо, с одной стороны, ослабить налоговый пресс, с другой установить дополнительные льготы для тех, кто станет вкладывать средства в производство.
Если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц. Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан снижаются.
Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, дополнительным увольнениям, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей,
стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический рост страны в целом. Налоговая политика должна быть стабильной, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Таким образом, назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования
налогового законодательства. При повышении ставки налога мы сталкиваемся еще с одной проблемой, в частности с такой серьезной как утечка капитала. Утечка ресурсов превышает выплаты международных агентств и иностранных правительств, выделяемые на поддержку процессов российских реформ. Отток в действительности подрывает процесс реформ, так как инвестиции для приватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России, а не из-за рубежа.
Согласно Жаку Рогозинскому, архитектору приватизации в Мексике, покончить с бегством капитала можно, только "создав стабильную монетарную обстановку, установив реальные ставки банковского кредита, разумную систему налогов и торговых правил, и тогда деньги вернуться". Облагать капитал чрезмерными налогами контрпродуктивно, ибо это может только поощрить е его бегству из страны. Наращивание капитала является ключом к экономическому росту и повышения уровня
жизни населения. Налоговое законодательство должно поощрять накопление и инвестирование капитала. Российское же налоговое законодательство содержит в себе все "грехи", связанные с неразумным отношением к капиталу. Выходом является снижение налогов. Уильям Эггарс, когда он сотрудничал с Фондом наследия, отмечал в своей работе "Повестка дня для Восточной Европы в пользу налогов на благо развития", что бывшее коммунистические
страны отчаянно нуждаются в быстром развитии экономики ради получения способности конкурировать с Западом. Чтобы добиться этого, они должны избегать заметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартный налог на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15%, используемый в Гонконге. Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и, тем не менее, в среднем ежегодно увеличивает свой валовой национальный продукт (ВНП) на 6,4% в пересчете на душу населения.
В тоже время в США этот показатель равен 2,4% , а в Западной Германии - 3,3% . В ряде ведущих стран (США, Японии, Англии и др.) происходит понижение налоговых ставок и количество налогов с одновременным расширением базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры налоговых льгот. С позиций стоящих перед Россией экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований целями налоговой
политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов. В ряду прочих, не менее острых проблем экономики, эти процессы в наибольшей степени поддаются регулированию налоговым законодательством. В сложившейся ситуации в качестве временной меры вплоть до выхода из экономического кризиса центр тяжести федеральных налогов необходимо переместить с прямых на косвенные, при этом представляется
целесообразным осуществлять следующие мероприятия: 1) Придать незыблемость на длительную перспективу недавно введенному порядку, согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства, направляемые на инвестиции. 2) Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости
от того, находятся они во владении физического или юридического лица, при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления, которые необходимо специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот. 3) Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов, включающего целенаправленную работу налоговых и таможенных органов, торговой инспекции, правоохранительных органов, и изменение законодательства, регламентирующего их деятельность (особо следует отметить меры по борьбе
с не учитываемым наличным оборотом, включая обязательность использование кассовых аппаратов, получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п.) 4) Постоянно совершенствовать технику налогообложения, преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния, предприятиями, находящимися в объективно разных условиях хозяйствования, а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции, изменением обменного курса рубля, способы финансирования
производства, величине задолженности предприятиям и т. д. 5) Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот, нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве, либо неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства, препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов. 6) Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов,
допускающих легальное уклонение от их уплаты. 7) Уменьшать число налогов, сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ Несомненно, что мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем
правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская. Она основана на социологической теории права, где …право - это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право… . В качестве примера рассмотрим налоговую политику
США. Один из авторов Декларации независимости США Б. Фран¬клин произнес такую фразу: …в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов… С тех пор налоговая политика США совершенствовалась, принимала все более разветвленный харак¬тер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает зада¬чам не просто фискальным, но и выступает в качестве инструмента регулирования развития экономики. Основным звеном в финансовой системе
США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных
органов власти выступают в качестве основного источника финансирования. В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются в основном за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения. Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США за 1999 год. Объем доходов на данный год был запланирован в размере 976 млрд. долл.
Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд.долл. Как видим, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета США Доходы Величина, % Подоходный налог на физических лиц Отчисления на социальное страхование Налог на доходы корпорации Акцизные сборы Заёмные средства Прочие доходы, включая налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и государственные пошлины Всего 41 34 10 03 08 4 100
Исчисление налога производится следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательс¬кой деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсион¬ными и страховыми фондами, государственные пособия свыше опреде¬ленной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имуще¬ства и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычи¬таются издержки, связанные с
его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование; текущие производственные расходы. Данные за¬траты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свобод¬ных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход пла¬тельщика. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные на¬логовые льготы.
Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств, штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по личным долгам. В результате этих вычетов образуется налогооблагаемый доход.
Необлагаемый минимум доходов является переменной величиной, имеющей тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 2 тыс.долл. Ставки подоходного налога приведены в таблице 2. Понижение ставки налога после определенного высокого уровня до¬ходов характерно, пожалуй, только для США. Это обосновывается круп¬ной абсолютной суммой выплаты. До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, их величина нарастала от 11 до 50%.
После налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Но наря¬ду с этим уменьшилось количество налоговых льгот. Таблица 2 Ставки подоходного налога Налогооблагаемый доход, долл. налоговые ставки, % супружеская пара, совместные доходы супружеская пара, раздельные доходы одинокий глава семьи одинокий человек 0 – 29750 29751–71900 71901–149250 Свыше 149250 0–14875 14876–35950 35951–113300 Свыше 113300 0–23900 23901–61650 61651–123790
Свыше 123790 0–17850 17851–43150 431510–89560 Свыше 89560 15 28 33 28 Отчисления на социальное страхование, вторая по величине статья доходов федерального бюджета, уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от России, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета.
В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% от заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. в год в расчете на каждого занятого. Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато: корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму.
Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна. Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Применяются налоговые льготы на амортизации, льгота на инвестиции, на научно-исследовательские работы.
Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется налоговая скидка в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса. Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-е годы была введена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях.
В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В на¬чале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компа¬ний от снятия контроля над внутренними ценами на нефть. Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций
(максимально — 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода. Федеральные акцизные сборы занимают скром¬ное место в доходах государственного бюджета. Они устанавливаются как на товары: алкогольные и табачные изделия, так и на услуги: дороги и воздушные перевозки. Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат США. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан.
Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае.
Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением лич¬ных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живу¬щие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с осталь¬ных доходов платят по месту жительства. Ставки подоходного налога штатов колеблются от 2 до 12%.
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делят¬ся с городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребле¬ние, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облага¬ются продовольственные товары за исключением ресторанов. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность. Местные налоги в
США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии и ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных суб¬сидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющая в качестве специального округа Колумбия привилегии штата, может покрывать свои расходы в сумме 3 млрд. долларов лишь на 84%.
Остальные 16% составляет федеральная субсидия. Через субсидии и дотации федеральное правительство может влиять на социально-экономическое развитие городов. Стоит отметить, что и система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства. Анализ структуры и ставок местных налогов в США и других запад¬ных странах позволяет классифицировать их по четырем основным груп¬пам. Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной
территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств. Косвенное налого¬обложение довольно разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами. Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударст¬венным налогам, отчисляющиеся в определенном
проценте в местный бюджет. Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% стоимости прожива¬ния. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автотранспортных средств, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог на пользование автострадами.
Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля. Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это, прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах.
Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в цент¬ральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быст¬рыми темпами.
В отличие от государственных налогов местные налоги характеризу¬ются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Дело в том, что множест¬венность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособ¬ность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффектив¬ное функционирование множества налоговых форм
предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение, необходимо отметить неко¬торые основные положительные моменты, характерные для си¬стемы сбора налогов в США и ФРГ, влияющие на поступление налогов в государственную казну, которые могут быть уч¬тены при становлении эффективного налогового контроля в нашей стра¬не. 1.Хорошо развитая и фи¬нансируемая автоматизация системы сбора налогов, а так¬же распространение системы
безналичных расчетов. 2. Большое значение дело¬вой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Инфор¬мация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальней¬шем развитии бизнеса, отпуг¬нуть деловых партнеров. 3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащен¬ность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансо¬во-хозяйственной деятельности.
4. Горизонталь¬ные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США. 5. На Западе налоговое за¬конодательство более детализи¬ровано, отсутствуют основания для разных толкований и ин¬терпретации. Положительным моментом является также и ус¬тоявшаяся налоговая система государств. 6. Разумная дифференциа¬ция санкций за налоговые пра¬вонарушения и преступления. Практика ограничения винов¬ных в некоторых гражданских правах.
Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мера¬ми предупреждения налоговых преступлений. 7. Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация. 8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной свя¬зи с легализацией денежных средств, полученных незакон¬ным путем, проявлениями те¬невой экономики. Они рас¬сматриваются как тяжкие пре¬ступления против общества или государства.
9. Отлаженная система воз¬мещения причиненного госу¬дарству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, воз¬можность конфискации имуще¬ства. 10. Опыт, в частности США, привлечения к уголов¬ной ответственности юриди¬ческих лиц за налоговые пре¬ступления может быть очень полезен для российского на¬логового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляет¬ся зачастую не только в лич¬ных интересах руководителя фирмы, но и в интересах
предприятия, где присутству¬ют интересы всех учредите¬лей. Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей нало¬говой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Воловик Е.М. Федеральная налоговая служба США и крупные налогоплательщики, Финансовая газета - региональный выпуск, № 27, 1998г. 2. Камаев В.Д Домненко Б.И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. М 2003г. 3. Кашин
В Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность России. Аудитор, 1998г. 4. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Бек, 1994г. 5. Манько А. Налоговая политика в Российской Империи. Финансовый бизнес, 2000г. 6. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. М.: Фонд “Правовая культура”,
2001г. 7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦЭФР, 2002г. 8. Пушкарев В. М. Либеральный поворот налоговой политики В России. Финансы, 2001г. 9. Самохвалов А Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики. Финансист, 2001г. 10. Фомина О. Налоговый контроль в
США. Финансовый бизнес, 2002г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |