МРАК ХОЛОД НОЧЬ. Изображаямертвенность самого головл вского существования, Салтыков широко используетархетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда онрисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головл вской усадьбы,писатель опирается на значимое для народных верований символическоепротивопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света итьмы. Господство мрака и холода, которые, по народным поверьям, творятсянечистою
силой, символически выражает в романе обесчеловеченность головл вскогосуществования и пророчит неминуемую гибель в народном сознании мрак и холод позначению тождественны смерти головл вского рода.Устойчивым становится в романе архетипический образ зимнегоомертвения, несущий идею враждебности живому всего того, что связано сголовл вским родом, с самим его существованием земля на неоглядноепространство покрыта белым саваном , кругом во все стороны стлаласьсиротливая снежная равнина , окрестность, схваченная
неоглядным снежнымсаваном, тихо цепенела и так далее.Существование господ Головл вых враждебно свету, теплу,жизни ему, как и нечистой силе, сопутствуют мрак, холод и смерть. Показываяэто, Салтыков опирается на изобразительно-выразительные возможностиархетипической символики. Погружается в безрассветную мглу Степан Владимирыч,утративший последние связи с реальностью.
Господа Головл вы день за дн м утопают в серой, зияющей бездне времени , так что даже теряется представление овремени. В барском доме м ртвая тишина полз т из комнаты в комнату . Иудушкуохватывают сумерки , которым предстояло сгущаться с каждым дн м вс больше ибольше . Для Анниньки и прежняя жизнь была сон, и теперешнее пробуждение тоже сон , ночь, вечная, бессменная ночь ничего больше .Все эти упоминания о мгле, бездне, сумерках, сне, ночиусиливают впечатление мертвенности
и указывают на отсутствие живого, что имелобы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. ИспользуемыеСалтыковым архетипические образы, находящиеся в прямом родстве спредставлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и гибель,но и нравственную пустоту головл вского существования, характеризующегосянеподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых движений.ТЕНИ ПРИЗРАКИ ПРИВИДЕНИЯ. Напротив, то, что лишено признаков живого,сохраняет здесь, подобно м ртвой
тишине , способность движения. Больному ПавлуВладимирычу чудится целый рой теней. Ему кажется, что эти тени идут, идут,идут И Арине Петровне мерещатся тени, колеблющиеся, беззвучно движущиеся .Шевелятся и перемещаются только призраки и привидения в таком смыслеупотреблялось в народных преданиях и поверьях слово тень представители жеголовл вского рода вс более и более впадают в состояние физической
инравственной неподвижности. Подч ркивая это, Салтыков тем самым показываетвраждебность головл вского существования этическим основам народной жизни инародного сознания, где понятие движения наделялось положительнымнравственно-оценочным значением.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |