Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?» Умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, русская литература середины девятнадцатого века конкретно спросила «Кто виноват?» и «Что делать?» Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастливые и несчастные Что же предложил сделать Чернышевский для того, чтобы устройство человеческого общества было справедливым?
Если человек живет плохо и неправильно, то для начала он должен это осознать. В конце пятидесятых годов в литературу вошли «особенный человек» Рахметов и «новые люди», описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда? В России девятнадцатого века начало формироваться новое сословие. Людей этих назвали «разночинцами», видимо потому, что они были детьми разного рода чинов и званий:
от уездных врачей и священников до судейских и первых инженеров. Чернышевский увидел в них людей не только образованных и способных к труду. Среди них было много неравнодушных к судьбе русского народа. « Это, господа, странная молодежь »,— говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции.
Именно для этих людей книга «Что делать?» должна была стать руководством к действию. Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить. « Твоя человеческая натура сильнее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление ; будь честен вот и весь свод законов счастливой жизни »
Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе. « Конечно, как ни тверды мысли человека, находящегося в заблуждении, но, если другой человек, более развитый, более знающий, лучше понимающий дело, будет постоянно работать над тем, чтобы вывесть его из заблуждения, заблуждение не устоит » — так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу — это, конечно,
свободный и справедливо вознаграждаемый труд: « Жизнь имеет своим главным элементом труд и самый верный элемент реальности — дельность » Экономическая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточно подробно. Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счастливой
жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно количество «новых» людей должно увеличиваться, пока на земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны. К сожалению, многое в этой картине, с высоты последующего исторического опыта, выглядит утопично. Но свою положительную роль в судьбе России просветители-народовольцы сыграли, хотя и не смогли добиться желаемого результата. Есть в романс и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: «Что
делать?» По цензурным соображениям Николай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. «Особенный человек» Рахметов, на, первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию на умы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных. Рахметов — сильный, талантливый человек, который полностью отказывается от любой личной жизни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же — устройство справедливого человеческого общества, но путь к
нему лежит через революционную борьбу со старым порядком. Кирсанов говорил: « Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни » Для последователей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идейной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к великим потрясениям и большой крови.
В заключение я хочу сказать о самом авторе романа «Что делать?». Николай Гаврилович Чернышевский был великим гражданином нашей страны и человеком героической судьбы. Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: «Истина — хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей »
Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. И, мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории русской литературы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |