Реферат по предмету "Психология"


Планирование двухфакторного эксперимента

/> 
Курсовая работа
по экспериментальнойпсихологии
/>«Планирование двухфакторного эксперимента»

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы по проблемам учебной мотивации и самооценки младшего школьника
1.1 Самооценка младшихшкольников
1.2 Учебная мотивация
Глава 2. Планированиеэкспериментального исследования по теме влияния уровня учебной мотивации исамооценки младших школьников на выбор уровня трудности учебного задания
2.1 Формулировка цели, предмета,объекта, задач и гипотез исследования
2.2. Переменные и способыих контроля
2.3 Методики исследования
2.4 План исследования        
2.5 Обработка иинтерпретация данных
Заключение
Список литературы
Приложения
 
/>Введение
Ведущим видомдеятельности младшего школьника является учебная деятельность. Не секрет, чтодалеко не все учащиеся младших классов преуспевают в обучении, что являетсяпроблемой не только для них, но и для учителей, и для родителей. И эта проблемадостаточно актуальна, поскольку общество заинтересовано в будущих специалистах,в профессионалах, в людях, которые приобрели все необходимые навыки в школах.Ведь в школах даётся основа дальнейшего образования, формируются познавательныепроцессы и складывается стиль мышления. Именно поэтому мы решили более подробноизучить учебную деятельность младшего школьника. На неё, её эффективностьоказывает влияние множество факторов. Сюда входит и социальная среда,окружающая школьника, и его личностные особенности, и оценки учителей иродителей, особенности темперамента.
Мы в нашемисследовании хотели бы выяснить, влияет ли самооценка школьника и уровеньучебной мотивации на выбор сложности учебного задания.
Такимобразом, цель нашей работы: исследовать влияние самооценки и учебной мотивациимладших школьников на выбор сложности учебного задания.
Задачи:
1) изучитьтеоретический материал по темам: «Самооценка младшего школьника», «проблемыучебной мотивации»;
2)разработать экспериментальное исследование о влиянии уровня учебной мотивации исамооценки на выбор уровня трудности учебного задания:
— описатьпеременные и способы их контроля;
— составитьплан исследования;
— указатьметодики, используемые для обработки и интерпретации данных;
— определитьс помощью тестовой методики самооценку младших школьников
— определитьс помощью тестовой методики уровень учебной мотивации
Объектисследования: учебная деятельность младших школьников.
Предметисследования: влияние уровня учебной мотивации и самооценки на выбор уровнятрудности учебного задания. 
Гипотезойнашего исследования является: самооценка и уровень учебной мотивации влияет навыбор сложности учебного задания младшим школьником. Мы можем сформулировать 6частных гипотез:
1) Учащиеся свысокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации
выберут болеетрудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнемучебной мотивации.
2) Учащиеся свысокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебноезадание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.
3) Учащиеся свысокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.
4) Учащиеся свысокой самооценкой и низким уровнем мотивации выбор более трудное учебноезадание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.
5) Учащиеся снизкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации.
6) Учащиеся свысокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации.
Методикиисследования: тест Дембо-Рубинштейна (Приложение 2) для определения самооценки,методика Н.Г. Лускаловой (Приложение 3) для определения уровня учебноймотивации, задания с различными уровнями сложности для выявления корреляций(Приложение 4).

/>Глава 1. Теоретические основы по проблемам учебной мотивации исамооценки младшего школьника/> 1.1 Самооценка младших школьников
Анализируяисследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И.Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личностиявляется « Я-КОНЦЕПЦИЯ». Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ»является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности,места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка взависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) можетстимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. [6]
В возрастнойи педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: вэтом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольностьпсихических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинаютсоотноситься с внутренним планом. [5]
Учебнаядеятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние наформирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учительначальных классов должен знать психологические особенности младших школьников иучитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляяиндивидуальный и дифференцированный подход в обучении. [2]
Изменениесоциальной ситуации ребёнка в связи с поступлением в школу во многомперестраивает отношение ребенка ко многому в его повседневной жизни. У негопоявляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалыучителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожиданиеуспеха, и боязнь неуспеха. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьмипостепенно сказывается и на восприятии им самого себя. У него появляются новыепредставления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности поотношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах –праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнениезадания.
Изменениянравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственныхвзглядов, отношений, собственных требований и оценок. С появлением новых видовдеятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают инекоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя.Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – вотношении всего того, что связанно со школой.
Вформирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочныевоздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценкишкольников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И.Липкина). Отмечается необходимость ясности, определенности педагогическойоценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки,чем «неопределенная оценка». [2]
В самооценкеотражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающаясобственная активность, направленная на осознание своих действий и личностныхкачеств.
Детипо-разному относятся к допускаемыми ими ошибками. Одни, выполнив задание,тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгузадерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук.
В самооценкеребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, какимон хотел бы быть, его стремления, надежды.
Самооценкаребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, какон относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательнорасхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученикис заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.[3]
В ходеучебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность,требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оцениваютсвою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективнымиобстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассники относятся к себеуже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохиепоступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Ознакомлениес новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, спроизведениями искусств, с миром природы не только расширяют у детей кругпредставлений о действительности. У них складывается определенное отношение кним.
Нередко ушкольников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Можетпоявиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьникставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценкавступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпорколлектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Явнаяпереоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутреннейнеуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватномуповедению.
Внутреннийконфликт может вызвать расхождение между:
a)        Самооценкойи оценками, которые дают человеку другие люди;
b)        Самооценкойи идеальным «Я», к которому стремится человек.
С развитиемличности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, болееправильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах ивозможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях,опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. [2]
/>1.2Учебная мотивация
Чтобыправильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этихдействий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних итех же действий, достижения одних и тех же целей. Изучение мотивов предполагаетпроникновение в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную —это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимо-тивирована. Вкаждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическаяструктура.
Самип о себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишьсредством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания,заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес,любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченностьпроцессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
•мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательноймотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознаниемопределенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он небудет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников). Такаямотивация не приводит к успешным результатам;
•мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами,заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двухформах. В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми дляличности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной,перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностейкультуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка вучении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личностиучащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявлениятерпения и усидчивости. Это — наиболее ценная мотивация. Другая форма мотивацииопределяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию.
Приняторазличать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанныес содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанныес различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Познавательныемотивы включают:
1)широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новымизнаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешноевыполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителемтрудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями,готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям;обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например наперемене.
2)мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников насамостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления науроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способахрациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие вобсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлениюсамообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков,составление плана самообразования.
Социальныемотивы включают:
1)широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основеосознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобыбыть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этихмотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьникомобщей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами радиобщественных;
2)узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлениизанять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить иходобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию иконтактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерениевыяснить отношение товарища к своей работе.
3)социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие вжелании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать,анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителеми товарищами по классу, совершенствовать их.
А.К.Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных исоциальных мотивов. Первая группа мотивационных характеристик — их называют содержательными— прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности.Вторая группа характеристик — их условно называют динамическими — характеризуетформу, динамику выражения этих мотивов.
Содержательнымихарактеристиками мотивов являются следующие:
1)наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива,т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведенияребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельностьвозникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива;  6) степеньраспространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов,формы учебных заданий.
Динамическиехарактеристики мотивов:
1)Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой дажевопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не можетне учиться. 2) Модальность мотивов — их эмоциональная окраска. Психологиговорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3) Другие формыпроявления мотивов выражаются также в силемотива, его выраженности,быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долгоможет сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимыйданным мотивом. [7]
Внутренним источником мотивации учебной деятельности являетсясфера потребностей учащихся. Насколько потребности ученика будут в школестимулироваться и удовлетворяться или фрустрироваться, зависит как отобъективных условий, создаваемых учителем в классе, так и от того, как этиусловия, сами достижения ученика и поведение учителя воспринимаются иинтерпретируются учеником.
Очевидно, что способ организации учебного процесса в значительнойстепени влияет на то, какие потребности в ходе его будут пробуждаться иудовлетворяться. Типичным примером может служить проблемное обучение, в большойстепени актуализирующее познавательные потребности. Но это может бытьдействительным только в том случае, если проблемное обучение хорошоорганизовано.
Форма организации учебных занятий имеет определенное влияние и наформирование мотивационного климата в классе, а посредством его и на условияактуализации потребностей определенного типа.
Не только форма обучения, но и способ интеракции между учителем иучениками оказывает значительное влияние на качество мотивации учебнойдеятельности. [1]
/>Глава 2. Планирование экспериментального исследования по темевлияния уровня учебной мотивации и самооценки младших школьников на выборуровня трудности учебного задания/> 2.1 Формулировка цели, предмета, объекта, задачи гипотез исследования
В нашейработе мы исследуем взаимосвязь уровня учебной мотивации и самооценки младшегошкольника с выбором уровня трудности учебного задания.
Цельисследования: выявить взаимосвязь учебной мотивации и самооценки и выборауровня трудности учебного задания.
Задачиисследования:
1) изучитьтеоретический материал по проблемам учебной мотивации и самооценки младшихшкольников;
2) разработатьэкспериментальное исследование о выявлении влияния уровня учебной мотивации исамооценки на выбор трудности учебного задания:
-описатьпеременные и способы их контроля;
— составитьплан исследования;
— указатьметодики, используемые для обработки и интерпретации данных.
Объектисследования: учебная деятельность младших школьников.
Предметисследования: влияние учебной мотивации и самооценки на выбор трудностиучебного задания.
Такимобразом, мы можем сформулировать следующую гипотезу исследования:
Самооценка иуровень учебной мотивации влияет на выбор сложности учебного задания младшим школьником.
Мы можемсформулировать 6 частных гипотез:
1) Учащиеся свысокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебноймотивации.
2) Учащиеся свысокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации.
3) Учащиеся свысокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации.
4) Учащиеся свысокой самооценкой и низким уровнем мотивации выбор более трудное учебноезадание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.
5) Учащиеся снизкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации.
6) Учащиеся свысокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации./>2.2Переменные и способы их контроля
Независимыепеременные:самооценка и уровень учебной мотивации.
Контрольданных переменных пассивный и осуществляется через подбор экспериментаторомгрупп испытуемых. Исследователем рассматривается два уровня самооценки: высокаяи низкая и два уровня учебной мотивации: высокий и низкий.
Зависимаяпеременная:сложность учебного задания
Зависимаяпеременная контролируется исследователем непосредственно через фиксацию данныхтестовых методик. В исследовании используются задания двух уровней трудности:трудные и лёгкие.
Дополнительныепеременные:возраст учащихся, присутствие экспериментатора, присутствие других учеников.
Возрастучащихся контролируется тем, что исследователь создаёт константные условия: проводитметодику на детях младшего школьного возраста: 7-10 лет. Сам экспериментаторприсутствует при проведении методик и проводит исследование в группе.
Побочныепеременные:личностные особенности испытуемых, атмосфера, обстановка в аудитории,отвлекающие факторы (например, световое освещение).
Побочныепеременные не контролируются экспериментатором./>2.3Методики исследования
1. ТестДембо-Рубинштейна
Даннаяметодика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемымиряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знакамиуровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровеньпритязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию изадание. (Приложение 2)
2. МетодикаН.Г. Лускановой
Способ оценкиуровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническимсоветом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторскогопредложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.). Методикавключает в себя краткую анкету с тремя вариантами ответа в каждом вопросе.(Приложение 3)
/>2.4План исследования
Для того,чтобы организовать наше исследование необходимо сформировать экспериментальнуювыборку. Для этого случайным образом выбирается классы одной из начальных школы(к примеру, 3 классы средней общеобразовательной школы № 25) при помощи методарандомизации. Данный метод позволяет устранить влияние различий междуиспытуемыми на ход эксперимента, а также исключить влияние экспериментатора,который подсознательно может стремиться к отбору определённых испытуемых в силукаких-либо личностных особенностей.
Первым шагомисследования будет тестирование испытуемых на выявление их самооценки и уровняучебной мотивации (при помощи методик Н.Г. Лускановой для диагностики учебноймотивации младших школьников и методики Дембо-Рубинштейна для определениясамооценки).
После этогоэкспериментатор отбирает учеников с необходимыми для проверки гипотезисследования сочетаниями данных характеристик, а именно: учеников с низкойсамооценкой и низкой учебной мотивацией, высокой самооценкой и низкой учебноймотивацией, низкой самооценкой и высокой учебной мотивацией и, наконец, высокойсамооценкой и высокой учебной мотивацией. Он фиксирует эти данные в таблице.
Дальнейшееисследование проводится уже на этой, отобранной группе испытуемых. Учениковрассаживают в классе так, чтобы за одной партой сидел один ученик. Импредлагаются задания по разным дисциплинам (математика, русский язык, окружающиймир) и два уровня сложности решения: низкий и высокий, из которых они должнывыбрать один. После проведения исследования экспериментатор приступает кобработке данных.
/>2.5Обработка и интерпретация данных
Первоначальноэкспериментатор проводит тестирование, выявляя уровень самооценки младшихшкольников и уровень их учебной мотивации. Первичные данные методик исследовательзаносит в Таблицу 1.
Тестированиепроводится на учащихся 3 классов средней общеобразовательной школы № 25.
Далее былиотобраны испытуемые с необходимыми для исследования сочетаниями уровня учебноймотивации и самооценки учеников и данные были приведены в Таблице 2.
Все таблицы спервичными данными занесены в Приложение 1.
В результатесбора первичных данных мы получаем следующие сочетания уровня учебной мотивациии самооценки в личности младшего школьника: низкая самооценка и высокий уровеньучебной мотивации, низкая самооценка и низкий уровень учебной мотивации,высокая самооценка и высокий уровень учебной мотивации высокая самооценка инизкий уровень учебной мотивации.
После этого,экспериментатор приступает непосредственно к исследованию, направленному напроверку гипотез. Экспериментатором проверяются статистические гипотезы припомощи критерия Фишера.
1. Проверим 1частную гипотезу.
Н1:Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут болеетрудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнемучебной мотивации.
Н0:Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации не выберутболее трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высокимуровнем учебной мотивации.

Таблица2.5.3
Таблицасопряжённости для критерия * при проверке гипотезы №1Ученики Есть эффект Нет эффекта Сумма Трудное учебное задание % Лёгкое учебное задание % Учащиеся с высоким уровнем мотивации и высокой самооценкой Учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и низкой самооценкой Сумма в 5 100 100 /> /> /> /> /> /> />
Осуществимподсчет j*эмппо формуле:
 
j*эмп = (j1 — j2) * √ n1*n2/(n1+n2), где
j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;
j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;
n1— объем 1 выборки;
n2 — объем 2 выборки.
Если j*эмп ≥ 1,64 тогипотеза Н1принимается на 5%-ном уровне значимости.
Если j*эмп ≥ 2,31 тогипотеза Н1 принимаетсяна 1%-ном уровне значимости.
2. Проверимгипотезу 3
Н1: Учащиеся с высокойсамооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебноезадание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.
Н0: Учащиеся с высокойсамооценкой и высоким уровнем учебной мотивации не выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебноймотивации.
Таблица2.5.4.
Таблицасопряжённости для критерия * при проверке гипотезы №3.Ученики Есть эффект Нет эффекта Сумма
Трудное учебное
задание %
Лёгкое
учебное задание % Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации Сумма в % 100 100 /> /> /> /> /> /> />
Далее следуютрасчеты по формуле 1.
3. Проверимгипотезу 4
Н1:Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебноймотивации.
Н0:Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем мотивации выберут более трудноеучебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебноймотивации.

Таблица 2.5.5
Таблицасопряжённости для критерия * при проверке гипотезы №4.Ученики Есть эффект Нет эффекта Сумма Трудное учебное задание % Лёгкое учебное задание % Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации Учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации Сумма в % 100 100 /> /> /> /> /> /> />
Далее расчетыпо формуле 1.
Гипотезы 2, 5и 6 в проверке не нуждаются, так как не принадлежат принципу фальсифицируемости.
Сформируем таблицуобобщённых данных
 
Таблица 2.5.6Выбор трудности учебного задания Высокая самооценка Низкая самооценка Высокий уровень учебной мотивации Низкий уровень учебной мотивации Высокий уровень учебной мотивации Низкий уровень учебной мотивации Трудное задание Лёгкое задание
/>Заключение
В нашейработе мы рассмотрели достаточно объёмный теоретический материал, выделив в нёмсамые важные моменты Действительно, для педагога очень важны знания обиндивидуальных качествах детей. Зная их самооценку, уровень учебной мотивации,не только педагог, но и родители смогут контролировать учебный процесс,развивать в ребёнке необходимые кажется, повышать уровень мотивации иоптимизировать учебную деятельность.
Подводя итог,мы можем сказать, что в результате нашей работы была составленаэкспериментальная программа для выявления взаимосвязи между самооценкой иуровнем учебной мотивации младших школьников и выбором трудности учебногозадания. Были описаны переменные исследования и способы их контроля, дан общийего план, охарактеризованы методы исследования, а также способ статистическойобработки данных и их интерпретации.
/>Список литературы
1. Бадмаева Н.Ц. Влияниемотивационного фактора на развитие умственных способностей, Улан-Удэ, 2004;
2. Максимова Н.Ю.оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника, Вопросыпсихологии, 2006 №2;
3. Маклаков А.Г. Общаяпсихология, Питер Пресс, 2007;
4. Сидоров К.Р. Вопросыпсихологии, 2007 №3;
/>Приложение 1
Таблицыпервичных данных
Таблица 2.5.1ФИО ученика Уровень учебной мотивации Самооценка  «…» «…»  «…»
Таблица 2.5.2 Высокий уровень учебной мотивации Низкий уровень учебной мотивации. Высокий показатель самооценки
Низкий показатель
самооценки
/>Приложение 2
 
ТестДембо-Рубинштейна
Проведениеисследования
Инструкция.“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровеньразвития каждого качества, стороны человеческой личности можно условноизобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизироватьсамое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь такихлиний. Они обозначают:
здоровье;
ум,способности;
характер;
авторитет усверстников;
умение многоеделать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность всебе.
На каждойлинии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества,стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х)отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были быудовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемомувыдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, суказанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняяточки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методикаможет проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так ииндивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученикзаполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенныезначки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка иинтерпретация результатов
Обработкапроводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — неучитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длинакаждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получаютколичественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой изшести шкал определить:
уровеньпритязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высотусамооценки — от «о» до знака «—»;
значениерасхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» дознака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательнымчислом.
Рассчитатьсреднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всемшести шкалам.
Уровеньпритязаний
Норму,реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающийоптимальное представление о своих возможностях, что является важным факторомличностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяетнереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он —индикатор неблагоприятного развития личности.
Высотасамооценки
Количествобаллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяютреалистическую (адекватную) самооценку.
Количествобаллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указываетна определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка можетподтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своейдеятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать насущественные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта»,нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя)и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученикисоставляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могутскрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенностьв себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения,отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
В табл. даныколичественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные дляучащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).
/>Приложение 3
 
Н.Г.Лусканова. Анкета для диагностики уровня учебной мотивации
Приразработке анкеты было опрошено более 200 школьников 6—8-летнего возраста. Былоотобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе,к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Длядифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана системабалльных оценок:
—ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе ипредпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
—нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в одинбалл;
—ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или инойшкольной ситуации оценивается в ноль баллов.
Оценкив два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что приоценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей нагруппы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различиямежду выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и былоустановлено пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации,учебной активности.
Утаких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнятьвсе предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниямучителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получаютнеудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителяу доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобныепоказатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихсяс учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображаютучебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость отжестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, ношкола привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такиедети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу,чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками,иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детейсформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Врисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, ноне учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Этидети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках частозанимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения вучебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Врисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенноони связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе,школьная дезадаптация.
Такиедети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебнойдеятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, вовзаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебнаясреда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) частоплачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Частоу подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки такихдетей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражаютиндивидуальные пристрастия ребенка.
Даннаяанкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а такжеможет применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два вариантапредъявления.
1.Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети(или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.
2.Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит ихотметить подходящие ответы.
Каждыйвариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше факторлжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, посколькувидят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявленияпозволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетированиязатруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкетадопускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьнойдезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении иразвитии младшего школьника.
Анкета:
1. Тебе нравится в школе?
—не очень
—нравится
—не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь вшколу или тебе часто хочется остаться дома?
—чаще хочется остаться дома
—бывает по-разному
—иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательноприходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школуили остался дома?
—не знаю
—остался бы дома
—пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
—не нравится
—бывает по-разному
—нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
—хотел бы
—не хотел бы
—не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
—не знаю
—не хотел бы
—хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
—часто
—редко
—не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
—точно не знаю
—хотел бы
—не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
—мало
—много
—нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?/>—нравятся— не очень— не нравятся /> КЛЮЧ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трехответов на вопросы анкеты.
/>

Приложение4
Выполнениезаданий с разными уровнями трудности (разработаны автором).
Инструкция:«Дорогие ребята! Вам предлагается несколько заданий высокого и низкого уровнятрудности. Выберете и решайте то задание, которое, по вашему мнению, для васнаиболее подходит».
1.        а)Решите пример: (453-76)+4658  б) Решите пример:(65*64-76+(534-77)*5)-64546*3+87
2.        а)Напишите определение понятию «Окружающая среда» б) Напишите короткое сочинениена тему: «Загрязнение окружающей среды»
3.        а)Найдите в учебнике и перепишите простое предложение с второстепенными членамипредложения б) Придумайте и напишите два простых предложение. Одно из нихраспространённое.
4.        а)Решите задачу № 5 из учебника по пройденному материалу б) Изучите новыйматериал самостоятельно и решите задачу № 10 из учебника
5.        а)Назовите несъедобные грибы  б) Назовите съедобные грибы, опишите их,расскажите, где они обычно растут и как их правильно собирать
6.        а)Перепишите правило написания «ча-ща» из учебника в тетрадку б) Придумайте своипримеры на правило написания «ча-ща», взяв их и русских пословиц и поговорок.
МОЛОДЕЦ!
Таблица2.4.1ФИО ученика Уровень учебной мотивации Самооценка  «…» «…»  «…»

Таблица2.4.2 Высокий уровень учебной мотивации Низкий уровень учебной мотивации. Высокий показатель самооценки
Низкий показатель
самооценки


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.