Содержание Введение …. 3 Глава 1. Основные виды строф … 5 Глава 2. Сложные формы строфической организации стихотворений …… 11 Заключение … 23 Литература … 25 Введение «Стиховедение считается трудной частью теории словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: “Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. В наше время это должен уметь каждый школьник, но практически умеет далеко не каждый студент-филолог.
А о более тонких деталях строения стиха не приходится и говорить», - пишет М. Л. Гаспаров. Стихосложение (версификация) – это способ организации звукового строения речи, по которому речь делится на две большие категории – стихи и прозу. В стихосложении выделяется отдельная область исследований – строфика. Строфа – (греч. strophe – поворот) – группа стихов, с повторяющейся организацией ритма и(или) рифмы.
Существуют строфы с устойчивым чередованием различных метров: (алкеева строфа, сапфическая строфа), а также различных клаузул и рифм. К последним относятся: двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четверостишие (катрен), пятистишие (квинта), шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима). Также сущесвуют: онегинская строфа (14-стишие), одическая строфа, балладная строфа, сонет, рондо, триолет,
лимерик и пр. Повторяемость – основной признак строфы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли (теме). При смене строфы меняется и тема. Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое. М. Л. Гаспаровым дано известное определение стиха: «Стих есть речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения и пр присутствует еще и другое членение – на
соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется "стихом". Границы этих отрезков общеобязательно заданы для всех читателей (слушателей) внеязыковыми средствами: в письменной поэзии – обычно графикой (разбивкой на строки), в устной – обычно напевом или близкой к напеву единообразной интонацией. При восприятии текста сознание учитывает объем отрезков и предчувствует их границы; подтверждение или неподтверждение этого предчувствия ощущается как художественный эффект».
Метр и ритм представляют собой не просто две субстанции стиха, но два вектора: понять ритм можно, только зная метр, то есть исчерпав его до конца, представляя себе метрический рисунок стиха целиком. Более наглядно эта закономерность обнаруживается в явлении рифмы, которая отсылает к предыдущей строке, то есть, по сути, требует одновременного чтения в обоих направлениях, хотя и не по всей длине стихотворной строки (сами слова "рифма" и "ритм" этимологически родственны и восходят к древнегреческому
"rhithmos"). Рифма есть реализация ритмического вектора стиха, тогда как строфика – реализация вектора метрического. Глава 1. Основные виды строф Строфа (с греч. «strophe» - «круг», «оборот») – группа определенного количества стихов-строк с определенным расположением рифм, которая являет законченное целое: и в тематическом (законченность мысли), и в интонационно-синтаксическом (в финале стоит точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие) плане.
Это группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр. Например: Лишь тому, чей покой таим, Сладко дышится
Полотно над окном моим Не колышется. Ты придёшь коль верна мечтам, Только та ли ты? Знаю: сад там, сирени там Солнцем залиты. (И. Ф. Анненский) Или: Я лугами иду – ветер свищет в лугах: Холодно, странничек, холодно. Холодно, родименький, холодно! Я лесами иду – Звери воют в лесах Холодно, странничек, холодно.
Холодно, родименький, холодно! (Н. А. Некрасов) Особого рода трудности при определении положения текста между стихом и прозой возникают тогда, когда этот текст слишком короток. В этом случае ни о внутреннем членении текста, ни о поворотах, ни об их предсказуемости не возникает и речи; текст воспринимается как стих или как проза исключительно в зависимости от контекста. Недавно для таких неудобоопознаваемых форм был предложен поэтом
В. Буричем (еще не привившийся) термин «удетерон» (гр. «ни то ни другое»). Таковы пословицы, поговорки, загадки, таков же и моностих (одностишие). Эта строка среди прозаического монолога показалась бы несомненной прозой, но на странице альманаха или стихотворного сборника ощущается как стих. Конечно, такие «стихи» возможны только в культуре с развитой поэтической традицией. С. Вермель, меценат и поэт-любитель, явно старался создать футуристический аналог
знаменитому моностиху В. Брюсова «О, закрой свои бледные ноги» (1894), с которого, можно сказать, начался русский символизм. Заглавие этого стихотворения-одностишия С. Вермеля «Танка» указывает лишь на краткость стихотворения (в отличие от канонического японского размера): «И кожей одной и то ты единственна» (1915). Распознать ритмическую структуру стихов можно лишь при их повторении. Исследователь В.Холшевников приводит интересный пример: надпись «Производитель работ»
мы воспринимаем как прозу, не замечая, что это 3-хстопный дактиль. Однако если дальше последует строчка «акционерной компании», то размер будет нами опознан (попробуйте произнести обе фразы). Именно по этой причине одностишья (моностихи) крайне редки – в них сложно уловить ритм. Из известных моностихов можно привести и такой следующие: Покойся, милый прах, до радостного утра (Н. М. Карамзин)
Более популярной строфой, чем моностихи, являются двустишия – дистихи. Например, дистих Ахматовой: От других мне хвала – что зола, От тебя и хула – похвала. Дистих – это простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – дистих, в восточной – бейт, в силлабической – вирши. Двустишия бывают строфическими и нестрофическими. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие.
Графически такие двустишия отделяются друг от друга. Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? (Осип Мандельштам) Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки. В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки. В сети ли ночи, на удочку дня Скоро ли время поймает меня? (Расул Гамзатов) Следующая по количеству стихов строфа называется терцином (= терцина, терцет, лат. terzа rima – третья рифма) – и включает 3 строки. Это Трехстишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC. Известнейшее произведение мировой литературы, организованное терцинами «Божественная комедия»
Данте: Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! Так горек он, что смерть едва ль не слаще. Но, благо в нем обретши навсегда, Скажу про всё, что видел в этой чаще… (А. Данте) А.
С. Пушкин также писал такой строфой: В беспечных радостях, в живом очарованье, О дни весны моей, вы скоро утекли. Теките медленней в моём воспоминанье. (А. С. Пушкин) Четверостишия, или катрены, – один из самых популярных видов строф. Организованы такие строфы одним из видов рифмовки: смежной, перекрестной или опоясывающей. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза. (И.А. Крылов) Если идти дальше по счету, последует пятистишие (квинтет) – строха из пяти стихов: Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложиться Невский, Весь Летний сад – Онегина глава, О Блоке вспоминают острова, А по Разъезжей бродит Достоевский. (С. Я. Маршак) Или: Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз; Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. (М. Ю. Лермонтов) Шестистишия, или секстины – строфы из шести стихов: Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд. Я между ними встал во весь свой рост –
Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост. (Тарковский) Или: Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись. (А .С. Пушкин) Еще пример – сексина с рифмовкой АВАВАВ:
Опять звучит в моей душе унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встаёт, как ясный день; Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! Я устарел: и жить и чувствовать – мне лень. (Л. А. Мей) Семистишия (септимы) редки: чаще они образуются из шестистиший прибавлением одной рифмы по схеме: ААБВВВБ. Такова модель «Бородина» Лермонтова. -
Скажи-ка, дядя, ведь недаром - Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов) Восьмистишия, или октавы: здесь 1 стих рифмуется с 3 и 5, 2 стих – с 4 и 6, 7 стих – с 8: по схеме абабабвв: В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, несмотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы. (Байрон) Или: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин) Девятистишие (нона) – сложная строфа из 9 стихов. Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу.
Черногривого коня. Дайте раз пор синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне (М. В. Лермонтов) Десятистишие (децима) – сложная строфа из 10 стихов. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать (М. В. Ломоносов) Глава 2. Сложные формы строфической организации стихотворений Существуют также сложные формы строфической организации стихотворений. К таковым, в частности, относится, балладная форма - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят
из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из 4 четных анапестических стоп, и 3 нечетных. Королева Британии тяжко больна, Дни и ночи ее сочтены. И позвать исповедников просит она Из родной, из французской страны. Но пока из Парижа попов привезешь, Королеве настанет конец
И король посылает двенадцать вельмож Лорда-маршала звать во дворец. В этой строфе вообще, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье». (В.А. Жуковский) Онегинская строфа – 14-строчная строфа, 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным созданная А.С. Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Строфа состоит из трех 4-стиший и 2-стишия.
В первом 4-стишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - кольцевая (абба), в третьем - смежная (аабб), последние 2 стиха рифмуются друг с другом. Так написан весь роман (за исключением писем героев): Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной
Казалась девушкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. (А. С. Пушкин) Одическая строфа – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Или же: Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, Меня твой сын препровождает; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г. Державин) Сонет (прованс. sonetto – песенка) – 14-строчное стихотворение.
В итальянском и французском вариантах оно разделено на 2 катрена и 2 терцина, где применяется одинаковая или перекрестная, или кольцевая рифмовка. Был особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен. Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова: АБАБ АБАБ ВБВ ГБГ или АББА АББА ВГВ ГВГ. Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3»:
Поэт! не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где огонь твой горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. Или же: Когда, как солнца луч, внезапно озаряет Любовь ее лица спокойные черты, Вся красота других, бледнея, исчезает В сиянье радостном небесной красоты.
Смирясь, моя душа тогда благословляет И первый день скорбей, и первые мечты, И каждый час любви, что тихо подымает Мой дух, мою любовь до светлой высоты. Свет мысли неземной лишь от нее исходит, Она того, кто вдаль последует за ней , Ко благу высшему на небеса возводит, По правому пути, где нет людских страстей И, полон смелостью, любовью вдохновленный, Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной! (Ф.
Петрарка) В английском варианте, созданном Шекспиром, сонет делится на 3 катрена и 1 дистих и строится по схеме «4+4+4+2». Сравню ли я тебя с весенним днем? Спокойней ты, нежнее и милее. Но ветром майский цвет на смерть влеком И лето наше мига не длиннее. Небесный глаз то блещет без стыда. То скромно укрывается за тучей; Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай. Но твой не завершится ясный день, Ему не страшны никакие сроки; Ты в смертную не удалишься тень, В бессмертные мои отлитый строки. Пока дышать и видеть нам дано, Живёт мой стих - и ты с ним заодно. (В. Шекспир) Несмотря на строгие требования (каждая строфа должна завершаться точкой плюс запрет на повторение слов), сонеты разнообразны по тематике и форме: любовный
сонет, сонет-манифест, сонет-посвящение, сонет-портрет. Одной из сложнейших форм является венок сонетов, состоящий из 15 сонетов. Ключом является замыкающий магистрал. Первый сонет начинается 1-й строкой магистрала и заканчивается 2-й его строкой; 1-й стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается 3-й строкой магистрала. И так далее - до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала
и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов. Первый венок сонетов был создан в Италии, в XIII веке. В России венки сонетов писали Вяч. Иванов, В. Брюсов и М. Волошин. Интересной формой является сонет-акростих, в котором по вертикали можно прочитать зашифрованное
послание – у Гумилева: Ангел лег у края небосклона, Наклоняясь, удивляясь безднам, Новый мир был темным и беззвездным, Ад молчал, не слышалось ни стона. Алой крови робкое биенье, Хрупких рук испуг и содроганье Миру слов досталось в обладанье Ангела святое отраженье. Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени, В сумраке предвечном открывая Азбуку своих же откровений. Вообще акростих – такой вид стихотворения, первые буквы всех строк в котором образуют слово или словосочетание, позволяя зашифровать послание или придать новый смысл. Следует отдельно оговорить еще две разновидности подобного творчества: это - мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).
В качестве примера одной из разновидностей акростиха - так называемого алфавитного акростиха - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы), и телестиха приведем два произведения. Фиалка Абсолютно пустынная местность, Безымянные темные скалы Вечной тенью покрыта окрестность, Где покрытые мхом перевалы Да долины имеют дыханье, Его звук слегка в воздухе разлит
Жизнь - пустое без смерти страданье, За страданьем - бессмертие манит И не слышно ни строчки, ни слова, Красота пустоты завлекает, Лишь притянет - отбросит, и снова Меня тихо к себе подзывает. Но в пустыне я чую движенье, Одинокое, но непростое По долине немое круженье, Радость роста чего-то иного.
Солнце светит особенно ярко, Так торжественно, так вдохновенно У горы вырастает фиалка - Фиолетовая королева. Холод или тепло - без различья, Цвет не важен, важней радость роста, Что бывает в мильонах обличий Шаг вперед сделать очень непросто: Щит незримый - как камень в ограде. Эх, быть может, все это - напрасно? Юркий ветер фиалку погладил -
Я увидел, она так прекрасна Ещё пример: Канава О, люди! Это вовсе не пустяК: Нетороплива, даже величавА, Корабликов бумажных караваН Несёт, хоть не вода в ней, а отравА, Природные законы все попраВ, Обычная вонючая канавА Рондо (франц. «rond» – «круг»): традиционная форма такого вида стихотворения состоит из двух 5-стиший и располагающегося между ними 3-стишия, причем после этого 3-стишия и в конце
повторяются (как рефрен) начальные слова первого стиха. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C – нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки) было популярно в поэзии барокко и рококо. Капризы не беда, твердит философ Савва; Кто над Миленою иметь все будет права, Тот может видеть их, сквозь пальцы, сквозь лорнет,
Тому они ей-ей не слишком в дальний бред. О красоте ее гремит по свету слава, А денег! Счету нет, ужель при них до нрава, Они лицу, душе и разуму приправа Запью шампанским я и в ужин, и в обед Капризы. Червонцы нам в бедах пристанище забава И вот уже он раб супружески-устало, И вот живет уже с Миленою пять лет, И вот шампанского красот червонцев нет,
Но что ж осталося? Спокойствия отрава, Капризы. Вариант рондо с рифмующимся рефреном: В начале лета, юностью одета, Земля не ждёт весеннего привета, Но бережёт погожих, тёплых дней, Но расточительная, всё пышней Она цветёт, лобзанием согрета. И ей не страшно, что далёко где-то Конец таится радостных лучей, И что недаром плакал соловей
В начале лета. Не так осенней нежности примета: Как набожный скупец, улыбки света Она сбирает жадно, перед ней Не долог путь до комнатных огней, И не найти вернейшего обета В начале лета. (М. А. Кузмин) Триолет – (от итальянского «trio») стихотворение из 8 стихов 4-хстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых 2-х стихах и приводит к повторению 1 стиха в 4 и 7, а 2 – в 8.
Это восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB, где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии XV – XVIII вв. Одной твоей улыбки ради, Предам, продамся и продам, Готов служить чужим богам Одной твоей улыбки ради. Лежалым мартовским снегам Гореть в оранжевом закате
Одной твоей улыбки ради Предам, продамся и продам. (В. Парнин, С. Эпштейн) Или же: Ты промелькнула, как виденье, О, юность, быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя! (К. Бальмонт) Лимерики (название происходит от ирландского города Лимерик, но связь между названиями города и стихотворениями, которые стали называть так с 1896 года, точно не известна) – юмористические 5-стишия, построенные на обыгрывании бессмыслицы. Эти 5 строк написаны анапестом и строятся по схеме рифм ААББА, причем в канонической версии конец последней строки повторяет конец первой.
По сюжету в 1 строке говорится – кто и откуда, во 2 – что сделал, 3 – 5 – что из этого вышло. Здесь широко используются каламбуры и неологизмы. Известнейший автор лимерик – Эдвард Лир. К удалому флейтисту из Конго Раз в сапог заползла анаконда. Но настолько отвратно Он играл, что обратно Через час уползла анаконда. Непослушную внучку из
Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: «А не сжечь ли котенка?» – Невозможная внучка из Йены. Также известны следующие виды строф. Сицилиана – восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ. Сапфическая строфа – строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо в VII – VI вв. до н. э. Графическая схема строфы: -&am p;#61485;&
#61640; 1485; ; -&am p;#61485; 1485; ; -&am p;#61485; 1485; ; & ;#61485; Это была наиболее употребительная строфа в античной поэзии.
Имитировалась в тоническом стихосложении: Ночь была прохладная, светло в небе Звёзды блещут, тихо источник льётся, Ветры нежно веют, шумят листами Тополы белы. (А. Н. Радищев) Алкеева строфа – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров. Королевская строфа – семистишие с системой рифмовки АББААВВ. Спенсерова строфа – девятистишная строфа с рифмовкой
ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596). Нетождественные строфы – строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр. Строфоиды – строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.
Астрофизм – стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)
Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Заключение Понятия формы и содержания стиха должны с необходимостью рассматриваться в контексте постулатов философско-феноменологического знания, точно так же как понятия движения, ритма и меры - в едином с ними контексте эстетических категорий гармонии, грации и красоты. Гармония есть мыслимая субстанция эстетического объекта, а мера – материальная субстанция такого объекта.
Мера есть форма гармонии, а гармония – это содержание эстетически осознанной меры. Гармонию измерить нельзя, но можно обнаружить и изучать конструктивный принцип, который лежит в основе эстетического объекта и которым обусловлено само существование эстетически значимой меры. Таким принципом является божественная пропорция ритма или закон "золотого сечения", который, являясь универсальным законом художественной формы, математическими символами кодирует не только количественно-
качественные состояния эстетического объекта, но одновременно и сам процесс перехода от одного качественного состояния к другому. Метод ритмико-гармонической точности, в основу которого положена божественная пропорция ритма, позволяет "поверять алгеброй гармонию", отражая в едином критерии эстетические и формальные параметры художественного текста. Категориальное триединство «ритм-форма-содержание» представляет собой художественную (эстетически значимую) «формулу» стиха, в которой ритм словесного уровня играет роль
организатора эстетически значимого движения, локализованного в пределах конкретной меры – строфы (строфоида). Ритм есть имманентная и, одновременно, латентная качественно-количественная основа стиха, которая, с одной стороны, найдена поэтом и неявно зафиксирована им в тексте, а с другой – это та сущностная характеристика стиха, которая обнаруживается (или не обнаруживается) читателем в процессе сотворческого осмысления им поэтического мира автора. Ритм неотделим от содержания: "
Содержание и ритм, – писал А. Белый, – в большинстве случаев совпадают. Ритм прорывается непосредственно: непосредственно он аккомпанирует смыслу». В более формальном представлении ритм, являясь объектом научного интереса, выступает как единый «ритмо-смысл». Но именно «ритмо-содержание» обретает в стихе форму как меру собственного самоограниченного саморазвития. Такой формой в строфических произведениях является строфа, а в астрофических – строфоид.
Литература 1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М 1988. 2. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М 1974. 3. Гаспаров М. Л. Очерки истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. М 1984. 4. Илюшин А. А. Русское стихосложение. М 1988. 5. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.
Москва, 2000. 6. Томашевский Б. В. Стилистика и стиховедение. М 1959. 7. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л 1972. 8. Шенгели Г.А. Техника стиха. М 1960.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |