Хороша была Танюша, краше не было в селе, Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру. Месяц в облачном тумане водит с тучами игру. Вышел парень, поклонился кучерявой головой: «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой». Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Душегубкою-змеёю развилась ее коса. «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу, Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
Не заутренние звоны, а венчальный переклик, Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик. Не кукушки загрустили – плачет Танина родня, На виске у Тани рана от лихого кистеня. Алым венчиком кровинки запеклися на челе Хороша была Танюша, краше не было в селе. <1911> Фонетические средства: аллитерация – [р], [ш] – 1строфа + посл. строка 4ой строфы [с] -
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса. ассонанс – нету [у] * Морфемные средства: cуффиксы: кров-ин-к-и народные постфиксы: женю-ся, запекли-ся, сказать-ся песенные префиксы: в-вечеру, с-холодела традиции корневые: скажу – сказаться (3я строфа) * Лексические: просторечные – на подолЕ (вместо “подОле”); кучерявая голова, лихой (=злой), схолодела Устаревшие – краше, душегубка, венчальный переклик, лик
Синонимы – Антонимы – Омонимы – * Сравнения: развернутое – Прямое – побледнела, словно саван, схолодела, как роса. Отрицательное – Не заутренние звоны, а венчальный переклик, традиционные Не кукушки загрустили – плачет Танина родня сравнения Существительное в тв. п. – Душегубкою-змеёю развилась ее коса. (УНТ)
Алым венчиком кровинки запеклися на челе * Олицетворения: Месяц в облачном тумане водит с тучами игру. * Метафоры: нет * Гипербола: побледнела, словно саван, схолодела, как роса * Литота: нет * Оксюморон: нет * Перифраз: нет * Эпитет А) метафорический: нет Б) изобразительный: красной рюшкою, в облачном тумане, кучерявой головой, парень
синеглазый, венчальный переклик, алым венчиком. В) лирический: от лихого кистеня * Метонимия: скачет свадьба * Синекдоха: нет * Поэтический синтаксис: А) градация: Б) повторы: кольцо – 1я и последняя строки совпадают В) эллипсис: Алым венчиком кровинки запеклися на челе Хороша была Танюша, краше не было в селе. Г) инверсия:
Хороша была Танюша;скачет свадьба и др. * Рит. приемы: А) восклицание: Б) вопрос: нет В) умолчание: Размер: силлабика, по-моему. Там фигня какая-то с ударениями. Рифма: смежная аавв, полная, мужская ЕСЕНИН С.А. Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил – Так я еще никогда не думал.
Пусть на окошках гнилая сырость, Я не жалею, и я не печален. Мне все равно эта жизнь полюбилась, Так полюбилась, как будто вначале. Взглянет ли женщина с тихой улыбкой – Я уж взволнован. Какие плечи! | Тройка ль проскачет дорогой зыбкой – Я уже в ней и скачу далече. О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо. Тот, кто хоть раз на земле заплачет Значит, удача промчалась мимо. Жить нужно легче, жить нужно проще, | Все принимая, что есть на свете, Вот почему, обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер. 1925 Фонетические средства: аллитерация – [с] [ш] [щ] [ж] (особенно 1, 5 строфы) ассонанс – [и] [е] * Морфемные средства: нет *
Лексические: Устаревшие – далече, тройка Разговорные – вначале, обалдев, полюбилась * Сравнения: развернутое – нет Прямое – нет Отрицательное – нет Существительное в тв. п. –нет * Олицетворения: обалдев, свищет ветер; земля (счастье землей любимо); удача промчалась мимо * Метафоры: шелест шума. * Гипербола: нет * Литота: нет * Оксюморон: нет * Перифраз: нет * Эпитет
А) метафорический: серебряный ветер; шелковый шелест; снежный шум; гнилая сырость. Б) изобразительный: зыбкая дорога. В) лирический: тихая улыбка; людское счастье; счастье любимо * Метонимия: тройка проскачет * Синекдоха: взглянет ли женщина с тихой улыбкой; тройка ль проскачет. * Поэтический синтаксис: А) градация: Б) повторы: кольцевая композиция (первая и последняя строки) В) эллипсис: в первый раз я в себе заметил – так я еще никогда не думал; тот, кто хоть раз на земле
заплачет значит, удача промчалась мимо. Г) инверсия: Свищет ветер; взглянет ли женщина; счастье людское землей любимо и др. * Рит. приемы: А) восклицание: Какие плечи! О, мое счастье и все удачи! Б) вопрос: нет В) умолчание нет: Размер: дольник Рифма: авав, женская ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА «ПРОПЛЯСАЛ,
ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ». Проплясал, проплакал дождь весенний, 5 Замерла гроза. 3 Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, 5 Подымать глаза… 3 Скучно слушать под небесным древом 5 Взмах незримых крыл: 3 Не разбудишь ты своим напевом 5 Дедовских могил! 3 Привязало, осадило слово Даль твоих времен.
Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых Прозвенит твой сон Кто-то сядет, выгнет плечи, Вытянет персты. Близок твой кому-то красный вечер, Да не нужен ты. Всколыхнет он Брюсова и Блока, Встормошит других. Но все так же день взойдет с востока, Так же вспыхнет миг. Не изменят лик земли напевы, Не стряхнут листа… Навсегда твои пригвождены ко древу
Красные уста. Навсегда простер глухие длани Звездный твой Пилат. Или, Или, лама савахфани, Отпусти в закат. <1917> РАЗМЕР: хорей (5/3) с пиррихиями (см. выше ) РИФМА: женмужженмуж; перекрестная авав; полная Фонетические средства: аллитерация – [пр][р][л] [вс][вз] - Vстрофа ассонанс – [о][ы][а] * Морфемные средства:
Префиксы: про-конечность При- связанность, невозможность движения Вз-(вс-) – движение по кругу, замкнутость * Лексические: специальные – или,или, лама савахфани (др. евр) (библ. легенда курс на ->обращение к вечному, повторимость судеб: Поэт=Иисус) вечность Просторечные – подымать, знать (близость к читателю) Старославянизмы – крыл, персты, лик, древо, уста, длани
Синонимы –привязало, осадило – акцент остановки Всколыхнет, встормошит - псевдооживление Омонимыантонимы – проплясал, проплакал (но сливаются за счет [прапл] (созд-е однообразности жизни, в которой и печаль, и веселье суть одно) * Сравнения:– нет * Олицетворения: дождь, могилы, слово, напевы =>жизнь-смерть-песня * Метафоры: даль времен, прозвенит сон, вспыхнет миг, пригвождены ко древу уста *
Гипербола: * Литота: * НЕТ * Оксюморон: * Перифраз: * Эпитет А) метафорический: небесное древо, незримые крыла, глухие длани Б) изобразительный: весенний дождь, тяжелые тома, красный вечер, красные уста В) лирический: дедовские могилы (т.к. обобщение) * Метонимия: * НЕТ * Синекдоха: * Поэтический синтаксис:
А) градация: нет Б) повторы: анафора: скучно В) эллипсис: нет (не мысли, но факт) Г) инверсия: см. текст * Рит. приемы: А)восклицание: Не разбудишь ты своим напевом Дедовских могил! Б) вопрос: нет В) умолчание: Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, Подымать глаза… Не изменят лик земли напевы, Не стряхнут листа… Русская литература начала
XX века – явление странное, ни на что не похожее. Стихи или прозу любого автора этого периода – будь он эмигрант или художник советский – не сможет читатель понять так легко, как понимает Пушкина или Гоголя. Нет, разумеется, мы говорим не об общедоступности произведений гениев века XIX, а лишь о том, что в многоплановых их творениях всегда есть та внешняя часть, которая удовлетворит читателя поверхностного и явится дорогой к глубинам, к истинному содержанию произведения для читателя
«настоящего». В творениях же века XX серебряного внешний план обыкновенно отсутствует. Произведение литературы первой четверти столетия – загадка. Более того, автор начала века – загадка не меньшая: что ни судьба, то легенда, рай для биографа, дающий возможность сочинить жизнеописание художника, отличное от многих подобных, но – так и не приблизиться к разгадке пути Мастера. Думается, эту разгадку следует искать в творчестве, а не теряться в глупейших
предположениях относительно прототипов и событий, толкнувших творца на создание произведения искусства. Ведь именно в творчестве, как правило, и отражается весь путь поэта, писателя… В творчестве художник размышляет о судьбах искусства, обращается к себе самому как к части искусства. Ярко и оригинально выражены такие обращения в лирике С. Есенина, который не просто просматривается сквозь образ лирического героя, но называет своего собеседника:
Сергей Есенин. Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, Подымать глаза. «Скучно» - это слово рефреном пройдет через шесть строф стихотворения. Ему, автору этих строф, надоело бессмысленно звучать вместе с поэтом Есениным. Что «ему» с того, что крылья взлетят и опустятся под высоким небом, и весенняя гроза с ее ритмом, звоном, запахами окажется заключена в результате волшебного взмаха в двух строках:
Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. Гроза поймана со всем ее глухим стуком капель по крышам – четкий рисунок повторяющейся группы [прапл] и одного [л] в конце первых двух слов – и особенностью последней капли, стекающей по стеклу – [рл] с переходом на [р] и [з] во второй из приведенных строк но что это дает? Этим «напевом» не разбудить «дедовских могил», не сотворить чуда…
Слово изменяет мир Поэта, не доносит его до читателя, упивающегося «красным вечером» стихотворения, но не видящего в нем Художника. Читателю нужен не поэт-человек с его переживаниями, а только поэт-творец «вечеров». Человек же способен «всколыхнуть» немногих других поэтов небольшого круга – автор не зря называет здесь две фамилии, еще более конкретизируя, сужая этот круг. А «других», не посвященных в творчество, «сон» поэта лишь «встормошит» отголоском той волны, что живет
в стихах его. Но это безразлично уже Художнику, он видит бессмысленность искусства: ведь «все так же день взойдет с востока, так же вспыхнет миг»… Автору ясно, почему волшебные зеркальные «напевы» Сергея Есенина «не изменят лик земли»: уста поэта навсегда «пригвождены ко древу», к тому древу, которое во второй строфе предстает «небесным» - к вечности. Наряжая «сон» в слово, стихотворец обрекает его (сон) на жизнь «в томах тяжелых», а не в ветре.
Книга «не стряхнет листа» с ветки, а ветер умрет в тяжелой словесной оправе… Но автор не обвиняет поэта. Поэт не выбирает: путь предопределен. Навсегда простер глухие длани Звездный твой Пилат и участь Художника – сочетание несовместимого всегда противоречие: ветер его снов неясен, а слова, понятные людям, способны нарисовать момент «сна», но не передать его движение – движение ветра…
И – пик стихотворения: автор его и Сергей Есенин сливаются в единое. Теперь строка звучит молитвой, а не рассуждением: Или, Или, лама савахфани, Отпусти в закат. «Боже! Зачем ты меня оставил?» - эти слова кричал Иисус на кресте, эти же слова повторяет Поэт. Он молит о вечном закате, неизменяемом ничем земным, том самом закате, что у Булгакова назван «покоем» - просит о возвращении в истинный дом
Мастера, Художника, Творца… Путь художника перед нами – от юношеского восторга перед собственным могуществом до зрелого крика о бессилии. Остается лишь добавить, что стихотворение написано двадцатидвухлетним поэтом, который не только знал о предначертанности Пути, но и угадывал его – наверное, поэтому творчество Есенина, несмотря на раннюю его смерть не «раннее», а полное, и стихи двадцатых годов мы называем «зрелыми». Он знал и хотел успеть совершить все задуманное Он успел все.
И отправился «в закат», не прощаясь, но говоря: «До свиданья». Край любимый! Сердцу снятся Скирды света в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле,
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. <1914> РАЗМЕР: 4х-стопный хорей отклонения: пиррихий: В зеленях твоих стозвонных. пиррихий придает По меже, на переметке, стихотворению Резеда и риза кашки. легкость и
И вызванивают в четки напевность + Ивы – кроткие монашки. на интонац. уровне отражает переход Курит облаком болото, от восторж. Гарь в небесном коромысле, возгласов к размышлению и Затаил я в сердце мысли. обратно Чтоб скорей ее покинуть. спондей: нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление) РИФМА: полная, женская ( как народный стих), перекрестная * Фонетические средства: аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон – [р][ш][ч=тш]
– 2ая строфа сонорные + шип. (свист.) [б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме [р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить) ассонанс – [о] - 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор [у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха) * Морфемные средства: префиксные: сто-звонные постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото *Лексические: специальные – риза, четки (+ монашки => вера)
Окказионализмы – лонные воды Диалектные – зеленя – озимь * Сравнения: развернутое: И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки. Прямое: ивы – кроткие монашки Отрицательное – нет Существительное в тв. п.: Курит облаком болото * Олицетворения: сердцу снятся, ивы вызванивают * Метафоры: скирды солнца, гарь в небесном коромысле *
Гипербола: * Литота: * нет * Оксюморон: * Перифраз: * Эпитет А) метафорический: зелени стозвонные, >> лирических => Б) изобразительный: небесное коромысло => искренность В) лирический: край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна * Метонимия: * НЕТ * Синекдоха: * Поэтический синтаксис:
А) градация: Б) повторы: нет В) эллипсис: нет Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.) * Рит. приемы: А)восклицание: край любимый! Б) вопрос: нет В) умолчание: нет
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |