Лирические отступления в Мертвых душах . При каждом словепоэмы чита тель может говорить Здесь рус ский дух, здесь Русью пахнет! Этотрусский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и вразмашистой силе чувств, и в лиризме отступлений В. Г. БелинскийЯ знаю если я сейчас раскрою Мертвые души наугад,то томик привычно раскроется на 231 странице Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая не постижимаясвязь таится между нами?
Что гля дишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе,об ратило на меня полные ожидания очи И еще, полный недоумения, неподвижностою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое гряду щими дождями, ионемела мысль пред твоим про странством. Что пророчит сей необъятный про стор?Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредель ной мысли, когда ты сама без конца?Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развер нуться и пройтись ему?
И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубинемоей неестественной властью осветились мои очи У! какая сверкающая, чудная,незнакомая земле даль! Русь! Это любимое. Сто раз прочитанное иперечитанное. Поэтому томик всегда сам раскрывается на 231 странице Почему именно это? Почему не такое Эх, тройка Или Боже, как ты хороша подчас, да лекая, далекая дорога!
Или Нет,все-таки это. Вот он. Гоголь, объятый могучим пространством Руси, что страшною силою отразилось в его глубине А какую же глубину дал бессмерт ныйписатель словам, в которых отразилась вся его сверкающая, чудная, незнакомаяземле даль . Это и есть та непостижимая связь между талантом и землей,взрастившей этот та лант. В Мертвых душах везде ощущаемо и ося заемопроступает его субъективность которая в художнике обнаруживает
человека сгорячим сердцем которая не допускает его с апатическим равнодушием бытьчуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явлениявнешнего мира, а через то и в них вды хать душу живу Преобладаниесубъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит довысокого лирического пафоса и осве жительными волнами охватывает душу читате ля В. Г. Белинский .Читая лирические отступления да и не только их, а всюпоэму в первый раз, не зная имени
ав тора, с уверенностью скажешь Писалрусский . Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширноезнание земли, о какой пи шешь! Истинно русская плавная, немного с грус тью,богатая самыми тонкими оттенками настро ения поэзия. Надо быть поэтом, какимбыл Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В Мертвых душах Гоголь стал русским нацио нальным поэтом во всем пространстве этого слова
В. Г.Белинский .Поэт? Поэма? Да. Поэт. И поэма. Гоголь не зря назвалсвое детище поэмой. Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может таксвободно вторгаться своим я в ход повествования.Отступления в Мертвых душах представля ют большуюценность. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыра женияавтора, уместностью в том или ином кон тексте.Гоголь иронически рассуждает о толстых и тонких представителях дворянства, о господах
большой руки и господах средней руки ,гово рит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается всюжет произведения.Помните начало шестой главы? Прежде, давно, в летамоей юности Помните О моя юность! о моя свежесть А через несколькостра ниц У одного из строений Чичиков скоро заме тил какую-то фигуру
Платье на ней было совер шенно неопределенное, похожее очень на женский капот,на голове колпак, какой носят де ревенские дворовые бабы, только один голоспока зался ему несколько сиплым для женщины . Ба, да это же Плюшкин! Ну и убогоже выглядит эта прореха на человечестве на фоне такого лири ческого отрывка!А между двумя прекрасными отступлениями Русь! Русь!Вижу тебя и Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога что в начале одиннадцатой
главы, кошмарным диссонансом звучит Держи, держи, дурак! кричал Чичиков Селифану. Вот я тебя пала шом! кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. Не видишь, леший деритвою душу казенный экипаж! Пошлость, пустота, низость жизни еще четчевырисовываются на фоне возвышенных лиричес ких строк. Этот прием контрастаприменен Гого лем с большим мастерством. Благодаря такому резкомупротивопоставлению мы лучше уясняем мерзкие
черты героев Мертвых душ .Такова роль лирических отступлений в компо зициипоэмы.Но самое главное то, что в лирических отступ ленияхвыражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Из этихкоро теньких отрывков можно вынести столько душев ного тепла, столько любви кродному народу и всему, им созданному, столько умного и нужного, сколько невынесешь из некоторых многотомных романов.Гоголь вытащил на страницы книги всю страшную,потрясающую тину мелочей, всю глу бину повседневных
характеров . Гоголь креп коюсилою неумолимого резца выставил выпукло и ярко на всенародное обозрениескучные, пош лые мелочи жизни и высмеял их должным обра зом.А вот дорога. Такая, какой рисует ее Гоголь Ясный день, осенние листья, холодный воздух покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тес ней и уютней прижмемся к углу Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!
Сколько раз, какпогибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушновыноси ла и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтическихгрез, сколько перечувство валось дивных впечатлений Честное слово, так итянет собраться и отправиться в дорогу. Но те перь путешествуют немного иначе поездом, само летом, автомобилем. Только мелькали бы перед глазами степи, леса,города, полустанки, сверкаю щие под солнцем облака.
Широка страна наша, есть начто поглядеть! Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройканесешься Несется Русь, вечно движет ся к лучшему. Она уже прекрасна, Русь,но есть ли предел у лучшего, есть ли предел у мечты че ловеческой? И знакома линам теперь эта незна комая земле даль ?
Во многом знакома. Но много еще у неедалеко впереди, чего уже мы не увидим.Невозможно разобрать каждое лирическое от ступление вотдельности, невозможно в коротком сочинении дать оценку каждому отрывку в Мертвых душах множество и больших, и не многословных авторских отступлений,оценок, за мечаний, каждое из которых требует и заслужи вает особого внимания.Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступлениямы видим одну из черт
дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получа емвозможность нарисовать образ истинного гума ниста, писателя-патриота.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |