Реферат по предмету "Педагогика"


Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка

Министерство образования и наукиУдмуртской Республики
Управление образования и семьиАдминистрации города Можги
Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад № 22
Реферат
«Роль театрализованных игр в развитиитворческих способностей детей»
 
Выполнила:
воспитатель
Решетникова
Татьяна Ивановна
Рецензент:
Латкина
Татьяна Анатольевна
г. Можга 2010 год

Содержание
 
Введение
1. Нормативно — правовое обеспечение.
2. Значение(философы, педагоги и психологи прошлых лет по теме).
I. Теоретическая часть
1. Актуальность (педагоги и психологи современности по теме, констатирующийэксперимент).
2. Описание 1 этапа диагностики.
3. Цель, задачи, гипотеза.
3.   Особенностисоставления перспективного плана работы.
II.  Практическаячасть
1.       Описание системыработы с детьми.
2.       Описание системыработы с родителями.
3.       Описание системыработы с педагогами.
Заключение
1. Вывод (описание 2 этапа диагностики).
2. Перспектива.
Литература
Приложения
 

Введение
 
1. В современном обществерезко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связаностремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а неспособность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первуюочередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенкаво вторичную ценность. Преобразования, происходящие в обществе, порождают вобразовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них являетсяразвитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольноговозраста.
В Конвенции ООН о правах ребёнкаговорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитиеличности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самомполном объёме.
Государства-участникипризнают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх иразвлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободноучаствовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства-участникиуважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной итворческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равныхвозможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
В концепции дошкольногообразования отмечается «Период от рождения до поступления в школу является, попризнанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительногофизического и психического развития ребёнка, первоначального формированияфизических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующейжизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периодаявляется то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментомдля приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоенияразличных видов деятельности».
В соответствии сКонцепцией дошкольного образовательного учреждения, реализация специфическихвозрастных возможностей психического развития происходит благодаря участиюдошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности, речевом общении,рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видовдеятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретенииими коллективного и свободного самостоятельного характера должны постоянно находитьсяв центре внимания педагогов.
Согласно «Критериямоценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» педагогидолжны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованнойдеятельности.
Из 1.1.Педагоги поощряютисполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях ипостановках, выразительное чтение на занятиях и др.)
Из 1.2. Развивают у детейв соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно ираскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Т 1.3. Побуждают детей кимпровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.
Т 1.4. Учат детейразличать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей,передаваемые различными средствами драматизации (педагог демонстрирует спомощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр. и предлагаетдетям определить его состояние; используя кукольный персонаж, ребёнокпроизносит одну и ту же фразу с разной интонацией, а другие дети угадываютхарактер и настроение персонажа).
Т 1.5. Предоставляютдетям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числесюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.).
Т 2. Педагоги приобщаютдетей к театральной культуре
Т 2.1. Знакомят детей сустройством тетра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.(организуют посещение театра, показывают слайды, диафильмы и пр.).
Т 2..2 Рассказывают детямо театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театрезверей, клоунаде и пр.)
Т 2.3. Знакомят детей сразными видами кукольных театров би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым идр.
Т 3. Педагогиобеспечивают условия для взаимосвязи театрализованной и других видовдеятельности в педагогическом процессе (используют игры- драматизации на занятияхпо развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы,организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному трудуизготавливают атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.)
Т 4. Педагоги создаютусловия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставятсовместные спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуютвыступления детей старших групп перед малышами и пр.).
В 7 Взаимодействуя сдетьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности.
Таким образом, работа поразвитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр строитсяв соответствии с нормативно-правовыми документами.
2. История театра уходиткорнями далеко в глубь тысячелетий. Театр, в отличие от зрелищных игрищ, не толькоразвлекает зрителя, но и ставит перед ним вечные вопросы. Плача и смеясь вместес артистами, зритель приходит к решению важных для себя внутренних вопросов,изменяясь сам и меняя мир вокруг себя. Анализ литературы показывает, что первыетеатральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании бытадворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множествотаких примеров. В «Воспоминаниях» М. Ф. Каменской с красочностью и обилием деталейтак описаны семейные спектакли: «В зале давались вечеринки, маскарады испектакли. Спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либоименин. Виновник торжества, «именинник», всегда был глубоко тронут сюрпризом, иблагодарил родных-актеров со слезами на глазах. Хозяева театра, папенька с маменькой,блаженствовали уже потому, что к ним собрались милые им люди, и что удалось ихповеселить». Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует отом, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играливажную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральномуискусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но ивоспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий егомир. «Светлой радостью детства» назвал свой театр марионеток великий русскийпоэт М.Ю.Лермонтов. По воспоминаниям современников пятилетний Михаил Лермонтовувлекался лепкой из красного воска. Военные колесницы, боевые слоны вызывалиискреннее восхищение всех обитателей барского дома. Но однажды Мишель решил«оживить их». И с этого момента началось его увлечение театром марионеток.Возможность действовать с куклами-марионетками приводила мальчика в восторг,доставляя ни с чем не сравнимую радость. Движение порождало сюжет и вскоре он началсам сочинять истории, которые тут же и разыгрывал перед присутствующими. Такихпримеров из жизни замечательных обычных детей можно привести много, но все онибудут свидетельствовать об огромном значении театрализованной деятельностиорганизованной в семье для развития и воспитания ребенка. Один из первыхпедагогов, К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образоввоображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильныенеподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в игре намноговыразительнее, чем в повседневной жизни. О значимости театрализованнойдеятельности в развитии личности ребенка говорили многие педагоги и психологипрошлого. Известный российский просветитель Н.Ф.Бунаков, на основании своегоопыта, утверждал, что «театр будет полезен помимо всяких нарочитых поученийживыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение,тяжёлые и безотрадные думы». В конце ХIХ — начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношениек театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетическоговоспитания. Этому во многом способствовали общефилософские работы передовыхотечественных мыслителей, придававших исключительно важное значение проблемамформирования творческой личности, исследования психологических основтворчества. Именно в эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяеви др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных еговыражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, являетсяего задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабскогопринудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия. «Необыкновеннаялюбовь детей к театру и их страсть к самостоятельному разыгрыванию всевозможныхролей, — писал известный американский ученый Стенли Холл, — является для наспедагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которуюможно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоватьсяею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождаетсяв жизни людей вновь открытая сила природы». Исследования психолога Н.Н. Бахтинапоказали значимость театрального творчества. Он считал: «Для детей,воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольныйтеатр, комический театр Петрушки, теневой театр, театр марионеток, где возможнапостановка пьес сказочного, исторического, этнографического и бытовогосодержания. Игра в таком театре способна наполнить свободное время ребёнка до12-летнего возраста, в нём можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируясвои любимые сказки, повести, сюжеты, и режиссёром, и актёром, и мастером рукодельником».В работах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, посвященных выявлению возможностейразвития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особаяроль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром,являющимся синтетическим видом искусства. Так Л.С.Выготский определяетдраматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенныйвид детского творчества. А.Н.Леонтьев относит игры-драматизации к своеобразной«предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развиваюттворческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.
Таким образом, из выше сказанногоможно сделать вывод, о важности театрального искусства в развитии личностиребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуальногои художественно-эстетического, нравственного воспитания. Театрализованнаядеятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний иэмоциональных открытий
 

I. Теоретическая часть
Изучениепсихолого-педагогической и методической литературы, передового опытапоказывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практическийопыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы,связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представленыв работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской,А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой,Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др. Под театрализованными играмиученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известныесказки или театральные представления по готовым сценариям». Одно из первых инаиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видовкукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Караманенко. Благодаря выходуэтого пособия, а затем – работы Г. Генева, арсенал средств педагогическоговоздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров,что повысило активность привлечения самих детей к театрализованнойдеятельности. Е.Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаютсяот сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеютфиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемоедетьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью такихвыразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаютсяконкретные образы. В дальнейшем, благодаря специальным педагогическим исследованиям,проведенным Л.Вырошниной, Н.Карпинской,, Л.Фурминой и др., было установленоследующее. Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшегодошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызываютигры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством(Л.Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателяразыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшейгруппе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжатьзаниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможнакак самостоятельная (Сигуткина). Было установлено, что дети пятого года жизни впроцессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнениеролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшемдошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способамхудожественно-образной выразительности (Кофман). В этом же возрасте становитсявозможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованиемразных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а такжеиспользовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр(Л.Вырошнина).
Н.Карпинской быларазработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях: напервом этапе- дети коллективно воспроизводят текст сказки. на втором этапе — предлагаетсяодному ребенку читать за всех персонажей сказки. на третьем этапе – детивыполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.). на четвертом- осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. Е. Трусовой было такжеустановлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависитот ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. Впроцессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможностьподумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительновлияет на выразительность создаваемых образов. Интерес для практическихработников представляют и методические рекомендации по театрально-игровойдеятельности дошкольников, разработанные Л.П.Бочкаревой. На основе анализанаучной и методической литературы автор описывает виды театрализованныхпредметных игр и дает подробную характеристику каждому. Становится очевидным,что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга имогут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детскогосада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. В этих рекомендацияхзатронут еще один очень важный аспект в работе с детьми, связанный сизготовлением игрушек для театрализованной деятельности и созданияпредметно-игровой среды в группе и на участке. Анализ методической литературы иопыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельностиученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. Врезультате были найдены интересные методические приемы. Назовем некоторые изних: • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыгратьего; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но стеми же персонажами (О.Лагуткина); • предложить детям нетрадиционный наборкукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз иЛягушка, Снегурочка и Петушок (Т.Неменова); • предоставить возможность длявыполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злойсобаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима). Очевидно, что в настоящеевремя, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми потеатрализованной деятельности получила научное обоснование и методическуюпроработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самыхярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детямрадость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитиюребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетическойзначимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности поправу принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
2 Вместе с тем ныне вдошкольных учреждениях, развивающий потенциал театрализованной игрыиспользуется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащихдруг другу тенденций в способах её организации. Согласно первой тенденции,театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища»на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагоговзаучивать с детьми не только тексты, но и интонации, движения. Освоенные такимобразом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторуютенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствомвзрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с егостороны к театрализованной игре: дети предоставлены самим себе, а воспитательтолько готовит атрибуты для «театра». Следствием является почти полноеотсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у нихинтереса к деятельности и потребности в ней. Это противоречие может бытьразрешено при условии разработки системы занятий по театрализованнойдеятельности.
Вначале работы с детьмибыла проведена диагностика «Психомоторное развитие ребёнка» по методикеА.Бурениной и критериев оценки результатов театрально-игровой деятельности,разработанных Н.Ф. Сорокиной (приложение 4). Диагностика показала, что речь детейне достаточно выразительна, слабо используются детьми средства выразительности(мимика, жесты, движения), дети не умеют взаимодействовать с партнёром. Порезультатам диагностики высокий уровень развития театрально- игровойдеятельности отмечался только у 8% детей, средний -71%, низкий уровень развитияпоказали 21% детей, поэтому возникла необходимость создания системы работы поразвитию творческих способностей посредством театрализации.
3. Цель: развитиетворческих способностей детей средствами театрального искусства.
Для решения поставленнойцели сформированы следующие задачи:
1 Последовательнознакомить детей с видами театров.
2. Совершенствоватьартистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощьювыразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразнымижестами, речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.
3.Развивать пластическуювыразительность и музыкальность.
4. Воспитывать культуруповедения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность иконтактность в отношениях со сверстниками.
Гипотеза – если в развитии творческихспособностей детей использовать театрализованную деятельность, то формированиеэтих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.
4. Исходя из этого былразработан перспективный план работы с детьми 5-7 лет на факультативныхзанятиях «Юные актёры» на 2007-2010 учебные годы (Приложение №1).
Данное планированиеобеспечивает:
1.    Комплексный подход к организацииобщеобразовательного процесса;
2.    Высокий уровень развитиятеатрализованных знаний и умений;
3.    Создание условий для развитиятворческих проявлений детей;
4.    Оптимальную нагрузку на ребёнка сцелью защиты его от переутомления.
Система работы поразвитию творческих способностей детей посредством театрализованнойдеятельности строилась в соответствии со следующими принципами:
1. Принциппсихологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуютсебя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех,а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества(креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретениедетьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостногопредставления о мире – формирование научной картины мира, личностномотношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своейпрактической деятельности.
4. Принципвариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.
5. Принцип минимакса –учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёдсвоим темпом. В перспективном планировании включена работа над формированиемэмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.
 

II. Практическая часть
 
1.Реализацияперспективного планирования по развитию творческих способностей детейпосредством театрализованной деятельности осуществлялась в работе факультатива «Юныеактеры». Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитиетворческих способностей детей посредством театрализации. Реализуется через:
·         развитиепсихофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов(восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи(монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться,импровизировать, брать на себя роль).
·         участие детей втеатрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок,сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра(би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелёграфе, театр игрушки,пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).
·         обогащениетеатрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях,костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
·         изготовление иподбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек,костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления.
Реализация этих задач сучётом возрастных особенностей детей способствует их творческому развитию.
Работа с детьми.
«Театр – это волшебныйкрай, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»,- эти словаС.И. Мерзляковой, мы взяли за основу в работе по театрализовано-игровойдеятельности детей нашей группы… Система работы по организациитеатрализованной деятельности детей представлена в схеме (приложение10).Раскроем подробно реализацию каждого блока:
 
1.Игры
Любое факультативное занятиемы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых вигровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятия помогаетдошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Затемначинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционныйаппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок»и др. Большое место отводим формированию навыков общения и умению вести диалог.Для этого проводим такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапкимыли?», и др. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговоркипомогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материалиспользуется нами на каждом занятии.
В основную часть занятия включилиигры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающиммиром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственныепереживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводитсяразвитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощьюкоторых люди выражают свои эмоции.
Игры, используемые назанятии, мы объединили в несколько блоков.
Первый блок « Что такоетеатр?». На занятиях мы познакомили ребят с историей театра, профессиями людейработающих в нем. Дети с интересом слушали рассказ о различных театрах,рассматривали иллюстрации. Нами разработаны дидактические игры и наглядныйматериал к занятиям. Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитаниелюдей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.
Второй блок «Волшебныймир эмоций». Эти игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциямичеловека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых (приложений 5).Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции длявсех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя идать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развиваетсяспособность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.
Второй блок «Люблю своегогероя». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата,различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами,упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры (приложение 6). Одним извидов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:
Ø  раскрепощенияребенка, почувствовать возможности своего тела;
Ø  развитиявыразительности телодвижений;
Ø  развитиядвигательных способностей;
Ø  мышечной свободы,снять перенапряжение мышц (приложение 7).
В этот блок мы такжевключили игры на развитие выразительности речи. В процессе работы надвыразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируетсясловарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенкомроль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера переднеобходимостью ясно, четко, понятно изъясняться (приложение 8) .
Таким образом, использованныеигры и этюды помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстникамии взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству.
В третью часть занятия включаемигры- инсценировки, подготовку к театрализованным представлениям, кукольныйтеатр.
Игры-инсценировкипроводим в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения,прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми –сюжетно-ролевой игры детей.
Дословный пересказ текставыполняем вместе с детьми, берем на себя роль ведущего, а детям поручаем другиероли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносимсами, дети повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободномпересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра.Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известныедетям.
 Кукольный театр – этовид сюжетной «режиссерской» игры: Предлагаем детям произносить по ролям текстхудожественного произведения, заставляя одновременно действовать за героевэтого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемыхна пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используем какметодическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствоватьмелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управлениекуклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которыев обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себепроявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различнымэмоциям, чувствам, состояниям.
 
2. Театральныепостановки
Работу над постановкойтеатрализованного представления проводим в несколько этапов:
1.Подготовку ктеатрализованной деятельности начинаем с выразительного чтения произведения ибеседы о прочитанном. Выясняем не только содержание, но и отдельные средствавыразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, темлегче им будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому при чтениииспользуем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксическойвыразительности. Для лучшего понимания литературного текста используем прием«Нравственная лестница «. Дети располагают героев на лесенке по степени личнойсимпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношениядетей к персонажам по сравнению с ответами на вопрос взрослого. При рассматриваниииллюстраций обращаем внимание на эмоциональное состояние персонажей.
2. Второй этап –организационный. Даем детям право свободного выбора и добровольного участия вспектакле. Обсуждаем с детьми количество ролей, назначаем актеров, продумываемдекорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога идемократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности,возможности товарищей. Стараемся сделать это так, чтобы каждый ребенокчувствовал себя нужным и значительным в этой работе.
3.Следующий этап-предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольнуюпамять. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесносвязано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение ивоспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности.Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случаеего роль – образ выбранного героя.
Вначале фрагментыпроизведения используем как упражнения. Например, в сказке «Заюшкина избушка» детямпредлагается прогнать лису от лица медведя и петуха, после чего обсуждаем, ктоиз них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующийраз работу усложняем, предложив одному ребенку разыграть диалог двух персонажей(проговаривая слова за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно,дети учатся словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос и его привычкилегко узнавались всеми. Стараемся предоставлять детям больше свободы вдействиях, имитации движений.
В работе над ролью предлагаемдетям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения,например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются; продумыватьповедение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. Предлагаемвыбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрителидолжны догадаться, о чем идет речь.
Предлагаем детям менятьсяролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранногосогласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другимикачествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всестороннеоценить проблему, поставленную в произведении.
На этом этапе идет работанад сценической выразительностью: определение целесообразных действий,движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.
На наш взгляд именнопроцесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессеработы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходитразвитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных нормповедения, формируются высшие произвольные психические функции.
4. Организуем в группе«Творческую мастерскую», по возможности создаем необходимые костюмы илиэлементы костюмов, делаем декорации. украшаем помещение, где будет нашедействие, готовим подарки гостям. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенокдля изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертамидополняет, какое придумывает выражение лица и настроения куклы. По этимпризнакам можно судить об особенностям настроения самого ребенка, о егопсихологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает вкукле сокровенную часть себя.
Обсуждаем с детьми проектбудущей афиши, воплощаем свой замысел в коллективной работе. Работа вмастерской развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление.
5. Во время спектакля мыразыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты,разносим на подносах угощение гостям, при этом звучит музыка, царит праздник.Постоянными гостями наших представлений являются дети младших групп, родители,сотрудники детского сада. После спектакля проводим обсуждение, где детиоценивают свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно выяснитьнасколько критически они способны относиться к собственной игре. Направляябеседу в нужное русло, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, но втоже время похвалить детей, отметить наиболее интересные моменты выступления. Неоднократномы становились участниками городских конкурсов театральных постановок. Вприложении 9 указан перечень спектаклей поставленными нами в период 2006-2009годы. В 2009 году за участие в городском конкурсе театральных постановок сосказкой «Дюймовочка» наш творческий коллектив был награжден грамотой Управленияобразования и семьи в номинации за лучшее музыкальное исполнительство детей. РезвыхКсения и Турчинович Давид были отмечены грамотами за яркое воплощение роли.Данная театральная постановка была показана на канале ТНТ «Можга».
С целью осуществленияпреемственности, а так же обмена опытом между детским садом и школой проводимвзаимопосещения театрализованных представлении с первым классом «а» школы №8,приглашаем учеников на представление в наш детский сад, с удовольствием самиходим к ним на спектакли.
Таким образом,театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственнуюактивность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепоститьдвижения.

3. Занятия сэлементами театрализации
Из практики своей работысделали вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще ибыстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность сталазначительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольниковучебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и,следовательно не играют особой роли в его развитии. Например, знакомя детей спредставлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можноочень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просторазыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причемразыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее, и знаниягораздо прочнее.
Элементы театрализации мыстарались включить на разных занятиях: ознакомление с художественнойлитературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте,занятия по ИЗО.
Благодаря необычномусказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так какестественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляетдетей приложить максимум усилий для выполнения заданий.
 
4. Предметно-развивающаясреда
Для самостоятельнойтеатрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия.
Имеется уголоктеатрализованной деятельности в виде сцены (подиума) с занавесом. В нем широкопредставлены:
Ø  различные видытеатров ( би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе,баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр).
Ø  Реквизиты дляразыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски,игровой реквизит.
Ø  Атрибуты дляразличных игровых позиций:
— «актер» (костюмы,маски, куклы, театральный реквизит, грим);
— «режиссер» (декорации,различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты сзаписью музыки, театральных шумов, книги со сказками-аудиозапись);
— «зритель» (места длязрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит длябуфета);
— «оформитель» (видыбумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки,природный материал).
Таким образом, средаявляется одним из основных средств развития личности ребенка, источником егоиндивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственнаясреда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, ноявляется основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразнойформой его самообразования.
 
5. Работа с родителями
Творчеству детейспособствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников.Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны ктворчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя ворганизации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют всоздании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятамикостюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы,которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия втеатрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и кработе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлениикукол различных театров, декораций. Осенью дети с помощью родителей изготовили«Театр овощей» по сказке «Репка», куклы на деревянных ложках, из перчаток.
Целенаправленно совместнос детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещаюттеатры.
Для проведенияэффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условияхродители получают рекомендации в виде консультаций.
Все это способствуетрасширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьивзаимопониманию, сближает их. Со слов детей мы узнали, что во многих семьяхстали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачиваетсемью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Перспективный план работы сродителями приложение 2.
 
Работа с педагогами(приложение 3)
Работу по развитиютворческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесномконтакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, логопедом, музыкальнымработником, специалистом по ИЗО и родителями. В подготовке театрализованныхпредставлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателемИЗО готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях с логопедомдети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильнымречевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальныепроизведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своимопытом с коллегами, провели консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Кукольныйтеатр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка», была оформлена выставкаметодической литературы по теме «Виды театров» и проведена ее презентация. Спедагогами был проведен мастер-класс по постановке театрализованногопредставления на примере сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». В марте 2010 годапланируем выступить на совете педагогов с обобщением опыта работы и оформить выставку«Юные актеры».
 

Заключение
Для того чтобы проверитьэффективность работы была проведена промежуточная диагностика. В результатецеленаправленной работы по организации театрализованной деятельности детимогут:
Ø  Создавать образперсонажей, используя различные средства выразительности ( слова, мимику,жесты)
Ø  Взаимодействоватьс партнером
Ø  Действовать скукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками,сюжетными игрушками)
Ø  Легко погружатьсяв мир фантазий.
50 % детей показаливысокий уровень развития творческих способностей в театрализованнойдеятельности, 50 %- средний.
Таким образом, разработаннаянами система работы по театрализованной деятельности в детском саду оказаласьэффективной и способствовала развитию творческих способностей детей.
Работа с родителямиспособствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей идетей, позволяет им лучше понимать друг друга.
Благодаря проведеннойработе с педагогами, в детском саду стало традицией взаимопосещение театральныхпостановок.
В дальнейшем планируемпродолжить работу по развитию творческих способностей детей:
— пополнить уголоктеатрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;
— сделать традициейотмечание Дня театра;
— найти путивзаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих потеатрализованной деятельности, с целью обмена опытом.

Литература
 
1.   Акулова О.Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2.   Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.
3.   АртемоваЛ.В.Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.
4.   БуренинаА.И.«Театр всевозможного» С-П, 2002.
5.    Взаимодействиеискусств в педагогическом процессе/ Под ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М.,1989.
6.    Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
7.   Давыдов В.Г. Отдетских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование:Сб.научных трудов.-М.1992.
8.   Доронова Т.Н.Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детскомсаду.- 2001.-№2.
9.   Ерофеева Т.И.Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. — М., 1994.
10. Зверева О.Л.Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
11. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
12. Козлова С.А.Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
13. Менджерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
14. Мигунова Е.В.«Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
15.  Неменова Т.Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание.-1989.-№1
16. Петрова Т.И.Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
17. Реуцкая Н.А.Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
18. Шурочкина И.С.«Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» /«Справочник старшего воспитателя»№3-2008.
19. Экки Л.Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7
Приложения.
1.   Перспективныйплан работы с детьми 5-7 лет на факультативных занятиях «Юные актёры» на2007-2010 учебные годы.
2.   Перспективныйплан работы с родителями на 2009-2010учебный год.
3. Перспективный план работы с педагогами на 2009-2010учебный год.
4. Диагностика развития творческих способностей детей втеатрализованной деятельности.
5. Картотека игр и этюдов на развитие эмоций.
6. Картотека пальчиковых игр.
7. Картотека игр по ритмопластике.
8. Картотека игр для работы над выразительностью речи.
9.Список театрализованных представлений, поставленныхтеатральной студией «Юные актеры» за 2006-2010 учебный год.
10. Консультации для родителей.

Приложение
 
Перспективный планработы с родителями на 2009-2010учебный год.Месяц Мероприятия Сентябрь
Презентация программы факультатива «Юные актеры» (как часть родительского собрания)
Выставка овощей по сюжетам знакомых сказок Октябрь
Театрализованное представление «Кошкин дом» силами родителей.
Консультация: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности». Ноябрь Оформление папки-передвижки «Ты детям сказку расскажи» Декабрь
Показ театрализованного представления «Дюймовочка» для родителей.
Оформление фотостенда «Юные актеры» Март
Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки» (как часть родительского собрания)
Консультация «Поиграйте в кукольный театр дома». Апрель Оформление консультации «Жизнь…Игра…Театр» май День открытых дверей.

Приложение
 
Перспективный планработы с педагогами на 2009-2010 учебный год.
Месяц
Мероприятия Октябрь Консультация «Чем хороши театрализованные игры?» Декабрь Выставка методической литературы по теме «Виды театров» и ее презентация. Февраль Консультация «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка» март Оформление фотовыставки «Юные актеры» апрель Мастер- класс по постановке театрализованного представления на примере сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»
 

Приложение
 
Диагностика«Психомоторное развитие ребёнка» по методике А.Бурениной и критерии оценкирезультатов театрально-игровой деятельности, разработанных Н.Ф. Сорокиной (проведена в подготовительной группена 2009 – 2010 учебный год).
1.        Интонационнаявыразительность речи.
2.        Эмоциональность.
3.        Характерологическиеособенности детей (общительность, скованность).
4.        Творческиепроявления.
5.        Внимание.
6.        Память.
7.        Действия с кукольнымиперсонажами.
8.        Координация иловкость движений.
9.        Использованиевыразительных средств (мимика, жесты).
Диаграмма
/>

Приложение
 
Списоктеатрализованных представлений, поставленных театральной студией «Юные актеры»за 2006-2010 учебный год.Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот. группа
 «Колобок»
«Рукавичка»
«Под грибом»
 «Воробей»
 «Три поросенка»
 «Муха-цокотуха»
 «Случай на поляне»
 «Волк и семеро козлят»
 «Сказка о глупом мышонке»
 «Дюймовочка»
 «Лиса и волк»
 «12 месяцев»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Eminem Essay Research Paper White rap sensation
Реферат Shakespearean Tragic Heros Essay Research Paper The
Реферат Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
Реферат А как бы поступил Макиавелли?
Реферат Двойное оплодотворение
Реферат Home Sweet Home
Реферат Жилищный кодекс РФ
Реферат Расчет наивыгоднейшего режима резания. Кинематический анализ металлорежущего станка
Реферат Исследование санитарно-гигиенических показателей деятельности предприятия питания кофейня
Реферат Разработка технологической документации на изготовление женского платья-костюма для старшей возр
Реферат Европейский Суд по правам человека 2
Реферат Полномочия структура и организация деятельности судов общей юрисдикции
Реферат Технологии в производстве мониторов
Реферат Русские летописи как важнейший источник сведений о необычайных явлениях природы
Реферат Моё лето