СОДЕРЖАНИЕ I. Теоретическая часть 1. Барто для воспитания и развития дошкольников. 2. Краткие биографические сведения. 3. Обзор циклов для маленьких. 4. Юмор и лирика в стихах. II. Практическая часть 1. Выписать из «Программы обучения и воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе произведения
А.Барто для чтения и заучивания наизусть. 2. Барто. Список использованной литературы I. Теоретическая часть 1. Барто для воспитания и развития дошкольников. Агния Львовна Барто начала свой путь, в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных, а то и грустных настроений, боевая, трепетная,
содержательная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Вот стихотворения для самых маленьких: «Машенька», «Машенька растет», «Фонарик», «Игрушки». Каждая стихотворная «игрушка» Барто («Зайка», «Слон», «Деревянный бычок» и другие), как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же время преподает ему первые уроки нравственности. Растет человек, а дружба его с поэзией Барто не кончается.
Переступил он школу - его снова встречают стихи любимой поэтессы - «В школу», «Сережа учит уроки», «Лешенька, Лешенька», «Буква «Р», «Арифметика», «Что делать с Алексеем»… Так к каждому новому поколению Барто приходит заново, воспитывая и радуя, отдавая детям свой талант щедро, без остатка. Раскрыть внутренний мир советского ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные - вот что отличает
поэзию Барто. Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Барто явилась первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Сатира же с ее сарказмом, насмешкой, острым осмеянием, обличением пороков недоступна ребенку.
Поэзия Барто опровергла это мнение. Поэтесса понимает жизнь, и жизнь детских коллективов в особенности, как столкновение характеров, как борьбу. Конфликты в ее произведениях никогда не бывают надуманными, случайными. Они отражают жизненные коллизии, происходящие изо дня в день в школе, в семье, на улице. Ее первые сатирические стихотворения для детей - «Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка» - появились раньше аналогичных произведений Маршака («Кот и лодыри», «Мастер-ломастер», «Четыре конца» и др.).
Не сразу сатирические стихи Барто были поняты критиками, педагогами, родителями. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. «Разве допустимо писал один рассерженный папа чтобы книжка для маленьких вызывала слезы? Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство советского ребенка и травмировать его душу?» Речь шла о стихотворении «Зайка». Так в свое время упрекали С. Маршака за стихи про обезьянку из книги «Детки в клетке», так упрекали
А. Гайдара за трагическую гибель Альки. Барто возражает подобным критикам: «Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу». Поэзия Агнии Барто обостряет в детях восприимчивость к глубоким переживаниям, воспитывает в них качества борца со всем несправедливым, глупым, порочным, развивает в них, по ее выражению, «сердечную гражданственность».
Едва ли не впервые в детской литературе тех лет А Барто взялась за международную тему: она написала книгу для маленьких детей 'Братишки' (1927). Книга имела большой успех. Никогда раньше ребятам не говорили так понятно и просто о международном братстве, об интернационализме. Книга легко находила путь к сердцам советских ребят - им были близки и маленький индус, и китайчонок, и негритенок, которых ждала нелегкая жизнь, но которые еше из колыбельной
песни матери узнавали, что 'у тебя есть братья - ты не одинок Вслед за 'Братишками' появились 'Октябрьская звездочка' и 'Звездочка в лесу В поисках новых форм писательница удачно сочетала в этих книжках стихи с прозаическим диалогом. С первых шагов А. Барто почувствовала, что детский писатель не может не быть воспитателем. Искусство воспитателя - это большой талант. Еще Белинский утверждал, что детским писателем надо родиться.
А советский детский писатель впервые за всю историю литературы получил поистине необозримое поле деятельности - он воспитатель строителей нового, коммунистического общества. И весь свой талант поэта и воспитателя отдает А. Барто формированию нового поколения. Воспитательный метод А. Барто угадывается уже в ее первом драматическом произведении - театральном обозрении 'Миллион почтальонов Этот веселый, сатирический спектакль-игра был поставлен в 1934 году в
театре для детей. В спектакле участвовал и зрительный зал, делившийся на 'почтальонов' и 'корреспондентов Весело и наглядно спектакль учил ребят, что товарищеский смех хорошо излечивает недостатки. У сатирика для детей Агнии Барто есть свои последователи в нашей стране и за рубежом. Известно, что поэзия Барто пользуется большой известностью в других странах: уже в начале 30-х годов ее стихи стали переводиться в Англии, Германии и с тех пор обошли весь мир.
2. Краткие биографические сведения. А. Л. Барто (Гетель Лейбовна Волова родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринара, училась в балетной школе . Училась она в балетном училище, но ее привлекала поэзия, и в 1925 году А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли». Ее стихами заинтересовался А. В. Луначарский: пригласив начинающую поэтессу к себе, он посоветовал
ей писать для детей. Так и начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы - интернациональной темой. Первым мужем Агнии Львовны был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Гарик. Вскоре после его рождения супруги развелись.
Весной 1945 года Гарик трагически погиб в возрасте 18 лет. Катаясь на велосипеде, он был сбит грузовиком. Вторым мужем Агнии Львовны был советский теплоэнергетик член-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев, вместе с которым они прожили почти 50 лет. От этого брака у них родилась дочь Татьяна Щегляева.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970). Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, показывает любовь к детям и понимание детской психологии. В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям
нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи. Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша
Птицын вырабатывает характер» (1958), 10000 мальчиков (1961) [1]. Агния Барто – лауреат Сталинской и Ленинской премий, а также обладатель медали Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества». В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена
Международная премия им. Х.К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере. А. Л. Барто скончалась 1 апреля 1981 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. 3. Обзор циклов для маленьких.
Большое значение в культуре детства традиционно придается литературе для самых маленьких. Психическим особенностям возраста отвечают и система жанров (в ней преобладают произведения лирические и лиро-эпические), и общий стиль малышовой литературы, заключающийся в простоте и доступности текста для восприятия детей, в четкости и ясности мысли, в насыщенности слова и образа. Это литература, рассчитанная на чтение вслух, тем самым ее художественные особенности сближаются с
традициями устного народного творчества. Создавать произведения для малышей труднее, чем для читателей других возрастов, успех здесь достигается филигранным мастерством и уникальным, «детским» талантом писателя. Произведение для малышей часто представляется очень простым, чуть ли не примитивным, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приемов и средств . Обзор циклов для маленьких проведем по сборнику стихов, составленному самим поэтом, без соблюдения
хронологии, по разделам [3]. Это последний одноимённый авторский сборник стихов. Цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» - в этом разделе — стихи о раннем детстве. Основной жанр — лирика, освещенная улыбкой. Цикл стихов — «Игрушки» (1936), адресованный маленьким, оказался читаемым людьми всех возрастов. Стихотворение «Мячик» («Наша Таня громко плачет ») стало любимой шуточной песней туристов.
Цикл стихов «Вовка — добрая душа» (1962) дан здесь не полностью. Прозвище мальчика-героя этих стихов стало нарицательным. Стихотворение «Веревочка» (1940) легло в замысел кинофильма «Слон и веревочка», поставленного режиссером И. Фрезом в 1945 году. Раздел «Мы с Тамарой» составляют веселые стихи, посвященные детским характерам, поступкам, играм. Тут явно ощутим принцип поэта — нравственное воспитание ребенка средствами юмора.
Многие строки этих стихов вошли в обиход, стали поговорками: «Мы с Тамарой ходим парой», «Лешенька, Лешенька, сделай одолжение», «А болтать-то мне когда — мне болтать-то некогда» и другие. Стихотворение «Дом переехал» (1938) — написано на основе реального события — передвижения дома в Москве. Имя «героя» стихотворения «Наш сосед Иван Петрович», стало нарицательным. Известнейшие наши композиторы писали музыку к стихам
Барто. Музыку к стихотворению «Болтунья» (1934) написал С. С. Прокофьев. К стихотворению «Лешенька, Лешенька » — Д. Б. Кабалевский. Стихотворение «Снегирь» положен на музыку Н. Н. Крюковым. Завершается этот сборник тем же, чем и начинался — стихами для маленьких – раздел «И снова для маленьких». Здесь есть стихи очень давние, написанные еще до
Великой Отечественной войны («Уехали»), а есть и совсем новые («На даче выключили свет», «Двояшки», «Парашютистки», «В кошачьей неотложке» и другие). Стихотворение «Уехали» имеет примечательную историю. Дети любят читать его на утренниках. Любят исполнять и взрослые актеры. Вначале вместо последних восьми строк «Ребята вспомнили о нем » стихотворение кончалось совсем иначе — никто и не вспомнил о щенке, все уехали, и последними строками его были: «Такие грустные стихи читать
я не хочу » Лишь потом Агния Барто по просьбе читателей изменила конец. Однако она считала вполне закономерным, более того, подчас и необходимым и грустные концы в стихах, адресованных детям. Но все, же юмор в ее творчестве всегда преобладает. Не случайно «Медвежонок невежа», веселая «Сказка для маленьких и больших», заключает этот сборник. 4. Юмор и лирика в стихах. Определяющим в формировании молодой поэтессы оказалось влияние
В.В.Маяковского, Этим влиянием объясняется и преимущественно сатирическая направленность ее произведений, и пристрастие к стилистическим экспериментам: Барто резко меняет размер в пределах одного стихотворения (“Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду”), широко употребляет неожиданные эффектные рифмы, порой граничащие с каламбуром (“мне когда”—”некогда”; “Лида, мол”—”выдумал”). Эти поиски в области формы подчас негативно воспринимались критикой, и поэтессе приходилось доказывать
право на подобные эксперименты в детской поэзии. Барто никогда не увлекалась небылицами, “перевертышами» широко представленными в детской поэзии 20—30-х гг. В ее стихотворениях создаются сатирические и юмористические образы детей, высмеиваются самые разнообразные недостатки. К.Чуковский писал ей, поздравляя с 50-летием, в 1956: Даже когда Вы в своей книге высмеиваете какую-нибудь
Соню или Клаву, это воспринимается ими не как нудная нотация взрослых, а как дразнилка своей же подружки « » Вы разговариваете со своими Егорами, Катями, Любочками не как педагог или моралист, а как уязвленный их плохим поведением товарищ”. Плодотворным оказалось сотрудничество Барто с С.Я.Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в «излишней фльетонности».
Маршак требовательно, подчас придирчиво критиковал произведения Барто. По свидетельству самой Барто, она однажды предложила Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки». Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением, понравившимся ему был “Снегирь”.
Конец 20—30-х гг. — период расцвета дарования Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” — по сегодняшний день самое известное произведение Барто. В послевоенные годы Барто продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20—30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м
Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от “мелкотемья” и опасности “сбиться на боковую тропинку только словесных поисков”. В то же время тематический спектр произведений самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу требованиям времени, уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка — так возникает цикл “я расту”
(1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник “За цветами в зимний лес” (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался “непоэтическим”, и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения,
а на собственный поэтический опыт. Важное место в послевоенной деятельности Барто. занимает проект “Найти человека”. В 1947 г. Барто опубликовала поэму “Звенигород”, идиллически изображающую жизнь детей в детском доме. Значительный интерес представляет сборник “Переводы с детского” (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении
Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника — провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира. В 1976 г. Барто выпустила книгу “Записки детского поэта”, обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о “современности, гражданственности и мастерстве”, как о “трех китах”, на которых должна стоять детская литература.
Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою “детскость”, теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава “В защиту деда Мороза”). О том, как велико воздействие веселых стихов Агнии Барто на ее читателей, можно судить по такому, например, факту, приведенному в «Учительской газете»
от 6 апреля 1976 года: «Мальчик перенес несколько операций. Предстояла еще одна. Врач сказал, хорошо бы вытерпеть ее без наркоза. И мальчик согласился при условии, что во время операции ему будут читать стихи Агнии Барто». Творческое наследие Барто многообразно — от пропагандистских стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных лирических зарисовок.
Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно ее пристрастие к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: “Но, следуя за модой,//Себя не изуродуй”; “А если плата вам нужна,//Тогда поступку грош цена”; “Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про шестую’ // Так судачить не должны” и пр. Во многих произведениях Барто детская психология изображена тонко и с мягким юмором.
Таково стихотворение “Снегирь” (1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать “хорошим”, чтобы родители согласились купить ему птицу мучительно переживает эту необходимость (“И ответил я с тоской: — Я теперь всегда такой”). Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: “Значит, снова можно драться. //Завтра утром во дворе”. В стихотворении “Я выросла” (1944) девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою “взрослость”, все
же сохраняет трогательную привязанность к старым игрушкам. Все творчество Барто проникнуто убеждением в праве детства — как особого мира — на определенную независимость от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день. II. Практическая часть 1.
Выписать из «Программы обучения и воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе произведения А.Барто для чтения и заучивания наизусть. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М 2005 г.) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную
вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет [8, c. 5-10]. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: • ранний
возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста) - с помощью любимых иг¬рушек инсценировать стихотворе¬ния А. Барто (из цикла «Игрушки»), «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); • младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) - «Мишка», «Слон», «Лошад¬ка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;
Для заучивания наизусть - «Мишка», «Кораблик» ; • средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) - «Уеха¬ли», «Я знаю, что надо придумать», Для заучивания наизусть - «Я знаю, что надо придумать»; • старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - «Веревочка». 2. Составить конспект занятия по знакомству с произведением А.Барто. Анализ содержательного смысла и формирование познавательского интереса к стихам
А. Барто на уроках с применением игрового педагогического компонента. Литературоведческий анализ стихотворений: жанры, эмоциональный компонент и домашнее задание ученикам. Тема урока: исследование творчества А.Л. Барто Оборудование: - карточки формата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных стихотворений; - сборник стихотворений А. Барто для каждого учащегося. Ход урока 1. Организационный момент -
Сегодня на уроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха». Приведём краткое описание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на 6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь мухи, а дети должны указать, где она оказалась.
Цветной магнит показывает местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может быть и скрыто. 2. Проверка домашнего задания - Прекрасно, ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу «Поэтическая тетрадь». - Произведения какого жанра в нём представлены? - Стихотворения. На доске закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов и названия
произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука, Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка. - Прочитайте записи на доске. На какие две группы можно их разделить? - Фамилии авторов и названия произведений. Дети формируют группы. - Что теперь необходимо сделать для правильности оформления? -
Соотнести фамилию автора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновения разногласий обращаются к разделу учебника «Содержание». - Задание выполнено правильно. 3. Сообщение темы урока. - Сегодня мы будем исследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его сами по отрывкам из произведений: «У
Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…». - Агния Львовна Барто. На доске остаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются. - Мы проведём исследование - изучение творчества поэта.
Исследователь - прежде всего внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу. 4. Основной этап - процесс исследования. - Материал для нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре». Послушайте его. - У многих из вас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто. - Как же ей это удалось?
В чём секрет общения автора с читателем? - Чтобы приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе. - Как называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. ( интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожидания читателя и героя (совпадут или нет), проверим. -
Итак, прочитайте первое четверостишье. Когда мне было Восемь лет, Я пошла Смотреть балет. - Сколько лет было нашей героине? - Она моложе или старше вас? - А что представляет собой балетный спектакль? - Что же мы узнали о героине? - Маленькая девочка первый раз в театре. - Прочитаем следующий отрывок. Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы, Сняли тёплые платки. Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки. - В какое время года происходит действие? Докажите. - Впервые появляется предмет - герой этого стихотворения? Что это такое? - Номерок. - Читаем следующий отрывок. Наконец-то я в балете! Я забыла всё на свете! Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла, Наконец-то я в театре! Как я этого ждала! - Сколько в нём предложений? - Сколько восклицательных? Прочитайте их. - Для чего автор их использует? - Какие чувства переполняют девочку? - Волнение, предвкушение радости. - Трудно ли три помножить на три? - Почему девочка не смогла бы это сделать? - Какое слово повторяется в начале двух предложений? -
Для чего? - Долго ждала. Мечтала побывать там. - Продолжаем. Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке. - Что мечтает увидеть девочка? - Почему не смеет дышать? - Замерла от восторга, ждёт начала спектакля. - При этом наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.
Вдруг оркестр грянул в трубы! Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка. Вдруг вижу - нету номерка. - Отчего вздрогнули подружки. - Какой глагол использован для названия действия оркестра? - Грянул. - Как это понять? - Громко заиграл. - В какой момент напряжение достигает предела? - Вдруг вижу… Автор ставит тире - остановка, пауза. -
Что могла бы увидеть девочка? - А тут неожиданно… Нету номерка. (Улыбка читателя.) Фея кружится на сцене - Я на сцену не гляжу. Обыскала все колени - Номерка не нахожу! - Читатель видит два «спектакля». Один - на сцене - Прочитайте об этом. Всего 1 строчка. - А второй - что это? -
Поиск номерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки! - Интересует ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите. - Я на сцену не гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок) Может, он Под стулом где-то? Мне теперь Не до балета! - Прочитайте восклицательное предложение. - Напряжение снова нарастает.
Связано ли оно с тем, что девочка видит на сцене? - Нет. - Почему девочка так озабочена этой потерей? - Как объяснит потерю в раздевалке, получит ли одежду, вспомним - зима, в театре без родителей… - Можно ли понять её? - Да, ей всего 8 лет, испугалась, растерялась… Всё сильней играют трубы, Пляшут гости на балу, А мы с моей подругой
Любой Ищем номер на полу. - Как развивается действие на сцене? ( И чуть ранее) - А чем заняты девочки? - Очень ярко предстают наши два спектакля. Они противопоставлены. Высокое, прекрасное искусство балета с одной стороны, а с другой…. - А МЫ…. Где ищут номер? На полу (даже не на коленях). (Ещё один повод для улыбки.) Укатился он куда-то… Я в девятый ряд ползу. Удивляются ребята: -
Кто там ползает внизу? - Каким глаголом названо действие девочки, сколько раз он повторяется? - Сравни ранее два спектакля…. Гости пляшут… ползает внизу - Как вы думаете, что чувствует девочка, пока ищет номерок? - Обиду, досаду, злость, волнение… - Почему она их испытывает? - Мечтала увидеть балет, ждала этого, а тут… По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего: Я номерок везде искала И наконец нашла его. - Что же девочка видела в театре? - Я не видала ничего. - А на что надеялась, о чём мечтала? Ранее… - Но все-таки какое-то радостное событие произошло. - Девочка нашла номерок. Но тут как раз зажёгся свет, И все ушли из зала. - Мне очень нравился балет, -
Ребятам я сказала. - Как вы думаете, на что надеется девочка, когда находит номерок? - Посмотреть спектакль. - А что происходит? - Спектакль заканчивается и все уходят. - Что говорит героиня ребятам? - Видела ли она балет? - Почему соврала? - Стыдно признаться, досадно, что так получилось… - Что за балет показывали? Можно предположить? - «Золушка». -
Я думаю, что не спроста выбран этот балет автором. Наша героиня как Золушка, мечтала о прекрасном бале во дворце, да только в сказке все было волшебно, а сбылась ли мечта девочки увидеть прекрасный балет? - К сожалению, нет. И ей это очень обидно, но признаться она не хочет. Ожидания героини не оправдались. Вернёмся к названию.
А была ли она в театре? Да, нет, она пришла, но ничего там не смогла увидеть, и мы вместе с ней. Мы вместе с героиней и её подругой искали номерок. - Давайте подумаем, какова позиция автора этого стихотворения. Прочитайте третий вопрос. - Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? - Автор хочет что-то посоветовать девочкам. -
Как вы думаете, что? Ведь автор не высказывает своего мнения прямо, не делает вывода, и оставляет это право за нами. - Возможно, быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить… Агния Барто - чуткий и умный собеседник, поэт, который умеет говорить с читателем любого возраста - от малышей до мам и пап. 5. Подведение итогов урока - Произведения какого автора мы читали сегодня? - Какое стихотворение мы исследовали? -
О ком пишет Агния Барто в своих произведениях? Выставление оценок. Рекомендации для домашнего чтения. Список использованной литературы: 1. Жизнь и творчество Агнии Барто. (Сост. И.П.Мотяшов). М 1989. 2. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд испр. – М.: Издательский центр «Академия»,
1997. 3. Барто А.Л. Стихи детям М 1978 4. Барто А.Л. Немного о себе В кн: Вслух про себя М 1975. 5. Кузнецова Н.И Мещерякова М.И Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей М 1995. 6. Разушневич В.Л.Улыбнись на счастье: О стихах А.Барто М 1973. 7.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Ва¬сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд испр. и доп. — М.: Мо¬заика-Синтез, 2005. 8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М.:
Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |