Реферат по предмету "Литература"


Футуризм в русской литературе

В начале XX века в России сформировалось новое направление в литературе - Вначале XX века в России сформировалось новое направление в литературе - Футуризм названиезаимствовано у итальянских футуристов, от слова futurum - будущее . С течением времени встал вопрос о том, имеют ли футуристыправо на роль новаторов, нужны ли они?Футуризмбыл глубоко чужд классическим традициям русской литературы.


Подобно символизму, русский футуризм многоевоспринял от буржуазной культуры запада, а также европейских футуристических литературныхтечений. Однако в целом ряде социальныхустановок русский футуризмрешительно отличался от европейского ему не были свойственны милитаристскиеустремления, проповедь насилия, агрессии. Раннийфутуризм характеризовался неоднородностью и внутренней противоречивостью. Наряду с устремлением всторону от реальной действительности в нем нашли свое выражение протестантские,


бунтарские мотивы, направленные противбуржуазной действительности и литературы. Общие эстетические установки,положенные в основу поэтики футуристовопределили роль столь распространенной в их творчестве метафоры нарушающей,нормы логики и отношениявремени. Предметом искусства футуристов стало содержание сознания. Своювраждебность господствующим, общественным и литературным нравам футуристыстарались подчеркнуть


всеми средствами, начиная от желтой кофты иразрисованных физиономий и кончая причудливымоформлением своихсборников, печатавшихся на обойной иоберточной бумаге. Футуризмдля нас, молодых поэтов, - писал Маяковский, - красный плащтореадора, он нужен только для быков быков он сравнивал скритикой . Я никогдане был в Испании, но думаю, что никакому тореадору не придет в головупомахивать красным плащом перед желающим ему доброго утра другом .1 1


Маяковский В.В. Собрание сочинений, т.1, М 1935,с. 3Буржуазнаякритика набрасывалась на футуристов, считая их произведения невероятнымидикостями и чистым дурачеством . В своей автобиографии Маяковский писал оботношении общества к футуристам Газетыстали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Издатели не брали нас.Капиталистический нос чуял в нас динамитчиков.


У меня не покупали ни однойстрочки . Футуристы,в свою очередь, не стеснялись в выражениях, когда речь шла о современной литературе. Символистов они называли символятина , акмеистов свора адамов .Они призывали вымыть руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанныхбесчисленными Леонидами Андреевыми .Стараясь быть совсем непохожими натех поэтов, с которыми они воюют , футуристыпровозгласили Во имя свободы мы отрицаем правописание нами уничтоженызнаки препинания чем роль словесной массы выдвинута


впервые и осознана 1и т.д. Новаторство футуристов носило чисто внешний характер. Футуристическиенеологизмы не вошли в разговорный язык. Главный пункт программы футуризмасводился к освобождению от оков содержания, к утверждению самоценного или,как футуристы выражались, самовитого слова . По словам Шершеневича, его единомышленники совершенноотвергли стихи, которые пишутся для мысли, для идей 2 .


Футуризмравно отрицал и буржуазную и революционно- пролетарскую литературу. Футуристы называли себя новыми людьми новой жизни . Проявляяобостренное чутье к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием слов без всякогоих значения и смысла. 1 Из предисловия к сб. Садок судей .2 Шершеневич В. Футуризм без маски. М 1914. 4


Каждыйвек нуждается в собственном поэте, который сделалбы боль времен своею собственной болью . Таким поэтом своего временибыл Маяковский, с его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературупоэзией связано очень много. Он первый, используя свой необыкновенный ритм,соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную волнунового искусства. В поэме Человек он пишет И только боль мояострей, стою огнем объят, на несгораемом костре немыслимой


любви . Вюности Маяковский был связан с футуристами, но он пошел дальше своих собратьевпо перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на головувыше всех. После октября 1917 имя Горького стало символом буревестникареволюции. Блок воспринимался как трагический поэт эпохи ,услышавший музыку революции, Маяковский вошел в нашу культуру поэтическимзнаменосцем


Октября, первый верил в светлое будущее страны. Каждый поэт рано или поздно даетоценку своему творчеству, а Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу.Я думаю, он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Маяковский- это удивительный поэт, который очень тонко чувствовал время. Страшный трагизм положения Маяковского вмире непонимания приводит его к самоубийству.


Возможно, это была минутная слабость,возможно, гонения на поэта, но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало.Но остались стихиМаяковского, осталось завоеванное право быть первым в рабочем строю. 5Другойизвестный футурист Велемир Хлебниковсчитался открывателемсловесных Америк. В его творчествеотразились основные положения футуристической программы. Произведения большогои оригинального писателя явно не укладывались в обычные рамки футуристическоготечения.


Опыты его в области стихосложения, языковое творчество, упорноестремление обновить, оживить слово, выявить его корневой, глубинный смысл,вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний все это оказалоплодотворное влияние на развитие русскогостихосложения. Поэзию Хлебникова сближает с лирикой Маяковского гуманистический характерпротеста против превращения человека в вещь. Для поэта современность этотолько отрезок в нескончаемом рядувремени, которое в своем


движении, по мысли Хлебникова, может быть устремлено ив будущее, и в прошлое. Метод сдвига во времени лег в основу многих его произведений. Это обусловило егоподход к поэтическому языку, реформу которого он предпринимает. Хлебниковпытается выделить в слове смысл, заложенный в нем в древнюю эпоху, разложитьслово на его первоначальные значения, части, из которых он производит затемновые слова, стремясь создать новый тип языкового мышления.


Так строилосьизвестное стихотворение поэта Заклятие смехом 1909-1912 О,рассмейтесь, смехачи!О,Засмейтесь, смехачи!Чтосмеются смехами, что смеянствуют смеяльно.О,засмейтесь усмеяльно!О,рассмешищ надсмеяльных смех усмейных смехачей! Но нужно сказать, что и егоноваторство шло в ложном направлении. От основы глагола любить он создает 400новых форм, из которых, как и следовало ожидать, ни одно не


закрепилось ни в поэтической, ни в разговорной речи. 6 Просматривая весь путь русского изападного декаданса,мы убеждаемся, что футуристы меньшевсего имеют правона роль новаторов. Там же,где футуристы оригинальны , они лишены, как правило, здравого смысла.Доводится до абсурда взгляд, высказанный Бальмонтом, согласно которому словоявляется волшебством , а буква магией .В этом стихотворении понятытолько заглавие и подпись автора, все остальное от волшебства


ЕуюИаоОаееиеяОаЕуиеиИееИыиеиы Илитакое произведение А. Е. Крученых Дырбул щылУбещурСкумВысо буРлэз Подобного рода бессмыслицу мывстречаем и у Н. Асееваи у В. Каменского и еще умногих других футуристов.Иногдафутуристы снимают свой заумный плащ и предстают в обычном виде . Вот,например, стихотворение Д. Бурлюка Утро Явидел девы пленные устаКним розовым она свою свирель прижалаАгде-


то арок стройного моста Оттучи к туче тень бежала О принадлежности этогостихотворения к футуризму говорит отсутствие знаков препинания. Многие футуристы после октября еще долго не моглиИзбавиться от наследияфутуристического прошлого. Но большинство из них, приняв Октябрьскую революцию,стремились свое искусство на службу ей и стали мастерамисоветской поэзии. 7Список литературы Волков А. А. История русской литературы XX века.М Просвещение ,


1977. Маяковский В.В. Стихотворения и поэмы.М Художественная литература , 1969. Маяковский В.В. Собрание сочинений, т.1,М 1935 Соколов А.Г. История русской литературыконца XIX начала XX века. М Высш. школа,1979. Шершеневич В. Футуризм без маски. М 1914. 8



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.