Мо мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского Гроза .Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьесапроизвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спорразвернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы КатериныКабановой. Обстоятельный анализ Грозы дал критик журнала
Современник Н.А.Добролюбов. Его статья Луч светав т мном царстве , написанная с позиции революционера-демократа, продолжила егоразмышления о драматургии Островского, начатые в статьи Т мное царство .Добролюбов использовал точные образы-символы т много царства и луча света вт мном царстве . Его анализ оста тся классической трактовкой произведения. Сточки зрения критика, характер Катерины составляет шаг впер д во всей русскойлитературе того времени.
В образе Катерины является решительный, непримиримыйрусский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в н мнет чужого, внешнего, вс выходит изнутри. Из е рассказов о детстве видно, чтомать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась,вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Но из старого,где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко е чистой,светлой
душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особыйотпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить вс в своейдуше, пока не налегла на не тяж лая рука Кабанихи. С точки зрения Кабановой,Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиныхвзглядов. Под тяж лой рукой свекрови нет простора е светлым мечтам. Поначалуиз-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мираи прав других.
Но когда она пойм т, что ей нужна любовь и свобода, тут-то ипроявится е сила характера. В е молодой душе начинает зарождаться глухойпротест против т много царства , которое не дало ей желанной любви и свободы,независимости. Этот протест раст т Катерина кончает жизнь самоубийством. Темсамым она доказала свою правоту, нравственную победу над т мным царством .Такова Катерина с точки зрения Добролюбова.
Однако это лишь из критических интерпретаций Грозы .Д.И.Писарев в своей статье Мотивы русской драмы решительноотверг вывод Добролюбова о том, что Катерина подлинная героиня новогоисторического периода. Его анализ окарикатурил и Грозу , и Добролюбова. Помнению Писарева, Добролюбов увл кся симпатией к характеру
Катерины и принял е за личность, за светлое явление. Ни одно светлое явление не может нивозникнуть, ни сформироваться в условиях т много царства патриархальнойрусской семьи, выведенной на сцену в драме Островского. Во всех поступкахКатерины заметна, прежде всего, несоразмерность между причинами и следствиями.Каждое внешнее впечатление потрясает весь е организм. Самое ничтожное события,самый пустой разговор производят в е чувствах, мыслях и поступках целыеперевороты.
Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает, бледнеет, худеет и т.д. Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется. Варвараговорит несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя пропащейженщиной, хотя она до тех пор даже не разговаривала со своим будущемлюбовником. Катерина Ах, Варя! Грех у меня на уме! Сколько я, бедная,плакала чего уж я над собой не делала!
Не уйти мне от этого греха. Никуда неуйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, онаежеминутно кидается из одной крайности в другую. Например, в случае с Борисом.Сначала поди прочь, окаянный человек , потом погуляем Сегодня Катериныраскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будетделать завтра. На каждом шагу она путается в своей жизни и путает других.
Наконец, перепутавши вс , что было у не под руками, она разрубает затянувшиесяузлы своим самоубийством. Такова Катерина с точки зрения Писарева.При чтении критических статей, прежде всего, обращаешьвнимание на форму изложения мыслей. Статья Добролюбова, казалось бы, критика на Грозу , но между делом, он успевает оспорить нормативы написания драмы тоговремени, перекинуться словами с критиками удостоившими его прямой иликосвенной бранью .
При этом он не стесняется в выражениях типа отжившиестарики , пустозвоны . Интересно обращение Добролюбова к другим критикам. Кого то он критикует, называя при этом фамилии. Например, Зеленецкого, Давыдова.Кого то не называет, да т сокращения, например, г.П ий. Также обращаешьвнимание на постоянно присутствующее местоимение мы.
Мы считаем , мы думаем , мы пишем Кто мы? Он писал статью с соавторами? Почему же неуказаны их фамилии? Или он о себе говорит во множественном числе? Интереснаяметода. Когда читаешь его предложения, то к концу забываешь, что было в начале.Это происходит из-за огромного количества оборотов, скобок круглых иквадратных , вставленных в предложение. Добролюбов переходит к анализу пьесыпосле решения своих личных проблем с коллегами.
Поэтому статью Добролюбовачитать и понимать сложно.Писарев, напротив, излагает свои мысли ясно, просто, подкрепляя их разумными ипонятными доводами. Он уважительно относится к оппоненту Добролюбову. Хотя онявно с ним не согласен, он не называет критика пустозвоном, а пишет, чтоДобролюбов ошибся. Мотивы русской драмы написаны от первого лица. Писаревприступает к фактам, не ведя словесной перепалки
с критиками. Что касаетсятрактовки характера Катерины, то я склоняюсь к мнению Писарева. Я считаю, что е нельзя назвать лучом света в т мномцарстве потому, что т мное царство это, прежде всего, царство невежества.Следовательно, лучом света может быть только умный, образованный человек. Аумный человек в данной ситуации постарался бы облегчить существование себе исвоим близким, любимым людям, а не усложнять е до предела. Е самоубийство это не протест, а отчаянье и безысходность запутавшейся
и несчастной женщины,нежелание жить и неумение бороться. Если в н м и есть доля протеста, то онанапоминает поговорку назло маме отморожу уши . Вот я убьюсь, а вам всем плохобудет. Не будет! Самодуров т много царства этим не пробь шь. Очень жаль, чторядом с Катериной не было взрослого, опытного человека, который мог быобъяснить ей, что за жизнь и любовь надо бороться, а не доводить ситуацию добезвыходности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |