Средняя школа 3 г.ДесногорскаД О К Л А Д по литературе на тему Жизнь и творчество ШолоховаМ.А. Подготовил ученик 11 Д класса Леонов Алексей 2001 годШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1905-1984 - прозаик, публицистМать Шолохова из крестьянской семьи, отец выходец изРязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе игимназии.
Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работаетгрузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляютсярассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники Донские рассказы и Лазоревая степь 1926 .Темы ранних рассказов гражданская война на Дону,ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах,происходивших в деревне.
Рассказы стали заметным явлением в советскойлитературе первой половины 20-х годов. Умение раскрыть правду действительностив острых общественных и бытовых конфликтов, проникновенное восприятие душевныхдвижений, стремление сопрячь мир чувств и действительность в едином целомхарактеризуют рассказы Нахал нок , Председатель Реввоенсовета республики 1925 , Чужая кровь 1926 , Червоточина 1926 .В 1924 году Шолохов возвращается на
Дон в станицуВешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать Тихий Дон 1928-1940 роман, принесший писателю мировую известность. Это произведениеизображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, сисключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции. Тихий Дон охватил важнейшее десятилетие русскойжизни 1912-1922
Поднятая целина 1932-1960 повествует о 1930 годе, ореволюционном переломе в жизни деревни.Во время Великой Отечественной войны Шолохов военныйкорреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодическойпечати и вышли отдельными изданиями его очерки На Дону , На юге , Казаки идр. Широкую известность приобрел рассказ Наука ненависти 1942 . В 1943-1944годах начали печататься главы из романа
Они сражались за Родину новый вариант 1969 .Стремление к эпическому постижению судеб народа всамой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил исюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа Онисражались за Родину . Контрастные чередования картин мирной, хотя уже ипотревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек ивнезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик
воюющегонарода.Рассказ Судьба человека 1956-1957 стал заметнымявлением в литературе. Трагическая история жизни взята в ее связи с событиямивойны историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельногочеловека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслитьчеловеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателюпоказать Человека и
Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная,историческая основа определила и поэтику рассказа. Отчетливо выделяются ведущиеобразы-лейтмотивы дорога автора дорога героя судьба человека на дорогахвойны и т.п свободно чередуются голоса героя-рассказчика иавтора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зловойны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа вера в доброе, человеческое,утверждение подвига.После войны
Шолохов опубликовал ряд публицистическихпроизведений Слово о Родине , Борьба продолжается 1948 , Свет и мрак 1949 , Не уйти палачам от суда народов! 1950 и другие, в которых онвыступает против идеологов холодной войны .Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это,прежде всего связь писателя с народом. Книга дело выстраданное , говорилШолохов на 2-м съезде писателей.
Много раз в его высказываниях повторяетсямысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она нибыла, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить, преждевсего, с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право нажизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят длясебя высшую честь и высшую свободу в ничем не
стесняемой возможности служитьсвоим пером трудовому народу сказал он в речи после вручения емуНобелевской премии 1965г. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова егоумение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческихэмоций от трагической безнадежности до веселого смеха.Вклад писателя в мировое искусство определяется,прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературытрудовой народ предстает во всем богатстве типов и
характеров, в такой полнотесоциальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряднеумирающих образов мировой литературы.В его романах поэтическое наследие русского народасоединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, имбыли открыты новые связи между духовным и материльнм, между человеком иокружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальностижизни триединство его поэтики человек общество природа выражает одну изособенностей цивилизации, гуманистическое направление
всего его творчества.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |