Трояновский Д.В. 2 курс 2 группа. Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1830-е годы. Близится к окончанию покорение Кавказа. Проезжая на перекладных из Тифлиса, автор романа встречает ветерана Кавказской войны, штабс-капитана Максима Максимыча. Этот персонаж много лет был комендантом крепости в
Чечне. Пусть и преисполненная опасностей, гарнизонная жизнь была довольно скучной и однообразной, до тех пор, пока в крепости ни появился Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, двадцатипятилетний прапорщик, прослуживший в той части около года. Печорина не зря зовут «героем нашего времени». Как и многие молодые дворяне в тот период, он во всем разочаровался, ему надоел высший свет Петербурга, бесконечные балы, лицемерные знатные дамы, пустая
болтовня и бессмысленное времяпрепровождение. Такой вот «страдающий эгоист», классический герой Байрона и его подражателей, отправился на войну, чтобы под свистом горских пуль, в окружении диких гор и смертельной опасности отвлечься от опостылевшей жизненной суеты. Но и на Кавказе Печорину не нашлось места. Он пошел на невероятную авантюру, похитив дочь местного князя, красавицу Бэлу и расплатившись за нее лихим конем
Карагезом, украденным у удальца Казбича. Вскоре герой, однако, понял, что чувства дикарки не нужны ему, так же как и любовь дворянской барышни. Мудрый Максим Максимыч заранее предчувствовал беду, и она случилась – Бэла погибла. Совершенно неожиданно автор видит самого Печорина, и именно тогда понимает что он – «герой нашего времени».
Молодой человек удивительно холодно реагирует на радостные приветствия Максима Максимыча, встречающего Печорина с распростертыми объятьями. Вскоре Печорин вовсе уезжает прочь, оставляя автору и Максиму Максимычу свой дневник. Огорченный неприветливостью свое старого знакомого, штабс-капитан сначала хочет пустить записи на патроны, но автор убеждает его уступить документы ему.
Благодаря этому читатели узнают о былых похождениях героя, разочаровавшегося в российской дворянской жизни, типичного представителя молодого поколения периода, начавшегося после разгрома декабристов. Покинув постоялый двор, Печорин направляется в Персию, умирает на обратном пути оттуда, после чего автор книги и публикует его дневник. В «Тамани», первой из печоринских записок, раскрывается характер главного героя как безрассудного искателя приключений, готового без всякого повода пожертвовать собственной
жизнью. Печорин идет на риск и начинает следить за странно себя ведущими жителями хаты, где он был расквартирован вместе с денщиком. Загадочное ночное романтическое приключение на морском берегу дает простой ответ на мучивший Печорина вопрос – хозяева дома оказались обычными контрабандистами. Дальше герой нашего времени вновь идет на риск – отправляется в ночное путешествие по неспокойному морю вместе с девушкой – контрабандисткой. Печорин не умеет плавать, и вся романтическая прогулка была
задумана злоумышленниками для того, чтобы сгубить офицера. Герой едва остается жив, к тому же «слепой» мальчишка (также один из контрабандистов) похищает у него все ценные вещи. После этого происходят уже упоминавшиеся в повести «Бэла» эпизоды в гарнизоне Максима Максимыча, затем Печорин направляется в Кисловодск, где разворачиваются события «Княжны Мери». Приехав на воды, офицер знакомится с романтически настроенным юнкером
Грушницким и доктором Вернером. Скептицизм и язвительность последнего сразу приходятся Печорину по вкусу. Поскольку неподалеку идет война, общество на курорте собралось в основном мужское, офицерское. Дам в Кисловодске совсем немного, и первой красавицей среди них является юная княжна Мери, дочь богатой московской барыни, любительницы всего английского. И здесь в полной мере проявляется эгоизм Печорина и его свойство губить не только себя, но и других.
Когда Мери оказывает Грушницкому знаки внимания, герой сразу вспыхивает завистью. Нет, он не влюбился в очаровательную княжну, Печорин просто не мог вынести мысли, что самое лучшее (пусть и в пределах одного отдельно взятого города) может принадлежать не ему, а кому-то другому. Именно поэтому, а так же просто от нечего делать он начинает «кампанию» по завоеванию сердца княжны. В кратчайшие сроки Печорину действительно удается влюбить в себя юную барышню, уязвив тем самым самолюбие
слишком удачливого георгиевского кавалера Грушницкого и потешив свое собственное. Потом был приезд бывшей возлюбленной героя, Веры, и образование любовного четырехугольника: Печорин – Вера – Мери – Грушницкий. Герой утверждает Вере, что не любит Мери, но та понимает, что это не так. Она ревнует своего бывшего любовника (хотя сама героиня уже замужем) и назначает ему свидание.
Грушницкий с компанией обнаруживают Печорина и решают, что он пришел к Мери. В такой ситуации у молодых офицеров оставался только один выход – драться на дуэли. Судьба распорядилась так, что стрелявший первым Грушницкий промахнулся с шести шагов, а Печорин ответным выстрелом убил своего врага. После того как ситуация была предана огласке, Вера с мужем немедленно уехали. Печорин был в отчаянии.
Он грубо отверг объяснения Мери в любви, тяжко оскорбив девушку. Себе он признавался, что был не в силах расстаться со своей свободой. Той, что столь многим принесла горе, беды, страдания и смерть. В «Фаталисте», заключительной по сюжету, хотя не последней по фабуле части романа (ее действие происходит примерно в то же время, что и «Бэла») Печорин становится участником смертельной игры.
Серб Вулич, фаталист по складу, предлагает офицерам - собутыльникам, сидящим на квартире в казачьей станице, куда и занесло Печорина из крепости Максима Максимыча, страшное пари. Зарядив пистолет, он приставляет его к своему лбу, и предлагает собравшимся заплатить за редкостное зрелище – испытание судьбы, которая не должна допустить его гибели, если в этот день Вуличу не предначертано умереть. Никто из офицеров, разумеется, не хотел посылать товарища на верную
смерть. Никто кроме Печорина. Последний выложил все свои деньги ради того чтобы посмотреть на невиданный эксперимент. Была на то воля рока или нет, но Вулич действительно остался цел и невредим. Несмотря на это, Печорин во всеуслышание заявил, что серб умрет именно сегодня. Оскорбленный Вулич покинул общество офицеров, и, выйдя на улицу, тут же попал под шашку пьяного казака. Предсказание Печорина сбылось. После этого главный герой сам ввязался в игру с судьбой, взявшись задержать
дебошира. Как это много раз случалось на страницах романа, удача оказалась на стороне Печорина. Но Вулич погиб, а ведь, не окажись Печорин в обществе станичников, останься он в своем гарнизоне, тогда, возможно, не состоялось бы рискованного эксперимента, серб – фаталист не ушел бы раньше остальных, разбушевавшийся станичник протрезвел, компания мирно разошлась, и персонаж бы остался жив. По мнению самого главного героя, ему была уготована смерть от злой жены, однако этому не суждено было
свершится – как уже говорилось, Печорин умер по невыясненным обстоятельствам, возвращаясь домой из Персии. Таким образом, роман «Герой нашего времени» отличается глубоким психологизмом. Тщательно раскрыты образы не только ключевых персонажей, но и эпизодических действующих лиц. Хищная контрабандистка, прозванная героем «ундиной» (русалкой). Свободолюбивая и гордая Бэла, похищенная братом Азаматом для
Печорина и замкнувшаяся в себе от неволи и унижения. Мэри, спасенная и погубленная Печориным и Вера, пожалуй, единственная женщина, которую главный герой любил по-настоящему (но, как и остальные его спутницы, она жестоко пострадала по вине бывшего возлюбленного). Серб Вулич – бретер, игрок и храбрец. Доктор Вернер добр, пусть и скрывает свой нрав под маской цинизма. При этом, он всего лишь созерцатель. Ничтожность Грушницкого спрятана под романтической маской и позерством,
что было очень распространено в те времена. Прочтя роман Лермонтова, Николай I счел героем времени не Печорина, а Максима Максимыча. Эта позиция не лишена определенной логики – простой, прямодушный и честный офицер, прошедший немало битв вполне заслужил бы подобное звание, если бы не одно «но»: такие люди как Максим Максимыч могли быть и куда раньше и много позже действия этого произведения.
Такие же, как Печорин – нет. Он – герой именно своей, «нашей» для Лермонтова эпохи. Эгоистичный, разрушительный, приносящий много зла, пусть и против своего желания, и при этом глубоко трагический, несчастный и страдающий – герой своего непростого времени.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |