Жизньприроды в лирике Ф.И. ТютчеваПоочередно всех своих детей,Свершающих свой подвигбесполезный,Она равно приветствует своейВсепоглощающей и миротворнойбездной.Ф. И. ТютчевПожалуй, трудно найти русского человека, ко торый быни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый,конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихо творения его не могутоставить человека равно душным. Ведь все творчество
Тютчева это обя зательно что-то светлое, доброе,простое и неизменно свое русское,проникающее в душу, хватающее за сердце, рождающее в человеке высокое чувстволюбви. Любви к природе, к роди не, к женщине, к жизни наконец. И каждый, ктохоть раз соприкоснулся с произведениями Тютче ва, проносит это чувство черезвсю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчев ских
стихов. Ихтематика многообразна, и тем не менее почти все так или иначе связаны с темойприроды. А во многих стихотворениях это глав ный предмет изображения.Природа, воспетая Тютчевым, близка и понят на каждомурусскому человеку, она неразрывно связывается в его сознании с образом Родины.Так, великий наш писатель Л. Н. Толстой призна вался, что каждой весной в егопамяти неизменно встают строки тютчевской
Весны Как ни гнетет рука судьбины,Как ни томит людей обман,Как ни браздят чело морщины,И сердце как ни полно ран Каким бы строгим испытаньямВы ни были подчинены, Что устоит перед дыханьемИ первой встречею весны!Природа никогда не предстает перед вами во времякаких-нибудь могущественных катаклиз мов, которые вызывают у человека страх ибеспо мощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия.
И в этом еенеобыкновенная пре лесть Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река,И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака.При более глубоком проникновении, однако, можноувидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии икрасо ты, которая поражает читателя своим совершенст вом. И главное этот мир живой. Природа для Тютчева храм.
Но не мертвый, созданный из камняруками человека, а полный жизни, естест венный и одухотворенный Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык У Тютчева нет мертвой природы она всег да полна движения, на первый взгляд незаметно го, но насамом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этимдвижением жизни, благодаря которому,
может быть, сущест вует человек Природа знать не знает о былом,Ей чужды наши призрачные годы,И перед ней мы смутно сознаемСебя самих лишь грезою природы.Тютчев дает понять, что, как бы ни пытался человеквыделиться, он все равно останется гре зою природы , лишь ее творением, пустьдаже и венцом его. И вместе с тем тютчевская природа чаще всего предстаетперед нами как что-то сла бое, хрупкое и беззащитное, зависимое от челове ка.
Природа Тютчева всегда многолика и разнооб разна. Мывидим ее в постоянном движении, не прерывной смене явлений, в переходныхсостояниях от зимы к весне, от лета косени, от дня к ночи Тени сизые смесились,Цвет поблекнул, звук уснул Жизнь, движенье разрешилисьВ сумрак зыбкий, в дальний гул И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закатсолнца, гроза или снегопад, раскрыва ется поэтом во всей красе и величии это харак терная особенность описанийТютчева.
При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенныхпоэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допус тим,нам встречается солнце, глядящее исподло бья на поля , или плачущая осень, илиликующие и поющие весенние воды , то, значит, именно та кими увидел их Тютчеви, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту иколоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он этужизнь опи сывает.
Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобыпоказать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе не что иное, как выражение дум о человеке.Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает с стыдливостью страданья разумного существа. В стихотворении Слезы людские, о слезы люд ские дождевые капли это слезы человека. Здесьпроявляется еще одна сторона тютчевского творчества.
Поэт затрагивает оченьсложную про блему взаимосвязи человека с окружающим его миром.Для Тютчева природа загадочный собесед ник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. О чем ты воешь, ветр ноч ной? вопрошает поэт. И тут же отвечает Понятным сердцу языкомТвердишь о непонятной муке И роешь и взрываешь в немПорой неистовые звуки Мастерство Тютчева всегда поражает. Он под мечает всамых обыкновенных природных явлени ях что-то такое,
что при всей своейневзрачности служит точнейшим, просто зеркальным, отобра жением неземнойкрасоты. И выражено это что-то не в витиеватых фразах, а в простых и обыч ныхсловах, но идущих от самого сердца поэта Лил теплый летний дождь его струиПо листьям весело звучали Не загромождая описания обилием подробнос тей, Тютчеввыбирает самое необходимое, благода ря чему достигает большой художественнойвыра зительности.Поэту удавалось улавливать, как сказал
Не красов, именно те черты, по которым в воображе нии читателя может возникнуть идорисоваться сама собою данная картина . Такое под силу толь ко человеку,увидевшему в природе душу , осоз навшему, что в ней есть свобода, в ней естьлю бовь .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |