Основные темы и проблемы в романе Булгакова Мастер и Маргарита Талант художника был у Булгаковаот Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось иобстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. Вначале 20-х годов им был задуман роман Инженер с копытом , но с 1937года он получает другое название -
Мастер и Маргарита . Все, чтопережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого все свои главныемысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. Мастери Маргарита - творение необыкновенное, невиданное доселе в русскойлитературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, сплаввысокого и низкого, смешного и лирического. Булгаков писал Мастера и Маргариту какисторически и психологически достоверную книгу о своем времени
и о людях, ипотому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее является книгой на все времена,чему способствует ее высочайшая художественность. Есть основание предположить,что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. В романе Мастер и Маргарита царятсчастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционногозамысла.
Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современникБулгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет наказнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуютвполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х - 30-х годовнашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там, как в жизни, но втой высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме.
Мастер и Маргарита и есть лирика-философская поэма в прозе о любвии нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, котороевсегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. События в Мастере и Маргарите начинаются однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриаршихпрудах . В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь,в
Мастере и Маргарите , играет роль вполне реалистическую и можетслужить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирическогообнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится надбулгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князятьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законамлогики, была глубоко новаторской.
Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите,сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут передпреисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом боротьсяследует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагическийгротеск романа. Воланд возвращает
Мастеру его роман о Понтии Пилате, которыйМастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный вкниге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизациичеловечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, онокроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной навозвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнегедня. Фантастический поворот дела позволяет писателюразвернуть перед нами целую галерею персонажей весьма
неприглядного вида,проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силойвыворачивает наизнанку всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноровивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощникамидает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле раздевает некоторых граждан из зала. Не дьявол страшен автору и еголюбимым героям.
Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует,как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в историческогочеловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный законзаключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса передгрядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславнойгибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
ИМастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате,тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана наисторическом материале книга огромной психологической выразительности. Этотроман о романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решатьсвоей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав егопобедителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бысвоему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги?Не забудем на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывшийБездомный на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
Мастер и Маргарита - сложное произведение.О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множествотолкований знаменитого романа. О Мастере и Маргарите еще многобудут думать, много писать. Рукописи не горят произносит один изгероев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло емуоблегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись былавосстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателейво многих странах мира. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получилозаслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеконе все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своемупонять
его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Школьное дело после Екатерины II |
Реферат | Анализ стихотворения Россия А. Блока. |
Реферат | О тайнах улья. Теплообмен |
Реферат | Семейные принципы школьного воспитания |
Реферат | Походный набор манипулятора |
Реферат | Самообразование путем начетничества |
Реферат | Проблемы воспитания |
Реферат | Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе |
Реферат | Экономика образования: место образования в общественном развитии |
Реферат | О всеобщем и обязательном обучении |
Реферат | Аграрная депутатская группа |
Реферат | Общественная педагогия |
Реферат | Hunters |
Реферат | Русь в X в. Правление Игоря и Ольги |
Реферат | Анализ развития хозяйства Глазовского района УР |