Отцы и дети в русской классикеПроблема отцов и детей не разподнималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Являетсяона лишь частью той беско нечной естественной борьбы старого с новым изкоторой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это илиплохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания ожизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, междуродителями и детьми, зависит то, как в будущем человек
будет от носиться кдругим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будетсамым главным и святым.К проблеме отцов и детей разныеавторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева Отцы и дети , самоназвание которого показыва ет, что эта тема самая важная в романе, даннаяпроблема существует прак тически во всех произведениях в одних онапредставлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полногораскрытия образа героя.
Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов идетей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницахли тературных произведений.Проблема отцов и детей включаетв себя целый ряд важных нравствен ных проблем. Это и проблема образования,проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблеманепонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытаетсяпо-своему взглянуть на них.
А. С. Грибоедов, описав в комедии Горе от ума борьбу века нынешне го и века минувшего , не обошел вниманиемсложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения борьба старого сновым это та же про блема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослеженыи взаимоотноше ния Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любитдочь и же лает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему счастье длянего деньги.
Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее пре ступление,потому что Софья может стать похожей на Молчалина, переняв шего от отца лишьодин принцип искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научитьдетей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлосьнаиболее важным и значительным. В резуль тате, для Чичикова копейка сталасмыслом жизни, и для того, чтобы ее беречь и копить , он готов на любуюподлость,
предательство, лесть и уни жение. А Петр Гринев, следуя наставлениюотца, оставался честным и бла городным человеком во всех ситуациях, в какие емуприходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превышевсего. Как тут не вспомнить пословицу Каков батька, таковы и детки .Но, хотя эта пословица частобывает права, иногда все оказывается наобо рот. Тогда появляется проблеманепонимания. Родители не понимают детей, а дети родителей.
Родителинавязывают детям свою мораль, принципы жизни не всегда достойные подражания ,а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. ТаковаКабаниха из Грозы Остров ского. Она навязывает детям да и не только им своемнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себяхранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уженастоящее вопло щение века минувшего !
А ее дети, хотя им вовсе не по душетакое отноше ние к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как этони печаль но, век минувший , со всеми его предрассудками, торжествует победунад новым. Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей являетсяблагодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырас тившим ихи воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина
Станционныйсмотритель . Трагедия отца, нежно любив шего единственную дочь, предстает переднами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его ичувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отцаодного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смогего выдержать. Ста рый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины впроисшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чемпережить позор, который, возможно, ожидает и ее.
И Дуня чувствует и благодар ность,и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь намогиле отца все ее чувства вырываются наружу. Она легла здесь и лежала долго .Еще одна проблема поднята вомногих произведениях, проблема вос питания и образования француз убогий,Чтоб не измучилось дитя,Учил его всему шутя,Не докучал моралью строгой,Слегка за шалости бранилИ в
Летний сад гулять водил, писал А. С. Пушкин о воспитанииглавного героя своего романа Евгений Онегин , а дальше замечал Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудреноблеснуть. Чему-нибудь и как-нибудь учились вседети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело ототношения к образованию их ро дителей.
Некоторые из них, признаваянеобходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к немув общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из Горя от ума и госпожаПростакова из Недо росля . Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-такиполучила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, даон и не хотел их получить.
Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образо ваниювыражено их же собственными словами. Фамусов говорит Уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь , и еще Ученье вот чума . А Простакова Лишь тебе мученье, а все. я вижу, пустота .Но не все герои произведенийрусских классиков считают образование пустотой . Яркий пример тому князьВолконский из Войны и Мира
Л. Н. Толстого. Болконский верил в необходимостьобразования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь,княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мне ниям Фамусова иПростаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконскийабсолютно прав.Проблема отцов и детей актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная
проблема. Все то,что для человека является свя тым, передается ему родителями. Прогрессобщества, его развитие порож дает разногласия между старшим и молодымпоколением, разногласия, так хорошо известные нам по Горю от ума или по Отцам и детям .Проблема отцов и детей одна изважнейших проблем в русской клас сике. Очень часто в литературных произведенияхновое, молодое поколе ние оказывается более нравственным, чем
старшее. Оноотметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становитьсяИванами, не помнящими родства, ужасно,когда молодое поколение менее нравственно, чем п9редыдущее. Поэтому проблема отцов и детей жив т и сейчас, приобретая несколько другое направление.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |