Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие эстетического воспитания

Понятие эстетического
воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов
маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая
среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с
родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих,
настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается,
фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы
в полной мере повлиять на полноценное 
формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают
целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к
действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности,
осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по
отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью
выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных
ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе
представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит
приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание
путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность
человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и
представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не
только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к
творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в
быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные
способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно
связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным
регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто
интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота
совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции
эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице
мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения
главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности,
творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы,
обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и
ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди
последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:
индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах
возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу
целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на
его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность
ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает
элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма
продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка
воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через
общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное
эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его
ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за
формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно
велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые
«кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются
именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие
ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность
родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет
организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все
соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего
возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения
порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того,
что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму,
цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и
праздничности. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и
праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с
помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.