Реферат по предмету "Литература"


"Фауст" Гете

Иоганн Вольфганг Гте 1749-1832 ФАУСТ Фауст Гте- одно из выдающихся художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни. Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства, для отдыха и развлечения. В произведениях такого рода поражает особенная глубинна постижения жизни и несравненная красота, с какою мир воплощн в живые образы. Каждая их страница таит для нас необыкновенные красоты,


озарения о смысле некоторых жизненных явлений, и мы из читателей превращаемся в соучастников великого процесса духовного развития человечества. Произведения, отличающиеся такой силой обобщения, становятся высшим воплощением духа народа и времени. Более того, мощь художественной мысли преодолевает географические и государственные рубежи и другие народы также находят в творении поэта мысли и чувства, близкие им. Книга обретает всемирное значение. Произведение, возникшее в определнных условиях и в определнное время,


несущее на себе неизгладимую печать своей эпохи, сохраняет интерес и для последующих поколений, потому что человеческие проблемы любовь и ненависть, страх и надежда, отчаяние и радость, успех и поражение, рост и упадок- вс это и многое другое не привязано к одному времени. В чужом горе и в чужой радости люди иных поколений узнают сво. Книга приобретает общечеловеческую ценность. Создатель


Фауста Иоганн Вольфганг Гте 1749 - 1832 прожил на свете восемьдесят два года, наполненных неустанной и разнообразной деятельностью Поэт, драматург, романист, Гте был также неплохим художником и весьма серьзным учным- естествоиспытателем. Широта умственного кругозора Гте была необыкновенной. Не было такого жизненного явления, которое не привлекло бы его внимания.


Гте работал над Фаустом почти всю свою творческую жизнь. Первый замысел возник у него когда ему было не многим больше двадцати лет. Закончил он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работы до е окончания прошло около шестидесяти лет. Больше тридцати лет заняла работа над первой частью


Фауста, которая была впервые опубликована целиком в 1808 году. К созданию второй части Гте долго не приступал, занявшись ей вплотную в самые последние годы жизни. В печати она появилась уже после его смерти, в 1833 году. Фауст - поэтическое произведение особого, чрезвычайно редкого стилевого строя. В Фаусте есть сцены реально - бытовые, как, например, пирушка студентов в погребке


Ауэрбаха, лирические, как свидания героя с Маргаритой, трагические, как финал первой части - Гретхен в темнице. В Фаусте широко использованы легендарно - сказочные мотивы, мифы и предания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальные человеческие образы и вполне жизненные ситуации. Гте прежде всего - поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного Фаусту по всеобъмлющему характеру его поэтического строя.


Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описание природы, народный юмор - вс это наполняет поэтические строки универсального творения Гте. Основу сюжета составляет легенда о средневековом маге и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нм стали складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла книга История доктора


Фауста, известного волшебника и чернокнижника , автор которой неизвестен. Он написал свое сочинение в осуждение Фауста как безбожника. Однако при всей враждебности автора в его сочинении проглядывает истинный облик замечательного человека, который порвал со средневековой схоластической наукой и богословием с целью постигнуть законы природы и подчинить е человеку. Церковники обвинили его в том, что он продал душу дьяволу.


Порыв Фауста к знанию отражает умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, получившей название эпохи Просвещения или века Разума. В восемнадцатом веке в борьбе против церковных предрассудков и мракобесия развивалось широкое движение за изучение природы, постижение е законов и использование научных открытий на благо человечества. Именно на почве этого освободительного движения и могло возникнуть произведение, подобное


Фаусту Гте .Эти идеи имели общеевропейский характер, но были особенно характерны для Германии. В то время как Англия пережила свою буржуазную революцию ещ в семнадцатом веке, а Франция прошла через революционную бурю в конце восемнадцатого века, а в Германии исторические условия сложились так, что из- за раздробленности страны передовые общественные силы не могли объединиться для борьбы против отживших социальных установлений.


Стремление лучших людей к новой жизни проявлялось поэтому не в реальной политической борьбе, даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной. В Фаусте Гте выразил в образной поэтической форме сво понимание жизни. Фауст - несомненно живой человек с страстями и чувствами, присущими другим людям. Но будучи яркой и выдающейся индивидуальностью Фауст отнюдь не является воплощением совершенства.


Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помериться с ним силой. Жизнь Фауста, которую развртывает перед читателем Гте это путь неустанных исканий . Отец Фауста был врачом, он привил ему любовь к науке и воспитал в нм стремление служить людям. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы юный Фауст, увидев, что отцовские средства не могут остановить поток смертей,


обратился с горячей мольбой к небесам. Но помощь не пришла и оттуда. Тогда Фауст раз и навсегда решил, что, бесполезно обращаться за помощью к богу. После этого Фауст посвятил себя науке. Эту предысторию Фауста мы узнам по ходу действия. С героем мы встретимся уже тогда, когда он проделал большой жизненный путь и пришл к выводу о напрасных своих стараниях.


Отчаяние Фауста настолько глубоко, что он хочет покончить жизнь самоубийством. Но в этот момент он слышит мольбы людей и решает остаться жить. В критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель. Здесь надо вернуться к одной из сцен, предваряющих начало действия к Прологу на небе. В нм Господь, окружнный ангелами, встречается с


Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла, происходящую в мире. Мефистофель полностью отрицает за человеком какие- либо достоинства . Господь признат что человек далк от совершенства, но вс же в конечном счте способе выбраться из мрака. В качестве такого человека Господь называет Фауста.


Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека. Появление Мефистофеля перед Фаустом не случайно. Мефистофель совсем не похож на чрта из наивных народных преданий. Образ, созданный Гте, полон глубокого философского смысла. Гте однако не изображает Мефистофеля исключительно воплощением зла.


Он в самом деле дьявольски умн. Мефистофель не дат Фаусту успокоиться. Толкая Фауста на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждает лучшие стороны натуры героя. Фауст, требуя от Мефистофеля исполнения всех его желаний, ставит условие Едва я миг отдельный возвеличу, Вскричав Мгновение, повремени - Вс кончено, и я твоя добыча, И мне спасенья нет из западни.


Первое, что он ему предлагает посетить кабачок, где пируют студенты. Он надеется, что Фауст, попросту говоря, предастся пьянству и забудет о своих исканиях. Но Фаусту компания забулдыг противна, и Мефистофель терпит сво первое поражение. Тогда он готовит ему второе испытание. C помощью колдовских чар возвращает ему молодость. Мефистофель рассчитывает, что молодой Фауст предастся чувствам.


Действительно, первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в е объятиях найдт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чрт оказывается побит. Если поначалу отношение


Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется вс более истинной любовью. Гретхен- прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом е жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю е жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического


исхода их любви. Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает сво падение. Изображая героиню так, Гте наделил е чертами, типичными для женщины в его время.


Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место. Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды с е мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречнной на гибель. Не могли принять как должное последствия е любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось


Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребнка, совершнное Гретхен. Ради любви к Фаусту она идт на грех, на преступление. Но это надорвало е душевные силы, и она лишилась рассудка. Сво отношение к героине Гте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что


Гретхен вс равно осуждена. Но в это время раздатся голос свыше Спасена. Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела е к гибели. Гибель Гретхен- трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечнной в круг


страшных событий. Гибель Гретхен- трагедия не только для не, но и для Фауста. Он любил е всеми силами души женщины прекрасней чем она для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен. Гте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решнным и трудным вопросам жизни.


Вторая часть Фауста - один из образцов литературы идей. В символической форме Гте изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества. Во второй части Гте больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы. Таков вопрос о главном законе развития жизни. Глубоко убежднный в материальности мира,


Гте вместе с тем считал, что движение жизни определяется духовными силами. Глубоко перестрадав гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. Сначала мы видим его на государственном поприще. Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Вызванный посредством магии образ Елены Прекрасной возбуждает в нм желание увидеть е воочию.


Елена прекрасная служит Гте символом его художественного идеала. Но идеал возник не сразу, и поэт создат целый акт трагедии, чтобы показать, как в мифах и легендах Древней Греции рождалось понятие о прекрасном. Параллельно возникает тема. Книжный учный Вагнер создат в лаборатории искусственного человека Гомункула. Он сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда как


Фауст достигает цели. Фауст и Елена воплощают два начала она- символ идеальной античной красоты, он- воплощение беспокойного романтического духа. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты родителей. Но такому существу не дано жить в нашем мире. Он слишком идеален для него и разбивается насмерть. Фаусту важно убеждение, что он нашл то, что искал.


Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Лишь тот, с кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Трагично, что высшую мудрость Фауст обретает лишь на исходе жизни. Он слышит стук лопат и думает, будто ведтся работа, намеченная им. На самом деле лемуры, подвластные Мефистофелю, роют


Фаусту могилу. После смерти Фауста, Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят е на небо, где ей предстоит встреча с душой Гретхен. Если весь путь героя является трагическим, это не означает, что жизнь его была пустой и бесплодной. Он мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил. Невозможно исчерпать вс богатство идей Фауста


Гте. Общий смысл Фауста как прекрасной драматической поэмы едва ли может вызвать сомнения. А.Аникст.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ бухгалтерского баланса ЗАО "ВяткаТорф"
Реферат Алгоритм определения динамических характеристик гидроупругих систем для управления гидросооружениями
Реферат Сигнали цифрового лінійного тракту
Реферат Навыки и умения
Реферат Эффективная годовая процентная ставка, ее значение в принятии финансовых решений
Реферат Intellectual, cultural and social life
Реферат ППЗ автотранспортного горіння легкових автомобілів
Реферат Активізація пізнавальної діяльності учнів на уроках англійської мови у старшій школі
Реферат План урока геометрии. Тема: Свойство медиан треугольника
Реферат Арсений Мацеевич
Реферат Налогообложение в сфере малого бизнеса, УСНО
Реферат Разработка урока на тему: "Подготовка агрегатов для высева семян свеклы"
Реферат Формы физического воспитания в программе общеобразовательных школ
Реферат Проектирование отделения вакуумной сепарации титановой губки на базе АО "УК ТМК"
Реферат Правовое регулирование международного правового судоходства