Реферат по предмету "Литература"


И.С.Тургенев

Творчество И.С.Тургенева Вступление Творчество И.С.Тургенева это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева ,но нет ещ ни одного ,кто бы тврдо и уверенно мог сказать Я знаю вс Его творчество ,знаю каждую строчку его произведений , могу точно сказать вам ,что значит то или иное слово.Да это и понятно Просто невозможно проанализировать творчество


Тургенева полоностью,даже если посвятить этому всю жизнь .А труды тех,кто пытался вс-таки проделать это , нельзя назвать полными и глубокомысленными.Всегда что-то или не до конца понято,или вообще рассмотрено поверхостно.Поэтому и мы не будем рассматривать вс творчество в целом ,а исследуем только часть его - Стихотворения в прозе Эта работа попытка обобщить исследования критиков и литературоведов и вывести


свое мнение В последние годы жизни И.С.Тургенев создат цикл Стихотворений в прозе ,который он пишет с 1877 года.В печати стихотворения появляются в 1882 в двенадцатом номере Вестника Европы Вообще эти произведения для печати не предназначались ,слишком уж интимны были переживания в некоторых из них . Однако Стасюлевичу, близкому другу


Тургенева и редактору журнала,во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть Старческих раздумийтак их называл сначала сам Тургенев Почему - то принято считать ,что заголовок и окончательный вариант названия стихотворений придумал Стасюлевич.Хотя известно ,что Тургенев отправлял рукопись в


Вестник Европы уже с подзаголовком 40 стихотворений в прозе Также ,многие пишут ,что тургеневские Стихотворения это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. И это тоже не верно. Можно провести параллель между Стихотворениями .Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы 19 века . Например, А.Е.Грузинский говорил, что между известным стихотворением


Тургенева Природа и некоторыми произведениями Джакомо Леопарди ,а в частности, с Диалогом природы с исландцем, есть сходство А довольно известные во времена И.С.Тургенева Les petites poemes en prose Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том ,кто же основоположник этого жанра одни говорили,что он зародился


на Западе Л.В.Пумпянский ,другие утверждали ,что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н.И.Балашова Алозизиус Бертран ввл ,можно решиться сказать ,в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр Бертран Алозииюс.Гаспар из тьмы.Фантазии в манере Рембрандта и Калло.М 1981,сю235.Со своей же стороны хочу добавить то ,что тургеневские


стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской ,восточной поэзией. Стихотворения в прозе- это те же японские стихотворения,написанные в форме хокку и танка Их объединяет лаконичность, иносказательность,а главное бездна мысли.Каждое слово ,каждый звук имеют свой смысл сво назначение . Но вс-таки почему же именно стихотворения в прозеА не просто философские рассказыНаверное потому ,что


слишком уж гармонично сочетаются звуки,мелодично сливаются они в слова и фразы это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма ,отмеченные печатью необыкновенного стилистическкого изящества. Стихотворения в прозе-это сборник оригинальных философских высказываний ,жизненных выводов Это своеобразный итог ,черта ,точка,которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни.Здесь отразилось вс то,что было разлито по всем произведениям писателя.


Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна ,но в то же время, все они неразрывно связаны между собой , связаны в один общий мотив . Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как Старуха ,Старик,Собака,Сон и т.д а связаны между собой единым мотивом размышления о неотвратимости смерти . Таким образом ,не будем сейчас выводить все темы по отдельности ,а назовм главные и преобладающие -воспоминания о давней любви -размышления о неотвратимости смерти -раздумья о ничтожности человеческой


жизни перед вечностью природы Возможно,здесь может показаться ,что все Стихотворения проникнуты пессимистическими настроениями ,но это не так.Своим мрачным ,тмным, пасмурным стихотворениям СтарикТургенев противопоставляет светлые ,радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениямиЛазурное царство .Обычно они вс о той же любви,красоте,е силе .В этих стихотворениях чувствуется ,что автор вс же верит


в силу прекрасного в счастливую жизнь которой у него ,к сожалению,не было.Воробей Да, этот цикл- это противопоставление , противопоставление жизни и смерти ,молодости и старости,добра и зла,прошлого и настоящего .Эти мотивы вступают в борьбу между собой Тургенев часто сталкивает их ,переплетает вс противоречивое в конце концов автор стемится слить воединоДвойник Вообще вс развитие мысли , развртывание повествования очень напоминает развитие тем в музыкальных произведениях


Шопена ,Моцарта и др. Стихотворения в прозе- это своеобразные сонаты , но только не в музыке ,а в литературе Но вернмся к содержанию стихотворений ,их тематике смыслу и,наконец ,философии. Как можно понять из вышенаписанного все произведения Тургенева объединяет рассмотривание вечных проблем ,которые впринципе волнуют общество и в данное время . Л.Озеров В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов ,стоящих перед всеми поколениями


и объединяющие людей разных времн Озеров.Л. Тургенев И.С.Стихотворения в прозе , М 1967,с.11Рассмотрим некоторые темы и стихотворения Человек и природа противопоставления И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и бесконечной гармонией природы .Он был убеждн,что человек только и силн ,когда опирается на не.Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе.


Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть е, необходимость подчиняться е жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал закон,по которому , рождаясь , человек был уже приговорн к смерти .Мысль о том, что природа ,материя остатся,индивидуумы исчезают, мучала Тургенева.Его возмущало то,что природа не ведает ни добра ,ни зла.В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечаетРазум мне не закон-что такое справедливостьЯ


тебе дала жизнь-я е и отниму и дам другим,червям и людяммне вс равно А ты пока защищайся- и не мешай мнеЕй вс равно ,что человек, что червь вс одни твари У всех жизнь одна жизнь- величайшая ценность .А главное ,что есть в ней ,что надо беречь,поймать и не отпускать молодость и любовь.Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того ,что вс подходит к концу,а так мало сделано.


Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природыЭто противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остатся для Тургенева неразрешимым. Не дайте проскользнуть жизни между пальцев Вот основная философская мысль и наставление писателя ,выраженное во многих Стихотворениях. Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь ,анализарует е, часто


из его уст можно услышать фразу О жизнь, жизнь ,куда ушла ты так бесследноТы ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами Тургенев раз за разом говорит нам о том ,что жизнь лишь мгновение ,е надо прожить так ,чтобы в конце не оглядываться с ужасом,не выводить Догорай, бесполезная жизнь Нередко,для того чтобы показать всю мимолтность е, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое.Ведь именно в такие моменты , вспоминая сво прошлое,человек


начинает ценить свою жизньДвойник Интересно проанализировать следующее стихотворение . Собака. big big Нас двое в комнате собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.И я тоже гляжу ей в глаза.Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.


Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крыломИ конецКто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек Нет это не животное и не человек меняются взглядамиЭто две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется


пугливо к другой.Февраль, 1878.Как видно ,в этом стихотворении рассматривается вс тот же вопрос жизни и смерти, мимолтности человеческой жизни ,незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком , который потухнет при первом же налте бури.Это пугливое ,отдельное существо,которое чувствует приближение смерти,и Одна жизнь жмтся пугливо к другой.В этом стихотворении опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности


всех живых существ перед законом природы две пары одинаковых глаз .Автор ставит рядом человека и животное,чтобы подчеркнуть различие ,но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы нет никакой разницы и мы тождественны близки по смыслу и подчркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти .Для этой же цели в тесте можно заметить и употребление повторения одних и тех словосочетаний одно и


то же чувство,один и тот же огонк ,одна и та же жизнь. Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы,которая налетит, махнт на огонк жизни холодным широким крылом. С помощью тропов Тургенева оживляет смерть ,дат ей жизнь воет страшная ,неистовая буря. Для усиления напряжнности автор вводит восклицания И конец-подчркивается необратимость ,бызвыходность


НетКроме того , в тексте имеется ещ одно так называемое средство экспрессивной лексики свойственный Тургеневу риторический вопрос ,который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы Добролюбов писал о тургеневской прозе и грустно и весло это ощущение там светлые воспоминания детства ,невозвратно мелькнувшего,там гордые и радостные надежды юности Вс прошло и не будет большено ещ не пропал человек ,который хоть в воспоминании может вернуться к этим


светлым грзам И благо тому ,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такое настроение души. Добролюбов Н.А. Собр.сочинений в трх томах,т.3,М 1952,с.48. Действительно, мы можем отметить ,что многие стихотворения в прозе ,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,на самом деле пробуждают в человеке сосотояние душевной высоты и просветлнности.Так называемый тургеневский лиризм придат произведениям писателя необычайную задушевность.


Вс это мы пишем к тому ,что именно в таких стихотворениях,где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель играет со временем и извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения, мудрости понимания ,примирнности противоречий . Аднан Салим Тургенев художник,мыслитель,М 1983,с.158 Тургенев упивается поэзией времени Действительно,как мастерски создат


Тургенев образ ликущей молодости царства лазури,света ,молодости и счастья-в стихотворении Лазурное царство и противопоставляет это светлое царство тмным , тяжлым дням холоду и мраку старостиИ везде,везде эта философская идея,о которой уже немного упоминалось ранеепоказать все противоречия и преодолеть,снять их в синтезе.И это в полной мере отразилось в Молитве В этом стихотворении ход мысли идт от противопоставления к синтезу.


Тургенев как бы расщепляет,чтобы в конце концов соединить вещи,казалось бы, несоединимые.И потомустанем пить и веселиться-да молитьсяИ потому мы не можем согласиться с высказываниями довольно известного А.Батюто Таким образом ,и в молодости , и в пору духовной зрелости ,и на закате литературной деятельности Тургенев философ неоднократно проявляет склонность к преднамеренному или скрытому противопоставлениюГте Гегелю и по существу всей немецкой идеалистической философии5Батюто.


А Тургенев романист,с.53 Весьма показателен здесь ход тургеневской мысли вера в чудо проходит через коридор сомнений юВерующий может убедить себя в том ,что дважды два пять, а не четыре ,но его разум может воспротивиться против подобной несуразицы.А что же тогда Тогда на помощь придт ШекспирЧто же тогда делать,что выбиратьКак писатель-философ,Тургенев не выбирает вовсе ,а собирает вс в единую систему противоречий ,которая в сущности то и является


той самой истиной,которую все ищут Сила сильнее его воли Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя.Любовь у Тургенева это отнюдь не интимнейшее чувство.Это всегда сильная страсть , могучая сила .Она способна противостоять всему ,даже смерти. Любовь для него- едва ли не единственное,в чм человеческая личность находит сво высшее утверждение.


Только ею,только любовью держится и движется жизнь Воробей.Она может сделать человека сильным и волевым ,способным на подвиг .Для Тургенева существует только любовь-жертва, любовь надламывающая эгоизм.Он уверен,что только такая любовь способна принести истинное счастье.Любовь-наслаждение отвергается им .И это неудивительно теперь для нас .


Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжлую жизнь.Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь ,как большое жизненное испытание,как проверку сил человеческих.На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Вс вышенаписанное И.С, Тургенев выразил в свом стихотворении Воробей. Даже птицу ,потерявшую гнездо,для которой смерть, казалось, неизбежна,может спасти любовь,которая


сильнее воли.Лишь она,любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой. В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь-судьба,злой рок,тяготеющий над каждым из нас,та могучая и ,казалось бы ,непобедимая сила .Она так же медленно приближалась к птенцу , как и то пятно из стихотворения Старуха,а проще говоря,смерть, медленно подкрадывается , ползт прямо к нам.


И здесь опровергается фраза старухи Не уйдшь.Уйдшь ,ещ как уйдшь,любовь сильнее тебя , она закроет зубастую раскрытую пасть и ,даже судьбу,даже это громадное чудовище можно присмирить.Даже оно может остановиться , попятиться признать силу , силу любви На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова ,написанные ранее Стихотворения в прозе цикл противопоставления .В данном случае сила любви противостоит силе зла ,смерти


Таким образом ,мы можем утверзждать,что автор стремится все-таки преодолеть безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостностную борьбу,настроение ,которое выражается фразой МЫ ещ повоюем В этом стихотворении ,как пишет Аднан , тургеневская исповедь перерастает в проповедь активной,мужественной позиции человека перед лицом суровых и вечных законов жизни- таков окончательный вывод философской мысли автора Заключение. Как можно теперь заметь ,единого мнения ,единой концепции


рассмотрения тургеневских стихотворений не существует.Сколько исследователей ,столько и мнений.Мы попробовали соединить воедино,даже можно сказать,воспользовались теперь уже хорошо известным нам примом Тургенева,привести к синтезу все противоречия и суждения о творчестве писателя ,а в частости ,о Стихотворениях в прозе Мы попробовали определить основные направления философской мысли Тургенева,однако понять писателя полностью очень трудно а его творчество всегда будет хранить


в себе какие-то тайны и загадки Стихотворения в прозе-это итог трудной,но красивой жизни великого писателя ,который сумел соединить в своих Seniliaи радость, и горечь ,и мгновенное, и вечное ,и личное, и общечеловеческое Список используемой литературы Аднан Салим Тургенев-художник,мыслитель,М 1983 Винникова Галина Тургенев и Россия,М 1986 Грузинский А.Е. И.С.ТургеневЛичность и творчество,М 1972 Добролюбов


Н.А. Собрание сочинений в трх томах,том.3,М 1952 Озеров Л. ТургеневИ.С. Стихотворения в прозе,М 1967 М.Стасюлевич и его современники в их переписке,в 5-ти томах,3т СПб,переиздание 1911-1913гг 1963 Чичерин А.В. Ритм образа,М 1973,с.55 Шаталов С.И. Стихотворения в прозе И.С.Тургенева,М 1969.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.