Реферат по предмету "Менеджмент"


Менеджмент в потребительской кооперации

«Менеджмент в потребительской кооперации» Вариант 1 Выполнил: Добрынин А.В. Шифр: ЭК-03-041 Курс: 6-основной Чита 2008 Понятие миссии, целей и целевых задач потребительских обществ и потребсоюзов. Целевое начало в деятельности любой организации возникает отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.


Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех названных субъектов. Однако наиболее сильное влияние оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. В потребительской кооперации собственниками или хозяевами потребительских обществ являются пайщики. Они же явля¬ются покупателями товаров, потребителями услуг и в ряде случаев сотрудниками предприятий потребительских обществ. Поэтому пай¬щики, являясь полноправными хозяевами потребительских обществ,


определяют их миссию и цели. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть. Она также показывает отли¬чие организации от других ей подобных. Миссия не должна нести в се¬бе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движе¬ния организации, определяет ее предназначение. Например, миссия аг¬рофирмы в том, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию; учебного заведения


- обучать студентов, учащихся; строительной ор¬ганизации - строить здания, сооружения и т.д. Миссия кооперативных организаций и предприятий своеобраз¬на, она существенно отличается от миссии других государственных, муниципальных и частных предприятий. Именно отсюда вытекают все последующие особенности целей их развития. Среди коопера¬тивных организаций можно выделить существенные различия в мис¬сиях производственных и


потребительских кооперативов. Миссию потребительских обществ можно опре¬делить как обслуживание членов-пайщиков и удовлетворение их по¬требностей в товарах народного потребления и различных видах ус¬луг за счет денежных и материальных взносов. Именно для этого создаются потребительские общества, то есть люди добровольно вступают в них и вносят обусловленные размеры паевых и вступительных взносов, финансовых ресурсов. Поскольку потребительские общества являются главным звеном во всей системе потребительской


кооперации, постольку их миссия предопределяет миссию других кооперативных органов и всей системы в целом. Миссия регионального союза потребительских обществ может быть представлена как координация деятельности потребительских обществ, правовая защита интересов, информационно-методическое и организационно-хозяйственное покровительство членов данного союза. Здесь речь идет не о непосредственном обслуживании пайщиков, а только о властном обеспечении кооперативных организаций на данной территории.


Если миссия задает общие ориентиры, направления функцио¬нирования любой организации, то конкретные конечные состояния, к Которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, то есть цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых и направлена ее деятельность. Это наиболее динамичная категория в управленческой деятельности. Цели не должны консервироваться и записываться в уставах, они разра¬батываются представительными, исполнительными


и контрольными органами и должны соответствовать требованиям миссии. В целях кроется большая мобилизирующая сила, которая сплачивает всех работников системы для достижения единых глобальных рубежей и в то же время выделяет задания для более мелких и конкретных участков. Динамичность целей кооперативных организаций может проистекать как во времени, так и в пространстве, то есть для разных временных отрезков цели могут видоизменяться, формироваться и для разных структурных


подразделений. Кроме динамичности существует еще одна отличительная осо¬бенность целей: если задачи - это перечень работ, над которыми формируется управленческая деятельность, то цели выражаются количественно в натуральных или стоимостных показателях. Для каждой группы работников, а иногда и для отдельных исполнителей утверждаются свои особые показатели целей, которые еще называют заданиями. В качестве конечной цели для организации потребительской кооперации некоторые авторы выделяют физический


объем рознич¬ного оборота торговли, другие - степень удовлетворения спроса по¬купателей. В условиях рыночных отношений стало преобладать мне¬ние о том, что конечная цель хозяйственной деятельности - это мак¬симальный доход, прибыль. Каждая точка зрения имеет логическое обоснование. Правильнее исходить из того, что конечная цель должна напря¬мую выводиться из миссии организации. У коммерческого предпри¬ятия, предназначенного для увеличения средств собственников, главной целью


является доход (прибыль). Именно он (она) распреде¬ляется по долям собственников - участников коммерческой деятель¬ности. Для потребительских кооперативов миссия заключена в удов¬летворении потребностей на товары народного потребления, значит, и конечной целью может служить величина проданных товаров и оказанных услуг. В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительские общества и их союзы не являются коммерческими организациями, поэтому их целью не может быть извлечение прибыли.


В принципе им не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако ею можно заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Цели потребительской кооперации следует представить в виде дерева целей, где главный его ствол можно представить как объем оборота рознич¬ной торговли. Ответвлениями от цели могут быть подцели, такие как собственное производство, закупка сельхозпродуктов


и сырья, за¬купка товаров у оптовых и других производственных предприятий; формирование доходов и расходов; материально-техническое обес¬печение всех операций, связанных с поступлением и реализацией то¬варов и услуг; кадровое обеспечение каждой организационной струк¬туры. Для наиболее полного выполнения миссии и конечных целей кооперативные организации могут создавать в своем составе специ¬альные организации на правах самостоятельного юридического лица или без предоставления


самостоятельности на одном балансе райпо. Эти организации могут быть оптовыми, розничными, промышлен¬ными, строительными, автотранспортными и других специализаций. Для них могут утверждаться положения и уставы с точки зрения по¬нятий миссии и целей, а также с учетом Гражданского кодекса РФ они могут быть обществами с ограниченной ответственностью, фи¬лиалами и т.п. Хозяйственные подразделения потребсоюза (ООО, кооперативы и т.п.) в качестве миссий в уставе могут


записывать строительно-монтажные работы, автоперевозки, товароснабжение кооперативных организаций и предприятий в зоне деятельности потребсоюза. У чисто торговых коммерческих предприятий в качестве миссии может быть накопление собственных финансовых ресурсов. Тогда и глав¬ные конечные показатели таких организаций будут соответствовать их специализации и выражать интересы учредителей. Подлинными реализаторами миссии и целей потребительской кооперации выступают ее


магазины, расположенные в сельской ме¬стности, особенно в небольших населенных пунктах. Здесь магазины превращаются из чисто хозяйственных звеньев, выполняющих тор¬говые функции, в приемозаготовительные пункты всех видов сель¬скохозяйственных продуктов и сырья, привлечения заемных средств населения, обеспечения людей работой, оказания бытовых и других услуг. Иначе говоря, магазины потребительской кооперации должны стать центрами по всем направлениям деятельности потребительской кооперации в сельской местности, через


них должна осуществляться живая связь с пайщиками и обслуживаемым населением. Понятие организации и её роль в потребкооперации. Организация взаимодействия - это вторая общая функция управления, без которой не может обойтись никакая управленческая деятельность. Эта функция настолько глубоко пронизывает все целе¬направленные воздействия, что первоначально понятие управления сводилось к организации.


Позднее ученые заметили, что управление - понятие шире организации, что организация - это всего лишь одна из функций управления. Смысловое значение слова организация многообразно. Во-первых, организацию можно понимать как сло¬жившуюся четко очерченную систему. Например, потребительское общество, райпотребсоюз, облпотребсоюз, райзаготконтора, универ¬сальная база и др. Наличие таких структур дает систему построения потребительской кооперации (рис.


4.7). Другое смысловое значение слова организация состоит в том, что оно предполагает взаимодействие различных органов управле¬ния: сфера регулирования, создание внутренней структуры, установ¬ление связей между частями этой структуры. Это и есть функция управления. Третье смысловое значение предполагает реагирование на каждый фактор, каждый случай изменения ситуации. Эти приемы воздействия субъектов на объекты управления рассматриваются как методы управления.


Здесь действует не процессный, а ситуационный подход. Методы рассматриваются в части II настоящего пособия. Организационное взаимодействие, в свою очередь, тоже не од¬нозначно. Здесь можно выделить формирование организационных структур и распределение должностных полномочий, ответственно¬сти, прав и обязанностей среди работников в аппарате управления.


При этом просматривается логическая последовательность: первона¬чально формируются структуры, а затем определяются полномочия. Функция организации - это формирование оптимальной организаци¬онной структуры, распределение полномочий и ответственности в аппарате управления. Задачи кооперативных организаций записываются в уставе и предопределяют организационную структуру субъекта и объекта управления. Если в уставе записана задача продавать товары пайщикам, то необходимо иметь какое-


то количество предприятий рознич¬ной торговли. Если записано, что потребительское общество продает товары не только пайщикам, но и населению, то количество магазинов будет больше и они будут крупнее. В структуре аппарата управления в этом случае нужно сформировать звено организаторов торговли. Однако не все задачи потребительского общества записыва¬ются в уставе, некоторые формируются в последующей деятельности и вписываются в решениях. Любая стратегия, в том числе в потребительской кооперации, вступившей


в рыночные отношения, строится на множестве своих принципов, которые можно объединить в четыре группы правил. Первая группа - это правила для оценки стратегии по количеству в показателях, а по качеству - в ориентирах. Для потребительского общества это будет означать необходимое количество торговых единиц, работников, оборотных, технических средств с какими-то ориентировочными качествами. Без этого невозможно ни наметить, ни выполнить стратегическую цель.


Вторая группа - это правила для формирования отношений с внешней средой. Для потребительского общества это будет означать стабильное наличие поставщиков и покупателей, товаров и услуг. Без организация погибнет, внешняя среда ее уничтожит. Помогают избежать некоторых неприятностей, исходящих от внешней среды, объединение в потребсоюзы и взаимная выручка различных звеньев кооперативного управления.


Третья группа - это правила, по которым устанавливаются внутренние отношения. Их называют организационной концепцией или взаимодействием органов управления. Четвертая группа - это правила, по которым ведется повседнев¬ная деятельность предприятия. Для потребительского общества это своеобразное сочетание организационно-распорядительных (административных) методов управления. Своеобразием функции организации в потребительской коопе¬рации можно считать то,


что в некоторых подразделениях встречают¬ся такие типы структур, как чисто линейная, временная по проекту и даже матричные структурные формирования. Чисто линейная сущест¬вует в небольших бригадах магазинов, пунктов питания, заготовок, строительства и др. Тип структуры по проекту создается временно, он встречается в ремонтно-строительных бригадах, при формировании бригад охотников, сборщиков ягод, работников грибоварен, добытчи¬ков кедровых орехов, рыболовов, лесозаготовителей и др.


Матричный тип комбинированной оргструктуры встречается преимущественно при потребсоюзах. Это в основном такие постоян¬но действующие подразделения, которые зависят от совета потреб¬союза и возглавляются своими линейными руководителями (дирек¬торами): научно-исследовательские лаборатории, учебные заведения, строительно-монтажные управления, ремонтно-монтажные комбина¬ты, транспортно-экспедиционные конторы и др. Однако чисто функциональной структуры в потребительской кооперации не существует, так


как она создает сложные отношения руководителей и исполнителей. Ее преимущество в профессионализ¬ме вполне успешно применяется в комбинированных типах структур. Таким образом, в потребительских союзах структура управле¬ния представляет собой сочетание организационных структур по ре¬гиону и организационных структур по продукту. В качестве мате¬ринских компаний в кооперации выступает потребсоюз, именно союз выражает интересы своих


членов и ему предоставлено право созда¬вать дочерние отделения. В какой-то мере потребительскую коопе¬рацию в Российской Федерации можно представить как крупную транснациональную компанию. Но это сравнение только в организа¬ционном построении, а не по содержанию специфических функций. Сам аппарат управления потребсоюзом - это материнское под¬разделение или организационная структура


по региону. В качестве регионов выступают административно-территориальные образова¬ния: районы, области, края, республики в составе РФ. В качестве ор¬ганизационных структур по продукту функционируют предприятия потребительских союзов, которые своими специфическими продук¬тами (товарами и услугами) обслуживают всю систему кооператив¬ных предприятий, входящих в данный союз. В организационном смысле цель управленческой деятельности состоит в том, чтобы выработать ту структуру,


которая лучше всего отвечает стратегическим задачам кооперативной организации, а так¬же воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. наилучшая структура - это та, которая позволяет потребительскому об¬ществу оптимально взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих со¬трудников и, таким образом, удовлетворять потребности членов-пайщиков и достигать своих целей с высокой эффективностью. Важной особенностью организационной структуры является установление


правильных взаимодействий органов управления. Достигаются они на основе делегирования полномочий и формирования ответственности. Организационные формы контроля в потребительских обществах. Чтобы деятельность исполнительных органов управления и са¬мих исполнителей была эффективной, в потребительских обществах создаются контрольные органы. В целом их можно разделить на че¬тыре организационные формы ревизионная комиссия, ко¬миссии кооперативного контроля, административный контроль, го¬сударственные


и муниципальные контролирующие органы. Ревизионная комиссия потребительского общества является наиболее действенным и ведущим демократическим органом кон¬троля за хозяйственной и финансовой деятельностью кооператива, его отраслевых объединений и предприятий. Ревизионная комиссия и ее председатель избираются общим со¬бранием (собранием уполномоченных) потребительского общества сроком на 5 лет. Количество членов комиссии устанавливается соб¬ранием с учетом необходимости


обеспечения наиболее эффективного выполнения своих функций. Не могут быть избраны членами реви¬зионной комиссии члены совета и правления потребительского об¬щества, лица, состоящие с ними в близком родстве или свойстве, а также родственники руководителей предприятий и материально-ответственных лиц. Комиссия из своего состава избирает председа¬теля и заместителя (при необходимости). Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию (собранию уполномоченных) потребительского


общества. В своей практической работе она руководствуется действующим законодательством, Зако¬ном о потребительской кооперации, Уставом потребительского об¬щества, утвержденным положением о ревизионной комиссии. Ко¬миссия в своей работе опирается на участковые комиссии кооперативного контроля, уполномоченных потребительского общества. Ревизионная комиссия работает по планам, утвержденным на заседании комиссии. Ее деятельность направлена на своевременное выявление, пресечение и предупреждение


нарушений законности, фактов растрат, хищений и бесхозяйственности, приписок и очковти¬рательства, выявление внутренних резервов улучшения обслужива¬ния населения и повышения эффективности работы кооперативных организаций. Решения ревизионной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформля¬ются протоколом. Каждый член ревизионной комиссии имеет прав выразить в письменной форме свое особое мнение, которое прилага¬ется к протоколу.


Ревизии и проверки, проводимые ревизионной комиссией, оформляются актами. Ревизионная комиссия по каждой ревизии и проверке не позже 15-дневного срока со дня их окончания принима¬ет постановление, в котором отмечает вскрытые недостатки и упу¬щения в работе потребительского общества, его объединений и предприятий. В этих постановлениях должны содержаться предло¬жения, направленные на устранение выявленных нарушений, недос¬татков, упущений и порождающих их причин.


Акты ревизий и проверок, а также копии принятых по ним по¬становлений передаются на рассмотрение совету потребительского общества. Совет обязан знакомить ревизионную комиссию с планами ра¬боты и постановлениями, а также с решениями потребсоюзов, других кооперативных организаций, государственных органов и органов ме¬стного самоуправления; заблаговременно извещать о дне заседания совета, повестке дня, знакомить с материалами по повестке дня; пре¬дставлять все необходимые документы и материалы; выделять со¬ответствующих


специалистов для участия в ревизиях и проверках. Ревизионная комиссия ежегодно отчитывается о своей работе перед общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных) потребительского общества. Председатель и члены ревизионной комиссии несут ответствен¬ность за выполнение задач, предусмотренных уставом потребитель¬ского общества и положением о ревизионной комиссии, за качество ревизий, поверок и инвентаризаций, проведенных непосредственно председателем и членами комиссии.


В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии общее собрание (собрание уполномоченных) может решать вопросы о наказаниях и о досрочном лишении полномочий всего состава ре¬визионной комиссии или отдельных ее членов. Участковые комиссии кооперативного контроля создаются для наблюдения и проверки работы магазинов, столовых, производст¬венных и других предприятий. Они работают под общим руково¬дством ревизионных комиссий потребительского общества.


Члены участковых комиссий кооперативного контроля опреде¬ляют порядок продажи дефицитных товаров пайщикам, разбираются с жалобами покупателей, встречаются, беседуют с авторами жалоб и предложений, наблюдают за соблюдением правил торговли, часов работы, обслуживанием мероприятий. Участковые комиссии кооперативного контроля по материалам наблюдений формируют мнение о качестве работы руководителей предприятий и об отдельных материально-ответственных лицах.


По¬этому при утверждении директора или заведующего магазином, сто¬ловой на участковом собрании пайщиков обычно спрашивают мне¬ние членов комиссии, которые с ними работали. Все участковые комиссии кооперативного контроля координи¬руют свои действия между собой и с ревизионной комиссией потре¬бительского общества. При этом они информируют друг друга, на¬мечают совместные проверки. Административный контроль иногда называют подведомст¬венным или функциональным.


Его суть заключается в том, что руко¬водители кооперативных организаций и работники аппарата управ¬ления постоянно следят за выполнением юридических требований и управленческих решений (постановлений, приказов, распоряжений, указаний и резолюций). Постановления и другие решения принима¬ются для того, чтобы их выполнять, а без соответствующей системы контролирующих действий все управленческие решения теряют смысл. Большое значение имеет контроль за выполнением государст¬венных законов и решений правительственных


органов, так как это позволяет не допускать и своевременно устранять особо опасные на¬рушения. Ослабление внимания к соблюдению законных требований приводит к выявлению недостатков органами государственного и муниципального контроля, что связано с уплатой штрафных санкций и с другими финансовыми осложнениями. Заметное место в системе контроля занимает такая форма, как проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей, нахо¬дящихся в подотчете у отдельных работников и бригад.


Ответствен¬ность за такой контроль возлагается на председателя, членов правле¬ния и главного (старшего) бухгалтера потребительского общества. Для каждой отдельной инвентаризации создается своя комиссия, ко¬торая в соответствии со специальной инструкцией составляет опись товаров и выводит результат сравнения фактического наличия цен¬ностей с данными бухгалтерского учета. К административной форме контроля можно отнести и ряд дру¬гих приемов оперативного контроля, таких как


контроль за выполне¬нием договоров поставки товаров по количеству и качеству, за пол¬нотой ассортимента товаров в розничной торговой сети, за оформле¬нием выкладки товаров и внутримагазинной рекламы, за соблюдени¬ем правил внутреннего распорядка и некоторых других. Деятельности кооперативных организаций касается и внешний контроль со стороны различных специализированных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления в на¬селенных пунктах. Чаще всего приходится иметь дело с проверками санитарно-


эпидемиологических служб, которые требуют сертифика¬ции качества товаров, своевременного прохождения медицинских осмотров работников, связанных с реализацией продовольственных товаров, соблюдения гарантийных сроков хранения и реализации . Немало проблем возникает в результате проверок противопожарной инспекцией Министерства внутренних дел, коммунальными службами соблюдения правил содержания хозяйственных построек, дворов и прилегающих территорий. В некоторых случае используются и такие государственные службы, как


архитектурной, горный, экологический контроль; Довольно часто приводится иметь дело с проверками государственной инспекцией по торговле и качеству товаров. Они имеют право проверять соблюдение правил торговли, полноту упаковки товаров по количеству и соответствие качества нормативам государственных стандартов. Важную роль в системе государственного контроля играет также государственная налоговая инспекция, которая следит за своевременностью и полнотой уплаты налогов в государственный и местные бюджеты.


В случаях особой необходимости привлекаются. полиция и работники по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел. По материалам проверок органов государственного и местного контроля обычно составляются предписания совету потребительского общества, а нередко применяются штрафные санкции за недостатки. В соответствии с гл.5 ст. 15 ФЗ «О потребительской кооперации в РФ» органами управления потребительских обществ являются: общее собрание потребительского общества,


совет и правление потребительского общества. Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества. В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его хозяйственной, финансовой деятельностью,


а также за деятельностью созданных потребительским обществом организаций, структурных подразделений, представительств и филиалов осуществляет ревизионная комиссия Ревизионная комиссия потребительского общества подотчетна общему собранию потребительского общества. Ревизионная комиссия потребительского общества избирает из своего состава открытым голосованием председателя ревизионной комиссии и заместителя председателя ревизионной комиссии (ст.21 закона «О потребительской


кооперации»). Список литературы 1.М.П.Лебедко Л.М.Корчагин «Менеджмент в потребительской кооперации», Часть 1, Новосибирск 2001 2.М.П.Лебедко Л.М.Корчагин «Менеджмент в потребительской кооперации», Часть 2, Новосибирск 2001



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жаргон как атрибут культуры
Реферат «Кубок Вивальди» Синхронный турнир по спортивному «Что? Где? Когда?» для школьных команд Пакет вопросов 4 тура («Весна»)
Реферат Aids Essay Research Paper The issue of
Реферат Основные возможности Microsoft Оffice Outlook
Реферат Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье
Реферат Історія створення PR у США
Реферат Социальная работа с детьми и молодежью в условиях сельского поселения
Реферат Воздушный Кодекс РФ
Реферат Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Реферат Культурні процеси в Україні у XX ст Культура народів Закавказзя Особливості театрального мистецтва
Реферат Формы соучастия
Реферат Сфера материального производства города Набережные Челны
Реферат Музей-заповедник А.С.Пушкина: Болдино
Реферат Gatsby VS Ruth Essay Research Paper Gatsby
Реферат Взаимосвязь эмоционального выгорания и стиля педагогической деятельности у учителей предметников