Министерство среднего образования Российской ФедерацииСредняя школа 6 Преступление и наказание - роман-предупреждение Докладпо литературе ученика10 А класса Сеина СергеяКурчатов 1994 г. весь мир осужден в жертвукакой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубиныАзии на Европу. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические,вселявшиеся в тела людей Люди, принявшие их в себя, становились тотчас жебесноватыми и сумасшедшими.
Но никогда, никогда люди не считали себя так умнымии непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считалинепоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убежденийи верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали.Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном изаключается истина, и мучался, глядя на других, бил себя в грудь, плакал иломал себе руки.
Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считатьзлом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали другдруга в какой-то бессмысленной злобе Все и вс погибало. Язва росла иподвигалась дальше - такой Достоевский изображает сложную трагическуюкартину, напоминающую об апокалипсисе Библейском предсказании о конце света,обрыве истории человечества .
Он видел, как ломка, разрушая вековые устоиобщества, освобождала человеческую индивидуальность от культурных традиций,преданий и авторитетов, от исторической памяти. Личность теряла само ориентациюи попадала в слепую зависимость от самоновейшей науки, от последних слов идейной жизни общества. Человек, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайнеболезненные отношения с миром. Он оказывался беззащитным перед соблазном власти недоконченных идей, сомнительных общественных
теорий, которые носились вобществе России в прошлом, и будутноситься в будущем. Человек легкостановиться их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретают в его душедеспотическую силу и овладевают его жизнью и судьбой. Роман Преступление и наказание отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Его страшили всеусиливающаяся власть денег, падение нравственного ориентира, обилие преступлений,с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу.
И он настойчиво искалвыход из кричащих противоречий буржуазного общества. Писатель попытался решитьвопрос о пагубности анархического бунта, о возможности изменить существующиймиропорядок без революционных потрясений, путем перевоспитания человека черезпроповеди религиозного смирения и очищающего страдания. Он поставил и попыталсярешить также глобальные вопросы бытия, как жизнь и бессмертие, добро и зло вокружающем мире, вера и безверие, отношение общества к личности.
В романах иповестях Достоевского, в его публицистических выступлениях илитературно-критических статьях отразилась тревога писателя за судьбучеловечества, стремление предостеречь его от пагубных последствий учений, иныхрадетелей всемирного счастья, призывающих пожертвовать во имя торжестваабстрактных теорий миллионами жизней. Все эти идеи будут говорить, что они итолько они спасут мир и только они знают истину, но мир не может быть спасеннасильно. Задача не в простом соединении всех частей человечества и всех
делчеловечества в одно общее дело. Можно себе представить, что люди работаютвместе над какой-нибудь великой задачей и к ней сводят и ей подчиняют все своичастные деятельности но если эта задача им навязана, если она для них естьнечто роковое и неотступное, если они соединены слепым инстинктом или внешним принуждением,то хотя бы такое единство распространялось на все человечество, это не будетистинным всечеловечеством, а только огромным муравейником . Против такогомуравейника со всей силой восставал
Достоевский, видя в нем прямуюпротивоположность своему общественному идеалу. Его идеал требует не толькоединения всех людей и всех дел человеческих, но главное - человеческого ихединения. Достоевский видел, что человечество не может уйти с этого пути, путинасилия над личностью. И он предвидит апокалипсис, история подтверждает егоправоту. Сколько всевозможных идей пленяли ум человечества бонапартизм,большевизм, фашизм.
И что самое важное - эти идеи не умирают, а находят новуюпочву для процветания. На каждом витке истории появляются новые идеи, и они углубляют раскол в обществе. Этотраскол привел человечество к холодной войне , когда уже жизнь всегочеловечества находиться в руках одного человека. Люди, которых пленяли идеи,рукоплескали Сталину, Гитлеру и другим диктаторам. Неокрепшим разумомруководило белое братство .
По своему принципу, по идеи, ненужных и лишнихлюдей убивал Чикатило. Многие герои Достоевского существуют, видоизмененными внашем обществе. И поэтому нужно во чтобы то ни стало избавиться о любых формнасилия. Все эти прообразы героев Достоевского в нашей жизни дают возможностьназвать его произведения, не только Преступление и наказание -произведениями-предупреждениями.
Литература 1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание М. Художественная литература, 19902. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся10 классов средней школы. В 2-х частях.Часть 2 М. Просвещение, 19923. Соловьев В. Три речи в память Достоевского. Втораяречь М. Художественная литература,
19904. Якушин Н. Великий русский писатель М. Художественная литература, 1990
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |