Реферат по предмету "Зарубежная литература"


Романтизм в творчестве Пушкина

Реферат Романтизм в творчестве А.С. Пушкина ПЛАН I Вступление 1.Что такое романтизм ? 2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм. II Основная часть 1.Романтическая лирика: а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии. б) «Человеческая свобода» и «мелкость общественных верхов». в) «Бесстрастие» и «огненная страсть». г) «


Образ нации» в лирике Пушкина. д) « Морские пейзажи». е) Романтическая лирика Пушкина- вдохновение композиторов. 2. Романтическая поэма А.С. Пушкина « Кавказский пленник» а) Пленник- психологический портрет пушкинского современника. б) Тема свободы. в) Душевная охладелость героя. г) Тема «огня» и «холода». д)


Ревность и душевный героизм Черкешенки. е) Общее значение поэмы. III Заключение. Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу. а) Содержательный романтический мир страстей. б) «Солнце нашей поэзии закатилось!» Что такое романтизм. «Всякий по-своему его определяет и видит!» - писал о романтизме в 1826 г. поэт Н.М. Языков[1]. А в 1958 году, через 132 года, современный исследователь


П. С. Мейлах отметил то же самое: « Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-исторической характеристике романтизма : «Русский романтизм, порожденный надвигающимся переломом в развитии России, стал в основном выражением новых антифеодальных


освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении»[3]. Но романтики описывают не только эпоху , но и самого человека. Положительный герой романтической литературы- это «человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в будущее»[4]. Что же такое романтизм для вас ? Какой бы ни был ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит


незабвенные строки из стихотворения Пушкина : « Я помню чудное мгновенье .» Да и не удивительно , ведь поэзия Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви , дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия , неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не только его « памятник» , но и его «душа в заветном мире» . Пушкинская муза - муза возвышенная.


Кто до него мог так возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства ? Тут все- и легкая уверенность, и глубокая страсть, и ревность, и ожидание новой , и добродушная насмешка над девичьим кокетством. Вот проходит мимо девушка, и рождаются такие замечательные стихи : Когда нечаянно пройдет передо мной Младое , чистое , небесное созданье, Пройдет и скроется Ужель не можно мне, Любуясь девою в печальном сладострастье ,


Глазами следовать за ней и в тишине Благословлять ее на радость и на счастье, И сердцем ей желать все блага жизни сей, Веселый мир души , беспечные досуги , Все- даже счастие того , кто избран ей , Кто милой деве даст название супруги . Маяковский восхищался одним пушкинским стихом как высшим проявлением любовного чувства . Он предельно лаконичен : Я знаю , путь уж мой измерен ,


Но , чтоб продлилась жизнь моя , Я утром должен быть уверен , Что с вами днем увижусь я . Может быть с Пушкиным мы только и научились понимать, что такое Любовь? Возвышение - это мечта об идеале женщины-«чистейшей прелести чистейший образец», «гений чистой красоты», которую заронил Пушкин в сердце русского, и которою тот с тех пор безнадежно болен. Безусловно, Пушкин является самым блестящим примером писателя-романтика.


Многие люди пытались проанализировать его романтизм. Но как же все-таки понимает романтизм сам Пушкин ? Взгляды Пушкина на романтизм. У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский


фонтан» , в октябре того же года были закончены «Цыганы» ) . Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»[5] В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин , цитируя предсмертные стихи Ленского замечал : Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем ,


Хоть романтизма тут нимало Не вижу я ; да что нам в том ?) Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление : нельзя относить к романтической литературе «все произведения , носящие на себе печать уныния или мечтательности»[6] . Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими .


Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет «по всем правилам парнасского православия»[7]. Он утверждал , что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства»[8]. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о « перевороте» в словесности, который должны произвести романтики[9]. Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма.


Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира , Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина , который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным . Таким образом ,


Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал , что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей . читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей , совершенно


чуждых чувствам уныния и разочарованности . Это люди, отличающиеся бурными страстями , которые являются героями самых необыкновенных приключений , поднимающих человека над обыденностью. Таким образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя.


В « равнодушии к жизни , к её наслаждениям», в «преждевременной старости души» , т. е. в душевной охладелости романтического героя , он видел «отличительные черты» « молодёжи 19-го века»[10]. Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя. живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских «южных поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали


самих себя. Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще всего контрастные психологические состояния , непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или «могучая страсть», подчиняющая все переживания и поступки человека , или душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка- «страстная дева», полная «восторгов сердца».


Ей противопоставлен Пленник , который погубил « страстями сердце» , стал «жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В «Бахчисарайском фонтане» Заремой владеют «порывы пламенных желаний» , она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти


Марии приходит к полному унынию . В «Цыганах» , вершине романтизма Пушкина , « всюду страсти роковые». Поэт подчёркивает , что « послушной душой» Алеко «играли страсти» . Играют они и Земфирой , и её любовником – молодым цыганом , и её матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган , которому после любовной катастрофы «постыли все девы мира» . Постараемся же теперь разобраться в этом лучше , на конкретном художественном


материале романтических произведений Пушкина. Романтическая лирика Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений , выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века. В стихотворениях Пушкина романтического периода мы нередко находим не романтическое обращение к классической мифологии


. На ней целиком построено пушкинское стихотворение 1824 года «Прозерпина» , начатое словами: Плещут воды Флегетона , Своды Тартара дрожат , Кони бледного Плутона Быстро к нимфам Пелиона Из Аида бога мчат. Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений Пушкина романтического периода , заключающих мифологические мотивы , далёк от «разорванности» романтического


стиля. Таковы превосходные антологические стихотворения «Муза» и «Нереида» : Среди зелёных волн , лобзающих Тавриду , На утренней заре я видел нереиду. Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть: Над ясной влагою полубогиня грудь Младую , белую как лебедь воздымала И пену из власов струёю выжимала . У них плавные , как бы закруглённые концовки. И всё же самые яркие и смелые лирические произведения


Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические . Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в графе М.С. Воронцове , под начальством которого был вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин иронически противопоставил свойственный


Воронцову «хороший тон» подлинно выдающимся умственным и моральным качествам: Он не хранил в своём запасе Глубоких замыслов и дум ; Имел он не блестящий ум , Душой не слишком был отважен ; Зато был сух , учтив и важен. («Не знаю где , но не у нас» ). В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается, как возникает бесстрастие, как исчезает страсть.


Об этом говорится в стихотворении «Чёрная шаль». Герой , переживший измену возлюбленной , «младой гречанки» , которую он «страстно любил» , и убивший её , приходит к полной душевной охладелости . Он навсегда забывает о женской красоте , совсем как старый цыган в пушкинской поэме «Цыганы» . Здесь есть даже совпадения текстов : С тех пор не целую прелестных очей , С тех пор я не знаю весёлых ночей . Гляжу , как безумный , на чёрную шаль ,


И хладную душу терзает печаль . ( «Чёрная шаль» ) С этих пор Постыли мне все девы мира ; Меж ними никогда мой взор Не выбирал себе подруги, И одинокие досуги Уже ни с кем я не делил . ( Рассказ старого цыгана). В обоих случаях катастрофическое исчезновение страсти становится трагическим рубежом в жизни человека. ( «С тех пор» , «С этих пор» - именно черта во времени ).


Но чаще, чем душевный холод, в лирике Пушкина -романтика мы видим душевное горение , мощную огненную страсть . Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит о своей политической страстности поэта . «Страстею воли и гонениям я стал известен меж людей» пишет Пушкин в одном из посланий В.Ф. Раевскому . И всё же на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом . Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего была развёрнута его философия страстей


и резче всего проявилась его убеждённость в том , что романтический поэт должен жить в стихии яркой , напряжённой страсти. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени . В сердце поэта живёт «пламенная страсть» , «пламенный восторг» , «лобзанья» возлюбленной «так пламенны» , «новый жар волнует кровь», возлюбленная «вливает» в душу «огонь» , «юный пыл страстей» Противопоставлен этому пламени образ того , что остаётся от любовного горенья- образ пепла.


В «Сожженном письме» Пушкин пишет : Свершилось! Тёмные свернулися листы ; На лёгком пепле их заветные черты Белеют Грудь моя стеснилась . Пепел милый , Отрада бедная в судьбе моей унылой , Останься век со мной на горестной груди Поэт называет пепел «милым» , «лёгким». Для него пепел- единственная «отрада» . Это всё что осталось от любви, от всего того , что было ему


дорого. Живущий в стихии страстей , поэт- романтик часто говорит об единственности своей любви , захватывающей всё его существо. «Всё в жертву памяти твоей» обращается он к Воронцовой. Даже слава нужна ему лишь для того , чтобы она всегда напоминала о нём возлюбленной. В стихотворении «Желание славы» , посвящённом Воронцовой , читаем : Желаю славы я , чтоб именем моим Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною


Окружена была , чтоб громкою молвою Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне Это «единственное» чувство заставляет поэта жить с образом возлюбленной даже тогда , когда её нет с ним . Нередко в любовной лирике Пушкина возникает видение- воспоминание, заменяющее реальность. В стихотворении «Ночь» , посвящённом Амалии Ризнич , перед поэтом «в молчаньи ночи тёмной» с поразительной ясностью , возможной только при огромной силе чувства, предстаёт образ возлюбленной.


Он слышит даже звуки её голоса , её страстные признания: Во тьме твои глаза блистают предо мною. Мне улыбаются , и звуки слышу я : Мой друг , мой нежный друг люблю твоя твоя Такое же, только смягчённое видение-воспоминание есть в знаменитом стихотворении «К ***». Поэт тоже видит лицо любимой женщины и слышит её голос : В томленьях грусти безнадёжной , В тревогах шумной суеты


Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты. И в стихотворении «Ненастный день потух », посвящённом Воронцовой, перед поэтом — видение - воспоминание. Но на этот раз оно исключительно зрительного порядка. Поэт видит возлюбленную на фоне южной природы—движущейся «роскошной пелены» моря: по горе теперь идёт


она К берегам, потопленным шумящими волнами; Там , под заветными скалами, Теперь она сидит , печальна и одна В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная сила переживаний поэта в большинстве случаев разрывает упорядоченность художественных форм. Стиль становится динамичным , остро экспрессивным и даже «разорванным». Подобная «разорванность» отражает душевную взволнованность поэта и противоречивость его любовных переживаний,


не поддающихся упорядоченности. Вопросы и восклицания сменяют друг друга в стихотворении «Желание славы» , где поэт сетует на интриги , возникшие в связи с этой любовью : И что же ? Слёзы , муки , Измены , клевета, всё на главу мою Обрушилося вдруг Что это я, где я ? Стою Как путник, молнией постигнутый в пустыне, И всё передо мной затмилося ! Какую бурю чувств мы видим в этих стихах !


Мы ощущаем все переживания лирического героя . Стихотворение «Ненастный день потух» завершено предельно экспрессивным описанием одиночества возлюбленной: Одна никто пред ней не плачет , не тоскует; Никто её колен в забвенье не целует; Одна ничьим устам она не предаёт Ни плеч, ни влажных уст , ни персей белоснежных, . . Никто её любви небесной не достоин. Не правда ль : ты одна ты плачешь


Я спокоен . Но если . Всё это необыкновенно сильно. Ряды точек графически выражают взволнованную прерывистость и скачкообразность эмоций возлюбленного. Эти точки в то же время намекают на то, что скрывается в глубинах психологии поэта. И замечательнее всего последнее «Но если ». Это внезапно обрывает стихотворение и даже лишает его внешней стройности и последовательности рифмовки. Это гениальное «Но если ».


Внезапный обрыв речи повествователя яснее, чем слова , раскрывает ревнивое волнение влюблённого . «Протяжённость» подразумеваемой мысли изображена многоточием , занимающим почти целую строку: поэт чувствовал бы себя глубоко несчастным , если бы любимая женщина была не одна и полюбила бы другого человека. Вся эта поэзия страстей и бесстрастия имела художественной целью раскрыть психологический . внутренний мир личности и воссоздать её образ. Но перед романтиками стояла и другая задача: отказываясь от традиций


«классической» поэзии , они стремились нарисовать индивидуальный образ нации. Эту задачу решил романтик Пушкин. Подлинным шедевром пушкинского романтического воспроизведения русского национального колорита явилась «Песнь о вещем Олеге». Здесь не только использовано летописное предание и блестяще нарисована эпоха древнегреческого язычества, но и взят явно романтический сюжет чудесного таинственного предсказания.


Здесь у Пушкина появляется тема поэта-пророка , не подчиняющегося никакой земной власти, наделённого силой безошибочного предвидения , которое выделяет его из среды обыкновенных людей. Предсказывающий смерть Олега «вдохновенный кудесник» открывает собой длинный ряд таких пушкинских героев , как пророк из первого «Подражания Корану» , Андре Шенье , Моцарт и др. Об этом свидетельствуют слова «Песни»:


Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесного дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. В лирических стихотворениях Пушкина -романтика , изображающих жизнь разных народов , нет соответствующих пейзажей или же они не имеют почти ничего национально характерного .


Нет пейзажей в стихотворениях «Гречанка верная !» , «Гречанке» (упоминается лишь достаточно абстрактное «небо Греции священной» ), «Чёрная шаль» ( упоминаются лишь «дунайские волны» , куда раб убийцы бросил мёртвые тела). И в «русских» произведениях Пушкина мало национальных пейзажных образов. Дать описание жизни разных народов на фоне соответствующих национальных пейзажей Пушкину удалось лишь в южных поэмах. Зато в пушкинской романтической лирике есть великолепные «личностные»


пейзажные стихотворения , рисующие экзотическую природу и вместе с тем проникнутые глубоким и тонким психологизмом . Эти стихотворения связаны не с изображением какой-либо национальной среды , а с переживаниями самого поэта , с его восприятием жизни. Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика. Пушкин видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром в его стихотворении «Узник» орёл, стремящийся на волю , звал поэта улететь «туда , где синеют


морские края» . В стихотворении «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть , и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море , но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения: Шуми , шуми , послушное ветрило , Волнуйся подо мной , угрюмый океан


Я вижу берег отдалённый , Земли полуденной волшебные края ; С волненьем и тоской туда стремлюся я ; Воспоминаньем упоённый И чувствую: в очах родились слёзы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает ; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И всё чем я страдал, и всё , что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман


В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении. Такова романтическая лирика Пушкина. Удивительно тонкая и возвышенная , она стала художественным материалом для многих крупных русских композиторов , находивших в ней мир благородных эмоций. На тексты этой лирики были написаны прекрасные романсы А.Н. Верстовского , М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.


Особенно замечателен романс Н.А. Римского-Корсакова, написанный на текст стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда » . Когда после слушания этого романса начинаешь читать пушкинское стихотворение , невольно повторяешь именно те интонации , которые даны в романсе Римского-Корсакова. Так органически сливается музыка с текстом романса. Но всё же основная область романтической лирики Пушкина - это область любовных переживаний.


Поэтому все его романтические поэмы имели любовные сюжеты . В них ещё ярче , чем в романтической лирике , выразились сильные , «пламенные» страсти и полярная душевная охладелость. Так как же проявилось всё это в его поэмах ? «Кавказский пленник». Первая романтическая поэма Пушкина—«Кавказский пленник», — законченная в феврале 1821 года , принесла ему успех , наибольший в его литературной деятельности.


Успех был вызван тем , что читатели находили в ней образ современного романтического героя , отсутствовавший в допушкинской литературе. Легко убедиться в том , что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными . В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому , что ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его «свете»- в цивилизованном обществе: Отступник света , друг природы ,


Покинул он родной предел И в край далёкий полетел С весёлым призраком свободы. Свобода ! он одной тебя Ещё искал в пустынном мире. Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой , лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав в плен , лишается свободы физической. Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье.


В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике : Затмилась перед ним природа. Прости , священная свобода ! Он раб. Другая важная черта Пленника —душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому , что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова , обращённые к Черкешенке:


Бесценных дней не трать со мною; Другого юношу зови. Его любовь тебе заменит Моей души печальный хлад . Как тяжко мёртвыми устами Живым лобзаньям отвечать И очи , полные слезами , Улыбкой хладною встречать! Правда , даже эта душевная охладелость не заставляет героя отвергнуть идеал свободы.


Пушкин говорит о Пленнике и свободе : Охолодев к мечтам и мире С волненьем песни он внимал , Одушевлённые тобою; И с верой , пламенной мольбою Твой гордый идол обнимал. Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской , но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души» на основе доступного


ему жизненного и литературного материала. О том , что пленника привели к душевной охладелости страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где закованный Пленник вспоминает о родине: Где первую познал он радость , Где много милого любил , Где бурной жизнью погубил Надежду , радость и желанье И лучших дней воспоминанье


В увядшем сердце заключил. Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ «душевного увядания». Особенности же психологии «увядшего» Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы , в которой часто встречался приём контраста , который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию


Пушкин - романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка» , сталкивает людей не имеющих ничего общего в своём психологическом складе. Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний героини: Пленник милый, Развесели свой взгляд унылый, Склонись главой ко мне на грудь,


Свободу , родину забудь. Скрываться рада я в пустыне С тобою , царь души моей ! Люби меня Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел , что он уже не может разделить пылкое чувство : Умер я для счастья , Надежды призрак улетел ; Твой друг отвык от сладострастья ,


Для нежных чувств окаменел Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём , что это была любовь неразделённая , что герой «не знал любви взаимной : любил один , страдал один». Эта тема влекла за собой другую тему—ревности героини. Черкешенка хотела узнать , кто её соперница: Но кто ж она,


Твоя прекрасная подруга ? Ты любишь , русский ? Ты любим? Но Черкешенка преодолевает ревность—в этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника , Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром , когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит : Казалось, будто дева шла На тайный бой , на подвиг ратный.


В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже соединения с «другой» , хотя её собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то же время на


новую жизнь, полную любви: Прости , любви благословенья С тобою буду каждый час. Прости - забудь мои мученья , Дай руку мне в последний раз. Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник , чтобы достичь родины , не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко , которые под её влиянием совершают убийство.


По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная , естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает , что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась


Черкешенка. Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью. Общее значение «Кавказского пленника» было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные


черты целого поколения русской и европейской молодёжи. Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический


мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»


Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи: Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение. Как реквием Библиографический список 1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г. 2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению (IV


Международный съезд славистов. Сов. комитет славистов). М 1958г. 3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-ая половина). 3-е изд. М 1970г. 4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М 1977г. 5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений.


М Л 1937г т. XIII, с. 245. 6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XII, с. 179. 7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XIII, с. 57. 8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XIII, с. 102. 9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М Л 1937г т. XIII, с. 225. 10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений.


М Л 1937г т. III, с. 52. Использованная литература 1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. «Молодая Гвардия», 1989г. 2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. «Просвещение», 1980г. 3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. «Художественная литература», 1985г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (по Б.М. Гринштун)
Реферат Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма
Реферат The legal nature of domain names
Реферат Комунальні проблеми Сутність проблеми вивезення сміття та її правове підрунтя
Реферат Товар в системе маркетинга 2
Реферат Правда святая иль сон золотой
Реферат Разработка нового продукта и особенности его реализации на рынке
Реферат Анализ кризисных тенденций в деятельности организации
Реферат Ранній дитячий аутизм (діагностика і корекція)
Реферат История кулинарии. Составления меню
Реферат «Творческий подход к обучению младших школьников иностранному языку»
Реферат Сергиевское (Коньково-Сергиевское)
Реферат Государство Кевская Рсь
Реферат Бухгалтерский учет и аудит производственных запасов предприятия
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Земледелие» наименование дисциплины для направления подготовки