Женское предпринимательство в современном российском обществе Дипломная работа посвящена изучению роли женщины в современном бизнесе. Как известно, в нашей стране проблема «разделения по половому признаку» всегда имела место, и зачастую развивалась в дискриминацию женщины, в умаление её прав. С проблемой «скрытой» дискриминации, безусловно, сталкивалась любая женщина: работодатели зачастую
предпочитают не принимать на ответственные должности женщин, мотивируя это различными способами. В современном обществе продолжает существовать стереотип, что женщина, как существо слабого пола, просто не может справиться с какой бы то ни было ответственной задачей. Объектом исследования выступает социальная группа женщин-предпринимателей. Предметом работы являются взаимоотношения женщин-предпринимателей в сфере бизнеса, их проблемы, связанные
с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными, а так же особенности женского стиля руководства. Цель работы заключается в рассмотрение сущности и особенностей женского предпринимательства в России, так же на примере города Казани. Попытаться доказать, что успешность в сфере бизнеса, сфере управления не зависит от половой принадлежности предпринимателя или управленца; что понятия «мужской» и «женский» бизнес не являются столь отличными друг от друга.
Цель определила постановку следующих задач: 1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению предпринимательства. 2. Проанализировать основные понятия предпринимательства. 3. Изучить основные черты становления женского предпринимательства в России в XII - XX вв. 4. Проследить за интеграцией женщин в сферу малого бизнеса в конце XX - начале XXI вв. 5. Выявить мотивы вхождения в мир бизнеса у женщин – предпринимателей, анализ проведенных
на данную тему исследований 6. Раскрыть социальные, экономические, психологические особенности женского – предпринимательства. 1.Теоретико-методологические подходы к изучению предпринимательства Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Существует много теоретических подходов к изучению предпринимательства. Рассмотрев наиболее распространенные мы пришли к следующим выводам.
Предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, которое возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение общественного достояния. В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская
деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли. Классификацию предпринимательства можно представить по следующим параметрам: - по отношению к собственности:
частное, индивидуальное, коллективное; - по отношению к закону: легальное, теневое, серое; - по видам деятельности: производственное, коммерческое; - по отношению к инновациям: инновационное, традиционное. Предприниматель - это человек, владеющий или распоряжающийся любым видом собственности, капиталом, наемным трудом, который осуществляет систематическую деятельность с целью организации собственного предприятия, с последующим получением % с прибыли от вложенного капитала.
С психологической точки зрения предприниматель- это человек, обладающий богатой интуицией, способный организовать людей, целеустремленный и настойчивый, независимый и самоуверенный, способный идти на риск. 2. Институционализация женского предпринимательства в России. Исторические фрагменты На протяжении веков российские женщины сумели вопреки всем устоям реализовать себя. При ремесленном производстве женский труд получил широкое распространение.
Горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в празднествах. Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие женщины. Однако капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще не знала женщина за все века истории. В дореволюционной
России предпринимательская карьера женщины была практически невозможна. Женщины занимали зависимое положение в семье и на производстве. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что вклад женщин в российскую экономику незаслуженно умалчивается. Но последние два десятилетия характеризуются активным завоеванием женщинами лидирующих позиций в бизнесе и в политике и постепенно в России формируется особый слой женской предпринимательской элиты, ежедневно
разрушающей стереотипы массового сознания. Основными мотивами вхождения женщин в бизнес являются: самореализация и интерес. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения, что отличает ее от мужской. Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами и если побеждает, то, как правило, в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто находится рядом. Основные психологические особенности женщин – предпринимательниц в том, что женщины сильнее зависят
от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в большей степени определяются нравственными принципами. Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения получают необходимое преимущество перед мужчинами в реализации корпоративных задач. Успеха в бизнесе женщина достигает посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми женщины называют излишнюю мягкость,
отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишнюю эмоциональность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех. Преимуществами женского руководства признаются тяготение к стилям, отличающимся меньшей дистанцией власти, умение организовывать командную работу, внимательно слушать, мотивировать и поддерживать работников. Кроме того, женщинам свойственна меньшая амбициозность и большая предсказуемость поведения. Эти качества женского менеджмента особенно важны и эффективны в кризисной
обстановке, все еще характерной для многих отраслей российской экономики. 3. Особенности женского предпринимательства на примере г. Казани Проведенное нами исследование, а также опрос информантов (руководителей различных предприятий и организаций г. Казани) доказало верность четырех из пяти выдвинутых гипотез – женщина в современном бизнесе – закономерность; женщина в бизнесе находится под влиянием негативных стереотипов; в отдельных
сферах бизнеса природные психофизиологические качества женщины позволяют ей иметь преимущество над мужчинами; для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является определяющим. Тот факт, что женщина в бизнесе сегодня все прочнее укрепляет свои позиции, является доказанным. Женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое не делает никаких различий между полами в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности.
Имеется тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает. Сейчас многие мужчины в сфере бизнеса признали за женщинами ряд их неоспоримых превосходств – более того, во многих отраслях предпринимательской деятельности сильный пол «сдал» свои позиции.
И все же, несмотря на некоторые особенности мужской и женской психологии, качества эффективного топ-менеджера имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. Успешными будут те из менеджеров, кто, независимо от собственного пола, имеют оптимальный внутренний психологический сценарий управленца. Ибо, как говорится, руководитель это не должность, а внутреннее состояние человека.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |