Реферат по предмету "Литература"


Пороки армейско-офицерского мира в повести А. Куприна "Поединок"

Пороки армейско-офицерского мира в повести А. Куприна Поединок План I. Введение. Главныйдевятый вал Куприна . Полемика вокруг повести. II. Приговор жестокому ипозорному армейскому миру и поиски избавления от зла жизни в повести Поединок . 1. Жизненный опыт как основа реализмаА. Куприна. 2. Духовное убожество армейско офицерскогомещанского мира.


3. Взаимоотношения офицерства исолдатской массы. 4. Пути избавления от ЯЗВ . III. Заключение. Значениеповести. Посвященная Горькомуповесть Поединок 1905 главный девятый вал Куприна одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала ХХ века. Повесть Куприна, как ипроизведения В.Вересаева


На войне , Рассказы о войне , Л.Андреева Красный смех , С. Сергеева Ценского Бабаев , была откликом напоражение царской власти в войне с Японией и отражала недовольствонародных масс самодержавием прямым виновником бесславия России, гибели тысячрусских солдат. Повесть создавалась в острое для России время следовали одноза другим поражения русской армии в


Манчжурии, был разгромлен русский флот при Цусиме.Это последнее горестное и позорное для России событие определило необычайно громкое звучание повести Куприна. Из зарисовок быта захолустного армейскогогарнизона вставала картина разложения, как всей армии, так и государственнойсистемы России. Хотя писатель начал повесть до русско-японской войны и о этойвойне в произведении не говорилось ни слова, и действие повести


Поединок происходит в девяностые годы, читатели все же воспринимали ее какнепосредственный отклик на происходящие события, как художественное объяснениепричин поражения русской армии на полях и сопках Манчжурии. От творческой историиэтой повести неотделимо имя А.М. Горького. Поощряя Куприна на создание повести Поединок Горький говорил Такая повесть теперьнеобходима.


Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают всолдаты, а во время демонстрации на Казанской площади студентов и интеллигенциюизбивали не только полиция, но под командованием офицеров и армейские части 7.стр.58 . Известно также, что Куприн многораз бросал Поединок , недовольный своей работой. Но, как вспоминал он, Горький, прочитав написанные главы , пришел в восторг и даже прослезился.


Еслибы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так быи не закончил. Влияние Горького, пословам Куприна определило все буйное и смелое в повести. Напечатана была повесть в1905 году в шестом сборнике Знание , который вышел в свет в дни разгромарусского флота при Цусиме. Правдивое изображение Куприным отсталой, небоеспособнойармии, разложившихся офицеров, забитых


солдат приобретало важный смысл. Удивительно ли писала 22 мая 1905 года газета Слово , что полк, жизнькоторого описывает автор, окончательно провалился на смотру Удивительно ли,добавим, что мы проваливаемся на большом кровавом смотру на Дальнем Востоке,хотя и знаем, что смотрит на наши войска не только вся Россия, но и весь свет 5, стр. 482 То, насколько значимабыла повесть для периода максимального революционного


подъема 1905 года,говорит и развернувшаяся вокруг нее полемика. На страницах Русского инвалида , Военного голоса , Разведчика неистовствовала реакционная военщина повестьКуприна оценивалась как фактор подпольной пропаганды , в которой простой народнатравливается на войско, солдаты на офицеров, а эти последние направительство. Черносотенцы, атакуяКуприна за его якобы злостно тенденциозный памфлет на военных, негодовалипротив


сборников Знания , которые вычеркивают у нас из списка жизнеспособныходно сословие за другим . Поединок вызвал новуюволну нападок на Горького. Герой г. Куприна мыслитпо-горьковски со всеми его специфическими выверта- ми и радикализмом , -подчеркивали Московские ведомости , пользуясь случаем приписать Горькомуницшеанские взгляды. По мнению Русского вестника , близость к великому


Максиму испортила Поединок тенденциознымипроповедническими страницами , а в основе злобно-слепой критики армии лежиттот же рецепт Максима Горького Человек! Это звучит гордо . Предостерегая читателя от развращающих картин Поединка , охранительная печать утверждала, что Купринне только заносит секиру над всеми военными и именно как над сословием, но вообще пропагандирует какую-то социальную нивелировку с упразднением всякихклассовых


и сословных различий . С другой стороны, либералы пытались всяческиослабить остроту выступления Куприна, уподобив его повесть роману Из жизнималенького гарнизона немецкого беллетриста Бильзе, стоявшего за частичныереформы в армии при сохранении ее основ. Демократическаяобщественность и критика, приветствуя Поединок , стремилась прежде всегораскрыть его революционный смысл.


Военное сословие лишь часть огромногобюрократического сословия, заполонившего русскую землю При чтении повести вы начинаете интенсивнее ощущать гнет окружающей жизни и искать из нее выхода писал Вестник и библиотека самообразования . Отмечая реализм повести,обнажившей всю жалкую подкладку военного дела , газета Наша жизнь указывала,что иная армия немыслима в бюрократическом государстве, где связана воля имысль народа . Вся суть подчеркивал демократический журнал


Образование , -не в картинах быта ,а в том соре, который накопился с годами в жизни общества,остановил его развитие и должен быть выброшен прочь . Социал-демократическийлитературный журнал Правда приветствовал освободительный дух повести, вкоторой трепещет и бьется пульс целой эпохи, рвущейся из мрака безличия ипокорности к свету , Даже либеральная Русская мысль должна была признатьрадикализм разоблачений


Поединка его бич и его удары направлены не вЛеха, не в Агамалова и Осадчего, а бьют и казнят проклятый строй, систему,общий дух и рабский склад всей жизни . 6, стр. 483 Итак, в центре вниманияКуприна Язвы, поражающие офицерскую среду, нуждаются не в паллиативном, а врадикальном лечении, которое ста- нет возможным лишь приполном оздоровлении всей русской жизни . Жизнь армии мирного времени и то, какпоказана эта жизнь, вызывает бурю негодования, восторга и раздражения


усовременников писателя. Попробуем разобраться,как же раскрывается. Поединок был в творчестве Куприна итоговым,синтезирующим произведением. В нем нашли более глубокую разработку темы,затронутые им в предыдущих произведениях. Ночлег , Поход , Ночная смена , Вказарме все это воспринимается как наброски к повести. В рассказах о жизниармии, написанных на протяжении десятилетия 1894 1904 ,


Куприн говорит оботдельных событиях армейской жизни. В биографии Куприна много общего сбиографией Горького. Ему также пришлось перепробовать много профессий, неслучайно в его произведениях встречаются представители различных классоврусского общества, в том числе и армейских профессий офицеров, солдат. Вописании их чувствуется хорошее знание жизни, основанное на личном, жизненномопыте.


Особенно хорошо Куприн знал военную среду, так как в ней он провелотроческие и юношеские годы. Окончив в 1890 годуАлександровское училище, Куприн в чине подпоручика прибыл в Проскуров дляпрохождения службы в 46 Днепровском пехотном полку. В полку Куприн прослужилчетыре года, из них два года в Проскурово и два в Волочинске. И в Проскурово, ив Волочинске круг интересов офицеров ограничивался службой,


карточной игрой,кутежами. Книг и газет они нечитали, события, происходившие в России, их совершен- но не интересовали. Средиофицеров процветали невежество, дикость, бескультурье. В полку между молодымиофицерами была распространена довольно наивная, смехотворная игра обучатьденщиков разным диковинным, необыкновенным вещам подпоручик Епифанов, любилзадавать своему денщику мудреные, пожалуй, вряд ли ему самому понятные вопросы.


Какого ты мнения спрашивал он о реставрации монархического начала всовременной Франции? И денщик, не сморгнув, отвечал Точно так, вашеблагородие, это выходит очень хорошо . Однообразие и скука повседневной полковойжизни приводили к тому, что не было сил и желания что-либо изменить, мечтам ипланам не суждено было сбыться Какая строгая программа жизни намечалась! Впервые два года основательное знакомство с классической литературой,систематическое изучение французского


и немецкого языков, занятия музыкой. Впоследний год подготовка к академии . Для самообразования былиприобретены Психология Вундта, Физиология Льюиса И вот книги лежат ужедевять месяцев на этажерке и Гайнан забывает сметать с них пыль, газеты снеразорванными бандеролями валяются под письменным столом, журнал больше невысылают за невзнос очередной полугодовой платы, а сам подпоручик


Ромашов пьетмного водки Развлечением было издевательство над солдатами. В унылую жизньразнообразие вносили лишь летние лагерные сборы. Но кончалось лето, и всеначиналось сначала Шли дни, месяцы, годы Куприн чувствовал себя чужим вэтой среде, хотя, как и другие офицеры, участвовал в кутежах, играл в карты ибыл героем любовных историй . Вспоминая эти годы,


Куприн писал Судьба швырнула меня в самую глушь юго-западного края, какнестерпимо тяжелы первые дни и недели! Чужие люди, чужие нравы и обычаи,суровый, бедный, скучный быт Черноземного захолустья Днем еще кое-кактерпелось застилалась жуткая тоска службой, необходимыми визитами, обедом иужином в офицерском собрании. Но мучительны были ночи. Всегда снилось одно и тоже Москва, церковь Покрова на


Пресне, Кудринская, Садовая, Никитская Малая иБольшая. И всегда во сне было чувство, что этого больше никогда не увижу конец, разлука, почти смерть. Просыпаюсь от своих рыданий. Подушка хоть выжми.Но крепился. Никому об этой слабости не рассказывал . 7, стр.15 На всю жизнь в памятиписателя остались мрачные годы, проведенные в полку, унижение человеческогодостоинства,


грубость и произвол начальства. Жизнь в Проскурово дала будущемуписателю богатейший материал для творчества. Наблюдения над унылой жизньюмаленького местечка, дикие армейские нравы, отразились и в тех произведениях,которые уже были названы, а, также, в таких как К славе , Дознание , Cулицы , Свадьба , Марианна , Прапорщик армейский . Реализм картин повести Поединок ценил Л.Н. Толстой.


Мне интересно описание военной жизни, он Куприн хорошо ее знает сказал Лев Николаевич, прослушав повесть 6,стр.485 О том, насколькореалистичен был Куприн, свидетельствует тот факт, что вскоре после выходаповести офицеры 46-го Днепровского полка направили протест своему бывшемусослуживцу. Опровергая упреки в портретности, Куприн писал Я не имел в видуисключительно свой полк.


Я не взял оттуда ни одного живого образа . Однакоисследователями найден ряд прототипов Поединка из армейского окруженияКуприна 90-х годов. Известно также, что в образе корпусного командира выведен либеральный генерал М.И. Драгомилов, в то время командовавший Киевскимвоенным округом. Сцена между Ромашовым и полковником Шульговичем в


Поединке весьма близка к эпизоду из жизни Куприна офицера, не стерпевшего грубостиполкового командира. В. Воровский в своей статье о Куприне 1910 справедливоотмечает Военная среда оставила в нем немало сильных впечатлений, давших емуматериал для целого ряда работ, предоставила ему богатое поле для изучения порочности и уродства современного общества 4, стр. 235 2 В повести прослеживается несколькотематических линий, которые, переплетаясь, создают целостную


картину офицерскойсреды, казарменной жизни солдат, личных отношений Ромашова и Назанского,Ромашова и Шурочки Николаевой, взаимоотношений Ромашова с солдатами. ЗрелостьКуприна как художника-реалиста и психолога особенно сильно проявилась в том,что даже эпизодические персонажи повести необыкновенно ярки. Особенно богатапортретная галерея офицеров. Полк, офицерство и солдаты написаны крупнымпланом в органическом


взаимодействии с главным героем повести, Ромашовым. В Поединке мы видим перемежающиеся реалистические картины, создающие большоеяркое полотно, в котором второстепенные персонажи становятся столь же важны,как и главные образы. Если говорить о наиболее общейфилософско-моральной теме Поединка , она заключается в столкновении гуманизмас бесчеловечностью и со всеми антисоциальными инстинктами.


Уже несколько другаятема столкновение живой личности с провинциальным мещанством, котороеизображено как опасная трясина, губящая человека. Своеобразие повести в том,что мещанство выступает здесь в армейско-офицерской своей разновидности. Средисоциально-бытовых картин, воссоздающих духовное убожество мещанского мира,особенное значение имеет картина бала, это как бы смотр гарнизонной,провинциальной жизни. На балу представлен весь букет провинциальногоармейского мещанства, который стремится точно подражать


высшему Петербургскому свету. Одна за другой проходят сцены в той или иной связи споступками, наблюдениями и размышлениями главного героя. Вот Ромашов беседует сунылым штабс-капитаном Лещенкой, способным одним своим видом навести тоску . Лещенко ничего не пил, не играл в карты и даже не курил. Но ему доставлялостранное, непонятное другим удовольствие торчать в карточной или в бильярднойкомнате


за спинами игроков, или в столовой, когда там особенно кутили. По целымчасам он просиживал там, молчаливый и унылый, не произнося ни слова . ВотРомашов 5,стр.80 наблюдает, как режутся в бильярд поручики Бек-Агамалов иОлизар, представляющие знать полка. Затем, назначенный дирижировать балом,Ромашов принимает съезжающихся дам. И тут начинается парад жеманногококетства и деланной светскости.


Жирно набеленные и нарумяненные, пестро ибезвкусно разодетые провинциальные дамы капризно растягивают слова, томнообмахиваются веерами, важно кивают головами . Но неприятнее всего было дляРомашова то, что он, как и все в полку, знал закулисные истории каждого бала,каждого платья, чуть ли не каждой кокетливой фразы он знал, что за нимискрывались жалкая бедность, усилия, ухищрения, сплетни, взаимная ненависть,бессильная провинциальная игра в светскость и наконец


скучные, пошлые связи . 5, стр.85 Под стать дамам и некоторые офицеры, разыгрывающие рольутомленных светских львов. Таков поручик Бобетинский, которого Ромашовупрашивает принять на себя обязанности дирижера бала А-а! Это вы? Эченьприэтно Он всегда говорил таким ломанным, вычурным тоном, подражая, как онсам думал, гвардейской золотой молодежи. Он был о себе высокого мнения, считаясебя знатоком лошадей и женщин,


прекрасным танцором и притом изящным,великосветским, но, несмотря на свои двадцать четыре года, уже пожившим иразочарованным человеком. Поэтому он всегда держал плечи картинно поднятымикверху, скверно французил, делал усталые, небрежные жесты . Поставленные в условия скученности,безделья, самомнений, офицеры бессмысленно проводят дни за картами передергивая, если удастся, как Арчаковский , за пьянкой рассказывая скверные, похабные и неостроумные анекдоты .


Тоска армейской жизни по-разномуломает и коверкает людей. В Поединке проходит сплошная вереница персонажей,каждый из которых как бы демонстрирует то разрушение личности , о котором такстрастно писал Горький. Группу молодых офицеров представляют Ромашов, Бобетинский, Веткин, Бек-Агамалов, Олизар, подпрапорщик Лбов. Все они,за исключением Ромашова, мало задумываются над своим бытием, плывут по течению.


И вместе с тем они существенно отличаются друг от друга во вкусах, привычках иманерах. На несоответствии собственного и читательского восприятия строитсяпародийный портрет Бобетинского, в котором Куприн высмеивает не толькопровинциального тщеславного хлыща, но и великосветское общество, чей стильпытается перенять герой. К аристократической прослойке армейского офицерствапричисляют себя и франтоватые адьютанты полка Олизар, которого в полку почему-то называют графом и


Бек-Агамалов. Олизар длинный, тонкий,прилизанный, напомаженный молодой старик, с голым, но морщинистым, хлыщеватымлицом видимо, до того, как попасть в полк, пообтерся в столичном обществе.Но если в сцене бала он вызывает лишь неприязнь своим пошловатыми бильярднымиприбаутками, то в дни великого запоя он омерзителен, и понимаешь, что еголоск не более чем маска, скрывающая гнилое нутро. Олизар и Арчаковскийстали плясать канкан. Они скакали друг перед другом то на одной, то на другойноге,


прищелкивая пальцами вытянутых рук, пятились назад, раскорячив согнутыеколени и заложив большие пальцы под мышки, и с грубо-циничными жестами вихлялибедрами, безобразно наклоняя туловище то вперед, то назад . 5,стр.192 БекАгамалов лихой рубака, он прекрасно обращается с оружием. Он сделалнесколько быстрых кругообразных движений кистью правой руки, и клинок шашкипревратился над его головой в один сплошной сверкающий круг , но в еголихости отсутствует элемент благородства, человечности.


Злобные глаза сгорбатым носом, оскаленные зубы, он сравним с хищной, злой и гордой птицей, чтоподчеркивает его дикие и грубые инстинкты как первоэлемент характера. Создавая многочисленные и разнообразныеобразы офицеров, Куприн стремился подчеркнуть, что, несмотря на все порокивоспитания в кадетских корпусах, в полк приходили люди еще здоровые морально ифизически. Молодой офицер


Лбов, сильный, ловкий мальчик и отличный гимнаст , тонкий знаток устава , полон юношеского задора, непосредственности. Он еще судовольствием живет интересами полка, но обстановка здесь такова, что и Лбов,видимо, вскоре превратится в одного из гарнизонных чурбанов. Как воплощение всего грубого ибесчеловечного среди всех офицеров полка выделяется фигура капитана Осадчего.Апологет войны, ненависти, грубых страстей,


Осадчий наиболее резкопротивопоставлен Ромашову. Это один из сторонников жестокой палочнойдисциплины, беспринципной в своей основе этики офицерской чести. Дуэль рассуждает он непременно должна быть с тяжелым исходом, иначе это абсурд ! Война выродилась на свете. Дети родятся идиотами, женщины сделалиськривобокими, у мужчин нервы. И все это оттого, что миновало время настоящей,свирепой, беспардонной войны


В средние века дрались это я понимаю. Ночнойштурм. Весь город в огне . На три дня отдаю город солдатам на разграбление! Ворвались. Кровь и огонь. У бочек с вином выбиваются донья. Кровь и вино наулицах. О, как были веселы эти пиры на развалинах! Женщин обнаженных,прекрасных, плачущих тащили за волосы .


Произнося эту тираду, Осадчийприходит в экстаз. Он уже кричит о пирах под виселицами, на которых качаютсячерные тела повешенных. Он выпрямляется во весь свой громадный рост. Онисполнен восторга. Бек- Агамалову передается настроение Осадчего , Бек Агамаловтоже во власти бешенной жажды разрушения, он выкрикивает бессвязные слованенависти К черту жалость ! и, выхватывая из ножен шашку, срубает дубовыйкуст.


Порою офицеров охватывает повальное, пьяное безумие . Может быть, этослучалось в те страшные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, новсе вместе осужденные на скучную бездеятельность и бессмысленную жестокость,вдруг прозревали в глазах друг друга, там, далеко, в запутанном и угнетенномсостоянии, какую-то таинственную искру ужаса, тоски безумия. И тогда спокойная,сытая, как у племенных быков, жизнь, точно выбрасывалась из своего русла.


Начинаются дни великого запоя. После шумного, угарного пьянства в офицерскомсобрании едут в публичный дом. В каком-то пьяном, сумасшедшем бреду происходятсобытия, c трудом постигаемые сознанием. Вот Бек Агамалов, уже совсем обезумевший,мечется по комнате. В его руках, разрезая воздух, свистит шашка. Все вонотсюда! кричит он. А простоволосая женщина, в остром возбуждении отугрожающей ей опасности, бросает ему в лицо


Дурак ! Хам ! Холуй ! Недаром Поединок вызвал огромныйобщественный резонанс и далеко вышел по своему значению за пределылитературного явления. И суть не в картинах быта , а в том соре, которыйнакопился с годами жизни армии. 3 b byxt Огромное общественноезначение имело правдивое изображение взаимоотношений офицерства и солдатскоймассы. С большой художественной силой в повести было отражено бездарноерутинерство подавляющей части русского офицерства, его оторванность отсолдатской массы, органическое непонимание


запросов и чувств этой массы. Ссилами солдат не считались, доводя людей до изнурения. Ротные жестоко резали иосаживали младших офицеров, младшие офицеры сквернословили неестественнонеумело и безобразно, унтер-офицеры, охрипшие от ругани, жестоко дрались . Полковник Шульгович,капитан Слива, капитан Осадчий люди разные по характеру. Но все онипроводники тупой дисциплины, основанной на обветшавших уставах и методахобучения.


Полковник Шульгович не злой человек, но по отношению к нижним чинам он предстает как некая грозная сила, заставляющая этих человеко-единиц,марширующих, стреляющих, служить опорой трону . Он обходил взводы, предлагалсолдатам вопросы из гарнизонной службы и время от времени ругался матернымисловами с той особенной молоденческой виртуозностью, которая в этих случаяхприсуща старым фронтовым служакам 5, стр.14 Первая встреча с полковникомоставляет несколько противоречивые впечатления.


Это огромный, тучный,осанистый старик. Снижение образа идет за счет сравнения его лица с тяжелымромбом , за счет брошенного вскользь замечания, что служебную карьеру он сделалблагодаря своему мощному голосу. Солдат точно гипнотизировал пристальный,упорный взгляд его старчески-бледных, выцветших глаз, и они смотрели на него,не моргая, едва дыша, вытягиваясь в ужасе всем телом . Не случайно егоотношение к растерявшемуся и плохо знающему русский язык татарину


Шарафутдинову поставить этого сукина сына под ружье с полной выкладкой. Пусть сгниет,каналья, под ружьем. вызывает обиду и протест Ромашова свидетеля этойсцены и заставляет его вступиться за солдата. Но этот же грозный полковникпомогает запутавшимся в долгах офицерам. Известно, что Л.Н. Толстой оценил этотобраз как прекрасный, положительный тип.


6, стр.486 После словШульговича Ну да все вы вот так. Глядите на меня, как на зверя. Кричит, мол,старый хрен без толку, без смысла, черт бы его драл. А я густой голосзаколыхался теплыми, взволнованными нотами а я, ей-богу, мой милый, люблю васвсех, как своих детей . И мы понимаем, что этот добрый человек не лицемерит, ноон службист до мозга костей и страдает духовной ограниченностью, которуювыработала в нем армия.


Значительное место вповести отведено жизни солдат. Несомненно, писатель был увлечен возможностью обобщитьвсе увиденное и пережитое им на военной службе. На первый план из солдатскоймассы выступают двое Гайнан и Хлебников. Хлебников это центральный образ вповести. Человек из народа, у которого условия жизни отняли гордость идостоинство.


Встреча с ним совершает перелом в душе Ромашова. Он начинаетпонимать, что его собственные мучения и страдания этого несчастного замученногосолдата сближают их. Часто, глядя на него Ромашов удивлялся, как могли взятьна военную службу этого жалкого, заморенного человека, почти карлика, с грязнымбезусым лицом в кулачок. И когда подпоручик встречался с его бессмысленнымиглазами, в которых как будто раз навсегда, с самого


рождения, застыл тупой,покорный ужас, то в сердце его шевелилось что-то странное похожее на скуку и наугрызение совести. 5, стр.158 Выбор такой жалкой фигурыв качестве представителя солдатской массы логически вытекает из общей концепциипроизведения. Проблема взаимоотношений людей из народа и интеллигенции решаласьКуприным в плане гуманизма, а не в плане революционных задач. ПравдоискательРомашов идет путем страданий и горьких разочарований.


Солдат Хлебников тожепроходит свой крестный путь. В армию он приходит как на каторгу. Но здесь онподвергается новым мукам. И Ромашов становится свидетелем этих мук. Вотунтер-офицер заставляет Хлебникова делать гемнастические упражнения, а он,жалкий и нелепый, висит на наклонной лестнице, точно удавленник . Вот Ромашов,вспыхнув от стыда и гнева, останавливает унтер-офицера


Шаповаленко, готовогоубить Хлебникова. Вот молодой офицер присутствует на уроке словесности , когданапуганный и замордованный палочной дисциплиной Хлебников не в состоянииответить на вопрос, кто является командиром корпуса. Эта сцена очень близкасцене обучения татарина Камафутдинова из рассказа Ночная смена . Хлебников русский вариант Камафутдинова. Оба они так забиты, что представляют собойжалкое подобие человека.


Наблюдая издевательство над Хлебниковым Ромашовиспытывает какое-то неловкое большое чувство . Он мучается муками забитогосолдата. После своего провала на смотру Ромашов видит фельдфебеля Рынду, маленького, краснощекого, апоплексического крепыша, который, неистово искверно ругаясь, бил кулаком по лицу Хлебникова. У Хлебникова было темное,глупое, растерянное лицо, а в бессмысленных глазах светился ужас.


Голова егожалко моталась из одной стороны в другую, и слышно было, как при каждом ударегромко клацкали друг о друга его челюсти . Ромашов видит, как мучаютХлебникова и словно ощущает, что попал на дно человеческого отчаяния, гдевсегда находился солдат. Он болезненно почувствовал, что его собственнаясудьба и судьба этого несчастного, забитого, замученного солдата как-тостранно, родственно-близко и противно сплелись за нынешний день. Точно они былидвое калек, страдающих одной и той же болезнью и возбуждающих в людях


одну и туже брезгливость. И хотя это сознание одинаковости положений и внушало Ромашовуколючий стыд и отвращение, но в нем было также что-то необычайное, глубокое,истинно человеческое. Гуманистическая направленность повести выражается,прежде всего, в призыве увидеть в серых Хлебниковых с их однообразно-покорнымии обессмысленными лицами живых людей . Не механические величины, называемыеротой, батальоном, полком .


Необходимо почувствовать себя на одной доске снесчастным человеком из народа, испытать к нему чувство гражданской любви. Брат мой ! говорит Ромашов затравленному, избитому, грязному и жалкомуХлебникову, припавшему к ногам офицера. Эту сцену Ромашов - Хлебников Л.Н.Толстой назвал фальшивой . Но она нужна была Куприну виноватую жалость ,стыд, скорбь, ужас вот что должны испытывать офицеры, доведшие солдата дотакого состояния.


Эти чувства испытывает Ромашов, но, по мнению писателя, этичувства должны разделять с героем вся Россия. 4 Разоблачая пороки военной среды и ужасыцарской казармы, Куприн отмечал и некоторые положительные явления в армии. Вобразах корпусного генерала и капитана Стельковского художник стремилсяпоказать, что сквозь мертвящую рутину пробиваются какие-то новые взгляды. Какэто установил в своем исследовании


П.Н. Берков, прототипом корпусного генералапослужил генерал Драгомилов, командовавший Киевским военным округом. ГенералДрагомилов отнюдь не был народолюбцем, но он был противником прусских методоввоенного обучения и сторонником суворовского воспитания солдат. Он был заразвитие в солдатах инициативы, умения разбираться в обстановке. Однакоописание этих положительных явлений занимает в повести ничтожное место.


Армейская действительность была слишком бедна отрадными фактами. И есликорпусной генерал изображен Куприным колоритно, то капитан Стельковскийполучился довольно абстрактной фигурой. Мы не знаем, как он внешне выглядит,как говорит. Его не видно среди солдат. В моральном отношении он не лучшедругих. У него репутация тайного развратника.


Значит, и этот способный офицерне избежал морального распада, который разъедал всю армию. ПодполковникаРафальского в полку считают чудаком и окрестили именем Брема, потому что онсамозабвенно изучает жизнь зверей и содержит у себя в доме целый зверинец. Вего лице мы видим человека, сумевшего внутренне как-то уйти от полковой жизни.Со своей научной страстью и бескорыстием этот чудак кажется привлекательным.


Нои он способен ударить солдата. Он лишь внешне оторвался от военной касты, но непреодолел в себе бурбонского духа, презрения к солдатской массе. С наибольшей полнотой воплотились чертыКупринского героя правдоискателя, гуманиста, одинокого мечтателя вподпоручике Ромашове. В противоположность другим офицерам, Ромашов относится ксолдатам по-человечески, он проявляет трогательную заботу о забитом солдатеХлебникове, хотя в его отношении к


Хлебникову сказывается не столько подлинныйдемократизм, сколько опращенство в толстовском духе. Вместо ложной чести мундира у Ромашовавысоко развито настоящее чувство человеческого достоинства. Брезгливо относяськ грязным любовным связям, процветающим в полку, Ромашов мечтает о подлиннойлюбви, и сам любит горячо и бескорыстно. В размышлениях Ромашова многоутопического и наивного, но нельзя не симпатизировать ему, когда он борется


собщественной несправедливостью, когда он протестует против пошлости и сампоказывает примеры человечности в отношениях к людям. Его охватываетнегодование, когда он видит, как унтер-офицеры жестоко бьют своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности , за потерянную ногу при маршировке.Ромашов протестует всей душой против этого кошмара, именуемого военнойслужбой . Он приходит к мысли, что вся военная служба, с ее призрачной доблестью,создана жестоким, позорным,


всечеловеческим недоразумением . Каким образомможет существовать сословие спрашивал сам себя Ромашов которое в мирноевремя, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо,одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идетбессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами? Примерно такого же взгляда придерживаетсяНазанский, сравнивающий военную касту с монашеской, ибо и те и другие живутпаразитами .


Там ряса и кадило, здесь мундир и гремящее оружие там смирение, слащавая речь, лицемерные вздохи, здесь наигранное мужество, гордаячесть, которая все время вращает глазами а вдруг меня кто-нибудь обидит? -выпяченные груди, вывороченные локти, поднятые плечи . По Ромашову и Назанскому, зло не вобщественной структуре, а в армии вообще. Отсюда пацефистское отрицание военнойслужбы, которая развращает и портит людей, которая даже самых


нежных из них,прекрасных отцов и внимательных мужей, делает низменными, трусливыми, злыми,глупыми зверюшками , как утверждает Назанский. Вряд ли нужно доказывать, -пишет исследователь творчества Куприна А.Волков наивность и ошибочностьподобного рода пацифистской точки зрения, абстрактного отрицающей всякую военнуюслужбу, всякие войны . 2,стр.153 Не уяснив истинных причин изображаемого имзла, писатель вместе с героем не смог найти пути его преодоления.


Один изпутей, обдумываемых Ромашовым, таков Вот я служу А вдруг мое Я скажет нехочу! Нет не мое Я, а больше весь миллион Я, составляющих армию, нет- ещебольше все Я, населяющие земной шар, вдруг скажут Не хочу! И сейчас жевойна станет немыслимой Конечно, и Куприн , и Ромашов не могут не ощущатьнесбыточности своих предложений.


На протяжении всей повести Ромашовпредстает как неудачник, как слабый человек, но как бы ни были смешны и наивныего фантазии, это не фантазии сытого и спокойного Манилова. Ромашов страдает засебя и за всех униженных и оскорбленных , он проделывает определенную духовнуюэволюцию, которая проходит под знаком растущего критицизма, внутреннегосближения с простыми людьми в серых шинелях. Этот страдающий правдоискатель, -пишет А. Волков именно потому, что он правдоискатель оказался белойвороной


в мертвом мещанском царстве, и оно раздавило его . 2, стр.160 Еще один очень интересный и своеобразныйтип интеллигентного и одаренного офицера Назанский. Это философ, умеющийразмышлять, но не умеющий жить. Пассивностью, безволием Назанский напоминаетРомашова он вовсе опустился, капитулировал перед жизнью. Но его страстныеречи представляют большой интерес, т.к. в них сконцентрированы размышлениясамого


Куприна в связи с изображаемой им темой армия война человек Вотрассуждение Назанского, которое как будто бы созвучно пылким дифирамбамОсадчего старой войне Было время кипучего детства и в истории, время буйныхи веселых молодых поколений. Тогда люди ходили вольными шайками, и война былаобщей хмельной радостью, кровавой и доблестной утехой. В начальники выбиралсясамый храбрый, самый сильный и хитрый, и его власть, до тех пор, пока его неубивали


подчиненные, принималась всеми истинно как божеская. Но вотчеловечество выросло и с каждым годом становится все более мудрым, и вместодетских шумных игр его мысли с каждым днем становятся серьезнее и глубже.Бесстрашные авантюристы сделались шулерами. Солдат не идет на военную службу,как на веселое и хищное ремесло. Нет, его влекут на аркане за шею, а онупирается, проклинает и плачет.


И начальники из грозных, обаятельных,беспощадных и обожаемых атаманов обратились в чиновников, трусливо живущих насвое нищенское жалованье . Осадчий и Назанский типы прямопротивоположные. И вместе с тем в чем-то их мысли сближаются. Неужели Назанскийдуховно столь близкий автору, воспевает войну? И как это можно было бысогласовать с общим характером


Поединка произведения антивоенного,разоблачающего пороки военной машины ? Дело в том, что Куприн был ярымпротивником войны. Но, человек сильный, азартный, он любил опасные спортивныеупражнения, любил подвиги. Мощь, гибкость, красота человеческого тела неизменновызывали в нем восхищение. Куприну были глубоко ненавистны чувства имироощущение офицеров провинциального гарнизона.


Он знал, что они, заисключением немногих, становятся на службе низменными, трусливыми, злыми,глупыми зверюшками . И против этих жалких, трусливых и слабых людей, не могущихвести за собой солдат, были направлены слова, воспевающие бесстрашных и гордыхвоеначальников прошлого. Панегирик силе, с которой выступаетОсадчий, основан на антигуманистической философии. Сила и смелость нужныОсадчему лишь для кровавой военной оргии.


Иной смысл обретают мысли о войнепрошлого, о сильных и смелых людях, высказанные Назанским. Устами НазанскогоКуприн осуждает скудость духа, мещанскую ординарность, славит подлинноемужество. Речи Назанского сильны своим критическим пафосом. В них как быподведен итог всему тому, что сказано в повести о царской армии. Назанскимвынесен ей окончательный приговор, с горячим сочувствием встреченный


Ромашовым. Поглядите-ка вы на наших офицеров Ему приказывают стреляй, и он стреляет вкого? За что ? Может быть понапрасну? Ему все равно, он не рассуждает . Длялюдей с чутким сердцем служба это сплошное отвращение, обуза, ненавидимоеярмо Я глубоко, я твердо уверен, что настанет время, когда нас,патентованных красавцев, неотразимых соблазнителей, великолепных щеголей,станут стыдиться женщины и, наконец, перестанут слушаться солдаты .


Люди непростят офицерской касте того, что она слепа и глуха ко всему, не простят презрения к свободе человеческого духа . Назанский не только обличает. У негоесть и положительная программа. Выступая против христианско-толстовской моралисмирения и кроткой любви к ближнему, Назанский впадает в ницшеанскийаморазмизм, приходит к культу эгоизма, автономного Я . Какой интересзаставляет меня разбивать свою голову ради счастья людей тридцать второгостолетия?


Любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец.На смену ей идет новая, божественная вера, которая пребудет бессмертной доконца мира. Эта любовь к себе, к своему телу, к своему всесильному уму, кбесконечному богатству своих чувств. Вы царь мира, его гордость и украшение.Вы бог всего живущего Делайте что хотите. Берите все, что вам нравится. Нестрашитесь никого во всей вселенной, потому что


над вами никого нет и никто неравен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языкисвятого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, никалек, ни жалости, ни пороков, ни зависти. Тогда люди станут богами Врассуждениях Назанского мечта об идеальном обществе, в котором не будет господ и рабов и человек станет прекрасен. И вместе с тем ницшеанскоепрезрение ко всему социальному, к морали, призыв делай что хочешь.


В устаэтого героя Куприн вложил страстные тирады о человеческой мысли, которая дарит величайшее наслаждение , о красоте жизни, о жарком, милом солнце тирады,возникшие, очевидно, не без влияния вдохновенных горьковских гимнов в честьсвободного и гордого Человека. Но прославление разума и жизни окрашивается уНазанского в сугубо индивидуалистические тона, оптимистическая проповедь, какэто ни парадоксально, незаметно переходит в ущербную, пессимистическую. Куприн полагал, что человечество можетдостигнуть счастья и свободы лишь


тогда, когда люди проникнутся сознаниемнеобходимости духовного самовозвышения, когда человечество начнет массамивыдвигать людей, достигших высокого развития. Воспевая мужественных одиночек,Куприн приходит к мысли и о коллективном действии. Он говорит о появлениисмелых и гордых людей, о том, что сокрушить двухголовое чудовище , котороеопасно для человека, можно лишь сражаясь плечом к плечу. Давно уже пишетКуприн где-то вдали от наших грязных


вонючих стоянок совершается огромная,новая, светозарная жизнь Как в последнем действии мелодрамы, рушатся старыебашни и подземелья и из-за них уже видится ослепительное сияние . Вот на улицестоит чудовище, веселое, двухголовое чудовище. Кто ни пройдет мимо него, оноего сейчас в морду Один я его осилить не могу. Но рядом со мной стоит такой жесмелый и такой же гордый человек, как я, и я говорю ему


Пойдем и сделаемвдвоем так, чтобы оно ни тебя, ни меня не ударило. И мы идем И тогда-то нетелячья жалость к ближнему, а божественная любовь к самому себе соединит моиусилия с усилиями других, равных мне по духу людей! При всей наивности ипротиворечивости этих рассуждений, как отмечает А.Волков, в них выдвигаетсяидея, противоположная провозглашенной Назанским формуле Делайте что хотите .Литературоведы периода социализма считали, что логика общественной


жизнитолкала купринского героя к понимаю необходимости коллективных действий подразумевая под этим революционные действия , но он, этот герой, как быостановился на перепутье, будучи не способен проявить решимость ипоследовательность. Назанского упрекали и в том, что он в своей жизни, своейдеятельности не пошел далее других героев писателя духовно бессильных,остающихся в стороне от борьбы. Что он не только не присоединился к смелым игордым людям , о которых так красноречиво говорит, но болезненно


сосредоточилсяна самом себе, замкнулся, и это неизбежно привело его к духовному бездорожью. Положительные идеи писателя, изложенные устами Назанского, критиковал в своевремя Луначарский. В заслугу художнику ставили то, что он показал в героечерту, как считалось, в высшей степени характерную для интеллигенции, разрывмежду словом и делом. Ошибка Куприна, как писал А Волков, заключалась в том,что он пытался наделить образ


Назанского героическим ореолом . Уединению идаже угарной жизни Назанского Куприн придавал характер гордого отчуждения отгрязи мещанской жизни. Как показало время, Куприн был отчастиправ, не приведя своего героя в стан революции. На многие из тех вопросов, чтомучили думающих офицеров купринского Поединка , ХХ век со своими развитымсоциализмом так и не ответил.


И теперь уже ХХI век ищет пути избавления от язв армейского мира. III Написанная под влияниемреволюционных кругов повесть Поединок заставляла всех честных людей серьезнозадумываться над мучительными вопросами русской жизни, протестовала против нищеты и трусости человеческого духа, спеленатого обязательствами,условностями и преданием . Когда Поединок вышел в свет, Горький в интервью,данном корреспонденту


Биржевых ведомостей отмечал Великолепная повесть. Яполагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвестинеизгладимое впечатление. Целью А.Куприна было приблизить их к людям,показать, что они далеки от них! В самом деле, изолированность наших офицеров трагическая для них изолированность. Куприн оказал офицерству большую услугу.Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение


в жизни,всю его ненормальность и трагизм . Один из самых популярныхписателей дореволюционной России, деливший славу с М.Горьким и ЛеонидомАндреевым, Куприн в восприятии читателя остался, прежде всего, талантливымреалистом-бытовиком, критиковавшим темные стороны русской действительности. Итолько лишь в разлуке с Россией вместе с остатками разгромленной насеверо-западе


Добровольческой армии, Куприн оказывается в Гельсингфорсе Хельсинки , а затем переезжает в Париж он смог найти слова признания и любви.Подобно другим писателям русского зарубежья, он посвящает своей юности самуюкрупную и значительную вещь Юнкера . Время сгладило мрачные воспоминания, и вэтой повести попадаешь в совершенно иной мир в Александровское училище наЗнаменке. Здесь уже обилие света, нарядный быт юнкеров


Александровцев ипечаль, горьковатая и нежная грусть продиктованная думами о России. 8,стр.51 Мрачное, трагическое для него как будто осталось в прошлом. Но повесть Поединок неушла в прошлое, по-прежнему она будоражит умы человечества и заставляет думать Так каково же истинное назначение армии? Каким должен быть настоящий русскийофицер и настоящий русский солдат? Как избавить мое Я и Я всех людей отсоприкосновения с жесточайшим злом жизни войной.


Использованная литература 1. А. Волков. Очерки русскойлитературы конца ХIХ и начала ХХ веков. М, 1952. 2. А.А. Волков. Русская литература ХХвека. Дооктябрьский период М, 1970 3. А. Волков . Творчество А.И.Куприна М, 1981 4. В. Воровский. А.И. Куприн Отрывки из статьи - в кн. Русская литература


ХХ века. Дооктябрьский период.Хрестоматия. М, 1980. 5. А.И. Куприн Поединок в кн. А.И. Куприн. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 4. стр. 476 495. 6. И. Корецкая. Примечания. в кн. А.И. Куприн. Собрание сочинений в девяти томах Т. 4 стр. 478 495. 7. В. Лилин. Александр ИвановичКуприн. Биография писателя.


Пособие для учащихся Л, 1975. 8. О.И. Михайлов. Литература русскогоЗарубежья. Александр Иванович Куприн Литература в школе, 1990, 5, стр.50 52. Аристократия - 1 .высший, привилегированный слой господствующего класса, богатаяили родовитая знать 2 форма государственного правления, при которой властьнаходится в руках представителей привилегированного класса господство знати 3 привилегированная часть какого-либо класса или социальной группы.


Инстинкт -внутреннее чуть , безотч тное чувство, влечение. Апологет тот, кто выступает с апологией чего-либо, защитник какой-либо идеи, учения ит.п. Абсурд -бессмыслица, нелепость драма абсурда одно из проявлений авангардизма взападноевропейской драматургии 50-60 г. для драмы абсурда характерныгротескно-комическая демонстрация ложности и бессмысленности человеческогобытия, отсутствие сюжета, характеров, действительность предста т лиш ннойвнутреннего смысла и причинно-следственных


связей. Концепция система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов единый,определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда ит.п. Абстрактный основанный на абстракции, отвлеч нный. Пацифизм- антивоенное движение , возникшее в 19 веке в ряде стран, представителикоторого осуждают любые войны и ведут активную общественную деятельность по ихпредотвращению, при этом они могут даже совершить


убийство. Аморализм отрицание морали и общепринятых норм поведения, отказ от нравственныхпринципов. Ореол изображение сияния вокруг головы в религиозном изобразительном искусстве каксимвол божественности, святости слава, поч т, окружающие кого-либо. Ницшеанство -учение немецкого философа Ф.Ницше 1844-1900 , характеризующеесянигилистическим отношением к традиционным ценностям европейской культуры,решительной переоценкой всех ценностей провозгласив смерть всех общепринятыхидеалов


Бог м ртв Ницше возвестил рождение сверхчеловека ,индивидуалистически преодолевающего христианско-буржуазную мораль покорности илицемерия, реализующего в воле к власти естественное жизнеутверждающееначало. Фальсифицированные идеи Ницше были восприняты нацизмом в качестве однойиз его теоретических предпосылок мировоззренческие мотивы, черты,заимствованные или свойственные философии Ницше. Радикализм политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующуюсистему и


настраивают на необходимость радикальных преобразований и реформ использование радикальных методов при решении киких-либо вопросов, решительныйобраз действий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.