Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Войнаи мир И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняютдушу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением звездное небо надомной и нравственный закон во мне.И. КантПлан.I. Мое понимание нравственного идеала.II. Нравственныйидеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир .1.
Центральная идеяромана.2. Духовные исканияПьера Безухова.3. Духовные исканиякнязя Андрея.4. Любовь неотъемлемая часть характера НаташиРостовой.5. Каждый из нас,наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас поступать так или иначе.Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто не пришел к окончательномуответу.
Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство это плохо, апомощь ближнему хорошо. Добро, по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятиеи каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное,заключающее в себе представления каждого человека так называемый нравственныйидеал, достичь который невозможно. То есть каждое понятие о добре, онравственном совершенстве его часть, и, следовательно, любой человек,поступающий соответственно своему собственному, субъективному
понятию о добре,будет приближаться к нравственному идеалу.Вопросы о добре и зле вечныевопросы философии не могли не найтиотражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого Война и мир , раскрывающемнашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века.Однако Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления онравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными, таккак весь мир романа действует по его законам.
Л.Н.Толстой, как противник любыхсхем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человекдолжен найти Бога внутри себя, найти ту другую, лучшую любовь кближнему, должен научиться любить жизнь Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещаетсяи движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждениесамосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всеголюбить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности
страданий .К таким выводам приходит Пьер Безухов один излюбимых героев Л.Н. Толстого, точнее не приходит, а кто-то говорит емуэти мысли . Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретаетиную, духовную Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня.Кого меня? Меня? Меня мою бессмертную душу!
Он долго всвоей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою онискал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, вгеройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе он искалэтого путем мысли, и все эти искания обманули его . Но писатель не считаетэти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит своюлепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена.
Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, онпереосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянномусамоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические идуховные потрясения сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Онитолько подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самымважным событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с
ПлатономКаратаевым таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев олицетворение всего русского, доброго и круглого . Он любил илюбовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком нес известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед егоглазами . Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, вот что перенял
Пьер у Платона Каратаева. Другой любимый герой Л.Н. Толстого Андрей Болконский так же как и Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков.Основа его характера гордость одновременно и достоинство, и слабость. Всяжизнь его постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрестиславу. Но желание славы для князя
Андрея желание любви людской. Князь Андрейтак же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни светскаяжизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка сНаташей, Отечественная война все они имели свое влияние на князя Андрея. Нопрежде чем прийти к правильному мироощущению ему приходитсяпережить ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение вБородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становитсяпереломным
моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина своего врага, которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти.Впоследствии он осознает, что, умирая, он увидал врага своего и все-такиполюбил его . Он испытал то чувство любви, которая есть самая сущностьдуши и для которой не нужно предмета . Любить ближних, любить врагов своих. Все любить любить бога во всех его проявлениях , вот тот истинно христианскийтезис, к которому автор
приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова самый яркий женский образ романа всю жизнь следует этому утверждению. Любовьк людям, к окружающему миру ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой,скорее, не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.В соответствии с основами своего мировоззрения,Л.Н.Толстой сближает любимых героев снародом. Высшая похвала
Андрею Болконскому прозвище наш князь ,данное ему солдатами полка. Наташа умела понять все то, что было вовсяком русском человеке . А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерскийбалаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие ему в свете сила,пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота давали емуположение почти героя . В эпилоге Пьер говорит Мы только для тогоберемся рука с рукой, с одной целью общего блага
и общей безопасности .Здесь мысль народная выходит на высшую ступень общечеловеческую. Пьерчувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждогочеловека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобыпротивостоять силам зла.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |