Реферат по предмету "Литература"


Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка"

ГЕРОИНЯ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО ГРОЗА , БЕСПРИДАННИЦА , СНЕГУРОЧКА Два емкиххудожественных символа скрепляют смысл Грозы . Первый - заглавный,мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе иразбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини.Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и еемогила.


Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вотглавное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-подпалки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавалаавторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей впокаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грехеще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказалсяу нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее,


сказалась ее надежда намилосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.Катерина -истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторогопорядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективноего поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличнойсилы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она имысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила и чтобезосновательно


приписал ей Добролюбов . Но свободно отдавшись впервыепосетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой инеподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни аКатерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического иживого в этом мире в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него сталауходить свобода, т.е.


сама жизнь.В сорокаоригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нетгероев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральноеместо в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души.Катерина Кабанова - лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают схарактером Ларисы Огудаловой из Бесприданницы . Основанием длясравнения являются любовные страдания, равнодушие


и жестокость окружающих и,главное, гибель в финале. Но и только. По сути характеров Катерина и Лариса,скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины цельностихарактера, способности на решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Номир Бесприданницы иной, нежели в Грозе в 1878 году,когда написана пьеса, в


России утвердился капитализм. В Грозе лишьначало его. Купцы Грозы только становятся буржуазией, этопроявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают,мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить своиустремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются, утверждаетсяобман и лицемерие Кабаниха, Варвара , которые так противны


Катерине. Лариса -тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимыедля Катерины.Прежде всего,Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищетвозвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге,ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и еекумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин


Паратов еще хуже. Неопытностьмолодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия,как бабочку пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы,образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест вотличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях натура. Слабая нетолько для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, нодаже для того,


чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни,которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная,как сказал о своей бедной Лизе Карамзин кстати, недаром Лариса наряжается во 2акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии , душою и телом Ларисасама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевногохолодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.Весенняя сказка


Снегурочка 1873 в силу своей фольклорной формы удалена отсоциальной реальности российского общества времен и Катерины, и Ларисы, но всилу этого же обстоятельства пьеса многое объясняет в представленияхОстровского о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. В Снегурочке две героини, обе испытывают любовные муки, нопо-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные типы женскиххарактеров.


Купава во многом похожа на Катерину, роднит их горячеесердце так называется другая пьеса и тоже о любви и сердечных мукахмолодой купеческой дочки . Главное для них - любовь, в которой единственномогут проявить они свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Ноизбранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волеваяи незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком Лелем Купава находит утешениеи счастье в браке.


Иное делоСнегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, девически чиста ее душа , ей странно, что передрались всепарни за нее . Когда Купава упрекает ее в том, что Снегурочка разлучила еес женихом - Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для своего характерафразу Снегурочка чужая вам . Она чужая не только любвеобильнойподружке и ее изменчивому избраннику, но и всему


миру беспечных берендеев, длякоторых любовь - главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все этополучает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери,повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дарлюбви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своейстрасти.


Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешивается мифологическаясила, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в стремленииобрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает. Последний монолог ееполон глубокого смысла великий дар природы, способность любить двойственна,Купаву она приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки оборачиваетсягибелью.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура таможенной службы Украины
Реферат Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД
Реферат Производство по делам о нарушении таможенных правил
Реферат Система тарифообложения на таможенный неторговый оборот
Реферат Современные технологии производства строительных материалов. Проблемы таможенного контроля
Реферат Способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах
Реферат Таможенные пошлины и таможенная политика
Реферат Субъекты таможенных правоотношений
Реферат Субъекты таможенного оформления, их права и обязанности
Реферат Таможенный контроль Российской Федерации
Реферат Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе
Реферат Таможенный брокер
Реферат Таможенное декларирование и контроль
Реферат Субъекты в таможенном деле. Таможенный режим
Реферат Таможенная политика Республики Казахстан