Реферат по предмету "Литература"


Историзмы и архаизмы

Историзмы и архаизмыМихеенков Роман 10-Л Судьбу слов определяет не возраст , а ихиспользование в речи те, которые называют жизненно важные, необходимыепонятия, веками не стареют другие архаизируются довольно быстро, мы переста мих употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словамиобозначаются. Изменилась система образования в России ушли из нашей речислова институт благородных девиц, классная дама, реалист учащийсяреального училища , институтка.


Слова, служившие названиями исчезнувших предметов,понятий, явлений называются историзмами. Все перечисленные старые слова это историзмы. Они занимают в языке совершенно особоеположение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обиходапредметов. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.Теперь мы не мерим аршины, не кланяемся волостнымстаршинам и приказчикам и рады забыть все ненужные


, как намкажется, слова. Но как быть писателям, историкам, если они захотят описатьминувшую эпоху? В исторической литературе, в художественных произведениях,повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Онипомогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты историческойдостоверности.Кроме историзмов, в нашем языке выделяются и другиетипы устаревших слов. Вам не приходилось наблюдать, как то или иное словопочему-то попадает в не милость ?


Мы вс реже употребляем его в речи, заменяядругим, и так постепенно оно забывается. Например, акт ра когда-тоназывали лицедей, комедиант говорили не путешествие, а вояж,не пальцы, а персты, не лоб, а чело. Такиеустаревшие слова называют вполне современные предметы, понятия, которые теперьпринято именовать по-другому. Новые названия вытеснили прежние, и онипостепенно забываются. Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы,заменившие их в языке, называются архаизмами.


Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Еслиисторизмы это названия устаревших предметов, то архаизмы это устаревшиенаименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянносталкиваемся в жизни.В составе архаизмов можно выделить различные группыслов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудьособенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков младой молодой, злато золото, брег берег, град город, вран ворон


первые словав этих парах звучат архаично . Подобные архаизмы называются фонетическими.К ним относятся встречающиеся у писателей XIX века слова клоб совр. Клуб , нумер совр.номер , стора совр. штора , гошпиталь совр. госпиталь и подобные. Они отличаются от своих соперников нередко лишь одним звуком,реже несколькими звуками или устаревшим ударением.Также к фонетическим архаизмам относятся и слова,сохранившие звук e пред тв рдым согласным,


в товремя как в их современных вариантах здесь звучит o пишется раскаленный раскал нный ,просвещенный просвещ нный , обрек обр к . Другая группа архаизмов объединяет слова сустаревшими суффиксами, приставками музеум совр. музей . Какговорили Фамусов у Грибоедова? В Москву перевед н через мо содейство а не содействие . Такие архаизмы называются словообразовательными. Иих не мало попадается нам в произведениях наших любимых


поэтов рыбарь,кокетствовать, вотще Но ещ чаще среди архаизмов встречаютсяслова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическаяединица. Это лексические архаизмы око глаз, уста губы, ланиты щ ки, десница правая рука, шуйца леваярука. Как видно из примеров, устаревшие словаотличаются друг от друга по степени архаичности одни ещ встречаются в речи,особенно у поэтов, другие известны только по произведениям писателей прошлоговека, а есть и такие,


которые вовсе забыты. Архаизация одного из значений слова очень интересное явление. Результатом этого процесса оказывается возникновение семантических,или смысловых, архаизмов, то есть слов, употребл нных в необычном длянас, устаревшем значении. Знание семантических архаизмов помогает правильнопонимать язык писателей-классиков. А иногда их словоупотребление не может незаставить нас серь зно задуматься


С архаизмами шутить нельзя! Не следуети пренебрегать ими дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Неспешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда онивозвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было,например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, советник,получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революцииони успели архаизоваться, но потом вернулись, обретя


новое значение.Архаизмы,как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древностипри изображении старины. Поэты-декабристы, современники и друзьяА.С.Пушкина, использовали старославянскую лексику для созданиягражданско-патриотического пафоса речи. Большой интерес к устаревшим словам былотличительной чертой их поэзии. Декабристы смогли в архаизующейся лексикевыделить тот пласт, который можно было приспособить для выражениясвободолюбивых


идей. Оценив выразительные возможностивысокой архаической лексики, А.С.Пушкин и в поздний период творчества обращалсяк ней как к незаменимому источнику возвышенного звучания речи. Кого оставятравнодушными, например, пронизанные славянизмами строки из пушкинского Пророка ?Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходяморя и земли, Глаголом жгисердца людей. Не только


А.С.Пушкин и егосовременники, но и поэты более позднего времени находили в архаизмах средствовозвышенного звучания речи. На протяжении всего XIX и даже в начале XX века устаревшие слова воспринимались как поэтизмы ине казались столь архаичными, как теперь. Мы стараемся учиться у писателейхорошему литературному языку. Анализируя использование ими архаизмов иисторизмов, мы вправе задать себе вопрос


А можем ли мы сами украсить нашуречь этими выразительными словами Вопрос не праздный В заключение хочу пожелать, чтобы мыовладели искусством использования историзмов и архаизмов и не допускалиляпсусов, вызывающих улыбку собеседника.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.