Темы Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Окружающий мир воспринимается и оценивается лирическимгероем Лермонтова сквозь призму собственного духовного опыта. Он затрагиваетгероя не самим своим существованием, но постольку, поскольку определяет нечтоважное в его духовном бытии. Напряженная духовная жизнь героя заставляет егопоначалу предполагать и в окружающих столь же интенсивные духовные поиски.Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не
бытия,приводит героя раннего, юношеского периода к романтическому конфликту собществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру безжалостных людей , видя в нем лишь кучу каменных сердец . В ранней лирикезвучат и гражданские мотивы неприятия рабства, прославления революционногоподвига, возвеличивания былого могущества России. Социальные проблемы представляютсяему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества инарода.
Так, в стихотворении 1829 года Монолог предвосхищаются темы и образы Думы Поверь, ничтожество есть благо вздешнем свете К чему глубокие познанья, жаждаславы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешниерастенья, Цветем недолго, быстро увядаем В этом стихотворении особенноважно ощущение героя, что сама
Родина обрекает своих детей на бездействие, нажалкое прозябание, на гибель дарований - душит их. И тем сильнее звучит мотивпротивопоставления современного ущербного существования здешнего света прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей -бесстрашных, могучих и мудрых - создает Лермонтов. Одно из высших проявлениймощи русского духа находит он в недавнем прошлом в войне 1812 года. Значениепобеды России над Наполеоном для Лермонтова символично поэт видит в ней нетолько военный триумф,
но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации.Именно поэтому аллегорическое повествование об этой войне в Двухвеликанах написано в ключе былинногосказа, где сам дух народа воплощается в образ древнего русского великана . В одном из замечательных поэтических шедевров позднегоЛермонтова - в Бородине - поэт вновь акцентирует внимание на былинности ,символичности победы русского воинства.
В Бородине в полную силу звучит мотивпротивопоставления богатырям нынешнего племени , современников, неспособныхна подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россиейдворянской, где процветает просвещенность, образованность, но нет возможностиприменить полученные знания, нет поля деятельности, и Россией народнойтрагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным, исконнымчеловеческим законам, когда личность не противопоставляет
себя обществу, ночерпает силу в своем единении с народом. Символом России, средоточием ее единства Лермонтовсчитает Москву и противопоставляет ееофициальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развитияистории России и ее исторический центр - древнюю Москву, Петровской ориентациина Запад и декоративной, специально выстроенной столице -
Петербургу. ИменноМоскву как сердце и воплощение Родины защищают солдаты в Бородине . Москвувоспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года Кто видел кремль в час утразолотой , в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы Сашка Москва, Москва люблю тебя каксын, Как русский сильно, пламенно инежно. В 1841 году написаны два стихотворения, в которыхЛермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю
противоречивость, сложностьсвоего отношения к Родине Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ.Это самое резкое политическоевыступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение,неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всейниколаевской России. Страшная картина духовного рабства, истовой преданностинарода
своим палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор от духовного рабства вРоссии к побегу за стену Кавказа , на волю. В стихотворении выраженаабсолютная безнадежность в этой стране тотальной несвободы жить нельзя. Из нееможно лишь попытаться бежать - но обретение личной свободы за стеной Кавказа ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя котречению от
Родины. Но все жу это поразительно горькое стихотворение обретаетсвой истинный смысл лишь в контексте эпохи и всего творчества поэта. Для 30-х -40-х годов такие чувства были характерным явлением. Почти одновременно со стихотворением Прощай, немытая Россия была написана Родина , где Лермонтов не просто дал выход всей накопившейся обиде и глубокойненависти к политическому строю, основанному на духовном рабстве, но осмыслилсамо чувство
Родины в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилосьу ряда мыслящих людей эпохи. Он психологически и философски осмыслил его какодно из важнейших явлений русской культуры. Стихотворение построено так, чтодолжно с первой до последней строки шокировать читателя. Любовь лирическогогероя к Родине оценивается им самим как странная , это любовь рассудкувопреки . Но почему рассудок должен победить такое естественное человеческое чувствокак любовь к отечеству?
Все стихотворение построено на антитезе, напротивопоставлении казенного патриотизма и естественного человеческогочувства, которое по своей природе иррационально люблю - за что, не знаюсам . Лермонтов свой образ Родины создает так, что выявляется непримиримыйконфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь вжандармерии, и истинной любовью человека к своей отчизне. Открытое Лермонтовымиррациональное чувство Родины, его принципиальный отказ логически обосновать иобъяснить,
за что любит человек свою отчизну, положили начало одной из основныхтрадиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался какчувство антагонистичное рассудку и глубоко личное. Но все же было что-то, что притягивало поэта в отчизне.Прежде всего - это русская, с детства знакомая и близкая природа. Пейзаж в Родине - это поначалу картины монументальные, величественные.
Это большой мирРоссии - ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства.Душе Лермонтова близок этот размах лесов безбрежных колыханье, разливы рекее, подобные морям От огромного пространства он переходит к изображению малой Родины , показанной с нежностью, через детали дрожащие огни печальныхдеревень , дымок спаленной жнивы . Читатель видит В поздней лирике Лермонтова природа часто являетсяумиротворенной и умиротворяющей.
Она воплощает собой совершенство, гармонию.Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека. Природаможет таить опасность, как это происходит в поэме Мцыри И миллионом черныхглаз смотрела ночи темнота . Но чаще всего манит человека, как родная стихия,близкая его внутреннему миру. Лишь она может убаюкать душу, помогает поэту впоэтическом сне примириться с жизнью.
Примером этого могут послужить строки из Мцыри Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белыхдва куста Только это поможет ему спокойно умереть, примирившись с судьбой.И только благодаря природе переживают герои Лермонтова такие мгновения, так как она, в отличие отчеловеческого мира, являет собой плоды рук творца в неискаженном, чистомобразе.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |