СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ 1.1 Определение рекламы 1.2 Из истории рекламы 1.3 Типы рекламы 1.4 Телевизионная реклама 1.5 Психологическое влияние телерекламы 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ 2.1 Определение социальных ценностей 1.1 Классификация ценностей 1.2 Ценностные ориентации личности 2.2
Социальное влияние телерекламы 2.1 Функции телерекламы 2.2 Реклама и пропаганда образа жизни 2.3 Реклама и культура 2.4 Национальные ценности в телерекламы 2.5 Семья в рекламе 2.6 Реклама спиртных напитков на ТВ Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Трансформация российского общества на принципах рыночных отношений вызвала возникновение социальных
потребностей в новых видах деятельности. В частности, переориентация производства на потребителя вызвала необходимость детального изучения его потребностей, вкусов и их корректировки в целях продвижения товаров на рынке. С другой стороны, обилие товаров на рынке, и их широкий ассортимент вызвал потребность у массового покупателя ориентации в этой массе товаров. Отвечая на эти потребности, в России за короткий срок стала создаваться инфраструктура рекламного бизнеса, которая представлена преимущественно
западными производителями рекламы. Их деятельность “сводится к тому, чтобы максимально использовать глобальные маркетинговые идеи и стратегии и, таким образом, не иметь дел с рекламопроизводителями в России” . Вместе с тем, широко известно, что рекламная деятельность должна ориентироваться в первую очередь на специфику потребителя, сформированную социально-культурной средой его жизнедеятельности. В этом отношении транспортирование западных рекламных технологий в российских условиях не гарантирует
положительного эффекта. В обществе, основанном на принципах рыночной экономики, они в значительной мере определяют функционирование и других сфер социальной жизни. Поэтому реклама, как неизменный и необходимый спутник рыночного производства, постепенно проникает во все сферы общества и становится составной частью социальных номинаций субъекта любого типа — индивида, группы, политического движения или лидера, сферы бизнеса или конкретного товара.
Иными словами, рекламу следует рассматривать не только как массированный поток информации о товаре или деятельность, сопутствующую производству товаров, но и как определенный институт рыночного общества, в котором закрепляются новые формы социального. В этом качестве реклама начинает выступать мощным механизмом производства социальных норм и ценностей. Реклама является тем видимым медиатором, который реорганизует поведенческие установки широких слоев общества, заменяя принцип трудового аскетизма на гедонистический
индивидуализм, переориентируя индивида с ценностей труда и производства на ценности досуга и потребления. Такой широкий контекст понимания рекламы позволяет ее рассматривать как важный механизм производства общественного порядка. Но эту роль реклама начинает выполнять не сразу, формируясь первоначально в сфере чисто экономической деятельности как составной элемент рыночного производства. Рынок рекламы в России к настоящему времени уже сформировался.
Выделились крупные инвесторы, рекламодатели, сложилась сеть рекламных агентств. Постоянно растет уровень профессионализма специалистов в области рекламы. Реклама стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Реклама просто обрушивается на нас со всех сторон: ее слышно из радиоприемника; ею пестреют страницы газет; рекламные объявления, “растяжки”, щиты за последние годы значительно изменили внешний вид наших
городов. Но наибольшее воздействие от рекламы мы ощущаем, сидя у себя дома, у своих телевизоров, поэтому, рассматривая влияние рекламы на аудиторию и ее социальные аспекты, мы в своей работе большое влияние уделили именно рекламе на телевидении. Телевизионная реклама является одним из самых эффективных методов донесения информации до потребителей. Она воздействует сразу на несколько каналов восприятия человека: визуальный, слуховой и, что тоже немаловажно, телереклама действует на подсознательное восприятие окружающего
мира человеком. Те или иные средства выразительности, используемые в рекламе, способны вызывать различные ассоциации у зрителя. Этот набор представлений, а точнее реакция на него, обуславливается у человека наличием одного из типов мотивации — рациональной, эмоциональной и нравственной или комбинированной. Рекламопроизводители, отлично зная об этих особенностях восприятия, создают такую рекламу, которая как можно сильнее воздействовала бы на аудиторию, эксплуатируя при этом сюжеты и персонажи, знакомые
всем с детства (сказочных героев, персонажей мультфильмов и фильмов для детей), привлекают популярных актеров и певцов, используют в музыкальном сопровождении популярные мелодии разных лет и т. д. Все вышеперечисленное составляет огромнейший пласт, который принято называть социальными ценностями. Поэтому, эксплуатируя, те или иные образы производители рекламы эксплуатируют и эти ценности. Кроме этого, функционирование рекламы как социального института в обществе потребления привело к ее
выделению в качестве самостоятельной сферы общественного производства, с присущей ей культурной функцией формировать стиль жизни массового потребителя В современной России при активном развитии института рекламы, формировании ее в самостоятельную сферу производства с присущими ей собственными функциями, тем не менее, наблюдается отставание социокультурных функций от экономических. Причинами этого явления выступают неустойчивость потребительских предпочтений, что
определяется низким уровнем жизни населения, и монополированием российского рынка западными производителями рекламы, которые в своей деятельности игнорируют культурные особенности населения России, а используют лишь российские каналы распространения рекламной информации, которые создаются за пределами страны. Да и отечественные рекламщики, в своей массе, предпочитают копировать западные образцы, вместо того, чтобы использовать национальные особенности
России. В основной части работы, мы дадим определение социальным ценностям, остановимся на телевизионной рекламе, ее жанрах и психологическом влиянии, рассмотрим социальное и культурное влияние телерекламы, а так же — использование некоторых социальных ценностей в российской рекламе. СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ Определение рекламы Принято считать, что само слово реклама происходит от латинских глаголов “reclamo” (выкрикивать) и “reclamare” (откликаться, требовать).
Так как реклама является очень широким и многогранным понятием, в мировой практике существует множество определений, по-разному характеризующих ее. Существуют сотни определений рекламы. Многие принятые в мире два-три десятилетия назад, безнадежно устарели. Одни — безмерно узкие, другие — безмерно широкие, критерии этого понятия значительны. У рекламы множество применений. Ее используют для формирования долговременного образа организации (престижная
реклама), для долговременного выделения конкретного марочного товара (реклама марки), для распространения информации о продаже, услуге или событии (рубричная реклама), для объявления о распродаже по сниженным ценам (реклама распродаж), и для отстаивания конкретной идеи (разъяснительно-пропагандистская реклама). К рекламе можно отнести любой способ агитации, информации, убеждений (в рамках рынка), выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию (проспекты, каталоги, плакаты и т.д.
), распространение сувениров, купонирование и другие средства стимулирования торговой деятельности. Существуют следующие основные черты, характеризующие рекламу: 1). Общественный характер. Реклама – сугубо общественная форма коммуникации. Ее общественная природа предполагает, что товар является законным и общепринятым. 2). Способность к увещеванию. Реклама – это средство увещевания, позволяющее продавцу многократно повторить
свое обращение. Одновременно она дает возможность покупателю получать и сравнивать между собой обращения разных конкурентов. Крупномасштабная реклама является своего рода положительным свидетельством популярности и преуспевания продавца. 3). Экспрессивность. Благодаря искусному использованию шрифта, звука и цвета реклама открывает возможности для броского, эффектного представления фирмы и ее товаров. 4). Обезличенность. Реклама не может быть актом столь же личностным, как общение с продавцом фирмы.
Реклама способна только на монолог, но не на диалог с аудиторией. В материалах, опубликованных в 90-х годах, реклама определяется как: • информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них. • специальная форма коммуникации, направленная на побуждение людей к определенному поведению, служащему целям сбыта. • информационный механизм экономики. • любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного
спонсора. • информация, призванная помочь производителю выгодно реализовать свои товары, услуги, а покупателю - с пользой приобрести их. “Реклама – это оплаченная, не персонализированная коммуникация осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить к чему-то аудиторию или повлиять на нее”. Так определяют рекламу три американских автора. Олег Феофанов в своей книге “Реклама. Новые технологии в
России” формулирует это понятие следующим образом: “Комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, будь то товар, услуга или политический деятель, а так же с целью создания позитивного имиджа фирме, организации и отдельным институтам общества”. Нам больше по душе следующее высказывание этого автора: “Дмитрий Дибров, прерывая свою передачу “Антропология”, объявил: “А теперь давайте посмотрим еще одно проявление
человеческой мысли — рекламу”. Если отбросить скрытое ерничество, то мне нравится такое определение”. История рекламы Исследователи истории рекламы отмечают, что реклама в ее наиболее примитивных формах существовала еще в глубокой древности. Самыми распространенными рекламными средствами в то время выступали: торговые марки; призывы глашатаев-герольдов; различные знаки (символы). Качественно новым этапом в развитии рекламы явилось изобретение печатного станка, в результате чего
рекламные объявления начинают проникать в прессу. Период активного распространения рекламы в средствах массовой информации приходится на середину XIX века. Но революционный сдвиг в развитии рекламного бизнеса связан с научно-технической революцией конца XIX начала XX века, которая вызвала эру массового конвейерного производства основных товаров. В результате товаров стало производиться заметно больше, чем население могло их потребить.
В этих условиях постепенно то в одной, то в другой отрасли и стране проблема сбыта становится центральной. Это приводит к тому, что за потребителем начинают буквально охотиться, убеждая с помощью рекламы купить товар той или иной фирмы. Научно-техническая революция начала века коренным образом изменила соотношение производства и потребления — общество из производительного перешло в состояние расширенного потребления. "Экономика спроса" сменила "экономику предложения".
В "экономике спроса" меняется роль потребителя. Основной проблемой потребителя выступает проблема выбора, причем выбора не товаров как таковых, а выбора их из многообразия марок - товарных знаков. Происходит это потому, что в условиях массового производства, микширование индивидов в сфере повседневности и досуга приводит к потребности проявлять и подчеркивать свои статусные различия посредством культурной символики.
Поэтому промышленность и рынок, искусство и наука — буквально все сферы производства создают и тиражируют символические ценности — знаки. Британские социологи С.Лэшу и Дж.Урри, фиксируя данную качественно новую ступень развития человечества, называют современную экономическую систему "экономикой знаков и пространства". По их мнению, наряду с ускоряющимися потоками капитала, труда и товаров, неизмеримо возрастает роль
"рефлексивного накопления" информации и образов. Таким образом, сущность происходящих в последнее столетие изменений состоит в переходе от "материального" к информационному обществу — обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении закодированной (символической) информации. Реклама в этом процессе играет первостепенную роль. "Происхождение" на потребительском рынке обеспечивается именно рекламой.
Грамотная рекламная кампания создает образ товара. Образы созданные рекламой покупаются и продаются на потребительском рынке. Данная тенденция общественного развития увеличила социальную и рыночную активность отрасли, производящих различного рода символы — средств массовой информации. Реклама в этом смысле выступает основным элементом массовой коммуникации.
Поэтому в последние десятилетия доля занятых непосредственно в сфере производства снижается, а доля занятых в маркетинге и рекламном бизнесе растет. Растет и доля затрат на рекламу в бюджете товаропроизводителей. Экономически симуляция покупки в рекламном послании начинает превалировать над собственно вещью. Мало того, реклама перестает быть просто рекламой — она становится образом жизни, т.к. формирует потребности, призывает потребителя покупать вещи символизирующие качество жизни, социальный статус и престиж.
Сила рекламных объявлений теперь заключается не столько в информировании о цене и качестве товара, сколько в средстве присоединения к определенному сообществу потребления. Реклама как общественный феномен является одновременно продуктом общества потребления и фактором его формирующим. В результате чего в большинстве западных стран, достигших уровня постиндустриального развития, реклама стала частью государственной политики: какие товары производить, какой образ жизни должен соответствовать
той или иной группе жителей данной страны — диктуют уже не отдельные фирмы, а само государство. Существует общая государственная политика, в которую вписывается каждая отдельная рекламная политика данной фирмы. В современных западных странах приняты законодательные акты о применении рекламы и защите прав потребителей, что говорит о высокой степени отношения государства к роли рекламы в социально-экономическом развитии общества и рекламному бизнесу в частности.
Кое-что из новейшей истории рекламы в России Всплеск рекламы в России пришелся на конец двадцатого столетия. Аналитики указывают, что “с 1991 года в стране сменилось как минимум три парадигмы рекламы, каждая из которых была эквивалентна десяткам лет эволюции рекламы западной” Развитие рекламы шло семимильными шагами, и если сравнить образцы рекламного творчества отечественных мастеров начала и конца 90-х годов, то разница в подходе (я не говорю о разнице в уровне аппаратуры
и технических возможностей тогда и сейчас), будет очевидна. Один пример. В области развития самой дорогой и престижной рекламы — телевизионной — преобладала традиция “Реклама — как искусство”. Сегодня производитель рекламы больше задумывается об ее эффективности нежели эстетичности. Закономерным продолжением этого этапа, стал второй, начавшийся в 1994 году. В этот период отечественные рекламисты стали руководствоваться принципом “Чего хочет клиент”.
Августовский кризис 1998 года ознаменовал окончание количественного этапа развития российского рынка и начало этапа качественного. Начинается третий, текущий этап развития отечественной рекламы. Его основные черты — упор на формирование символической ценности и мифов о товаре; хирургически точная имплантация рекламных сообщений в систему ценностей и внутренний мир потребителя; интенсивное развитие отечественных брендов и полная интеграция мирового опыта в технологии российского рынка.
Переход России к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму в преддверии XXI века, определил формирование институтов рынка. Однако процесс институционализации рекламы в России носит несколько своеобразный и даже противоречивый характер, который объясняется историей формирования рынка и рекламы в России (причем на всех этапах исторического развития и специфическими социокультурными особенностями
отечественного потребителя. Следовательно, можно сказать, что специфику инстигуционализации рекламы в России определяют в первую очередь два вида “социальной памяти”17: 1)социальный опыт дореволюционной России; 2) социальный опыт советской истории. Социальный опыт дореволюционной России выражается в традиционном негативном отношении к рекламе. А за период советской истории, к моменту рыночной трансформации — началу 90-х годов в экономике сформировался
целый ряд социальных эффектов. К ним можно отнести: не ориентированность выпуска продукции предприятиями на потребительский спрос; стандартизация продукции товаров народного потребления; крайне суженое количество импортируемых товаров народного потребления, что затрудняло формирование механизма социального сравнения уровня материального благосостояния по качеству товаров; блокирование развития потребительских вкусов у населения под предлогом борьбы "с мещанством", культивирование аскетических установок; низкий
уровень жизни основной массы населения, который, кстати, продолжает снижаться и по сегодняшний день. Перечисленные социальные эффекты советской экономики, а также характерные исторические черты торговых отношений в России сформировали консервативный тип покупательского поведения возникший как следствие отсутствия свободного рыночного выбора и постоянного недостатка информации о товаре и его производителе. В результате первых этапов рыночных преобразований в страну хлынул огромный поток импортируемых товаров
в сопровождении яркой и разнообразной рекламы. Однако здесь следует отметить, что в импортируемых рекламных обращениях совершенно не учитывается специфика российского потребителя, которая в большинстве своем не зависит от пола, возраста и профессии потребителя и выражается в следующем: • низкий уровень благосостояния, ориентирующий преимущественно на дешевые товары, распространяемые нецивилизованными способами продаж; • несформированные потребности в широком ассортименте и выборе товаров; • преобладание традиционных
вкусов у потребителей в области товаров массового потребления; • доминирование традиционных форм организации жизни, что делает непопулярным стиль питания и стиль потребления, пропагандируемый на отечественном рынке западными фирмами. Выделенные особенности существуют и связаны не только с уровнем жизни большинства населения, но и с доминирующими ценностями, культурными особенностями населения различных регионов. Типы рекламы Информативная реклама. Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения
товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, производителям какой-либо пищевой продукции нужно сначала проинформировать потребителей о питательных достоинствах и многочисленных способах использования продукта. Увещевательная реклама. Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса.
Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса. Сравнительной рекламой пользуются в таких товарных категориях, как дезодоранты, зубная паста, шины и автомобили. Подкрепляющая реклама. Стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В подобных рекламах часто фигурируют довольные покупатели, располагающая дружеская
атмосфера. Напоминающая реклама. Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспомнить о товаре. Цель дорогих объявлений хорошо известной продукции фирм, имеющих всеобщее и давно устоявшееся признание - напомнить людям о своем существовании, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их. На практике часто границы между вышеприведенными видами размыты, так как одна реклама может носить (или совмещать) как и информационный характер, так и, например,
увещевательный. Все зависит от конкретной рекламной ситуации, в которой находится фирма. К примеру, в магазин поступила партия новой продукции. Фирма информирует об этом потребителя (информационная реклама) и напоминает адреса своих магазинов (напоминающая реклама). ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА Телевизионная реклама является одним из самых эффективных методов донесения информации до потребителей. Она воздействует сразу на несколько каналов восприятия
человека: визуальный, слуховой и, что тоже немаловажно, телереклама действует на подсознательное восприятие окружающего мира человеком. Те или иные средства выразительности используемые в рекламе способны вызывать различные ассоциации у зрителя. Поэтому мы в своей работе более подробно рассмотрим телерекламу, ее психологические и социальные аспекты. Сама по себе структура рекламы содержит пять основных моментов. Во-первых, это способ привлечь внимание. Очень важно насколько привлекается внимание читателей заголовком,
телезрителей — видеорядом. Воздействует ли реклама на те категории потребителей, на которые она рассчитана. Во-вторых, сила воздействия на эмоции потребителей рекламы. Какие чувства рождаются у них при влиянии рекламы, насколько удачен рекламный аргумент и правильно ли он подан, в-третьих, какова сила воздействия. Побежит ли, допустим, зритель после просмотра рекламы покупать этот товар или останется сидеть в кресле, несмотря на то, что реклама понравилась ему и есть
необходимость в приобретении данного товара. В четвертых — это информативность. Ясно изложен рекламный аргумент? Насколько емко показана полезность рекламируемого объекта. И последнее. Захочет ли человек посмотреть рекламный ролик до конца, насколько эффективно приковывается внимание людей. Опираясь на эти пять пунктов, производители рекламы создают свои рекламные послания. И эффективность этой продукции зависит во многом от того, насколько хорошо авторы знают все тонкости
восприятия человеком той или иной информации. Но большее значение имеет умение пользоваться этими знаниями. Телевизионная реклама является “домашним” средством. Потребитель, сидя дома на своем диване, может решать сам — смотреть или не смотреть, он может переключить канал (благо, с появлением пультов дистанционного управления эта операция не отнимает много сил), может в рекламный перерыв заниматься домашними делами (что делают многие домохозяйки), а может просто выключить
телевизор. Аудиовизуальная реклама выгодно отличается от других прежде всего комплексностью воздействия, благодаря сочетанию изображения, цвета и звука. Поэтому запоминаемость информации, полученной аудиовизуальным путем, гораздо выше, чем запоминаемость сведений полученных иначе. Об этом убедительно свидетельствуют данные английских социологов: Таблица 1 Зависимость запоминаемости и воспроизведения рекламы от рекламных средств .
СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ ЗАПОМНИЛИ И СМОГЛИ ВОСПРОИЗВЕСТИ Сразу Через 3 дня Звуковой (на слух) 70% 10% Изобразительный 73% 20% Аудиовизуальный 68% 85% Среди самых распространенных видов телевизионной рекламы можно выделить телевизионные рекламные ролики, рекламные объявления, рекламные телерепортажи и телепередачи, рекламные телезаставки в перерывах между передачами. Телеролики — это рекламные кино- или видеоролики продолжительностью от
нескольких секунд до 2-3 минут, демонстрируемые по телевидению. Очень часто такие программы могут включаться в различные популярные художественные и публицистические передачи и программы. Телеобъявления — рекламная информация, читаемая диктором. Рекламные телепередачи могут представлять собой самые различные программы: шоу, викторины, репортажи, интервью, по ходу которых активно рекламируются те или иные товары или услуги, размещаемые на телеэкране
по ходу телепередач. Телезаставки — транслируемые в сопровождении дикторского текста и музыки различные неподвижные рисованные или фотографические рекламные сюжеты, которыми заполняют паузы между различными телепередачами, или какие-либо элементы фирменной символики. По манере убеждения зрителей телерекламу подразделяют на “лекцию” (прямое обращение к телезрителям) и “драму” (косвенное обращение, при котором рекламные персонажи разговаривают между собой, не обращая
внимания на зрителей); иногда к этой классификации добавляют “плакат”. Телерекламу можно классифицировать также по обыгрываемым ею эмоциям, по имиджу или виду товаров, по покупательской мотивации и т. д. “Жанры” телерекламы Для практических нужд некоторые американские специалисты по рекламе делят коммерческие телеобращения на три крупные категории: • рассказы с голосом в кадре и за кадром; • показ изделия в работе; • драматизация
по принципу “проблема и ее решение”. Такой подход, пожалуй, узковат и не учитывает многообразия телерекламы. В этой работе мы будем опираться на жанровое деление рекламы, которое, опираясь на опыт американских коллег, предлагает автор книги “Творческая телереклама” Н. Голядкин. Условно телерекламу можно поделить на следующие “жанры”: • прямая продажа; • обращение от лица фирмы; • рекомендации знаменитостей или специалиста; • интервью с покупателем; • демонстрация;
• прямое сравнение товаров; • драматизация; • музыкальная реклама; • анимация. Следует отметить, что в чистом виде “жанры” рекламы встречаются крайне редко. Как правило, при создании рекламы используется комбинация приемов, что позволяет производителям рекламы делать рекламу более зрелищной и привлекательной. Прямая продажа После войны в США телерекламой занимались сценаристы.
Радио- и телереклама воспринималась ими как радиообъявление с картинкой. Сама по себе такая реклама была незатейливой и незрелищной. Например, держа в руках чашку, диктор говорил, что напиток “Санка” поможет хорошо выспаться. Сегодня термин “прямая продажа” трактуется очень широко. Помимо различных телемагазинов, к прямой продаже относится практикуемое в эстрадных программах и ток-
шоу, в телеиграх и спортивных репортажах рекламные отступления ведущих. От старого понимания осталась доминанта текста. Его читают за кадром профессиональные дикторы, продавцы, покупатели, персонажи с характерными голосами. Текст обычно произносится мягко, не очень быстро.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |