Доклад на тему: «Основные принципы фотосъемки при естественном освещении». Освещение - распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и характеру светового потока. С одной стороны, освещение - техническое средство, необходимое для осуществления съемки, с другой оно одно из главных изобразительных средств, основа светотени, характера фотографического рисунка. По роду источников света различают естественное, искусственное и смешанное освещения.
Съемка при естественном освещении зависит от астрономических, метеорологических (погодных) условий, от дополнительного местного освещения, от особенностей окружающих предметов, влияющих на спектральный состав освещения (цветные рефлексы). Под астрономическими факторами подразумеваются географические координаты данного пункта, которые определяются широтой и долготой, высотой стояния солнца и связанными с этим периодами съемочного дня. В течение дня в зависимости от высоты солнца над горизонтом условия естественного
освещения значительно меняются. Происходит изменение спектрального состава света, что очень важно при цветной съемке. Съемочный день в зависимости от высоты солнца принято условно делить на периоды. Период низкого утреннего и вечернего освещения. Солнце стоит над горизонтом под углом от 0 до 15°. В это время происходит резкое изменение спектрального состава солнечного света и соотношений освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей по мере подъема солнца над горизонтом.
Горизонтальные лучи света оставляют длинные, вытянутые тени от объектов. Отчетливо выявляются рельеф местности, объем предметов, планы, воздушная среда. Но такие условия складываются лишь в ясную, безоблачную погоду. В пасмурную погоду съемка при низком стоянии солнца затруднена. Освещение делается невыразительным, так как отсутствуют контрасты и тени.
Период нормального дневного освещения. Солнце поднимается на высоту от 15 до 60° над горизонтом. В этот период наблюдается относительно равноценная освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей, незначительно изменяется спектральный состав освещения в светах и тенях. В безоблачную погоду объекты получают выразительный рисунок, так как светотень выявляет объемы, фактуру, подчеркивает пространство. Это наиболее благоприятный период для фотографирования.
Период зенитного освещения. Солнце поднимается над горизонтом под углом более 60°. При высоте солнца 70° наступают резкие контрасты освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальные поверхности объектов получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные. Это самый неблагоприятный период для фотографирования. Период сумеречного освещения. Глубина погружения солнца под горизонт составляет около 60°.
В период сумеречного освещения направленный свет отсутствует, земная поверхность и все объекты освещены рассеянным светом неба. Фотосъемка в сумерки производится для получения эффекта ночных снимков. В это время рекомендуется использовать дополнительное искусственное освещение. По характеру освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным (рассеянно-направленным). Направленное освещение создают прямой солнечный свет в ясный, безоблачный день.
Такое освещение создает на объекте съемки резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности оставляет в тени. На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится достаточно точно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.
Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света. Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего па ней отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передается только форма и цвет объекта.
Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским. Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными. Комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта. Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение
яркостей: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки. Варианты освещения. Важно различать следующие варианты освещения по направлению солнечных лучей относительно объекта съемки со стороны фотоаппарата. Фронтальное (переднее). Расположение и форма теней соответствуют общепринятому представлению о естественном освещении в природе.
Но интервал яркостей невелик. Глубина пространства передается только благодаря линейной перспективе. Наиболее благоприятна для цветных съемок безоблачная погода, так как открываются возможности получить живописные композиции различных цветовых отношений при небольшом интервале яркостей. Боковое и передне-боковое. Создает четкое чередование светов и теней, ярких и затененных участков. Получается пространственная картина с хорошо очерченными объемом и рельефом поверхностей объектов.
Это наиболее пластичное освещение. Контровое (контурное). Хорошо выявляет контур предметов благодаря тому, что возникает световое обрамление. При таком освещении наблюдается значительный контраст яркости между светами и тенями, так как вертикальные поверхности объектов, обращенные к фотоаппарату, освещаются более темной стороной неба, а на горизонтальных поверхностях, на которые свет солнца падает сзади, под углами, близкими к зеркальным, в результате направленного
рассеяния возникает яркий блик. Небо при съемке против света имеет очень высокую яркость и, чтобы уменьшить соотношение яркостей земли и неба, перед объективом фотоаппарата устанавливают оттененные светофильтры. Характеристика основных видов дневного освещения. Яркий солнечный свет очень популярен для фотографирования на открытом воздухе. Когда светит солнце, цвета получаются ярче всего.
Яркие краски, сверкающие блики и интересные тени, созданные сияющим солнцем, обеспечивают прекрасные снимки. Освещение на улице в дневное время суток весьма разнообразно. Иногда это сверкающий солнечный свет, который может падать на предмет спереди, сзади или сбоку. В другое время это может быть освещение без тени, как в пасмурный день, или сумрак лесной чащи. Знания о том, как оптимально использовать разнообразные световые ситуации, позволят вам делать фотографии
лучшего качества. Понимание особенностей освещения на улице раскроет перед вами больше возможностей для интересных снимков и увеличит ваши творческие способности. При съемке зимних сюжетов на снежном фоне при ярком свете солнца увеличьте экспозицию на 1 ступень относительно результатов замера экспозиции* экспонометром**. Благодаря этому, снег на ваших снимках получится белым, а не серым. Яркое солнце или солнце в легкой
дымке, обычные объекты съемки. Солнце сияет на чистом голубом небе или затянуто легкой дымкой. Солнечный круг при этом хорошо прорисовывается, хотя на небе могут присутствовать легкие облака. Тени резкие и четко очерчены. Определить экспозицию для обычных объектов, освещенных спереди в условиях яркого солнечного освещения или в тех случаях, когда солнца затянуто легкой дымкой, можно с помощью простой формулы: 1 / светочувствительность пленки * выдержка в секундах при f/16 Например, при съемке
на пленку чувствительностью ISO (ASA) 64, выдержка может составлять 1/64 секунды при диафрагме f/16. Нужно установить выдержку 1/60 секунды, т.е. ближайшее значение к 1/64 с. Эту формулу можно использовать при отсутствии экспонометра. Яркое солнце, солнце в дымке, объекты на фоне пляжа или снега. Условия для солнца и состояния неба те же самые, что и в предыдущем случае, но объекты находятся на фоне очень светлого песка или снега.
Поскольку эти яркие объекты отражают много света, рекомендуется уменьшить экспозицию на 1 ступень относительно базового значения экспозиции, определенного по формуле выше. Обратите внимание, что поправки к экспозиции относятся к описанным выше условиям освещения и значению экспозиции, рассчитанному по приведенной выше формуле. Это не относится к значению экспозиции, рассчитанному экспонометром.
Поскольку экспонометры, измеряющие отраженный свет, могут быть введены "в заблуждение" ярким фоном (песок или снег), правильное значение экспозиции можно определить лишь замерив освещенность вблизи самого объекта съемки. Если это сделать невозможно, будьте осторожны при установке значения экспозиции, определенного экспонометром, если это значение на 1 ступень меньше базового значения, рассчитанного для усредненного сюжета - объекта, освещенного спереди ярким солнечным светом или светом солнца, затянутого
дымкой. Если же показания экспонометра оказываются завышенными ввиду наличия яркого фона, возможно, лучше определить экспозицию в соответствии с рекомендациями, приведенными в данном разделе. Неяркий солнечный свет, солнце затянуто дымкой. Неяркое солнце или солнце затянутое дымкой создает равномерное освещение, что очень благоприятно для создания неформальных портретов. Тени при этом мягкие и людям легче сохранить естественное выражение лица, когда не нужно щуриться от
яркого солнца. Свет от солнца ослаблен плотным туманом и солнечный диск еле просматривается на сером небе. Тени от предметов почти невозможно различить. Такие условия можно считать идеальными для фотографирования людей.В условиях, когда свет от солнца, затянутого плотной дымкой, довольно слаб, базовое значение экспозиции, рассчитанное для яркого солнца, следует увеличить на одну ступень. Яркое солнце, закрытое облаком.
В том случае, если солнце закрыто отдельным облаком, теней практически нет и вы можете не думать о том, как правильно выбрать точку съемки, чтобы учесть направление освещения. Солнце спряталось за легкими облаками. Небо может быть полностью или частично затянуто облаками. Солнечный диск не виден, но можно однозначно локализовать его положение на небе. Тени отсутствуют. Хорошее освещение в условиях облачного неба требует увеличения экспозиции на 2 ступени
по сравнению с экспозицией при ярком солнце. Если объект съемки находится в тени предметов, закрывающих солнечный свет, то для правильного определения экспозиции можно воспользоваться показаниями экспонометра. В такой ситуации имеют место значительные перепады в освещенности предметов и экспозицию следует увеличить на 1-2 ступени по сравнению с освещением типа "открытая тень". Открытая тень. "Открытая тень" представляет собой вид освещения, когда объект съемки находится
в тени больших по размерам предметов, находящихся рядом, например, зданий или других строений. Однако при этом еще виден большой участок чистого неба. В ситуации "открытая тень" обычно требуется увеличивать экспозицию на 3 ступени по сравнению с ситуацией, когда объект освещен ярким светом солнца. Плотная облачность. Небо затянуто облаками, положение солнца определить невозможно. Освещение объекта равномерное, тени отсутствуют. При таком освещении экспозицию следует увеличить на 3
ступени по сравнению с ярким солнечным освещением.Не думайте, что самое удобное для фотосъемки время - это полдень. Длинные тени в утреннем тумане при низком положении солнца придают фотографиям ореол таинственности. Яркое солнечное освещение. Большинство фотографий вне помещения снимается в условиях яркого солнечного освещения. Преимуществом такого вида освещения является яркость и насыщенность цвета. Фотографии выглядят очень эффектно. Расчет экспозиции при таком освещении также прост, поскольку в
условиях солнечного освещения большинство предметов освещены одинаково хорошо и экспозицию можно не корректировать. Поскольку, как правило, вы фотографируете объекты при фронтальном освещении, то в течение большей части дня можно снимать при одних и тех же параметрах экспозиции. В ясный солнечный день проще всего снимать фронтально освещенные объекты. Солнце при этом находится за спиной фотографа или немного в стороне.
Если направление солнечных лучей не совпадает с направлением оптической оси объектива, на объекте возникают небольшие тени, придающие ему объемность. Особенности фотографирования человека при естественном освещении. Мы фотографируем людей на улицах городов и сёл, в парках и в скверах, у воды и высоко в горах, на стадионах и у архитектурных памятников где подчас условия съёмки не позволяют выбрать наилучшее освещение или дождаться подходящей погоды. Поэтому каждый раз, ориентируясь на возможности освещения, необходимо найти
соответствующую точку съёмки и положение фотографируемого человека в окружающем его пейзаже. При съёмке на улицах и площадях городов всегда следует учитывать экранирующее действие зданий и иных архитектурных сооружений, ограничивающих подсветку теневых участков объекта съёмки светом неба. Если необходимо сфотографировать человека или группу на фоне городского пейзажа (у памятника или здания), то желательно что бы солнечные лучи освещали лица переднебоковым светом.
Нельзя размещать людей в тени зданий так, чтобы их фигуры проецировались на ярко освещённую солнцем сторону здания, улицы или площади. Освещённость фона не должна быть выше освещённости лица и фигуры человека, иначе окружающий пейзаж не проработается на снимке или человек будет выглядеть на этом фоне тёмным силуэтом. При лобовом, переднебоковом и даже при боковом освещении людей можно фотографировать на фоне освещённых зданий и улиц, однако, чтобы избежать значительных контрастов, не следует использовать
в качестве фона тёмные здания и архитектурные ансамбли. На узких улочках при освещении солнечными лучами одной из сторон контраст светотени очень велик, поскольку подсветка неба почти полностью отсутствует. Поэтому лучше снимать на теневой стороне улицы, особенно в местах, расположенных напротив освещённых солнцем светлых зданий. Отражённый от стен зданий солнечный свет можно также использовать в качестве подсветки.
В этом случае основной светотеневой рисунок на лице фотографируемого будет образован прямыми солнечными лучами, а тени освещены отражённым от стен солнечным светом. Существенно влияет на освещение находящегося на улице человека и листва деревьев. В летнее время кроны посаженных вдоль улиц и бульваров деревьев не только экранируют свет неба, но и разбивают солнечный свет на бесчисленное количество отдельных бликов.
Так, в тени густых деревьев освещение носит характер рассеянного, ненаправленного, а в тени деревьев с редкой листвой пятна солнечного света из-за высокого контраста весьма затрудняют съёмку. Этими же особенностями отличается освещение в парках, в садах и лесах. Там, где деревья стоят вплотную друг к другу и их кроны соприкасаются, подсветка неба отсутствует, листва деревьев рассеивает свет в очень малой степени, и контраст между освещёнными и теневыми участками
на лице и фигуре человека при его освещении светом солнца оказывается чрезвычайно высоким. Воспроизвести столь значительный интервал яркостей объекта съёмки фотографическая эмульсия часто не в состоянии. Поэтому для съёмки в солнечную погоду следует выбирать либо обширные поляны (не менее 30 - 50 м. в диаметре), где нет деревьев с развесистой кроной, либо редколесье и лесной опушки. Условия фотографирования в парках и лесных массивах значительно улучшаются, если солнце закрыто лёгкими
полупрозрачными облаками или если пасмурно. И хотя освещённость под кронами деревьев сильно падает, одновременно снижается контрастность освещения, что весьма благоприятно отражается на снимках. На открытых пространствах, в поле, у берега моря, реки и т. д. контраст солнечного освещения значительно ниже, чем в лесу, хотя летом в полуденные часы он может достичь значительных величин. Снизить контрасты полуденного освещения, особенно в случае съёмки по направлению солнечных лучей, позволяет
использование подсветки, возникающей в результате отражения солнечного света от светлой поверхности песчаного пляжа или воды. При боковом солнечном освещении подсветка становится менее заметной. * Экспозиция - количество освещения, произведение освещенности на время освещения. ** Экспонометр - прибор для определения выдержки при съемке. Простейшими экспонометрами являются таблицы, основанные на учете условий съемки, и оптические экспонометры,
основанные на визуальной оценке яркости наиболее темных деталей объекта съемки. Источники: 1.www. foto.voronezh. ru 2.www. fotovid.narod. ru 3.www. maximum. ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |