ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ 1832 Величайший немецкий писатель ИоганнВольфганг Г те прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом влитературе, науке, искусстве и общественной жизни. Начав писать стихимальчиком, он не прекращал литературной деятельности до последних дней. Еголитературное наследие широко и многообразно. Он создал большое количестволирических стихотворений, несколько романов и драм, работы по естествознанию
иискусствоведению. Жизнь и деятельность Г те были настолькопродолжительны, что его нельзя отнести только к одному периоду историилитературы. Начало его творчества приходится на эпоху Просвещения,ознаменовавшуюся решительной критикой всех устоев феодально-крепостническогообщества. В Англии смелыми обличителями несправедливости были писатели Свифт,Филдинг, Голд-смит. Во Франции выдвинулись яркие мыслители
Вольтер, Дидро иРуссо. В Германии предшественником Г те был писатель-просветитель Г. Э.Лессинг, автор басен, комедий и драм, философ, литературный критик и эстетик. Германия в эпоху жизни Г те не была единымгосударством. Страна страдала от раздробленности на бесчисленные мелкиегерцогства, ландграфства формально они все были объединены в Священную Римскуюимперию германского народа, возглавляемую выбранным императором,
каким обычнобыл австрийский король. Но каждый властитель мелкого государства управлялсвоими владениями по собственному произволу, притесняя крестьян и горожан. Встране возникло несколько вольных городов, подчинявшихся непосредственноимператору и имевших самоуправление. В таком вольном городе Франкфурте-на-Майнеи родился Г те в семье состоятельных горожан. Его отец был юристом, он самвоспитывал сына
Вольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал им хорошихучителей и дал им хорошее образование. В шестнадцать лет Г те стал студентомЛейпцигского университета, но не закончил его из-за болезни, вынудившей юношувернуться в родной дом. По выздоровлении он отправился для завершенияобразования в Страсбург, где получил звание доктора права. Если в Лейпцигепреподавателями были деятели немецкого Просвещения
Готшед и Геллерт, то вСтрасбурге Г те познакомился с молодым философом и писателем И. -Г. Гердером,который, будучи на шесть лет старше, оказал на молодого писателя значительноевлияние. Просветители исходили из убеждения, будтораспространение знаний и идей разума приведет к тому, что люди поймутнесправедливость феодальных установлении и начнут изменять жизнь. В частностиони рассчитывали на то, что передовые понятия будут усвоены правителями,которые станут просвещенными
монархами. Но время шло, и усилия просветителей неувенчались успехом. Тогда в среде сторонников Просвещениявозникло направление, стремившееся к реальной деятельности. В Германии Герявр ибыл одним из первых мыслителей, проникнутых бунтарскими и даже революционныминастроениями. Впоследствии он горячо поддерживал Французскую буржуазнуюреволюцию. К нему примкнули некоторые молодые писатели, тоже желавшие быстрых ирешительных изменений в общественно-
политическом строе. Среди них были Г те, Максимилиан Клингер, Якоб Ленц и некоторые другие.Мятежные настроения Клингера получили выражение в его пьесе Буря и натиск 1776 . Впоследствии историки литературы дали всему этому периоду, 1770-хгодов название бури и натиска . Г те было двадцать четыре года, когда онсоздал драму
Гец фон Берлихинген , в которой изобразил в ярких краскахмятежного рыцаря XVI века, боровшегося за справедливость. В двадцать пять летГ те опубликовал роман Страдания юного Вертера , принесший ему мировую славу.Одновременно Г те создал замечательные лирические стихотворения, придавшиесовершенно новый дух немецкой поэзии, приблизившие ее к народной песне. Вскоре, однако, писатель убедился, что егобунтарство остается
безрезультатным. Он с большой художественной силой выразилв своих произведениях протест против убогой и неприглядной немецкойдействительности, встретил сочувствие передовых людей, но все оставалосьпрежним. Достаточно сказать, что по тем временам даже литературная известностьне могла принести молодому писателю хотя бы минимальной обеспеченности.Адвокатская деятельность молодого Г те не была успешной. Неожиданно он получил приглашение молодогогерцога
Саксен-Ваймарского посетить маленькую столицу его маленькогогосударства. Осенью 1776 г.Г те приехал в Ваймар, сначала гостем, а затем обосновался там на долгое время.Герцог Карл Август, который был на семьлет моложе Г те, сделал его своим министром. Писатель согласился на это,надеясь хотя бы в этом крошечном государстве облегчить положение народа. Десятьлет трудился Г те на государственном поприще и убедился, что мелкие улучшенияне меняют основ
несправедливого строя. Тогда он отказался от этой деятельностии, испросив разрешение герцога, уехал в Италию, чтобы заняться там искусством ипродолжить литературную работу. 1786 1788 годы время, проведенное Г те вИталии, означали начало нового периода в его жизни и творчестве. Г тезакончил в Италии ряд ранее начатых произведений. Уже переезд в Ваймар означалотказ писателя от надежд на революционное переустройство жизни.
Понимая, что вГермании не было для этого никаких условий, он, однако, не складывал рук. Онсчитал, что надо продолжать просвещение народа, создавать произведения, которыеоткроют людям глаза на противоречия жизни, возбудят в них стремление к иным,лучшим условиям существования. В частности, Г те пришел к идее, что длядуховного развития народа большое значение имеет эстетическое воспитание. Онпроникается стремлением создать произведения, которые выражали бы идею красоты-и гармонии
жизни. Образцом такой красоты для него служила классическаядревность духовная и художественная культура древней Греции и Рима. В этом стремлении Г те поддержал другойвеликий немецкий писатель Фридрих Шиллер 1759 1805 . Он тоже переехал вВаймарское герцогство, сблизился здесь с Г те и они выработали программуэстетического воспитания народа. Общее направление творчества этих писателей вконце
XVIII и первые годы XIX в. получило название ваймарского классицизма . Г те и Шиллер полагали, что посредствомэстетического воспитания народа можно будет возбудить стремление немцев ксвободе. Это, конечно, было идеалистической иллюзией. Воспитанием чувствакрасоты невозможно изменить социальные условия. Но нельзя сказать, что идеяобоих великих писателей была совершенно бесплодной.
Они создали рядпроизведений, обогативших не только немецкую, но и всю мировую литературу. После возвращения из Италии появляютсядрамы Г те Ифигения в Тавриде 1788 , Эгмонт 1789 , Торквато Тассо 1790 поэмы Рейнеке-Лис 1794 и Герман и Доротея 1797 , роман Годы ученияВильгельма Майстера 1795 1796 . Богатство идей и художественноесовершенство завоевывают
Г те при жизни всеобщее признание. Он выражает в своихпроизведениях идеи гуманизма, создает образы героев, воплощающих человеческиеидеалы добра, мужества, любви, красоты. В годы, когда появились названныепроизведения, во Франции произошла буржуазная революция, наиболее решительныйпериод которой приходится на 1789 1794 гг. Хотя идеалы свободы, равенства ибратства были близки
Г те, он отрицательно относился к революционному терроруякобинцев, направленному против прежнего господствующего класса. Г те выступалсторонником мирного реформаторского пути преобразования общества. В годы близости с Шиллером Г те, понастоянию друга, принялся за завершение начатого еще в годы бури и натиска произведения. То была первая часть Фауста . Она появилась в печати в 1808 г. Не иссякала лирическая струя творчестваписателя.
Он продолжал создавать стихи разного рода. По возвращении из Италиион издал Римские элегии 1791 , написанные в духе античных, преимущественноримских поэтов. В годы дружбы с Шиллером он написал ряд баллад этот жанрпоэзии привлекал Г те уже в молодые годы . Теперь возникает книга лирики Западно-восточный диван 1819 , богатая мотивами восточной поэзии.
В поздние годы Г те создает романы Избирательное сродство 1809 и Годы странствий Вильгельма Майстера 1829 , а также пишет ряд автобиографических произведений Из моей жизни. Поэзия иправда 1814 1824 , Итальянское путешествие 1816 1817 , Кампания воФранции и Осада Майнца 1822 . Однако главным плодом последних лет жизниГ те было завершение Фауста . С 1825 по 1831 г. поэт работал над второй частью
Фауста , завещав обнародовать ее уже после его смерти, что и было сделано в1832 г. Даже в таком кратком и беглом обзоре виднапоистине гигантская работа великого поэта. Своими произведениями Г те заложилосновы новой немецкой литературы. Он занял одно из первых мест в литературесвоего времени и оставил замечательное наследие будущим векам. Г те писатель-гуманист, выразивший всвоих произведениях идею постоянного развития и совершенствования
человека,неуклонно стремящегося к познанию мира, овладению его богатствами, служениюблагу человечества. Вместе с тем художник далек от мысли, чтожизнь уже совершенна. Он глубоко проникал в действительность, виделпротиворечия общества и сложность человеческих характеров и судеб. Жизньпредстает в произведениях Г те во всей своей красочности, во всем ее богатстве,но она полна драматизма, борьбы, трудностей. Образы людей, созданные
Г те,разнообразны. Он замечательно рисовал героев, мужественно боровшихся противразличных форм зла, но показывал также людей слабых, оказавшихся неспособнымисопротивляться неблагоприятным условиям жизни. Между этими двумя крайностямиГ те создал и другие образы, причем как мыслителя и писателя его особенноволновала проблема воспитания людей для жизненной борьбы. Г те верил в способностьчеловека побеждать препятствия. Его собственная жизнь великий примерпостоянного труда и борьбы за человеческие идеалы.
Как художник Г те чрезвычайноразносторонен. У него есть произведения реалистические, романтические,классические, символические. Но какими бы художественными приемами он нипользовался, цель творчества была у Г те одна понять сущность жизни, раскрытьее глубокие противоречия. Яркая жизненность его произведений сказывается вовсех видах творчества Г те. Даже когда он прибегает к сложным символам иаллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытии
явлений, имеющих место вреальном мире. Творчество Г те одно из вершинныхявлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностейчеловечества.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |